Критерии оценки аналитического задания
Всероссийская олимпиада школьников по литературе
Город Кострома
Школьный этап
Г.г.
Класс
Критерии оценивания
Задание 1. Задание ориентировано прежде всего на выявление творческого потенциала участника олимпиады, его вовлечение в творческую деятельность и формирование устойчивого интереса к искусству слова. Школьникам предложены два монолога-рассуждения. (Это сходство. 1 балл) В ходе ответа учащиеся должны так или иначе сказать о типе речи (рассуждение, размышление)(1 балл) и форме высказывания (монолог) (1 балла), указать, что авторы наделяют своих героев (животных) человеческой способностью размышлять, что позволяет посмотреть на самих животных и человека с другой стороны. (2 балла) В качестве примеров учащиеся могут вспомнить басни И.А.Крылова, где герои-животные, а также произведения УНТ, особо начитанные могут указать книги Анны Сьюэлл - "Черный красавчик", Майкла Морпурго «Боевой конь», Л.Толстого «Холстомер» (от лица лошади) (до 5 баллов). Максимально – 10 баллов.
Задание 2.
Объем творческой работы
5 класс | 50-70 слов |
6 класс | 70-90 слов |
Оцениваются:
1. Понимание сути задания и соответствие творческой работы авторским образцам (стилизация).
Максимально 7 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 5 – 7.
2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность средств выразительности.
Максимально 3 балла. Шкала оценок: 0 – 1 – 2 – 3.
3. Оригинальность.
Максимально 3 балла. Шкала оценок: 0 – 1 – 2 – 3.
4. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок).
Максимально 2 балла, но не более 5 ошибок на 50 слов
Максимально – 15 баллов.
Максимально баллов за работу – 25.
Всероссийская олимпиада школьников по литературе
Город Кострома
Школьный этап
Г.г.
Класс
Ключи
Задание № 1
Комментарии к заданию
Выполнение этого задания позволит учащимся проявить творческую фантазию и инициативу: выбрать жанр, форму, создать сюжет, характеры персонажей. Задание позволит также выявить знания теории литературы участника олимпиады, его вкус, умение создавать тексты разной жанровой и стилистической направленности.
Критерии оценивания
1. Понимание задачи. Умение создавать тексты определённой жанровой и стилистической направленности. Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0-2-4-5.
2. Способность занимательно представить литературные произведения с учетом предлагаемых обстоятельств. Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 2-5-8-10.
3. Оригинальность сочинения. Богатство творческого воображения. Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0-2-4-5.
4. Разнообразие и грамотность речи. Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0-2-4-5.
Максимальный балл за задание – 25.
Задание № 2
Комментарий к заданию
Выполнение такого рода творческих заданий поможет ученикам 8 класса подготовиться к решению тех нестандартных задач, которые будут предлагаться им на муниципальном этапе. При отборе информации для выполнения этого задания ученик должен будет не только продемонстрировать свой читательский диапазон, но и показать свое умение сравнивать разные виды искусства.
Критерии оценивания
1. Понимание задачи. Выполнение каждого пункта условий задания. Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0-2-4-5.
2. Умение анализировать и сопоставлять произведения разных видов искусства. Оценка выбора фильма. Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 2-5-8-10.
3. Оригинальность сочинения. Богатство творческого воображения. Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0-2-4-5
4. Разнообразие и грамотность речи. Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0-2-4-5
Максимальный балл за задание– 25.
Максимальный общий балл за работу– 50
Всероссийская олимпиада школьников по литературе
Город Кострома
Школьный этап
Г.г.
Классы
Ключи
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЯ 1
Критерии оценки аналитического задания
С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соответствует привычной для российского учителя четырехбалльной системе: первая оценка – условная «двойка», вторая – условная «тройка», третья – условная «четвёрка», четвёртая – условная «пятерка». Баллы, находящиеся между оценками, соответствуют условным «плюсам» и «минусам» в традиционной школьной системе.
Пример использования шкалы. При оценивании работы по первому критерию ученик в целом понимает текст, толкует его адекватно, делает верные наблюдения, но часть смыслов упускает, не все яркие моменты подчёркивает. Работа по этому критерию в целом выглядит как «четвёрка с минусом». В системе оценок по критерию «четвёрке» соответствует 20 баллов, «тройке» – 10 баллов. Соответственно, оценка выбирается проверяющим по шкале из 16-19 баллов. Такое «сужение» зоны выбора и введение пограничных оценок-«зарубок», ориентированных на привычную модель оценивания, поможет избежать излишних расхождений в таком субъективном процессе, как оценивание письменных текстов.
Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр – оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.
Критерии:
1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.
Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30
2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.
Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15
3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.
Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10
4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использовании фонового материала из области культуры и литературы.
Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10
5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие речевых и грамматических ошибок). Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусматривается. Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.
Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5
Итого: максимальный балл – 70 баллов