Феномен искусства, проблема его происхождения и сущности.
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по образовательной политике
____________В.Я. Шевченко
«___»______________2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Мировая художественная культура»
для студентов всех форм обучения
направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование
профиля подготовки « Образование в области иностранного языка (английского)»
Екатеринбург
РГППУ
Рабочая программа дисциплины «мировая художественная культура». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. 25 с.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование.
Авторы: | старший преподаватель | М.Д.Попкова |
Рецензент: | канд. фил. наук, доцент | О.А.Скрипова (УГПУ) |
Одобрена на заседании кафедры философии и культурологии. Протокол от 25 мая 2011 г. № 10.
Заведующий кафедрой философии и культурологии | С.З.Гончаров |
Рекомендована к печати методической комиссией Института искусств РГППУ. Протокол от 14 июня 2011 г. №10.
Председатель методической комиссии ИнИс | В.П.Фалько | |
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ | С. В. Пеннер | |
Директор ИнИс | А.Б. Костерина |
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011
© М.Д.Попкова, 2011 |
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Курс «Мировая художественная культура» особенно актуален в современной ситуации всё более тесных межкультурных взаимодействий, т.к. создаёт базу для взаимопонимания представителей разных культур. Восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет оценить её потенциал, уникальность и значимость. Знакомство с мировой художественной культурой, воплощающей духовный опыт всего человечества, открывает студентам широкий горизонт личностного роста.
Целью, реализуемой в процессе преподавания учебной дисциплины «Мировая художественная культура», является знание и понимание истории мировой культуры, представленной наиболее выдающимися произведениями искусства, формирование эстетического вкуса и достижение высокого уровня духовной культуры.
Приоритетными задачами освоения курса являются:
· раскрытие основных этапов в истории мировой культуры;
· обнаружение связи художественной культуры с общей духовной ситуацией времени;
· освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
· понимание формальных особенностей различных видов искусства, освоение основных методов анализа художественного произведения.
· использование студентами приобретенных знаний и умений для обогащения духовного опыта, расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Знания и умения, усвоенные студентами в процессе изучения мировой художественной культуры, позволят уяснить связь искусства с жизнью общества и менталитетом народа, помогут лучше ориентироваться в современном поликультурном пространстве.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Вариативная часть, дисциплина по выбору студента» ФГОС по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиля подготовки « Образование в области иностранного языка (английского)».
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые дисциплинами «Литература», «История», изученными в общеобразовательной школе:
2.1. Из курса «История»:
Знания: основных периодов мировой истории;
Умения: соотносить явления духовной жизни различных стран и эпох с историческими событиями;
Владения: методологией исторического анализа.
2.2. Из курса «Литература»:
Знания: истории литературы, основных жанров, системы выразительных средств литературы;
Умения: выявлять приёмы создания художественного образа;
Владения: методологией литературоведческого анализа.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
· Культурология;
· Эстетика.
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Мировая художественная культура» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование профиля подготовки « Образование в области иностранного языка (английского)»:
Общекультурные компетенции выпускника:
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
- способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);
- способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).
По окончании изучения дисциплины студент должен:
знать:
· принципы создания и функционирования художественных ценностей, их связь с культурой в целом;
· значение и роль художественных произведений в трансляции социального опыта, базовых ценностей и ахетипов культуры;
· методы анализа художественного произведения;
· различные «языки» искусства;
· основные этапы в истории мировой культуры;
· наиболее характерные для каждой эпохи памятники;
· творчество выдающихся художников;
· место и роль России в мировой культуре.
уметь:
· соотносить изученные произведения с определённой эпохой, стилем, направлением;
· устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств;
· понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
· определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
· осознавать свою культурную и национальную принадлежность;
· ориентироваться в культурной среде современного общества;
· отличать подлинные художественные ценности от их имитации;
· быть способным участвовать в диалоге культур.
владеть:
· способностью к осознанию культурных ценностей, пониманию роли искусства в жизнедеятельности человека;
· способами освоения и передачи культурного опыта;
· способностью к освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений;
· способностью к эстетической оценке, самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и развитию;
· способами формирования идеологии, освоения и приумножения культуры у учащихся учреждений НПО и СПО, приемами помощи в мировоззренческом самоопределении и становлений личности будущего рабочего (специалиста).
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | Семестры | |
1-й | 2-й | ||
Общая трудоемкость дисциплины | 2 (72часа) | 2 (72часа) | |
Аудиторные занятия | |||
лекции | |||
практические занятия | |||
семинарские занятия | |||
лабораторные работы | |||
другие виды аудиторных занятий | |||
Самостоятельная работа | |||
изучение теоретического курса | |||
контрольнаяая работа | |||
домашние задания | |||
подготовка к зачёту | |||
Вид промежуточного контроля | тесты | тесты |
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) | |||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | |||||
1. | Феномен искусства, проблема его происхождения и сущности Художественная культура первобытности | Еженед. | Эссе – 1 | |||||
2. | Художественная культура Древнего Востока. | 2,3 | Еженед. | Собесед. – 2; Участие в практ. занятии –3. | ||||
3. | Художественная культура Античности. | 4,5 | Еженед. | Собесед. – 4; Участие в практ. занятии –5. | ||||
4. | Художественная культура Средних веков. | 6,7 | Еженед. | Собесед. – 6; Участие в практ. занятии – 7. Тест -7 | ||||
5. | Художественная культура Ренессанса | 8,9 | Еженед. | Собесед. – 8; Участие в практ. занятии – 9. | ||||
6. | Художественная культура Нового времени. | 10,11 | Еженед. | Собесед. – 10; Участие в практ. занятии – 11. | ||||
7. | Художественные системы романтизма и реализма. | 12,13 | Еженед. | Тест – 12; Участие в практ. занятии – 13. | ||||
8. | Неклассическое искусство: модернизм и постмодернизм | 14,15 | Еженед. | Собесед – 14, Участие в практ. занятии – 15. Тест – 15. | ||||
Всего за курс | Зачет | |||||||
4.3. Содержание дисциплины
Феномен искусства, проблема его происхождения и сущности.
Природа искусства – деятельностный, гносеологический, аксиологический, семиотический и другие подходы к пониманию искусства. Онтология искусства. Искусство как уникальный способ выражения духовного измерения бытия. Морфология искусства. Проблема языка и условности в искусстве. Функции искусства.