III.Закрепление нового материала

Ход урока

I.Орг. момент.

Просмотр зрительного ряда, с заданием: дать знак (например, поднять руку) когда увидят смену образов.

Обсуждение, сравнительный анализ данных картин. Что же отличает представленные в видеоряде картины?

Учащиеся отмечают явное отличие: оптимизм, духовную гармонию в образах XVIII века и черты растерянности и пессимизма, страдания, душевного разлада в образах, созданных позднее.

Учитель: Каковы же причины появления нового героя? Оправдались ли надежды просветителей?

II.Объяснение новой темы

Давайте обратимся к истории Франции. Чем же были вызваны и что принесли народам наполеоновские войны? (Войны носили захватнический характер, в результате происходило установление экономического и политического господства в Европе, устранение феодальных законов и раздробленности.)

Какие причины привели её к крушению?(Поражение Наполеона в войне с Россией и рост национально-освободительного движения народов.)

Что же происходит после крушения наполеоновской империи? (Монархи объединяются в Священный союз (Австрия), вновь возвращаются «феодальные перегородки», закрывается множество университетов, восстанавливается инквизиция.. Как следствие, подавляются свобода слова и печать, для предотвращения революционных движений.)

Какие цели ставил перед собой Священный союз?

1820 год – восстание в Испании.

Показ слайда: картина Ф. Гойя «Расстрел повстанцев в ночь со 2 на 3 мая 1808 года»

Среди европейской интеллигенции водворяется пессимизм, мировая скорбь. Это разочарование вызвало появление нового героя.

Дж. Байрон выразил чувства своего поколения в литературе, создав образ гениального мыслителя, не находящего себе места в действительности. Это бунт романтического героя против обывательщины.

Слайд Д. Трескур «Джордж Гордон Байрон в Греции»или К.Д. Фридрих «Путешественник над морем тумана»

Какой бы мы не взяли романтический тип художника или литературного произведения, мы увидим глубокое разочарование в жизни, идеалах, истории.

Против Священного союза рождался и великий союз народов. Приближалась буря. Её бетховенские аккорды стучались в дверь старого континента.

Показ слайда Э.Делакруа «Свобода, ведущая народ на баррикады». Одновременно звучит музыка Л. Бетховена «тема Судьбы»

из 1 части симфонии №5

Вопросы: (Ответы учащихся, результаты заносятся в таблицу)

Что проповедовали поэты, художники, композиторы романтики?

Что легло в основу романтического искусства?

Какие темы и проблемы были близки романтикам?

Ответы учащихся, результаты заносятся в таблицу

Вывод: Основная и ведущая тема – разлад между человеком и средой, мечтой и действительностью. Господство чувств, страстей, стихийных сил.

Романтический герой, разочарованный в благах цивилизации, отвергает повседневную жизнь общества как бесцветную и прозаическую и стремится уйти от действительности.

Мы проследим

3 пути, по которым идёт романтическое искусство:

1. Бегство героя в прошлое, (чаще всего в Средневековье, идеализация старины.)

2. Бегство в экзотические страны, где можно отрешиться от капиталистической действительности. Интерес к природе, нравам, фольклору далёких стран.

3. Бегство в сферу чистого вымысла, грёз, духовных видений, фантастики.

III.Закрепление нового материала

Дополнительный материал для составления вопросов о содержании произведений эпохи Романтизма.

1Обращение к кульминационным, драматически острым моментам современной истории.

2.Тема трагической участи художника-творца в капиталистическом обществе.

3.Автобиографическая тема в творчестве романтиков

4.Тема романтической любви.

5.Создание психологического портрета, выявление яркой индивидуальности, напряжённой духовной жизни человека, показ особых состояний души. Природа даётся как контрастный фон для переживаний человека.

Наши рекомендации