Изобразительное искусство. Романтические тенденции заявили о себе и в живописи
Романтические тенденции заявили о себе и в живописи. Начало романтизма во французской живописи связано с творчеством Теодора Жерико(1791–1824). Одна из главных его работ – полотно «Плот «Медузы», на котором изображены люди, потерпевшие кораблекрушение и затерянные среди океана. Эта картина – манифест романтизма в живописи. Жерико уже был свободен от классицистического влияния и деления сюжетов и жанров на возвышенные и низменные. Поэтому художник нашел героическое и значительное в реальной жизни. И в новом искусстве он воплотил исключительную напряженность действия, которая ломала уравновешенность композиции, делала неровным рисунок. Художник находит для ее выражения стремительный ритм, интенсивность контрастов светотени. Этому способствует насыщенная живописность цвета.
Замечательнейшее явление романтизма – живопись Эжена Делакруа (1798– 1863), часто писавшего полотна на мотивы поэзии Байрона и создавшего ряд исторических композиций. Шедевр его творчества – картина «Свобода, ведущая народ», написанная в разгар революционных событий 1830 г. и воплотившая бунтарский пафос, характерный для романтизма. Делакруа отверг ака-демические догмы, но не изменил тяге к античному искусству. В этой картине соединены черты современной парижанки с классической красотой и могучей силой Ники Самофракийской.
С 20-х гг. XIX в. Делакруа стал признанным лидером этого направления. Отстаивая неограниченную свободу творчества, романтики стремились к напряженно-выразительной, взволнованной передаче натуры. Страстный темперамент, неуемная фантазия выражены художником в произведениях, воссоздающих образы истории, Востока, классической и современной ему литературы. Это «Алжирские женщины» и лучшая из его исторических работ – «Взятие крестоносцами Константинополя».
Делакруа считается создателем исторической живописи Нового времени.
Архитектура.
В архитектуре ХIХ в. романтизм, не создал собственной школы, однако в индустриальных странах, особенно в Англии, начинает быстро развиватьсяпромышленная архитектура. Построенные в 30–40-е гг. вокзалы, мосты фабрики подчас предвосхищали решения, характерные для конца ХIХ в. Искусствоведы считают, что в английском зодчестве утвердился романтизм, создав внушительный и импозантный неоготический стиль. Причем, в стиле готики в Англии строились и церкви, и жилые дома, и общественные здания.
В середине ХIХ в. архитекторами Ч. Бэрри и О. Пьюджином был сооружен грандиозный ансамбль лондонского Парламента, в который была включена средневековая капелла Генриха VII. Это эффектное и величественное сооружение на берегу Темзы стало органической частью английской столицы.
В 1861 г. в Лондоне было построено еще одно романтическое здание – Хрустальный дворец (главный павильон на Всемирной выставке).
Театр.
Становлению прогрессивно-романтического театра во Франции способствовало творчество таких прогрессивных писателей, как Сталь, Стендаль, Гюго, Мериме.
Вершина драматургии – драмы В. Гюго, в которых ярко проявились черты прогрессивного романтизма (страстный гуманизм, обличение правящих классов, сочувствие простым людям, стремление к исторической правде, высокая поэтичность). Лучшие его пьесы – «Марион де Лорм», «Эрнани», «Король забавляется», «Мария Тюдор», «Рюи Близ».
Наиболее значительный успех имели актеры Фредерик Леметр, Пьер Бо-каж и Элиза Рашель (1821–1958), которая возродила в разгар романтизма классицистическую традицию, подчеркивая в трагедиях великих классиков тираноборческие мотивы.
В начале XIX в. на театральных подмостках Англии преимущественно ставились классические и переводные пьесы. Выдающимся актером был Э. Кин – представитель романтического направления, для исполнительской манеры которого характерны мощь, свобода от сковывающих норм классицизма.
В Германии первой четверти ХIХ в. театр развивался в романтическом русле. Писатели-романтики А.В. и Ф. Шлегели, Л. Тик, Г. Клейст, Э. Т. А. Гофман утверждали синтетическую природу театрального искусства, они отрицали стилизацию, бытовизмы, они признавали тех актеров, игра которых отличалась внутренней правдой, темпераментом. Лучшими актерамив это время были И. Флекк и Л. Девриент.
Особенно яркое выражение романтизм получил в балете. Романтический балет сформировался во Франции на рубеже второй трети XIX в. и получил распространение по всей Европе.
Таким образом, в целом романтизм способствовал более углубленному
философскому познанию, многостороннему художественному обобщению
процесса развития человека и мира со всеми свойственными им противоречиями. Он обогатил культуру непреходящими по своему значению духовными
ценностями и проложил новые пути для ее развития.
2. Реализм в художественной культуре Европы
В XIX в. впервые в истории человечества устанавливается всемирная система хозяйствования и в сферу общественного производства включаются самые различные пласты действительности. Соответственно расширяется и предмет искусства: в него втягиваются, приобретая эстетическую ценность и общественные процессы (социологический анализ), и тончайшие нюансы человеческой психологии (психологический анализ), и природа (пейзаж), и мир вещей (натюрморт). Претерпел глубокие изменения и главный предмет искусства – человек, общественные связи которого приобретают всеобщий, поистине всемирный характер. Все эти изменения вызвали к жизни новый тип художественной концепции мира, воплотившийся вреализме, который сформировался как направление в 30–40-е гг. XIX в.
В реалистическом освещении явления действительности предстают во всей их сложности, многогранности и богатстве эстетических свойств. Принципом обобщения становится типизация. Правдивость деталей и показ типических характеров, действующих в типических обстоятельствах, – главный принцип реализма. Реализм не противостоял романтизму, он был его союзником в борьбе против идеализации буржуазных общественных отношений, за национальное и историческое своеобразие произведений искусства (колорит места и времени).
К середине столетия реализм становится господствующим направлением в европейской культуре.
Реализм возник во Франции и Англии в условиях утвердившихся капиталистических отношений. Социальные противоречия и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих писателей-реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.
Литература.
Образцом реалистической поэзии ФранцииXIX в. был поэт Пьер Жан де Беранже (1780–1857). Он выступил еще в период наполеоновской монархии и в 1813 г. в песне «Король Ивето» осуждал военные авантюры Наполеона и его налоговую политику.
Блестящим представителем критического реализма был Стендаль (собст. Анри Бейль, 1783–1842). Преклонение писателя вызывали люди с активным, сильным характером. Таких героев он увидел среди деятелей Возрождения («Итальянские хроники»), у Шекспира, среди современников.
Один из замечательнейших романов Стендаля – «Красное и черное» (1830). В романе «Пармская обитель» писатель осуждает реакционную эпоху, предопределившую трагизм умных, талантливых, глубоко чувствующих людей.
Вершина, высшая точка развития западноевропейского реализма – творчество Оноре де Бальзака (1799 –1850). По замыслу Бальзака его главное произведение – эпопея «Человеческая комедия» должна была состоять из 143 книг, отражающих все стороны жизни французского общества. Этому титаническому труду Бальзак отдал все свои силы, он создал 90 романов и новелл.
В этой эпопее романы связаны общим замыслом и многими персонажами. В нее вошли такие романы, как «Неведомый шедевр», «Шагреневая кожа», «Евгения Гранде», «Отец Горио», «Цезарь Бирото», «Утраченные иллюзии», «Кузина Бетта» и многие другие.
Мастером новеллы был Проспер Мериме (1803–1870), выдающийся писатель-реалист. Его новеллы лаконичны, строги, изящны. В них действуют сильные и яркие характеры, цельные натуры, способные к сильным чувствам — «Кармен» (послужила основой для одноименной оперы Бизе),«Коломбо», «Фаль-коне». Даже в тех новеллах, где писатель изображает романтических героев и романтические ситуации, действие переведено не в романтическую плоскость, а дана реалистическая мотивировка.
В связи с изменением политической позиции буржуазии после революции 1848 г. и отказом ее от сотрудничества с рабочим классом в литературе Франции складывается новый тип критического реализма – писатели отказываются от создания могучих образов, а понятие типического сводится к наиболее распространенному, заурядному. В целом искусство еще больше приближается к жизни.
Крупнейшим представителем нового этапа реализма был Гюстав Флобер (1821–1880). Противоречивым было отношение писателя к социальным слоям населения: буржуазию он всю жизнь ненавидел, к народным массам относился презрительно, политическую деятельность считал бессмысленной. Поэтому Флобер призывает художника «уйти в башню из слоновой кости», служить красоте. Несмотря на несостоятельность такой позиции, Флобер дал замечательное критическое изображение буржуазной пошлости, не оставшись в стороне от общественной борьбы. Одно из выдающихся произведений Флобера – роман «Мадам Бовари. На исторические сюжеты написаны романы «Саламбо», «Легенда о святом Юлиане Милостивце» и «Иродиада», в которых с научной объективностью восстановлена обстановка отдаленных эпох. Писатель достиг скрупулезной точности воспроизведения реалистических деталей, глубины психологического анализа, раскрываемого путем внутреннего монолога.
Антибуржуазная направленность, острота социального анализа характерны и для Ги де Мопассана (1850–1893). Лучшие его произведения – романы«Жизнь», «Милый друг», «Монт-Ориоль», «Пьер и Жан». Мопассан – мастер новеллы и рассказа. Писатель стремился противопоставить правду естественных чувств человека духовному убожеству, корыстолюбию буржуа-собственника, его лживой морали.
Литература Англии. Шотландского писателя Вальтера Скотта (1771–1832) сближал с романтиками интерес к Средневековью. В начале творческого пути он занимался сбором шотландского фольклора, писал романтические поэмы. Всемирную известность принесла ему реалистическая проза.
Вальтер Скотт – создатель жанра исторического романа, сочетающего романтические и реалистические тенденции. Гибель шотландского родового клана отображена писателем в романах «Веверлей», «Роб Рой». Романы «Айвенго», «Квентин Дорвард» рисуют картину средневековой Англии и Франции. Романы «Пуритане», «Легенда о Монрозе» освещают классовую борьбу, развернувшуюся в Англии в XVII–XVIII вв.
Один из великих художников мировой литературы – Чарльз Диккенс (1812– 1870), он основоположник и лидер критического реализма английской литературы, выдающийся сатирик и юморист. В раннем его произведении «Записки Пикквикского клуба» изображена еще патриархальная Англия.
Уже в следующем романе «Приключения Оливера Твиста» изображен капиталистический город с его трущобами и жизнью бедняков. Писатель, веря в торжество справедливости, своего героя заставляет преодолеть все препятствия и добиться личного счастья.
В конце XIX в. реалистическое направление английской литературы было представлено творчеством главным образом трех писателей, завоевавших мировую известность: Джона Голсуорси (1867–1933), Джорджа Бернарда Шоу (1856–1950), Герберта Джорджа Уэллса (1866–1946).
Так, Д. Голсуори в трилогии «Сага о Форсайтах» и «Современная комедия» дал эпическую картину нравов буржуазной Англии конца XIX – началаXX вв. раскрыв губительную роль собственничества как в общественной, так и частной жизни. Им написаны драмы. Занимался он публицистикой, где отстаивал принципы реализма. Но в трилогии «Конец главы» проявились консервативные тенденции.
Д. Б. Шоу – один из учредителей и первых членов социалистического «Фабианского общества», создатель драм-дискуссий, в центре которых – столкновение враждебных идеологий, бескомпромиссное решение социально-этических проблем («Дома вдовца», «Профессия госпожи Уоррен», «Тележка с яблоками»). Для творческого метода Шоу характерен парадокс как средство ниспровержения догматизма и предвзятости («Андрокл и лев», «Пигмалион»), традиционности представлений (исторические пьесы «Цезарь и Клеопатра», «Святая Иоанна»).
Г. Д. Уэллс – классик научно-фантастической литературы. В романах «Машина времени», «Человек-нивидимка», «Война миров» писатель опирался на новейшие научные концепции. Проблемы, возникающие перед людьми в связи с научно-техническим прогрессом, писатель связывает с социальными и нравственными прогнозами развития общества
В последней трети XIX в. мировое звучание приобретает литература скандинавских стран. Это прежде всего произведения стран норвежских писателей Генрика Ибсена (1828–1906), Бъернстъерна Мартиниуса Бьернсона (1832–1910), Кнута Гамсуна (1859–1952).
В своих остросатирических драмах «Кукольный дом» («Нора»), «Привидения», «Враг народа» Г. Ибсен призывал к эмансипации человеческой личности от лицемерной буржуазной морали. Его произведения — одно из высших достижений реалистической западноевропейской драматургии.
Основоположник норвежской драматургии и критического реализма – Б. М. Бьернсон (лауреат Нобелевской премии 1903 г.). Свои социально-критические взгляды он отразил в драмах «Банкротство», «Свыше наших сил», в стихах.
Перу К. Гамсуна принадлежат психологические романы «Голод», «Мистерии», «Виктория», в которых изображен бунт личности против обывательской среды. Труд земледельца воспет им в пьесе «Соки земли», за которую Гамсун получил Нобелевскую премию в 1920 г.
Музыкальное искусство.
В Италии в XIX в. в условиях политической реакции опера проявила себя как самый массовый и демократический жанр театрального искусства. Вершина реализма в музыкальном оперном искусстве XIX в. – творчество великого итальянского композитора Джузеппе Верди (1813–1901), тесно связанное с итальянским освободительным движением («Набукко», «Ломбардцы в первом крестовом походе»). В таких оперных произведениях, как«Эрнани», «Макбет», «Битва при Леньяно», выражен протест против всякого насилия и угнетения. Представления опер Верди, проникнутых идеями борьбы за освобождение и объединение Италии, сопровождались бурными патриотическими манифестациями.
Шедевры оперного реализма – оперы Верди «Аида», «Отелло» и «Фальстаф». Это музыкальные драмы с непрерывным развитием действия. Сцены построены свободно, с гибким переходом от речитатива к монологу, от соло – к ансамблю. Важное место отведено оркестру. У Верди полное слияние музыки с драматическим действием. Демократичность, глубокая человечность творчества Верди принесли ему большую популярность. Его оперы — постоянно в репертуаре оперных театров мира.
Итальянские оперы вызвали к жизни новые принципы вокального и сценического исполнения: драматическую выразительность пения, актерское мастерство певца, историческую точность декораций и костюмов. Замечательными вокалистами, представителями бельканто с мировой славой были певицы А. Патти, Дж. Паста, И. Колбран и др., певцы М. Баттистини, Ф. Галли и др.
В этот же период возникает в опере новое направление – веризм (ит. verismo, от vera – истинный, правдивый). Его представители – композиторы Р.Леон-кавалло (1857–1919), П. Масканьи (1863–1945), Ум. Джорданно (1867 –1948), Дж. Пуччини (1858–1924).
Во Францииполучила развитие лирическая опера, которая отличается от большой оперы более интимной тематикой и сюжетами, заимствованными из классической литературы. Это оперы «Манон» и «Вертер» Ж. Масснэ, «Фауст» и «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, «Гамлет»А. Томаи др.Лирическиеоперы создавались на экзотические восточные сюжеты. Это «Лакмэ» Л. Делиба, «Искатели жемчуга» и «Джамиле» Ж. Визе, «Самсон и Долила» К. Сен-Сан-са. В лирических операх правдиво и тонко воплощены человеческие переживания. Для обрисовки быта характерна поэтичность. Музыкальный язык этих опер демократичен, близок к городскому фольклору.
Вершиной реализма в оперном искусстве Франции признана опера Ж. Бизе «Кармен.
Середина XIX в. стала временем рождения нового музыкального жанра — оперетты – легкой оперы, включающей и танец, и диалог (произошла от комической оперы). Родина оперетты – Франция, а родоначальники – композиторы Ф. Эрве и Ж. Оффенбах.
Композитор, органист, певец, либреттист Ф. Эрве (1825— 1892) во многих произведениях пародировал традиционные оперные формы. Им написаны оперетты «Маленький Фауст» и «Мадемуазель Нитуш».
В Австрии в начале XIX в. наряду с Веной музыкальными центрами стали Зальцбург, Зейзенштадт, Эстерхаза и др. Венская придворная опера была открыта в 1869 г., этот театр стал ведущим музыкальным театром страны. В его репертуаре преобладали французские и итальянские оперы. В последней трети XIX в. получила развитие венская оперетта. Ее основоположники: Ф. Зуппе (1819–1895), написавший «Прекрасную Галатею», «Боккаччо» и одну из лучших своих оперетт – «Донну Жуаниту»; И. Штраус (сын) (1825–1849) – лучшие его творения «Цыганский барон», «Летучая мышь» и др. Крупный композитор этого жанра – К. Миллекер (1842–1899) – автор оперетт «Нищий студент», «Гаспарон», «Бедный Ионафан».
В творчестве этих композиторов широко используются народные мелодии, танцевальная ритмика, оперетты отличаются мелодичностью.
Всемирную известность И.Штраусу принесли также венские вальсы («Голубой Дунай», «Сказки венского леса» и др.), благодаря которым он получил имя «король вальсов».
В жанре оперетты творил также К. Целлер (1842–1898) – автор оперетт «Продавец птиц» и «Мартин Рудокоп».
Несмотря на то, что для творчества английских композиторов XIX в. в целом характерно отсутствие ярко выраженного национального характера, оперная культура в Англии интенсивно росла. Театр «Ковент-Гарден» был крупнейшим в Англии, в нем шли спектакли итальянской Королевской оперы.