Школа науки управления (количественный подход)
Школа научного управления (Тейлор 1885-1920)
Представителем научной школы был Тейлор. Основные направления этой школы –это выделение производственного менеджмента , то есть выделяется наблюдения , анализ ручного труда в организации.
Принципы :
· Разделение труда
· Измерение труда
· Задачи и предписания
· Программы стимулирования
· Работа как индивидуальная деятельность
· Игнорирование профсоюзов
Ключевые идеи этой школы –это научные методы анализа работы при определении найлутших путей изготовления продукции .
Ставится акцент на задачах отбора и обучения работников, зарождения операций между рабочими и менеджером.
Классическая (административная)школа (Файоль , Вебер)-1920-1945 г
Представителем этой школы был Файоль . Выделяются следующие функции управления этой школы:
· Планирование
· Организация
· Распорядительство
· Контроль
Принципы этой школы:
· Разделение труда
· Дисциплина
· Порядок
· Полномочие и ответственность
· Единовластие
· Единство направления деятельности
· Подчинение личных интересов общин
· Централизация
· Иерархия управления
· Справедливость
· Стабильность рабочего места
· Корпоративный дух
Впервые в этой школе были выделены основы менеджмента и обусловлены теоретические аспекты менеджера как организатора.
Ключевые идеи:
· Иерархия решает взаимоотношения между должностями
· Централизация-решение на высших уровнях управления
· Правила и регуляторы
· Специализированные деятельности в каждой должности.
3Школа человеческих отношений (Мейор , Фолет)=1930-1950 гг
Представители этой школы Мейор и Фолет и согласно этой школы выделяются консультации с работниками, то есть они выходили из того , что внимательное отношение к людям повышает производительность труда.
Принципы этой школы-работники мотивируются социальными потребностями и чувствуют свою индивидуальность благодаря своим отношением с другими работниками. Работникивоспринимают социальное влияние группы равным их.
Ключевая идея- восприятия равновесия между технической и соц. сторонами организаций .
4Школа поведенческих наук(1950=..
Представители этой школы МакГрегор и Герцберг . впервые выделяется ф-я мотивация –это процесс побуждения работников деятельности
Выделяются содержательные и процессные теории мотивации. Содержательные –это Маслоу, МакГрегор, Герцберг
Процессные-это Портер-Лоулер, Брум , Адамс . Среди наиболее крупных фигур более позднего периода поведенческого направления (с 1950 г. по настоящее время) такие ученые, как К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг. Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникации в организациях, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.
Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. Основной целью школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Главный постулат состоял в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности и работника, и организации. Однако в некоторых ситуациях данный подход оказывался несостоятельным.
Школа науки управления (количественный подход)
Представители этой школы являются математики Джеймс Марч, Герберт Саймонт , Бирг, Акофор и др. Представители этой школы рассматривали управление как логический процесс , который может быть выражен в математической форме.
Разработка концепций управления основуется на применение математического аппарата , при котором достигается интеграция математического анализа при субъективных решений менеджера(иммиграционные модели , уравнение Гренда, методы анализа в условиях неопределенности .
Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:
· выработку и постановку цели;
· изучение проблемы на основе получаемой информации;
· выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;
· обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения;
· конкретизацию решения для его исполнителей.
Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения: принятие решения; реализация решения.
На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.
На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.
На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.
Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но содержит в себе вероятность ошибок и неопределенность.
Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.
Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:
· выработку и постановку цели;
· изучение проблемы на основе получаемой информации;
· выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;
· обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения;
· конкретизацию решения для его исполнителей.
Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения: принятие решения; реализация решения.
На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.
На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.
На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.
Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но содержит в себе вероятность ошибок и неопределенность.
Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.
Содержание методов экспертных оценок заключается в следующем
I. Создание групп. Для организации проведения экспертных оценок создаются рабочие группы, в функции которых входят проведение опроса, обработка материалов и анализ результатов коллективной экспертной оценки. Рабочая группа назначает экспертов, которые дают ответы на поставленные вопросы, касающиеся перспектив развития данной отрасли. Количество экспертов, привлекаемых для разработки прогноза, может колебаться от 10 до 150 человек, в зависимости от сложности объекта.
II. Формулирование глобальной цели системы. Перед тем, как организовать опрос экспертов, необходимо уточнить основные направления развития объекта, а также составить матрицу, отражающую генеральную цель, подцели и средства их достижения. При этом в ходе предварительного анализа совместно с группой специалистов определяются наиболее важные цели и подцели для решения поставленной задачи. Под средствами достижения цели понимаются направления научных исследований и разработок, результаты которых могут быть использованы для достижения цели. При этом направления научных исследований и разработок не должны пересекаться друг с другом.
III. Разработка анкеты. Заключается в разработке вопросов, которые будут предложены экспертам. Форма вопроса может быть разработана в виде таблиц, но содержание их должно определяться спецификой прогнозируемого объекта или отрасли. При этом вопросы должны быть составлены по определенной структурно-иерархической схеме, т.е. от широких вопросов к узким, от сложных к простым.
При проведении опроса экспертов необходимо обеспечить однозначность понимания отдельных вопросов, а также независимость суждений экспертов.
IV. Расчёт экспертных оценок. Необходимо провести обработку материалов экспертных оценок, которые характеризуют обобщенное мнение и степень согласованности индивидуальных оценок экспертов. Обработка данных оценок экспертов служит исходным материалом для синтеза прогнозных гипотез и вариантов развития отрасли.
Окончательная количественная оценка определяется с помощью четырех основных методов экспертных оценок и множества их разновидностей:
1)метод простой ранжировки (или метод предпочтения);
2)метод задания весовых коэффициентов;
3)метод парных сравнений;
4)метод последовательных сравнений.
Метод простой ранжировки заключается в том, что каждого эксперта просят расположить признаки в порядке предпочтения. Цифрой один обозначается наиболее важный признак, цифрой два – следующий за ним по важности и т.д. полученные данные сводятся в следующую таблицу.
Метод задания весовых коэффициентов заключается в присвоении всем признакам весовых коэффициентов. Весовые коэффициенты могут быть проставлены двумя способами:
1) всем признакам назначают весовые коэффициенты так, чтобы суммы коэффициентов была равна какому-то фиксированному числу (например, единице, десяти или ста);
2) наиболее важному из всех признаков придают весовой коэффициент, равный какому-то фиксированному числу, а всем остальным – коэффициенты, равные долям этого числа.
Обобщенное мнение экспертов также получаем с помощью методов математической статистики по формулам (2.1 – 2.5).
Метод последовательных сравнений заключается в следующем:
1) эксперт упорядочивает все признаки в порядке уменьшения их значимости: А1>A2>…>An ;
2) присваивает первому признаку значение, равное единице: A1=1, остальным же признакам назначает весовые коэффициенты в долях единицы;
3) сравнивает значение первого признака с суммой всех последующих.
Метод парных сравнений
Согласно ему все признаки попарно сравниваются между собой. На основании парных сравнений путем дальнейшей обработки находятся затем оценки каждого признака.
6. Вклад Укр в развитие управленческой мысли.
В Развитие управленческой науки существенный вклад сделали украинские ученые Остап Герлецкий, Михаил Павлик, Драгоманов, Зибер, Гулак Бараноовски.
Современная модель менеджмента в Укр формируется на принципах исследования эволюции управленческой мысли, школы и обобщения опыта развитых стран, в глубинных традициях управлен деятельности укр организаций. Искусство управления в Украине меняется, а точнее развивается непременно. Однако увидеть эти изменения в обыденной жизни непросто даже в условиях рынка. В связи с закономерным возвышением качества управленческой деятельности руководителя овладение все новыми положениями науки управления и образцами искусства управления становится объективной необходимостью для каждого.
Во-первых, это диктуется объективно необходимым процессом расширения самостоятельности предприятий, фирм и соответствующим повышением роли руководителей. В условиях рынка от принятия ими решений зависит успех предприятия.
Во-вторых, постоянно растет уровень специальной подготовки всех работников, которые подчиняются руководителю. Усиливается их творческий настрой. И здесь на первое место выдвигается проблема формирования творческого микроклимата в коллективе, а это слагаемые и науки, и искусства управления.
И, наконец, в-третьих, нарастание динамизма в управлении социально-экономическими процессами в Украине требует от руководителя не только своевременной переориентировки своего личного управленческого замысла, но и упреждающих действий. И в ближайшие годы и в отдаленной перспективе перед руководителями всех уровней будет возникать множество практических вопросов, которые можно решить только путем органического соединения науки управления и искусства хозяйственного руководителя.