Раздел 2: русское искусство эпохи просвещения

Тема 4.Русское искусство нервой половиныXVIII века

(правление Петра I, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны)

Положение русского искусства к началу XVIII века: «необходимость Ренессанса». Задачи Ренессанса («открытие мира и человека») решались путем приглашения иностранных мастеров и обучения русских за границей. Художественная политика Петра I (1682-1725): строительство и украшение С.-Петербурга, прославление побед русского оружия (преобладание прикладных задач). — Духовное и формальное наследие иконы и парсуны. — Творчество иностранцев, внесших вклад в русскую культуру: итальянский скульптор Карло Бартоломео Растрелли (1675?-1744; в России с 1716), его “Бюст Петра I” (ГЭ и ГРМ, 1719), конная статуя Петра I (перед Инженерным замком), статуя Анны Иоанновны с арапчонком (1741). Живописцы: саксонец Иоганн Готфрид Таннауэр (1680-1737; в России с 1711); французы Франсуа Жувене (1664-1749; в России с 1718 по 1723) и Луи Каравакк (1684-1754; в России с 1716), итальянец Пьетро Антонио Ротари (1707-1762; в России с 1756). Их произведения характеризуют средний (с отдельными исключениями — в лучшую сторону) уровень европейского искусства в стилистике барокко и рококо.

Русские живописцы: И.Н. Никитин (1690?-1742), «петровский пенсионер» в Италии; важнейшие произведения: «Портрет напольного гетмана» (ГРМ); «Портрет канцлера Г.И. Головкина»; «Петр I на смертном одре» (1725). А.М. Матвеев (1701-1739?), пенсионер в Голландии; автор первого автопортрета в русском искусстве («Автопортрет с женой», 1729). — Правление Анны Иоанновны (1730-1740) и Елизаветы Петровны (1741-1762). Дальнейшее развитие русского искусства: основание Академии художеств (1757). — Живописцы: И.Я. Вишняков (1699-1762) — автор детских портретов С.Э. Фермор и В.Г. Фермора (1740-е гг.); А.П. Антропов (1716-1795), его «Портрет Петра III” (1762), образчик парадного портрета стиля рококо; картины Антропова: «Портрет графини М.А. Румянцевой» (1764), «Портрет казачьего атамана Ф.И. Краснощекова» (1763?).

Литература

Алексеева Т.В. Гравюра петровского времени. — Л.: Художник РСФСР, 1990;

Алленов М.М. Русское искусство XVIII — начала XX века. — М.: Трилистник, 2000;

Андреева В.Г. Андрей Матвеев. — Л.: Искусство, 1983;

Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII века. — М.: Искусство, 1987;

Алексей Федорович Зубов 1682-1751. Каталог выставки [из собрания ГРМ и ГМИИ им. А.С. Пушкина]. — Л.: Искусство, 1988;

Ильина Т.В. Иван Яковлевич Вишняков. Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1979;

Ильина Т., Римская-Корсакова С. Андрей Матвеев. — М.: Искусство, 1984;

Лебедева Т.А. Иван Никитин. — М.: Искусство, 1975;

Шарандак Н.П. Русская портретная живопись петровского времени. — Л.: Художник РСФСР, 1987.

Тема 5. Русское искусство эпохи Просвещения (вторая половинаXVIII века)

Общее понятие «Просвещения»: эпоха рационализма, вера во всемогущество разума, «энциклопедизм», «просвещенная монархия». Императрица Екатерина II (1762-1769), ее культурная политика, покровительство искусству и наукам. Новый устав Академии художеств, здание Академии (архитекторы А.Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Валлен-Деламотт; 1764-1788). Важнейшие портретисты: живописец Ф.С. Рокотов (1735?-1808), мастер психологической характеристики: «Портрет поэта В.И. Майкова» (ок. 1765); «Портрет А.П. Струйской» (1772); «Портрет графини Е.В. Санти» (1785). —Живописец Д.Г. Левицкий (1735-1822), автор программных работ: «Екатерина II законодательница» (с вариантами, 1783), серия портретов воспитанниц Смольного института — «смолянок» Е.И. Нелидовой (1773), Е.Н. Хрущовой и Е.Н. Хованской (1773), Г.И. Алымовой (1776; вся серия в ГРМ). Стилистические особенности «просвещенческих» парадных портретов. — Скульптор Э.-М. Фальконе (1716-1791): памятник Петру I в С.-Петербурге = «Медный Всадник» (портретная голова исполнена М.-А. Калло; 1782). — Живописец В.Л. Боровиковский (1757-1825), создатель «сентиментального» направления в портретном жанре: «естественный человек на лоне природы». «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (с вариантами, 1794-1800-е гг.), «Портрет М.И. Лопухиной» (1797); «Портрет графини А. Безбородко с дочерьми» (1803), «Портрет императора Павла I в облачении гроссмейстера Мальтийского ордена» (1800). Религиозная живопись Боровиковского. Русское искусство и «позднее» европейское Просвещение — родственные черты и отличия.

Литература

Алексеева Т.В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII — XIX веков. — М.: Искусство, 1975;

Гершензон-Чегодаева Н.М. Дмитрий Григорьевич Левицкий. — М.: Искусство, 1964;

Евангулова О.С., Карев А.А. Портретная живопись России второй половины XVIII века. — М.: Искусство, 1994;

Кузнецов С. Неизвестный Левицкий. Портретное творчество живописца в контексте петербургского мифа. — СПб.: Логос, 1996;

Дмитрий Григорьевич Левицкий 1735 — 1822. Каталог [выставки из собрания ГРМ]. — Л.: Искусство, 1987;

Молева Н.М. Дмитрий Григорьевич Левицкий. — М.: Искусство, 1980;

Россия — Франция: Век Просвещения. Русско-французские культурные связи в 18 столетии [Каталог выставки]. — Л.: изд-во Государственного Эрмитажа, 1987.

Тема 6. Российская Академия художеств на рубежеXVIII-XIX веков:

принципы обучения, нормативная эстетика, система жанров

С.-Петербургская Академия художеств — учебное заведение и оплот «нормативной эстетики». Искусство как исключительное творение красоты: «Художник, желающий сделать произведение свое изящным, должен изображением мысленной красоты стараться превзойти и самое вещество» (из «Рассуждения» П.П. Чекалевского, 1792). Ориентация студентов на идеализацию натуры: «анатомирующий» взгляд (экорше), использование мотивов и поз античной скульптуры, копирование картин мастеров Возрождения и классицизма XVII столетия. Важность «нравственной сверхзадачи»; иерархия жанров; значение историко-мифологической живописи. — А.П. Лосенко (1737-1773), основоположник исторического жанра в русской живописи. Обучение Лосенко в России, Франции и Италии; важнейшие произведения: «Жертвоприношение Авраама» (1765), «Зевс и Фетида» (1769). Картина «Владимир и Рогнеда» (1770) — первое произведение на сюжет из национальной истории. Другие работы: «Гектор и Андромаха» (1773); портреты Лосенко.

Другие академические исторические живописцы и их произведения: П.И. Соколов (1753-1791) «Меркурий и Аргус» (1776), «Венера и Адонис» (1782); — Г.И Угрюмов (1764-1823) «Испытание силы Яна Усмаря» (1796), «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство» (1797-99); — А.И. Иванов (1776-1848) «Подвиг юноши-киевлянина» (ок. 1810), «Поединок князя Мстислава Удалого с Редедей» (1812); — А.Е. Егоров (1776-1851) «Истязание Спасителя» (1814): использование античных «визуальных кодов» для идеализации/ героизации персонажей. Значение творчества указанных авторов; общее заключение об «академическом подходе» к репрезентации и художественному наследию.

Академическая скульптура (краткая характеристика). М.И. Козловский (1753-1802) «Памятник А.В. Суворову» (1799-1801): полководец изображен в виде бога войны Марса; — И.П. Мартос (1754-1835) «Памятник Минину и Пожарскому» в Москве (1804-1818): античная стилизация/ героизация; — В.И. Демут-Малиновский (1784-1833) «Русский Сцевола» (1813): национальный герой подан как римский персонаж. Античные герои Б.И. Орловского (1797-1837): «Парис» (1824), «Фавн, играющий на сиринге» (1825-1838).

Литература

Даниэль С. Европейский классицизм. — СПб.: Азбука-классика, 2003;

Каганович А.Л. Антон Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия. — М.: Искусство, 1963;

Карев А. Классицизм в русской живописи. — М.: Белый город, 2003;

Коваленская Н.Н. Русский классицизм: живопись, скульптура, графика. — М.: Искусство, 1964;

Молева Н., Белютин Э. Педагогическая система Академии художеств XVIII века. — М.: Искусство, 1956;

Молева Н., Белютин Э. Русская художественная школа первой половины XIX века. — М.: Искусство, 1963.

Наши рекомендации