Феномен искусства, проблема его происхождения и сущности.

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Мировая художественная культура»

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование

профиля подготовки « Образование в области иностранного языка (английского)»

Екатеринбург

РГППУ

Рабочая программа дисциплины «мировая художественная культура». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. 25 с.

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование.

Авторы: старший преподаватель М.Д.Попкова
     
     
     
     
     
Рецензент: канд. фил. наук, доцент О.А.Скрипова (УГПУ)

Одобрена на заседании кафедры философии и культурологии. Протокол от 25 мая 2011 г. № 10.

Заведующий кафедрой философии и культурологии   С.З.Гончаров

Рекомендована к печати методической комиссией Института искусств РГППУ. Протокол от 14 июня 2011 г. №10.

Председатель методической комиссии ИнИс   В.П.Фалько
     
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ   С. В. Пеннер
     
Директор ИнИс   А.Б. Костерина

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011

© М.Д.Попкова, 2011

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс «Мировая художественная культура» особенно актуален в современной ситуации всё более тесных межкультурных взаимодействий, т.к. создаёт базу для взаимопонимания представителей разных культур. Восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет оценить её потенциал, уникальность и значимость. Знакомство с мировой художественной культурой, воплощающей духовный опыт всего человечества, открывает студентам широкий горизонт личностного роста.

Целью, реализуемой в процессе преподавания учебной дисциплины «Мировая художественная культура», является знание и понимание истории мировой культуры, представленной наиболее выдающимися произведениями искусства, формирование эстетического вкуса и достижение высокого уровня духовной культуры.

Приоритетными задачами освоения курса являются:

· раскрытие основных этапов в истории мировой культуры;

· обнаружение связи художественной культуры с общей духовной ситуацией времени;

· освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

· понимание формальных особенностей различных видов искусства, освоение основных методов анализа художественного произведения.

· использование студентами приобретенных знаний и умений для обогащения духовного опыта, расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Знания и умения, усвоенные студентами в процессе изучения мировой художественной культуры, позволят уяснить связь искусства с жизнью общества и менталитетом народа, помогут лучше ориентироваться в современном поликультурном пространстве.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Вариативная часть, дисциплина по выбору студента» ФГОС по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиля подготовки « Образование в области иностранного языка (английского)».

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые дисциплинами «Литература», «История», изученными в общеобразовательной школе:

2.1. Из курса «История»:

Знания: основных периодов мировой истории;

Умения: соотносить явления духовной жизни различных стран и эпох с историческими событиями;

Владения: методологией исторического анализа.

2.2. Из курса «Литература»:

Знания: истории литературы, основных жанров, системы выразительных средств литературы;

Умения: выявлять приёмы создания художественного образа;

Владения: методологией литературоведческого анализа.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

· Культурология;

· Эстетика.

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Мировая художественная культура» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование профиля подготовки « Образование в области иностранного языка (английского)»:

Общекультурные компетенции выпускника:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

- способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

- способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

По окончании изучения дисциплины студент должен:

знать:

· принципы создания и функционирования художественных ценностей, их связь с культурой в целом;

· значение и роль художественных произведений в трансляции социального опыта, базовых ценностей и ахетипов культуры;

· методы анализа художественного произведения;

· различные «языки» искусства;

· основные этапы в истории мировой культуры;

· наиболее характерные для каждой эпохи памятники;

· творчество выдающихся художников;

· место и роль России в мировой культуре.

уметь:

· соотносить изученные произведения с определённой эпохой, стилем, направлением;

· устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств;

· понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

· определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

· осознавать свою культурную и национальную принадлежность;

· ориентироваться в культурной среде современного общества;

· отличать подлинные художественные ценности от их имитации;

· быть способным участвовать в диалоге культур.

владеть:

· способностью к осознанию культурных ценностей, пониманию роли искусства в жизнедеятельности человека;

· способами освоения и передачи культурного опыта;

· способностью к освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений;

· способностью к эстетической оценке, самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и развитию;

· способами формирования идеологии, освоения и приумножения культуры у учащихся учреждений НПО и СПО, приемами помощи в мировоззренческом самоопределении и становлений личности будущего рабочего (специалиста).

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов) Семестры
1-й 2-й
Общая трудоемкость дисциплины 2 (72часа) 2 (72часа)  
Аудиторные занятия  
лекции  
практические занятия  
семинарские занятия      
лабораторные работы      
другие виды аудиторных занятий    
Самостоятельная работа  
изучение теоретического курса  
контрольнаяая работа  
домашние задания  
подготовка к зачёту  
Вид промежуточного контроля тесты тесты  

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)  
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Феномен искусства, проблема его происхождения и сущности Художественная культура первобытности   Еженед. Эссе – 1
2. Художественная культура Древнего Востока. 2,3 Еженед. Собесед. – 2; Участие в практ. занятии –3.
3. Художественная культура Античности. 4,5 Еженед. Собесед. – 4; Участие в практ. занятии –5.
4. Художественная культура Средних веков. 6,7 Еженед. Собесед. – 6; Участие в практ. занятии – 7. Тест -7
5. Художественная культура Ренессанса 8,9 Еженед. Собесед. – 8; Участие в практ. занятии – 9.
6. Художественная культура Нового времени. 10,11 Еженед. Собесед. – 10; Участие в практ. занятии – 11.
7. Художественные системы романтизма и реализма.   12,13 Еженед. Тест – 12; Участие в практ. занятии – 13.
8. Неклассическое искусство: модернизм и постмодернизм 14,15 Еженед. Собесед – 14, Участие в практ. занятии – 15. Тест – 15.
Всего за курс   Зачет

4.3. Содержание дисциплины

Феномен искусства, проблема его происхождения и сущности.

Природа искусства – деятельностный, гносеологический, аксиологический, семиотический и другие подходы к пониманию искусства. Онтология искусства. Искусство как уникальный способ выражения духовного измерения бытия. Морфология искусства. Проблема языка и условности в искусстве. Функции искусства.

Наши рекомендации