Учебно-методическое обеспечение. 1.Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы /под руководством Б
1.Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы /под руководством Б. М. Неменского. -М. Просвещение 2010.
2.Неменская, Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 2класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А.Неменская ; под редакцией Б.М. Неменского.- М. : Просвещение 2011.
3. Неменский, Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы: пособие для учителя/ .Неменский, Б.М., Неменскаяч, Л.А., Коротеева Е.И.- М. : Просвещение, 2008.
4. Коротеева , Е.И. Изобразительное искусство : учебно- наглядное пособие для учащихся 1-4 классов начальной школы/ Е.И.Коротеева .-М .Просвещение 2009.
Дополнительные пособия для учителя:
1.Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе. Система преподавания уроков ИЗО в начальной школе по программе Неменского , Б.М. /сост. А.Г.Александрова, Н.В. Капустина.- Волгоград: учитель, 2006.
2. Изобразительное искусство. 1-4 классы: упражнения
Календарно-тематическое планирование (34 часа)
№п/п | Раздел | Тема урока | Часы | Тип урока и формы работы | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Формы контроля | Сроки | Примечания |
1. | «Чем и как работают художники» (8ч) Модуль 1 | Знакомство с правилами безопасности труда. Виды декоративно-прикладного искусства. Рисование страны мастеров. Три основные краски, «строящие» многоцветие мира | Урок новых знаний | Три основных цвета и их составные. Умение смешивать краски | Знатьтеплые и холодные цвета в живописи; правила работы с акварельными красками. Уметьразличать основные и составные, холодные и теплые цвета; выполнять рисунок с натуры; работать кистью и акварельными красками | Самостоятельная работа по образцу | |||
2. | Административная входная контрольная работа | Контрольный | проект | ||||||
3. | Анализ контрольной работы. Пастель и цветные мелки. Их выразительные возможности. «Осенний лес» | Комбинированный | Первичные навыки рисования с натуры (пейзаж) | Знатьправила работы с пастелью и цветными мелками. Уметь рисовать по представлению; смешивать краски. | Самостоятельная работа по образцу | ||||
4. | Выразительные возможности аппликации. «Осенний листопад»- коврик аппликаций | Комбинированный | Бережное использование и экономное расходование материалов. | Техника безопасности при работе с ножницами. Знать понятие «аппликация»4 технику выполнения аппликации. Уметь составлять композицию, последовательно ее выполнять. | |||||
5. | Выразительные возможности графических материалов. «Графика зимнего леса» | Комбинированный | Элементарные основы рисунка: линия, штрих. | Знать правила работы с графическими материалами. | Текущий. Ответы на вопросы | ||||
6 . | Модуль 2 | Разноцветные жучки (из камней) | Комбинированный | Выполнение изделий из разных материалов. Овладение основными приемами обработки материалов. | Знать выразительные возможности графических материалов; понятия «линия», «пятно»; правила выполнения работы в объеме. Уметь выражать свои чувства настроение с помощью цвета, насыщенность оттенков. | Текущий. Самостоятельная работа по образцу | |||
7. | Выразительные возможности бумаги. Сооружение игровой площадки из объемных форм | Комбинированный | Изготовление изделий из бумаги и картона; основные приемы работы: разметка, резание, сгибание, складывание, склеивание. Последовательность операций. Декоративное оформление. | Знать выразительные возможности бумаги. Уметь выполнять сооружение игровой площадки из объемных форм. | |||||
8. | Модуль 3 | Для художника любой материал станет выразительным. Коконы из ниток. Утка, утята | Комбинированный | Уметьвыполнять работу из любых подручных материалов (клей, серпантин, конфетти….) | |||||
Реальность и фантазия(7ч) | Изображение и реальность | Комбинированный | Изображение животных или зверей, увиденных в зоопарке, в деревне. Рисование по памяти. | Знатьпонятие реальность. Уметьиспользовать художественные материалы. | |||||
Изображение и фантазия. «Сказочная птица» | Комбинированный | Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. | Знать выразительные возможности бумаги. Уметь самостоятельно выбирать материал для работы; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски. | ||||||
Украшение и реальность. Веточки деревьев с росой и паутиной | Комбинированный | Изображение при помощи линий | Знатьправила рисования с натуры. Уметь рисовать ветку хвойного дерева, точно передавая ее характерные особенности – форму, величину, расположение игл. | ||||||
Украшение и реальность. «Кружева» | Комбинированный | Работа в различных видах декоративно-прикладной деятельности | Знать понятие «орнамент»; известные центры народных художественных ремесел России; правила работы с гуашевыми красками. Уметьвыполнять декоративные цепочки из растительного материала. | Текущий Ответы на вопросы | |||||
Постройка и реальность. Моделирование форм подводного мира | Комбинированный | Изготовление изделий из бумаги и картона | Уметь выполнять моделирование форм подводного мира. | Текущий. Самостоятельная работа по образцу | |||||
Административная контрольная работа за 1 полугодие | Контрольный | Уметь выполнять моделирование фантастических зданий | Тест | ||||||
Анализ контрольной работы. Постройка и фантазия. «Город фантазия» | Комбинированный | Уметь выполнять моделирование фантастических зданий | Текущий. Самостоятельная работа по образцу | ||||||
«О чем говорит искусство» (8ч) | Выражение характера изображаемых животных. Живопись. «Четвероногий герой» | Урок новых знаний | Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке | Знатьпонятие «художник-анималист»; творчество художников В. Серова, М. Кукунова. Уметь рисовать силуэты животных; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски. | Текущий. Самостоятельная работа по образцу | ||||
Выражение характера человека в изображении. Мужской образ | Комбинированный | Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке. | Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства. Уметь изображать образ человека и его характер, используя объем; используя художественные материалы. | ||||||
Выражение характера человека в изображении. Женский образ | Комбинированный | ||||||||
Образ человека и его характер, выраженный в объёме | Комбинированный | Выполнение изделий из пластичных материалов. Овладение основными приемами обработки пластичных материалов. | |||||||
Изображение природы в разных состояниях. «С чего начинается Родина?» | Комбинированный | Элементарные основы рисунка: линия, штрих. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета | Знать творчество русских художников второй половины 19 века: Илья Репин, Иван Шишкин; о лини и пятне как художественно-выразительных средствах живописи; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства. Уметь выполнять рисование по памяти и представлению | Текущий. Ответы на вопросы | |||||
Выражение характера человека через украшения. «Человек и его украшения» | Комбинированный | Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Основы изобразительного искусства. | Знать понятие «украшение»; правила выражения человека через украшение. Уметь рисовать с натуры; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски. | Текущий Ответы на вопросы | |||||
Модуль 4 | Аппликация из стружек | Комбинированный | Текущий. Самостоятельная работа по образцу | ||||||
В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру | Комбинированный | Представление о роли изобразительных искусств организации материального окружения человека, его повседневной жизни. | |||||||
Как говорит искусство (11ч) | Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. «Огонь в ночи» | Комбинированный | Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке. | Знать средства художественной выразительности, понятие «цвет»; теплые и холодные цвета. Уметьвысказывать простейшие суждения о картине; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать акварельные краски | Самостоятельная работа по образцу | ||||
Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. «Мозаика» | Комбинированный | ||||||||
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. «Весенняя земля» | Комбинированный | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции. | Знать средства художественной выразительности, понятие «цвет»; теплые и холодные цвета. Уметьвысказывать простейшие суждения о картине; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; передавать в тематических рисунках пространственный отношения; правильно разводить и смешивать акварельные краски | Текущий. Самостоятельная работа по образцу Текущий. | |||||
Модуль 5 | Аппликация из ваты, пуха, перьев | Комбинированный | |||||||
Графические упражнения. Линия как средство выражения. Характер линий | Комбинированный | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, линии, штриха, штриха. | Уметьразличать основные и составные, теплые и холодные цвета; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать художественный материал. | ||||||
Линия как средство выражения: ритм линий. «Дерево» | Комбинированный | Текущий. Ответы на вопросы. | |||||||
Ритм пятен как средство выражения. Аппликация «Поле цветов» | Комбинированный | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пятна. | Техника безопасности при работе с ножницами. Знатьпонятие «аппликация»; технику выполнения аппликации. Уметь составлять композицию, последовательно ее выполнять. | ||||||
Модуль 6 | Макраме. Виды узлов | Комбинированный | . | ||||||
Модуль 7 | Пропорции выражают характер. Оригами «Птицы» | Комбинированный | Бумагопластика | Знать понятие «пропорция»; технику выполнения оригами. Уметь работать в технике оригами и бумагопластики; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет. | Текущий. Самостоятельная работа по образцу | ||||
Административная контрольная работа за год | Контрольный | Тест | |||||||
Анализ контроьной работы. «Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина | Обобщения | Виды и жанры изобразительных искусств. Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Многообразие материалов и сфера их использования. | Знать основные жанры и виды произведений искусства; ведущие художественные музеи России. Уметь высказывать простейшие суждения о картине и предметах декоративно-прикладного искусства. | Текущий. Игровые задания, самостоятельная работа по образцу. |