Урок 32. «Ничего на свете лучше нету». 3 страница

Класс

№ п/п Дата проведения Тема урока Кол- во час. Элемент содержания Характеристика деятельности учащихся.    
План Факт  
1 четверть (9 часов). Раздел 1: «Россия – Родина моя»(3ч.)  
    Мелодия. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность как отличительная черта русской музыки. - «Рассвет на Москве – реке» М.Мусоргский. Знать/понимать:узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. Уметь:продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.  
    Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Сочинения отечественных композиторов о Родине.Элементы нотной грамоты. Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). - «Моя Россия» Г.Струве. - «Здравствуй, Родина моя» Ю.Чичков. Знать/понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий; запев, припев, мелодия, аккомпанемент. Уметь:эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса.    
    Гимн России   Сочинения отечественных композиторов о Родине - «Гимн России» А.Александров С.Михалков. Знать/понимать: слова и мелодию Гимна России. Уметь:узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (гимн) (пение).    
                   
Раздел 2: «День, полный событий» (6ч.)  
    Музыкальные инструменты (фортепиано) Музыкальные инструменты (фортепиано). Элементы нотной грамоты. - «Детская музыка» С.Прокофьев - «Детский альбом» П.Чайковский Знать/понимать:«композитор», «исполнитель», «фортепиано». Уметь:продемонстрировать знания о музыкальных инструментах; проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;        
    Природа и музыка. Прогулка. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость.- «Утро», «Вечер» С.Прокофьев- «Прогулка» С.Прокофьев- «Прогулка» М.Мусоргский   Знать/понимать:изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий; Уметь:воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.    
    Танцы, танцы, танцы… Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм). - «Камаринская», «Вальс», «Полька» П.И.Чайковский. - Тарантелла» С.Прокофьев - «Начинаем перепляс» С.Соснин Знать/понимать:изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. Уметь:продемонстрировать знания о различных видах музыки (определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш), исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение).      
    Эти разные марши. Звучащие картины. Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Выразительность и изобразительность в музыке. -«Марш деревянных солдатиков». П.Чайковский - «Шествие кузнечиков», «Марш», «Ходит месяц над лугами» С.С.Прокофьев Знать/понимать:изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Уметь:исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение), продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств, эмоционально откликнуться на музыкальное произведение.      
8.     Расскажи сказку. Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. Особенности колыбельной песни народов Севера. - «Нянина сказка». П.Чайковский - «Сказочка» С.Прокофьев -«Мама». П,Чайковский -«Колыбельная медведицы» Е.Крылатов Знать/понимать:изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Уметь:показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация).        
          Колыбельные. Мама. Обобщение.       Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 1 четверть. Знать/ понимать:изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Уметь: продемонстрировать знания о музыке, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения.    
2 четверть (7 часов). Раздел 3: «О России петь – что стремиться в храм».(5ч.)    
    Великий колокольный звон. Звучащие картины.   Духовная музыка в творчестве композиторов. Музыка религиозной традиции. -«Великий колокольный звон» М.Мусоргский. - «Праздничный трезвон»   Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Уметь:продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;    
    Святые земли русской. Князь Александр Невский. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата. - Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев - «Песнь об Александре Невском», «Вставайте, люди русские» Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Уметь:продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки.      
    Сергий Радонежский Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народные песнопения. - «О, преславного чудесе» - напев Оптиной Пустыни -Народные песнопения о Сергии Радонежском. Знать/ понимать: религиозные традиции. Уметь: показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса (пение а-capella), продемонстрировать знания о различных видах музыки.    
    Жанр молитвы. Духовная музыка в творчестве композиторов Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. - «Утренняя молитва», «В церкви» П.Чайковский. Знать/ понимать:изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах.        
    С Рождеством Христовым! Обобщение. Народные музыкальные традиции Отечества. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. - «Рождественская песенка» П.Синявский - Рождественские песни: «Добрый тебе вечер». - «Рождественское чудо» , - Тихая ночь. Знать/ понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Уметь: охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.        
Раздел 4: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»(4ч.)    
      Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Знать/ понимать: образцы музыкального фольклора (народные славянские песнопения), народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Уметь: охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.    
    Разыграй песню. Обобщение музыкальных впечатлений.   Уметь: показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.), продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью, продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах.    
3 четверть (10 часов)      
    Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. - «Калинка» - р.н.п. «Светит месяц» - вариации на тему рус. нар. песни. - «Камаринская» - р.н.п Знать/понимать:продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах; Уметь: проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (инструментальное музицирование, импровизация и др.).    
    Русские народные праздники: проводы зимы, встреча весны. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации. - Песня – игра; «Бояре, а мы к вам пришли»; - «Выходили красны девицы» - р.н.п. – игра. Знать/понимать:продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах; названия изученных жанров (пляска, хоровод) и форм музыки (куплетная – запев, припев; вариации), образцы музыкального фольклора. Уметь: исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация), охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.      
Раздел 5: «В музыкальном театре»(5ч.)    
    Сказка будет впереди.       Народная и профессиональная музыка. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек. - С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами». - «Камаринская» - р.н.п. - П.Чайковский «Камаринская», «Мужик на гармонике играет». Знать/понимать:смысл понятий: композитор,музыка в народном стиле, напев, наигрыш, мотив. Уметь: исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, инструментальное музицирование, импровизация),      
    Детский музыкальный театр: опера, балет.       Народные музыкальные традиции Отечества.   -Масленичные песни, - Весенние заклички. Знать/ понимать: образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Уметь: воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, инструментальное музицирование, импровизация),    
      Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. Интонации музыкальные и речевые. - «Песня – спор» Г.Гладков Знать/ понимать:узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Уметь:показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса.    
    Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет - «Вальс. Полночь» из балета «Золушка» С.Прокофьев. Знать/ понимать:названия изучаемых жанров, смысл понятий – хор, солист, опера, балет, театр; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Уметь:охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; продемонстрировать знания о различных видах музыки, определять на слух основные жанры (песня, танец, марш).      
    «Какое чудное мгновенье!» Увертюра. Финал. Музыкальные театры. Опера, балет. Симфонический оркестр. Роль дирижера в создании музыкального спектакля. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Увертюра к опере. - Увертюра - заключительный хор из финала оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка. -Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка - сцена из первого действия. -«Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» С.Прокофьев. Знать/ понимать:продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; композитор, исполнитель, слушатель, дирижер. Уметь:определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателя и (дирижера), эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.        
Раздел 6: «В концертном зале».(5 ч.)  
    Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк») Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Детский музыкальный театр. - М. Коваль «Волк и семеро козлят» - опера Знать/ понимать:узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; смысл понятий – солист, хор. Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.      
      Симфоническая сказка (обобщение). Музыкальные инструменты. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр). -Симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьев. Знать/ понимать:названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий – солист, хор, увертюра. Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.    
   
    «Картинки с выставки». Музыкальное впечатление.     Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. - М.Мусоргский «Картинки с выставки». - «Песня о картинах» Г.Гладков. Обобщение музыкальных впечатлений Уметь: показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.), продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью, продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах.    
                     
4 четверть (8 часов).  
      «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40   Симфонический оркестр. Знакомство учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта. - Увертюра «Свадьба Фигаро», Сифония№40; Моцарт. Знать/понимать:продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах; музыкальные инструменты симфонического оркестра, смысл понятий: партитура, симфоническая сказка, музыкальная тема, взаимодействие тем. Уметь:передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.  
    Увертюра. Выразительность и изобразительность в музыке. Знать/понимать:названия изученных жанров (сюита) Уметь:продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.  
Раздел 7: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»(5ч.)  
    Волшебный цветик – семицветик. И все это – Бах! Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальные инструменты (орган). Знакомство учащихся с произведениями великого немецкого композитора И.-С.Баха. -«Менуэт» И. -С.Бах. - «За рекою старый дом» - «Токката» И.-С.Бах. Знать/понимать:названия изученных жанров и форм музыки (рондо, опера, симфония, увертюра), названия изученных произведений и их авторов. Уметь:передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.    
    Все в движении. Попутная песня.   Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки Знать/понимать:продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах; Уметь: узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов  
      Музыка учит людей понимать друг друга. Выразительность и изобразительность в музыке. -Тройка» Г.Свиридов. -«Попутная песня» М.Глинка.   Знать/понимать:продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений  
    «Два лада». Природа и музыка. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. -Д.Кабалевский «Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Знать/понимать:продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; музыкальная речь, музыкальный язык. Уметь:определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.  
    Первый международный конкурс П.И.Чайковского     Конкурсы и фестивали музыкантов. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского).Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 4 четверть и год. -Концерт №1 для фортепиано с оркестром. П.Чайковский. Знать/понимать: узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; смысл понятий: мажор, минор, тембр, музыкальная краска. Уметь:продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; - эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.      
    Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии? (обобщение)   Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. -Г.Свиридов «Весна. Осень». -«Жаворонок» М.Глинка. - «Колыбельная», «Весенняя» В.Моцарт. Знать/понимать: узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. Уметь: показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.), продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью, продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах. исполнять изученные песни (по выбору учащегося).  
                 

Класс

№ п/п класс Дата проведения Тема урока Элемент содержания Характеристика деятельности учащихся  
 
План Факт
1 четверть (9 часов). Раздел 1: «Россия – Родина моя» (5 ч.)  
      Мелодия - душа музыки   Интонационно-образная природа музыкального искусства. - П.Чайковский «Симфония №4» 2часть. - «Моя Россия» Г.Струве. Знать/понимать:выразительность и изобразительность музыкальной интонации, Уметь:продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса.    
      Природа и музыка. Звучащие картины. Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; - «Жаворонок» М.Глинка; «Благословляю вас, леса» П.Чайковский, «Романс» Г.Свиридов Знать/понимать: названия изученных жанров (романс), смысл понятий: солист, мелодия, аккомпанемент, лирика. Уметь:узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.    
      «Виват, Россия!» «Наша слава – русская держава». Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. -«Радуйся, Росско земле»; - Солдатские песни. Знать/понимать: названия изученных жанров (кант), смысл понятий: песенность, маршевость. Уметь:эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;      
                 
      Кантата «Александр Невский». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата. - «Александр Невский» С.Прокофьев Знать/понимать:названия изученных произведений и их авторов; названия изученных жанров и форм музыки (кант, кантата) Уметь:узнавать изученные произведения, называть их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; продемонстрировать знания о различных видах музыки,      
      Опера «Иван Сусанин». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. - Сцены из оперы «Иван Сусанин» М.Глинка Знать/понимать:названия изученных произведений и их авторов, названия изученных жанров и форм музыки (опера), смысл понятий: хоровая сцена, певец, солист, ария. Уметь:продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.    
Раздел 2: «День, полный событий» (4 ч.)    
      Утро.     Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. «Утренняя молитва» П.Чайковский. «Утро» Э.Григ. Знать/понимать:названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: песенность, развитие. Уметь:эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей.      
      Портрет в музыке.   Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке. - С.Прокофьев «Петя и волк»; - «Болтунья» С.Прокофьев. б. «Золушка»; «Джульетта – девочка» Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов; Уметь:продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении.    
      В детской! Игры и игрушки. На прогулке. Выразительность и изобразительность в музыке. - «С няней» М.Мусоргский; - «С куклой», «Тюильрийский сад» М.Мусоргский. - П.Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла». - «Колыбельная песня» П.Чайковский. Знать/понимать:названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации; смысл понятий: песенность , танцевальность, маршевость, музыкальная живопись. Уметь:передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;      
              Вечер. Обобщающий урок. Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся за 1 четверть. Знать/ понимать:названия изученных произведений и их авторов. Уметь:продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее.    
2 четверть: (7 часов). Раздел 3: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.)    
      Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!» Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. - «Ave,Maria» Ф.Шуберт - «Богородице, Дево, радуйся» С.Рахманинов Знать/ понимать: образцы духовной музыки, религиозные традиции. Уметь:продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.    
      Древнейшая песнь материнства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Тропарь иконе Владимирской Божией Матери «Мама» В.Гаврилин. «Мама» Ч.А Биксио, (исп. Р.Лоретти). Знать/ понимать: образцы духовной музыки, религиозные традиции. Уметь:продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении.      
      Вербное воскресенье. Вербочки. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. «Осанна» Э.Ллойд Уэббер – (из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда»), «Вербочки» А.Гречанинов, А.Блок. Знать/ понимать: образцы духовной музыки, народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции. Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;      
      Святые земли Русской (княгиня Ольга и князь Владимир).   Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. - Величание князю Владимиру и княгине Ольге. - «Богородице, Дево, радуйся» С.Рахманинов Знать/ понимать:смысл понятий: величание, молитва; Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.    
Раздел 4: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)    
      «Настрою гусли на старинный лад». Былина о Садко и Морском царе.     Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. - «Былина о Добрыне Никитиче» обр. Римского Корсакова - Песни Садко из оперы Н.Римского-Корсакова. - «Заиграйте, мои гусельки» - «Высота ли, высота» Садко и Морской царь – русская былина Знать/ понимать: различные виды музыки (былина), музыкальные инструменты (гусли); былинный напев, распевы. Уметь: проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов (гусли); охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.      
      Певцы русской старины (Баян. Садко).   Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. - Песня Садко с хором Н.Римский Корсаков. - Вторая песня Баяна М.Глинка. Знать/ понимать: изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, смысл понятий: певец – сказитель, меццо-сопрано. Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах; воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы.      
   
      Певцы русской старины (Лель).   Народная и профессиональная музыка. - «Туча со громом сговаривалась» - третья песня Леля из оперы «Снегурочка» - Н.Римский Корсаков. Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся за 2 четверть. Знать/понимать:названия изученных произведений и их авторов, Уметь:узнавать изученные музыкальные произведения, называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах.      
3 четверть: (10 часов)    
      Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». (обобщение).     . Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. - Масленичные песни; - «Проводы зимы» Н.Римский Корсаков из оперы «Снегурочка». Знать/понимать:названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий: музыка в народном стиле; народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды); Уметь:продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование).      
Раздел 5: «В музыкальном театре» (6 ч.)    
      Опера «Руслан и Людмила»     Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. - Опера «Руслан и Людмила» М.Глинка. Знать/понимать:названия изучаемых жанров и форм музыки (рондо), названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: контраст, ария, каватина, увертюра.   Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах (баритон, сопрано, бас); передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей.    
      Опера «Орфей и Эвридика» Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. - Опера «Орфей и Эвридика» К.Глюк. Знать/понимать:названия изучаемых жанров, смысл понятий – хор, солист, опера, контраст; названия изученных произведений и их авторов. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей    
      Опера «Снегурочка». Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. -Опера «Снегурочка» Н.А.Римский – Корсаков. Вступление к опере «Садко» Н.Римский-Корсаков Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм музыки; смысл понятий: ария, каватина, тенор, зерно-интонация, развитие, трехчастная форма.   Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей    
      Океан – море синее.   Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Вступление к опере «Садко» Н.Римский-Корсаков Знать/понимать:контрастные образы, балет, развитие. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение).    
      Балет «Спящая красавица».     Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. - Балет «Спящая красавица» П.И.Чайковский Знать/ понимать:названия изученных жанров и форм музыки,названия изученных произведений и их авторов. Уметь:охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса.      
            В современных ритмах.   Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. -Р.Роджерс «Звуки музыки» - «Волк и семеро козлят на новый лад» А.Рыбников. Знать/ понимать:смысл понятий: композитор – исполнитель – слушатель вариационное развитие.   Уметь:передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.      
Раздел 6: «В концертном зале» (6 ч.)    
      Музыкальное состязание.   Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель.   - «Концерт№1» для фортепиано с оркестром П.Чайковский. -«Веснянка» - укр. н.п.Музыкальные инструменты.   Знать/ понимать:изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Уметь:продемонстрировать знания о музыкальных инструментах (флейта); продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.    
      Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.   Музыкальные инструменты. Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности. - «Шутка» И.-С.Бах - «Мелодия» П.Чайковский; - «Каприс №24» Н.Паганини. - «Волшебный смычок» - норвежская народная песня Знать/ понимать:изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; смысл понятий: скрипач, виртуоз. Уметь: продемонстрировать знания о музыкальных инструментах (скрипка); эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.      
      Музыкальные инструменты (скрипка)   -Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся за 3 четверть. - Музыкальные фрагменты из опер, балетов, мюзиклов; - разученные песни. Знать/ понимать:изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах    
                         
4 четверть: (8 часов).
        Сюита «Пер Гюнт» ( обобщение) Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Э.Григ «Утро», «В пещере горного короля»; «Танец Анитры»; «Смерть Озе»; «Песня Сольвейг. Знать/понимать:смысл понятий: вариационное развитие, сюита, тема, контрастные образы. Уметь:передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, - узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; - показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения.  
      «Героическая». Призыв к мужеству. 2 часть симфонии.   Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. - «Симфония №3» Л.Бетховен. - «Соната №14»;, - «К.Элизе»   Знать/понимать: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, Уметь:эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;    
     
 
        Мир Бетховена       Портрет композитора. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель. Знать/понимать:смысл понятий: ритм, импровизация, джаз-оркестр, песенность, танцевальность. Уметь:продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, составах оркестров; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;  
Раздел 7: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5 ч.)
      «Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки.   Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости. -«Я поймал ритм» Дж.Гершвин; «Колыбельная Клары» Дж.Гершвин. -«Мы дружим с музыкой» И.Гайдн Знать/понимать: смысл понятий: музыкальные иллюстрации, музыкальная речь. Уметь:продемонстрировать знания о различных видах музыки, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха.  
      «Люблю я грусть твоих просторов».   Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. - Г.Свиридов «Весна», «Тройка», «Снег идет»; - Э.Григ «Утро» - П.Чайковский «Осенняя песнь», «Симфония №4». Знать/понимать:смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»; выразительность и изобразительность музыкальной интонации; музыкальная речь, лирика. Уметь:определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык творчества композиторов; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.  
      Мир Прокофьева   Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. -С.Прокофьев «Шествие солнца», «Утро»;     Знать/понимать:опера, симфония, песня. Уметь:определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык творчества композиторов; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.  
      Певцы родной природы.   Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка – источник вдохновения и радости. - Финал Девятой симфонии Л.Бетховена «Ода к радости» - В.Моцарт «Слава солнцу» - Хор «Славься!» из оперы М.Глинки - «Патриотическая песня» М.Глинка. - Кант «Радуйся, Росско земле». Знать/понимать: названия изученных жанров музыки: опера, симфония, гимн, кант, ода; названия изученных произведений и их авторов. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык творчества композиторов; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса.    
      Прославим радость на земле     - В.Моцарт «Симфония №40» - Канон «Слава солнцу, слава миру» В.Моцарт. Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся. Знать/ понимать:изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее.  
                     

Наши рекомендации