Искусство каролингской империи 11 страница
Важнейшим достижением средневекового искусства является более глубокое, чем раньше, проникновение во внутренний мир человека. Религиозный аскетизм нарушил характерное для античной культуры представление о гармонии тела и духа. Противопоставление духовного начала телесному ограничило восприимчивость к красоте реальных земных форм. Зато необычайно возрос интерес к страданиям и радостям чело века, к его нравственному облику. Искусство средневековья впервые открыло, что духовная сила и красота могут сочетаться с телесным несовершенством. Впервые оно показало сложность внутреннего мира чело века и борьбу добра и зла в его душе.
Свойственное средневековому мышлению стремление обнаружить закономерность строения мироздания,. скрытую за пестрым многообразием явлений, нашло отражение в создании грандиозных художественных ансамблей, заключающих в себе невиданную по широте охвата картину мира, структура которой восходит к энциклопедиям современных схоластов. Объединенные стройным замыслом циклы рельефов, статуй, витражей готических соборов представляют все этапы легендарной истории человечества от сотворения Адама до „Страшного суда". Бесконечной чередой проходят перед взором зрителей представители всех ступеней небесной и земной иерархии от восседающего на троне бога до работающего в поле крестьянина. Создание таких ансамблей стало возможным благодаря развитию монументальных форм искусства и синтезу его различных видов.
Знакомясь со средневековым искусством, мы убеждаемся, однако, не только в разнообразии его достижений, но и в известной его ограниченности. Развитие изобразительного искусства, которое по самой своей природе не может существовать без наблюдения реальности и воспроизведения ее форм, тормозилось в то время господством религиозного мышления и церковной догматики, а также низким уровнем знаний и преобладанием фантастических представлений о мире. В результате законом изображения стала условность, проявлявшаяся как в общем замысле, так и в приемах исполнения. Она сохраняла значение на протяжении всего развития средневекового искусства. Как бы ни были ярки и реальны отдельные наблюдения и образы, они всегда оставались разрозненными в общей системе догматического замысла. Лишь в эпоху Возрождения, когда авторитет богословия был поколеблен верой в неограниченные возможности человеческого разума, когда аскетическое презрение к жизни сменилось жадным интересом к реальному миру, совершился тот знаменательный перелом, который вернул искусству жизнеутверждающий и земной характер, утраченный за столетия духовной диктатуры церкви.
С той поры прошло пять веков. Многое измени лось за это время в условиях жизни людей, иным стал и их духовный мир. Чрезвычайно насыщенный период развития европейской художественной куль туры нового времени заслонил собою средневековье. Далеко не все в произведениях средневекового искусства доступно пониманию современного зрителя. И все же они и сегодня еще оставляют неизгладимое впечатление, поражая грандиозностью замысла, силой экспрессии и, наконец, той удивительной любовностью и законченностью отделки, какой мы почти не найдем более в произведениях последующих эпох. „История культуры рассказывает нам,— писал Максим Горький в одной из статей о литературе,— что в средние века ремесленные коллективы каменщиков, плотников, резчиков по дереву, гончаров умели строить здания и делать вещи изумительной красоты, еще не превзойденные художниками-одиночками. Таковы средне вековые соборы Европы, таковы вещи, наполняющие музеи Запада и Союза Советов. Рассматривая эти вещи, чувствуешь, что они были сделаны с величайшей любовью к труду. „Маленькие" люди были великими мастерами,— вот что говорят нам остатки старины в музеях и величественные храмы в старинных городах Европы".
ПРИМЕЧАНИЯ
Введение
1 Витраж — набор вставленных в оконный проем цветных стекол, составляющих орнаментальный узор или изображение.
2 Фреска — произведение монументальной живописи, выполненное водяными красками по сырой штукатурке.
3 Хором в средневековой церкви называют ее алтарную часть. Название это происходит от хора певчих, располагавшихся во время богослужения в восточной части храма.
4 Миниатюра — иллюстрация или украшение страницы средневековой рукописи. Название происходит от латинского слова „minium", обозначающего красную краску сурик, которой пользовались для выделения заглавных букв и украшения рукописей.
5 Для итальянцев готы, вторгшиеся в Италию в период „великого переселения народов" и основавшие свое королевство на развалинах Римской империи, долго оставались воплощением варварства. Наименование „готика" впоследствии было перенесено на последнюю фазу развития средневекового искусства.
6 Ф. Энгельс. Юридический социализм. Маркс и Энгельс. Собр. соч., т. 21. Госполитиздат, 1961, стр. 495.
7 „Отцами церкви" принято называть основоположников христианской теологической литературы и первых комментаторов текстов священного писания.
8 Понимание искусства как „подражания природе" было одним из положений античной эстетики (Аристотель).
9 Иконография — здесь система канонических, освященных традицией правил изображения определенных лиц и сюжетов.