Что такое КНИЖНЫЙ стиль?
Определить окраску слова. 10 слов:
планета, модулировать, собачка, лифтерша, жмот, местожительство
Что такое литературный стиль?
Литературный ЯЗЫК — это общеобязательный вариант национального языка, форма национального языка, принимаемая за образцовую; высшая наддиалектная форма существования национального языка, характеризующаяся обработанностью, полифункциональностью, стилистической дифференциацией и тенденцией к регламентации.
3. источники нормы современного литературного языка
Словари, учебная литература, грамматики, справочная литература, образцовые тексты.
4. проблема художественного языка?
Некоторые считают, что это один из функциональных стилей, а другие противопоставляют художественный стиль другим стилям, приводя следующие доказательства:
1) язык художественной литературы имеет эстетическую функцию, а другие стили — только прагматические функции;
2) в языке художественной литературы можно нарушать нормы литературного языка, а в остальных функциональных стилях — нельзя;
3) языку художественной литературы присуща открытость: в нем чаще встречаются просторечия и жаргонизмы, а в остальных стилях нелитературные заимствования нежелательны
Что такое КНИЖНЫЙ стиль?
Функциональные стили делятся на книжный и разговорный стили.
Книжный: научный, литературно-художественный, публицистический, официально-деловой стили.
6. признаки литературного стиля
Признаки литературного ЯЗЫКА:
1) нормированность
2) кодифицированность нормы
3) закрепленность в виде правил в изданиях, таких как словари, учебная литература, грамматики, справочная литература, образцовые тексты
4) поливалентность
5) наддиалектный характер
6) стилистическая дифееренцированность
7. основные черты рекламного стиля, придумать слоган гуманитарному образованию
— личностность и диалогичность;
— использование средств лексической выразительности (троп), таких как метафора, синекдоха и др.;
— напряженность, усиление ожидания;
— интертекстуальность и прецедентность рекламных текстов (использование цитат, пословиц);
— своеобразная аграмматизация рекламы;
— частое употребление некоторых синтаксических структур: безглагольные предложения, назывные/номинативные предложения, именительные конструкции, простые предложения, стилистическая пестрота, лаконичность, использование экспрессивных синтаксических структур;
1 вариант:
1. определите стилистическую окраску слов:
дерзать – книжн., высок.,
достояние — нейтр. или книжн.,
дылда — разг., сниж., отриц.
зазнаться — разг.,
малыш — разг.: человек маленького роста — прост. шутл., ребенок — разг., может быть с фам. оттенком, может быть ирон.
носок – уменьш.-ласк, если нос, разг. проф., если про крыло самолета, молоток; нейтр., если элемент одежды
неисполнение — офиц.,
ренегат — книжн., презр.
рефлективный — научн.,
сбегАть — разг., фам. и шутл.; спец. — вся накипь сбежала
2. каковы функции литературного языка
— объединяет нацию
— обеспечивает связь поколений
— является орудием духовной культуры
3. назовите 5 репрезентативных ИСТОЧНИКОВ норм современного русского языка
Словарь Ожегова, словарь Ушакова и т. д. Любые учебники и грамматики.
4. раскройте понятие экстралингвистических стилеобразующих факторов на примере любого функционального стиля
Публицистический стиль. Экстралингвистические стилеобразующие факторы:
1) массовость адресата (тексты публицистического стиля рассчитаны не на узкий круг людей, а обращены всему обществу, следовательно, невозможно учесть индивидуальные особенности восприятия);
2) оперативность информации;
3) актуальность информации (темы публицистических текстов: идеологические, политические, экономические, философские, морально-этические, вопросы воспитания, культуры, искусства, вопросы повседневной жизни — т. е. все они представляют интерес для общества);
4) обобщенность тем, освещенных в публицистических текстах;
5) оценочность, эмоциональность (острота высказывания, полемичность, открытая прямая оценочность);
6) призывность (цель публицистических текстов – убеждать читателя и воздействовать на его волю и чувства);
7) полемичность;
8) сочетание логичности и эмоциональности;
9) письменная и устная форма речи
5. что такое разговорный стиль
Разговорный стиль — это функционально-стилистическая подсистема русского литературного языка, которая обслуживает неформальные отношения носителей русского литературного языка в условиях межличностной коммуникации.
6. назовите основные жанры научной речи
Письменные: монография, статья, диссертация, научный отчет, тезисы, патент, учебник, аннотация, научная рецензия, научный реферат.
Устные: доклад, лекция, научная дискуссия
7. в чем разница между канцеляризмом и канцеляритом?
Канцелярит – это неуместное употребление единиц языка, имеющих ярко выраженную официально-стилистическую окраску, К. проникает из официально-делового стиля в тексты других стилей.
(термин введён К.И. Чуковским в книге «Живой как жизнь: О русском языке»)
Канцеляризмы – это слова, устойчивые словосочетания, грамматические формы и конструкции, употребление которых в литературном языке закреплено за официально-деловым стилем.
Таким образом, канцелярит – это название явления, а канцеляризм – это конкретное проявление канцелярита в тексте (слово, конструкция, грамматическая форма).
8. преобладание какой функции объединяет публицистический и официально-деловой стили
Функция сообщения
9. в чем состоит проблема ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТАТУСА языка худ литературы
Некоторые считают, что это один из функциональных стилей, а другие противопоставляют художественный стиль другим стилям, приводя следующие доказательства:
1) язык художественной литературы имеет эстетическую функцию, а другие стили — только прагматические функции;
2) в языке художественной литературы можно нарушать нормы литературного языка, а в остальных функциональных стилях — нельзя;
3) языку художественной литературы присуща открытость: в нем чаще встречаются просторечия и жаргонизмы, а в остальных стилях нелитературные заимствования нежелательны
10 важн. свойства рекламного текста; слоган, рекламирующий грамотную речь
— личностность и диалогичность;
– имплицитность/эксплицитность (!)
— использование средств лексической выразительности (троп), таких как метафора, синекдоха и др.;
— напряженность, усиление ожидания;
— интертекстуальность и прецедентность рекламных текстов (использование цитат, пословиц);
— своеобразная аграмматизация рекламы;
— частое употребление некоторых синтаксических структур: безглагольные предложения, назывные/номинативные предложения, именительные конструкции, простые предложения, стилистическая пестрота, лаконичность, использование экспрессивных синтаксических структур;