Кодекс воина клана Тогакурэ 2 страница

Возвращаясь к семи маскам ниндзя, отмечу, что их набор не был случайным. У всех этих жалких оборванцев имелось одно общее качество, поистине бесценное с точки зрения профессионального лазутчика. Им дозволялось странствовать в любом направлении, их пропускали заставы на всех границах страны, разодранной на сотни лоскутных княжеств. Да и не очень присматривались самураи к столь презренному сброду. Так что на оживленной дороге и в городской толпе, среди богомольцев или в гуще челяди даже не очень способный к лицедейству ниндзя мог чувствовать себя в безопасности.

Ну, а наиболее одаренные из них доходили до того, что играли самые трудные роли: самураев, оставшихся без сюзерена (их называли ронинами) и женщин. Меняя по мере надобности свою внешность, ниндзя проходил у всех на виду, оставаясь неузнанным и безнаказанным. Он был неуловим именно потому, что никто не знал, в чьем облике он появился на этот раз. А кто мог сказать, где искать злодея, если неизвестно его имя, происхождение и внешность? Еще труднее было представить, что он даже не думает скрываться — в общепринятом смысле этого слова, что он по-прежнему где-то рядом. Но кто же он?

В соответствии с принципом «мугэй-но-мумэй » (ни приметы, ни имени) ниндзя всегда стремился остаться в тени. В этом он являл полную противоположность самураю, заботившемуся о том, чтобы его подвиги не забылись.

Нанести удар так, чтобы все терялись в догадках — как могло произойти то, что произошло, может быть, в самом деле не обошлось без нечистой силы? Таков был идеал ниндзя.

Человек-паук

Во многих случаях боевые задания ниндзя требовали от него преодоления высоты. Иногда это был простой частокол, иногда стены и крыши домов или многоярусных пагод, но чаще всего глубокие рвы и массивные укрепления, окружавшие средневековые замки. Кроме того, ему приходилось использовать свое умение взбираться вверх и спускаться вниз еще и тогда, когда он прятался в горах от погони или пытался сократить себе путь, двигаясь через них напрямик.

Понятно, что труднее всего было проникнуть в замок, хотя именно с этим были связаны самые важные и ответственные предприятия ниндзя. Трудность заключалась прежде всего в охране, ведь любой замок по всему внешнему периметру караулили часовые. К ним следует добавить целую систему всевозможных капканов и ловушек, не говоря уже о средствах сигнализации, вроде ниток, привязанных к колокольчикам. Привлечь внимание стражи означало провалить задание и погубить себя. Поэтому надо было действовать очень осторожно, совершенно бесшумно, но в то же время достаточно быстро, чтобы успевать совершить очередное передвижение между двумя обходами караула. Главной проблемой всегда оставалось соблюдение тишины, так как ниндзя пробирался в замок главным образом ночью.

В этом смысле серьезное препятствие представлял широкий и глубокий крепостной ров, наполненный водой.

Нельзя было вспугнуть диких птиц, гнездившихся в его стенах и по берегам. Следовало также предотвратить внезапное прекращение «концерта» потревоженных лягушек, в изобилии обитавших в этом искусственном водоеме.

Приходилось учитывать даже такую мелочь, как стрекотание цикад, сидевших в расселинах между камнями крепостной кладки. Испугавшись приближения человека, они умолкали, а это могли заметить бдительные охранники. С подобными трудностями ниндзя обычно справлялся при помощи средств бытовой химии. Через духовую трубку он распылял специальные порошки, под воздействием которых птицы засыпали мертвым сном (нередко в прямом смысле этого слова), а лягушки продолжали свою бесконечную перекличку. Что же касается цикад, то несколько особей он нес с собой в коробочке и выпускал их возле стены, предварительно тоже посыпав специальным раздражающим веществом. Возбужденные цикады начинали неумолчное пение, увлекая своим примером местных насекомых…

Из-за необходимости действовать в полной тишине ниндзя далеко не всегда мог воспользоваться специальными приспособлениями для лазания. Крюки, кошки, веревки, когти на руках и ногах значительно упрощали форсирование преград, но все они издавали звуки при соприкосновении с камнем, деревом и черепицей. Звяканье, скрежет, царапанье, шорохи, лязг и стук громким эхом отдавались в напряженных нервах часовых. Обертывание тряпками не помогало. Поэтому ниндзя предпочитали взбираться по стенам не прибегая ни к каким иным инструментам, кроме собственных рук и ног. Мысленно устремляясь «вглубь» стены, они словно прилипали к ней всем телом, напоминая со стороны огромных черных пауков.

Весь секрет заключался в концентрации жизненной энергии «ки» в кончиках пальцев верхних и нижних конечностей. Благодаря этому, малейший бугорок, выступ или щель становились достаточно надежной опорой. А поскольку стены замков были сложены из бутового (необработанного) камня без всякого цемента, постольку они не представляли особого препятствия для хорошо тренированного скалолаза.

Искусство взбираться на естественные и рукотворные возвышения и спускаться оттуда вниз составляло одно из основных направлений в подготовке ниндзя. Оно известно под разными названиями: «сака-но-бори », «сётэн-но-дзюцу », «тохэ-ки-дзюцу ». Не следует забывать, что кланы ниндзя базировались в труднодоступных горных районах страны. Сами условия повседневной жизни были связаны для них с необходимостью карабкаться по скалам и каменистым осыпям, лазать по деревьям, спускаться в ущелья, переправляться через горные реки и глубокие пропасти.

Поэтому обучение скалолазанию начиналось очень рано, лет с пяти, как только ребенок уже мог хорошо ходить, бегать и прыгать.

Современные специалисты считают, что мастерство скалолаза зиждется на гармоничном сочетании ряда очень важных условий: сильной мускулатуры, особенно плечевого пояса и кистей рук; гибкости, позволяющей наилучшим образом использовать точки опоры, имеющиеся на скале, и чувства равновесия, которое развивается только благодаря непрестанным, практически ежедневным тренировкам.

А что важнее всего, так это уравновешенность психики, ясность мысли, умение правильно оценивать соотношение конкретной ситуации и своих физических возможностей.

Ведь только оказавшись лицом к лицу с отвесной скалой и ощущая спиной зияющую пустоту, человек начинает понимать, что никаких путей для отступления у него уже нет. Если он переоценил свои силы, если ему не хватает всего лишь нескольких сантиметров, чтобы зацепиться за выступ, на котором можно передохнуть, то падение неминуемо!

Ниндзя еще тысячу лет назад опытным путем пришли к таким же выводам. Поэтому они с детства развивали силу и силовую выносливость функциональных мышц, чувство равновесия, гибкость, умение превращать падения в акробатические прыжки, бесстрашие перед высотой, самообладание и другие необходимые качества. Обычно начинали с того, что малыша учили ходить, поворачиваться и переворачиваться на бревне, укрепленном над самой землей в горизонтальном положении. Постепенно бревно поднимали все выше, а само оно становилось все тоньше. В конце-концов, бревно заменяли жердью, потом туго натянутой веревкой, еще позже — провисшей. После такой тренировки не составляло особого труда перебраться по веревке через ущелье шириной в несколько десятков метров, не говоря уже о крепостном рве или бастионе. Другим распространенным упражнением являлось «подвешивание» на ветке дерева. Держась за нее только руками, ребенок должен был провисеть несколько минут, а потом спрыгнуть вниз, или самостоятельно добраться до ствола и по нему спуститься, цепляясь за сучья и кору. Постепенно высота и продолжительность «виса» возрастали, а ствол дерева становился все более гладким.

Видное место в тренировке юных ниндзя занимали всевозможные прыжки. Они учились прыгать с разбега с шестом в руках через заборы, на крыши построек и на небольшие естественные площадки в скалах. Или с разбега, но уже без шеста, через глубокие ямы с приземлением на руки на самом краю и последующим подтягиванием. Еще они учились взбегать вверх по слегка наклонной стене или скале на высоту до трех метров и, сделав в воздухе сальто, приземляться на ноги. Осваивали также «многоступенчатые» прыжки с места вверх, с одной небольшой площадки на другую. Хорошо тренированный ниндзя мог таким способом в мгновение ока забраться на высоту метров в пять — лишь бы было от чего отталкиваться ногами на этом пути! Но главное было научиться амортизировать удар о поверхность земли при прыжках вниз с большой высоты за счет акробатических трюков, энергии «ки» и т. д. Известно, что на мягкую поверхность (мох, песок, густой мелкий кустарник) ниндзя могли прыгать без всяких веревок с высоты до десяти метров!

Сравнивая скалолазание ниндзя с современным альпинизмом, надо отметить, что между ними мало общего. Альпинисты всегда действуют в составе связки из двух-трех человек, тогда как ниндзя чаще всего работал на скале один. Альпинисты уделяют огромное внимание взаимной страховке, равно как и самостраховке, забивая с этой целью в камни специальные клинья, крючья и скобы, используя тонкие нейлоновые канаты. Благодаря им, альпинисту не надо «прилипать» к поверхности скалы, он может позволить себе отклоняться назад и даже висеть в воздухе, чтобы изучать выступы и трещины для дальнейшего продвижения вверх. Спуск по канату с помощью тормозного устройства не составляет никакого труда, тогда как для скалолаза, не привязанного веревкой к страховочному крюку, спуск представляет еще большую проблему, чем подъем. Стоит заметить, кстати, что альпинисты никогда не совершают свои восхождения по ночам или в плохую погоду. Напротив, для ниндзя ночь в сочетании с проливным дождем, бурей или сильным туманом служила почти идеальным прикрытием.

Впрочем, если условия позволяли (что случалось намного реже, чем это кажется создателям нынешних кинобоевиков), ниндзя охотно использовали инструменты и приспособления, облетавшие и резко ускорявшие вторжение на вражескую территорию. Набор снаряжения для форсирования вертикальных преград назывался «кайки ». В него входили: веревочные лестницы различных типов (басиго ); веревки, сплетенные из конского или из женского волоса, с завязанными на них через равные промежутки узлами и снабженные на одном конце металлическим якорем (мусу-би-басиго ). Такая веревка выдерживала вес троих человек, а на узлы можно было опираться ногами в ожидании очередного рывка вверх или вниз. Комплект дополняли копья с короткими поперечинами-ступеньками на древке и с крюком возле основания наконечника (яри-басиго ), а также занятное приспособление, называвшееся синоби-кумадэ . Оно состояло из набора бамбуковых трубок, вставлявшихся друг в друга и дополнительно закреплявшихся веревкой, туго натянутой внутри. Конец последней бамбуковой секции снабжался кошкой с несколькими крючьями.

Синоби-кумадэ легко было прятать и переносить в разобранном виде. Раздвинув его на всю длину и зацепив кошкой за преграду, удавалось быстро взбираться наверх. В бою этот инструмент мгновенно превращался в короткое копье или многозвенный цеп…

* * *

В период феодальных войн, заливавших Японию кровью несколько веков подряд, было немало случаев, когда с помощью ниндзя удавалось овладеть замками, считавшимися «неприступными». Феодальные усобицы повсюду ушли в прошлое. Но и сегодня нередко случается так, что надо во что бы то ни стало тайно проникнуть в какое-то здание, лагерь, на базу или просто перейти государственную границу. Сделать это сейчас еще труднее, чем пять или шесть веков назад. Особенности конструкции современных построек, электронная сигнализация, приборы ночного видения, скрытые телекамеры, сторожевые собаки, вертолеты — все это, казалось бы, заранее обрекает любые попытки такого рода на провал. Но ведь искусство ниндзя как раз и заключается в умении делать то, что кажется абсолютно невозможным. В том числе незаметно пробираться в такие места, куда, по мнению противника, человек проникнуть никак не может. Этот принцип — совершать невозможное для обычных людей — в наши дни взят за основу при подготовке и планировании операций коммандос.

Начинающим «ниндзя» я советую записаться в секцию скалолазания или тренироваться самостоятельно на деревьях, стенах и крышах домов, крутых откосах карьеров, в полуразрушенных промышленных сооружениях и т. д.

Важно при этом соблюдать несколько условий. Прежде всего, стараться всегда проводить занятия только с партнером, уделяя при этом максимум внимания взаимной страховке. Начинать надо с простого и малого, никаких ночных восхождений! Ведь цель — научиться действовать наверняка, а не глупый риск, никому ничего не доказывающий.

Следует также учитывать реакцию окружающих на ваши действия. Идеальный вариант — две или три хороших тренировки в месяц, подальше от любопытных глаз, со всеми мерами предосторожности.

Человек-амфибия

Общеизвестно, что тактика ниндзя основывалась в первую очередь на использовании фактора «невидимости».

Появиться глубокой ночью там, где этого абсолютно никто не ждет, и остаться незамеченным от начала и до конца операции — таков был их идеал. Ну, а если противник успевал все же поднять тревогу, то следовало как можно эффектнее исчезнуть долой с его глаз, заставив теряться в догадках, как могло произойти то, что произошло. «Делать невозможное» — вот слова, которые вполне могли бы служить девизом для ниндзя…

Глубоко постигнув умом и сердцем взаимосвязь пяти стихий (дерева, огня, земли, металла и воды), ниндзя умел превращать в союзника любую природную среду. В полной мере это относится к воде. В условиях Японии, расположенной на островах с изрезанной береговой линией и с множеством рек, озер, прудов и каналов, такое умение значило очень многое. Оно называлось «суйрэн-дзюцу » — искусство использования воды в военных целях.

К боевым действиям на воде и под водой «ночные воины» начинали готовиться еще в раннем детстве. Достоверно установлено, что в некоторых школах ниндзюцу детей начинали учить плаванию с шестимесячного возраста (!), вполне в духе современного лозунга «плавать раньше, чем ходить». Искусство боевого плавания включало в себя умение плавать и нырять в одежде и обуви, с оружием и снаряжением, а также со связанными руками и ногами.

Ниндзя умели прыгать в воду с крепостных стен и с мостов через горные ущелья, плавали против течения и в полосе прибоя, не боялись водоворотов, ловко освобождались от водорослей. Они могли опускаться на большую глубину, словно профессиональные ловцы жемчуга, и не хуже их находили на дне любые мелкие предметы. Ниндзя плавали в вертикальном положении, не уступая своей техникой нынешним мастерам синхронного плавания. Но, в отличие от последних, им это надо было не ради красоты, а для того, чтобы стрелять из лука и арбалета, внезапно появляясь из-под волной поверхности. Еще они умели рывком выскакивать с глубины прямо в лодку противника и, схватив намеченную жертву, увлекать ее под воду и там топить. Само собой разумеется, что ниндзя немало времени уделяли отработке приемов борьбы в воде.

Те способы, которые применяли ниндзя для форсирования водных преград, породили множество фантастических слухов об их умении ходить по воде, о дружбе с нечистой силой и других сверхъестественных вещах. В действительности, все обстояло гораздо проще. Например, спасаясь от преследования, ниндзя иной раз пересекал реку или небольшое озерцо таким образом, что со стороны казалось, будто бы он «бежит» по водной поверхности, вздымая ногами брызги. Такое зрелище производило сильное впечатление даже на самураев, не говоря уже о представителях других социальных слоев. Однако ниндзя бежал не по воде, а по плоским камням, которые он же заранее разложил или вкопал на отмели или там, где нашел брод. Сверху камни прикрывала вода, они находились на определенном расстоянии друг от друга и никогда не ставились по прямой линии, а только зигзагом. Тому, кто не знал схемы размещения этих камней, бесполезно было пытаться следовать за убегающим тем же путем. Если ниндзя хотел пользоваться своим тайным «мостом» еще какое-то время, то он обычно менял порядок расстановки искусственных опор, чтобы исключить возможность каких-то неожиданностей…

Относительно неширокие водоемы ниндзя преодолевал в кратчайшие сроки с помощью простейшей системы, называвшейся «канся ». Он заранее закреплял между двумя берегами веревку таким образом, чтобы она полностью находилась в воде. Преследуемый ниндзя нырял в воду в известном ему месте, хватался под водой за веревку и, перебирая по ней руками, очень быстро вытягивал себя на другой берег. Можете сами испытать летом такое устройство и убедиться, какой выигрыш времени и какую экономию сил оно дает! Даже если преследователи догадывались перерезать веревку со своей стороны, ниндзя все равно ускользал от них, ведь она оставалась привязанной с другой стороны. Аналогичное приспособление позволяло ему эффектно соскальзывать со стены замка прямо в глубокий ров с водой и больше не показываться на поверхности. Пока самураи гадали, утонул этот дьявол или нет, он с помощью веревки, закрепленной на дне рва, вылезал где-нибудь в укромном местечке и бывал таков…

Иногда ситуация требовала чем-нибудь поразить местную публику, дабы отвлечь ее внимание и внушить веру в свои колдовские способности. С этой целью ниндзя использовали роль монаха-чародея (ямабито ), выделывая различные фокусы и трюки. Однако во все времена одним из наиболее убедительных свидетельств обладания Божьим даром считалось упомянутое уже умение ходить по воде.

Итак, ниндзя заранее готовил охапку соломы, тростника или бамбука, перевязанную веревкой. Он мог нести ее на спине, не вызывая ни малейших подозрений, мог заблаговременно спрятать в прибрежных зарослях либо притопить и закрепить возле мостков. Такой примитивный плот назывался «кама-икада ». Иногда для увеличения плавучести к нему дополнительно крепили закупоренные глиняные кувшины или надувные бычьи пузыри. Естественно, что под весом человека этот плот погружался вглубь, но там начинала действовать выталкивающая сила (закон Архимеда) и возникало состояние шаткого равновесия, требовавшее от стоящего на плоту великолепного чувства баланса.

Мидзу-дзуцу (вверху) и мидзу-гумо (внизу)

Со стороны казалось, что человек стоит по колени в воде, ведь плот совершенно не было видно. Осторожно подгребая веслом либо отталкиваясь от дна шестом, можно было кое-как перемещаться в желаемом направлении.

Чтобы оценить в полной мере степень тренированности чувства равновесия у ниндзя, достаточно самому изготовить и попытаться использовать подобный плот. Это настолько сложно, что многие люди отказываются верить в истинность этих (впрочем, также и многих других) приспособлений ниндзя. Скептикам следует напомнить, что ниндзя никогда не претендовали на то, чтобы с помощью «кама-икада» переправиться через озеро или хотя бы через реку средней величины. Задача сводилась к тому, чтобы поразить зрителей, в том числе случайных. Несколько метров, пусть с неустойчивым равновесием, и ниндзя растворялся во мраке ночи или… заворачивал за угол рва с водой, после чего продолжал путь более удобным способом.

Подлинных чудес эквилибристики требовало использование двух поплавков (по одному на каждую ногу), называвшихся «тару-икада ». Они представляли деревянные бочонки или глиняные горшки диаметром в 25–30 см, высотой доходившие до колен. Чтобы внутрь не попадала вода, вокруг ног обматывали пук соломы, закупоривавший горловину. Принцип использования оставался прежним.

Нацепив эти поплавки, ниндзя мог некоторое время передвигаться по воде с помощью длинного шеста, создавая иллюзию ходьбы…

Более совершенным и надежным устройством являлось средство, называемое «мидзу-гумо », нечто среднее между спасательным кругом и маленькой надувной лодкой. Его изготовляли из соединенных друг с другом пузырей из кроличьей кожи, наполненных воздухом. В центральной части «мидзу-гумо» иногда делали небольшую деревянную площадку на две ступни, прикрепленную ремнями к пузырям.

Некоторые ловкачи ухитрялись на ней стоять, то есть действовали по аналогии с «кама-икада», но гораздо чаще ноги висели в воде, а на поверхности оставались только плечи и голова. С помощью «мидзу-гумо» можно было уверенно переправляться через широкие водные пространства, прятаться в прибрежных зарослях, транспортировать грузы, подводить под мосты и укрепления пороховые мины.

Еще раз напомню, что ниндзя далеко не всегда действовал в своем классическом черном одеянии, с целым набором специальных инструментов и оружия. Гораздо чаще он обходился самыми примитивными средствами, которые после использования либо уничтожал, либо прятал, чтобы забрать позже. Яркий пример такого средства — «укигуса » (или «укидару »), фонарь цилиндрической формы, состоящий из легкого каркаса (костяного, бамбукового) обтянутого промасленной бумагой. С одной стороны в цилиндре было сделано отверстие, наглухо закрывавшееся подвижной заслонкой. Через него внутрь вставляли свечу. Человек с укигусой в руках ничем не привлекал внимания: обычный прохожий, освещающий себе путь во тьме.

Но в случае необходимости достаточно было погасить свечу, закрыть заслонку и положить цилиндр в воду, чтобы получить непотопляемый поплавок. Прижимая его к груди руками, либо зажав между ног, ниндзя приобретал опору, резко повышавшую его плавучесть и грузоподъемность.

Обвязав укигусу веревкой, этот «фонарь» превращали в транспортный буй, причем груз оставался висеть на веревке под водой. Легкий груз (например, документы) можно было положить внутрь поплавка. Использовали укигусу и по прямому назначению, как фонарь, например, в качестве своего рода маяка, закрепленного в нужном месте на якоре… (Все упоминаемые здесь предметы можно увидеть своими глазами в музее ниндзя в Ига-Уэно. Там есть даже примитивные ласты, напоминающие лягушачьи лапки, использовавшиеся ниндзя для того, чтобы плавать под водой, не вздымая бурунов на ее поверхности…)

Если водоемы оказывались слишком широкими, бурными или коварными для того, чтобы преодолевать их вплавь, а также в случае групповых операций, ниндзя использовали лодки двух основных типов, «цуги-бунэ » и «кагата-хасами-бунэ ». Первая из них была разборной, причем каждую из ее составных частей легко поднимал один человек. Вторая лодка являлась складной. Ее делали из легкой, но прочной древесины (типа бальсового дерева) на простейших шарнирах, или из кожи, натянутой на бамбуковый каркас. Быстро приводимые в рабочее состояние, эти лодки были все же слишком велики для того, чтобы таскать их с собой. Поэтому чаще всего их заранее скрытно доставляли и прятали неподалеку от места назначения, чтобы в нужный момент обеспечить высадку либо отход целого отряда. Несколько таких лодок сохранилось до наших дней и прошли испытания в современных условиях. Их качество оказалось превосходным!

И все же чаще всего ниндзя просто прятался в воде от погони, от вражеских стрел или пуль, от чужих глаз… В этих случаях ему нельзя было обойтись без дыхательной трубки — «мидзу-дзуцу » (или «такэ-дзуцу »). Ничего особенного в ней не было, просто достаточно длинный побег бамбука, пустой внутри. Ниндзя ложился на дно спиной, один конец трубки вставлял себе в рот, другой чуть-чуть высовывал над водой и выжидал. С помощью мидзу-дзуцу также ходили по дну (употребляя в качестве балласта самые обыкновенные камни) и плавали, опередив современных ныряльщиков с маской и дыхательной трубкой на несколько веков! Со временем это «дыхало» усовершенствовали, а именно заменили обыкновенной курительной трубкой с длинным прямым чубуком. Иногда вместо трубки употребляли длинную дудку. И трубка, и дудка казались абсолютно безобидными и ничем не указывали на какие-то тайные замыслы их владельцев. А теперь представьте себе странную фигуру, неспешно удаляющуюся от замка, в котором только что нашли мертвым его хозяина. Как ни в чем не бывало, наигрывая на дудке либо попыхивая дымком из трубки, неизвестный приближается к озеру (реке, крепостному рву) и уходит под воду все глубже и глубже, пока его тень не растворится в струях и ряби… Иногда заменой трубки служили ножны от меча с отвинченным наконечником или просто срезанная в воде камышина. Наконец, на роль дыхательной трубки вполне подходил полый внутри бамбуковый посох ниндзя «синоби-кай ». Независимо от того, что именно применялось в том или ином случае — такой посох, трубка или дудка — с их помощью можно было погрузиться в воду и исчезнуть в ней «навсегда» на глазах у целой толпы пораженных зевак. Нам остается только догадываться, сколько легенд рождало каждое такое исчезновение!

Способ прятаться в воде с дыхательной трубкой назывался «камэ-гакурэ », что означает «способ черепахи». Другим способом маскировки было использование сплетения водорослей, плывущих по течению либо болтающихся без движения на одном из участков водной акватории. При этом ниндзя обеспечивал свою плавучесть по способу воздушного пузыря — «укигуса-гакурэ », превращая в таковой собственный костюм, пропитанный водонепроницаемым составом и наполненный воздухом. Точно так же ниндзя мог изображать раздутый труп, влекомый водой вниз по течению. Впрочем, иной раз лазутчик держался на воде благодаря упомянутому уже бумажному фонарю, «мидзу-гумо » и даже плоту «кама-икада », на котором он в таком случае располагался в положении лежа.

Иногда застигнутому врасплох ниндзя приходилось бросаться в воду без всякой предварительной подготовки и без дыхательной трубки. Тогда на помощь ему приходил капюшон собственного костюма, любой мешок из плотной ткани с пропиткой или из кожи, например, дорожная сумка. За счет набранного в них воздуха можно было оставаться на дне при помощи балласта из камней до трех минут, время вполне достаточное, чтобы придумать какую-нибудь другую хитрость… Поистине, вода предоставляла много великолепных возможностей для осуществления замыслов ниндзя!

Гашение обликов

Искусство гашения обликов (катакэси-дзюцу ) — это методика устранения лиц, мешающих «естественному ходу событий». Так ниндзя называли ликвидацию людей, вольно или невольно оказавшихся на их пути. Главное отличие катакэси-дзюцу от обычных убийств заключалось в таинственности смерти, либо в незаметности террористического акта для окружающих. Непостижимое отсутствие убийцы, а тем более — непонятная причина гибели должны были наталкивать на мысль, что дело не обошлось без участия дьявольских сил.

Техника устранения жертв в катакэси-дзюцу была достаточно разнообразной. Например, убивали с помощью отравленных игл, выстреливавшихся из духовой трубки (фукия ), замаскированной под флейту или трость (техника фукибари-дзюцу ). На дистанциях до 10–12 шагов это оружие действовало очень точно. К его разновидности можно отнести крошечные иголки (фукуми-бари ), которые держали во рту и выплевывали в лицо противнику. Небольшие размеры иголок делали их незаметными, особенно в сумраке, а бесшумность и быстрота действия яда вызывали панику. В качестве яда нервно-паралитического действия обычно использовали желчь рыбы фугу (иглобрюха), либо выделения из глазных желез одного из видов японских жаб.

Различные яды вообще принадлежали к числу излюбленных средств ниндзя. Для «гашения» можно было, скажем, накрошить в пищу листья томата, вызывая этим аритмию. Для людей с больным сердцем такое нарушение сердечного ритма чаще всего оказывалось роковым. Или же накормить жертву бледной поганкой, от которой до сих пор не существует противоядия, но чей вкус довольно приятен. Очень эффективным способом отравления считалось натирание посуды для пищи куском сырого мяса все той же рыбы фугу. Тот, кто потом ел из этой посуды, незамедлительно терял сознание и умирал от остановки дыхания.

Яд применяли по-разному. Например, Исикава Гоэмон пытался умертвить Ода Нобунага, свесив через дырку в потолке над его постелью тонкую нитку таким образом, чтобы ее конец находился напротив губ спящего полководца. По этой нитке он отправлял вниз капля за каплей жидкий яд. Применялось также отравление ядовитым дымом, для чего в пламя очага, в табак для курения подмешивали отраву растительного или животного происхождения. В случае ликвидации большой группы лиц отравляли блюда праздничной трапезы. В подобных целях лучшим считался яд, приготовленный из размолотых косточек миндаля, вишен и слив. Если требовалось, чтобы жертва скончалась не сразу, а только спустя несколько месяцев, ей в питье добавляли крепкую заварку зеленого чая, выдержанную в земле полтора месяца по особому рецепту.

Иногда в питье сыпали мелкие волоски бамбука (длиной не более 1–2 мм), томившиеся долгое время в растворе из конской крови и навоза. Эти волоски всасывались в стенки кишечника и желудка, вызывая в итоге заражение крови и смерть от столбняка. Еще один вариант отравления — внесение яда в организм через кожу специально подготовленным предметом или пальцем. Чаще всего в данном случае употребляли концентрированный раствор никотина.

Для тайных убийств ниндзя широко применяли удары, поражающие внутренние органы (коси-дзюцу ), но не вызывающие при этом видимых внешних повреждений.

Целью являлись так называемые точки смерти (сикэцу ), которых известно несколько десятков. Например, удар по точке я-мэн , расположенной в основании черепа, ломает шейные позвонки, повреждает спинной мозги проходящие здесь артерии, что влечет за собой быструю смерть. Смертельное кровоизлияние в мозг вызывает также удар по точке ван-ку , расположенной позади уха, не говоря уже об ударе в висок (точка ка-суми ). В последнем случае ломается внутренняя костяная пластинка, острые края которой пронзают продолговатый мозг и разрезают артерию внутри черепа.

Наши рекомендации