Прямо- и криволинейные розетки (1—2.2.0), -прямолинейные сетки (1.3.0) 4 страница
Предложенная реконструкция генезиса обско-угорских непрерывных бордюров построена на этнографических данных XIX—XX вв. Исследование более ранних процессов возможно лишь с опорой па археологический материал. Однако узоры на мягких материалах в нем отсутствуют, а именно на эти материалы как па источник возникновения непрерывных бордюров указывали все исследователи, обращавшие своп взор к обско-угор-скому орнаменту.
В связи с этим отмечу, что если непрерывные бордюры весьма унифицированы и тяготеют к четко очерчиваемому кругу предметов, а значит, к определенным материалам и технике, то прерывистые бордюры дают большой разброс относительно приемов их исполнения, декорируемой поверхности и стилистики. Так, например, ряд из ромбов встречается в контурном исполнении при резьбе па деревянной посуде, в ширококонтурном—при выскабливании на берестяной утвари и в вышивке на женских рубахах, в сплошном заполнении при выемчатой резьбе на костяных орудиях труда и аппликации на суконных и хлопчатобумажных сахах. Поэтому совокупность обско-угорскнх прерывистых бордюров распадается на несколько составляющих, имеющих довольно своеобразные конфигурационные и стилевые черты: резьба по дереву и кости на орудиях труда и средствах передвижения; женские украшения, изготовленные путем нашивания и нанизывания бисера; женские рубахи и сахи из холста, отделанные вышивкой; берестяная утварь, украшенная выскабливанием.
Обширный круг предметов охватывают узоры, составленные из треугольников в их различных сочетаниях. При этом основной декоративной единицей является ряд из треугольников, а различ-334
ныс варианты его расположения позволяют создавать на поверхности предмета замысловатую орнаментальную композицию, состоящую из многих мотивов с одинаковой элементной основой: треугольники, удвоенные по вертикали и горизонтали, учетверенные треугольники, ромбы. Больше всего подобной орнаментации отмечено на предметах из дерева в технике трехгранно-выемчатой и выемчатой резьбы: весла, ножны, крюк для колыбели, кроильные доски, скребки, колчан для стрел н т. д., и это с учетом того обстоятельства, что в декоративном творчестве об-. ских угров XIX—XX вв. дерево как орнаментируемый материал фигурирует очень редко. Подобное можно утверждать и относительно 'костяных изделий. Последние встречаются не часто, вместе с тем почти все отмеченные образцы обидьно украшены узорами из резных треугольников или флажкообразной профилировкой краев: детали оленьей упряжи, пряслица и крепилкн. Художественная отделка бересты подчинена иным правилам, но и в ней, хотя и в завуалированной форме, имеют место резные бордюры из треугольников: табакерки и круглые коробки, украшенные аппликацией с подкладным фоном, а также выемчатая резьба по черемуховой коре на обручах н перегородках у круглых и подпрямоугольных коробок, давшая начало окаймляющим бордюрам из треугольников в технике выскабливания. Некоторые изделия из ткани: матерчатые рукавицы, женские н мужские плоские сумочки, сумочки для оселка, игольники — также декорировались с помощью удвоенных треугольников, выполненных мозаикой.
Таким образом, декор, базирующийся па треугольнике, охватывает несколько материалов, но только на предметах из дерева н кости он является превалирующим. Именно на эти 'материалы приходится и наибольшее разнообразие предметов, орнаментированных в описанном ключе. В узорной технике применительно ко всем материалам присутствует вырезание, но лишь па дереве н кости оно полностью определяет характер исполнения узора — трехгранно-выемчатая резьба. К тому же данная орнаментальная технология теснейшим образом связана с треугольником как основой орнаментальной композиции. Очевидно, именно в узорной резьбе по дереву и кости выработались рассматриваемые правила декорирования. Подобно кругам, разошедшимся от центра, эти декоративные каноны охватили и другие материалы: бересту, ткань, повлияв на их художественную отделку. Такое воздействие могло иметь место лишь при условии мощного и стабильного функционирования самого декоративного центра. Иными словами, зафиксированная этнографическими материалами ситуация непопулярности резной отделки на предметах из дерева и кости исторична п отражает лишь наиболее поздний этап в раз-
витии орнаментального творчества обских угров. Наиболее существенной чертой этого этапа является сужение до минимума сферы мужского орнаментального искусства.
Глава 2 УЗОРЫ ИЗ БИСЕРА И ВЫШИВКА НА ТКАНЯХ
Вопрос о времени и путях проникновения бисера в культурную среду обских угров не решен и требует специального исследования. Орнаментальные материалы в лучшем случае позволяют определить его место среди других декоративных средств и наметить узловые моменты в его орнаментальной эволюции. Очевидно, что бисерной отделке предшествовала у обских угров раскраска ровдуги, например в ровдужпьтх чирках и наносных украшениях, и создание декора из 'металлических отливок, где бисер вначале был дополнительным средством (женокие съемные воротники, распашная одежда из сукна и холщовые рубахи). Наиболее ранние формы бисерного убранства связаны с его нашиванием на предмет в виде полосы. Ряд из трех бисерных нитей, темная в центре и светлые по краям, был известен в качестве окаймления краев предмета. В случае сочетания с металлическими отливками бисерные ряды членили декорируемую поверхность па квадратно-прямоугольные зоны-секции, в которых располагались оловянные пластиночки. Последние со временем оказались вытесненными крупными металлическими пуговицами или фигурами, нашигыми из бисера. По всей видимости, более архаичным способом являлось пришивание каждой бисеринки ь отдельности. Г. Старцев (1928) сообщал о том, что остячки «вышивают» бисером, изготавливая бисерную нить и нашивая ее. Если же статус вещи повышался (она изготавливалась к свадьбе или служила подарком), то каждая бисеринка пришивалась индивидуально.
Следующим шагом на пути внедрения бисера в декоративное искусство обских угров стало создание новой технологии. учитывающей преимущества данного материала, -- нанизывания. Остается неясным, то ли нашивание 'бисеринок в сочетании по 5 штук стимулировало переход к бисерным лентам, то ли, наоборот, послелппс скорректировали технологию нашивания бисеринок. В любом случае обе технологии оказались взаимообусловленными, так как сочетание 5 нашиваемых бисеринок воепроп-полит узловое переплетение при бисерном нанизывании. Первоначально бисерные ленты прикреплялись к основе из ткани, п<-! зятем полностью исчезла традиция, связанная с нашиванием, и
они стали существовать самостоятельно, например в виде нагрудного убранства.
Мотивы узорных лент из нанизанного бисера отличаются двойственной природой. Часть из них имеет сравнительно позднее происхождение и своим возникновением обязана иным материалам. У южных хантов и восточных манси бисером стали выполняться орнитоморфные сюжеты. У восточных хантов на бисерных лентах запечатлелись в несколько трансформированном виде формы оловянных отливок. Повсеместно у обских угров при нанизывании бисера воспроизводятся мозаичные бордюры, знакомые по меховой орнаментации. Если смотреть н'а бисер с точки зрения этих мотивов, то он прекрасно отражает этногрупповую специфику декоративного искусства хантов и манси.
С другой стороны, в бисерных украшениях наглядно представлены мотивы, составляющие обско-угорское единство среди прерывистых бордюров: ромбы различной конфигурации, косые кресты, зигзаги с отростками и шевроны. Исходя из этих узоров, бисерные изделия оказываются пропитанными' архаикой, что вызывает особый интерес в силу сравнительно позднего вовлечения данного материала в орнаментальную сферу обских угров (не ранее X—XIII вв., по С. В. Иванову (1963)}.
Обско-угорская вышивка — уникальное явление в орнаментальном творчестве народов Зап'адной Сибири. Помимо красоты и гармонии, отточенных векадш, она ценна тем, что содержит в себе художественные отголоски различных эпох.
Из четырех видов вышивки наиболее архаичной следует
признать «продернутую» вышивку. Она прочно связана с орна-
ентальной композицией первого вариант'а: сплошное заполнение
узорами переднего и рукавных полотнищ. Эта композиция, в свою
очередь, обусловлена особенностями кроя самых старинных жен
ских рубах —туникообразных. Их более позднее конструктивное
решение предполагало наличие двух частей. Верхняя, из тонкого
холста, по-прежнему украшалась вышивкой, а на нижней, из гру
бой ткани, художественная отделка исчезла, так как подобная
рубаха носилась с юбкой [см.: Прыткова Н. Ф., 1953; Vahter Т.,
1953]. Для составных рубах «продернутая» вышивка не харак
терна. То есть данный вид вышивки связан с наиболее древним
кроем женских рубах и сопряженной с ним орнаментальной ком
позицией. По мнению самих исполнительниц орнамента, рассмат
риваемая техника также признается одной из старейших. Об
этом же свидетельствует и лексическое сходство ее поминании
У хантов и манси [см.: Иванов С. В., 1963], что может быть объ
яснимо лишь с позиции обско-угорского единства. Еще один ста
ринный вид вышивки несет этнопоказательный заряд уже в са
мом своем названии: «хантыйская» и «мансийская». Следователь-
22. Заказ 2006. «Очерки культурогенеза народов Западной Сибири*. 337
но, на женских рубахах, украшенных «продернутым» швом, мы имеем самый ранний пласт в вышивке хантов и манси.
Из всей вышивкн именно узорный фонд «продернутой» обнаруживает прямые параллели с андроновской орнаментикой (ил. 24). Композиционная характеристика последней содержится в работе С. В. Зотовой (1965). Обязательной частью орнаментальной структуры служит горизонтальный зигзаг. Мотивы возникают за счет присоединения к серединам его сторон или к вершинам различных элементов. Количество их невелико. Излом орнаментальной линии у зигзага и элементов осуществляется пол прямым углом. Узор выполняется зубчатым штампом и линии узора состоят из трех-четырех рядов штампа. Все без исключения перечисленные структурные параметры присутствуют в «продернутой» вышивке и составляют своеобразие значительной части
Ил, 24. Хантыйские мотивы «продернутой» вышивки (/—2, 6—6) и соответствующие им андроноидные орнаменты (I, 2, 5, 6 — Ostjakische Stir kereien, 1921. Табл. 9а, /, 13, 2, 19s, 2, Юо, 3; 3, 4,7, 8 — Косарев М. Ф-1991. Рис. 27,9, 45,2, 40,10, 49,2)
ее мотивов. Единственное уточнение касается узорной линии: в вышивке она двойная или тройная и образуется не из рядов штампа, а из стежков счетной глади, смещенных друг относительно друга на половину структурной ячейки.
В зависимости от конфигурации элементов, присоединенных к зигзагу, в андроновских узорах выделяется четыре типа: А, Б, В и Г. Тип А исходной фигурой имеет простой «крючок», опущенный из вершины зигзага. Тип Г имеет узоры в виде фестонов из ряда треугольников [Зотова С. В., 1965. Рис. 1]. Серии орнаментов, ведущих свое начало от описанных фигур, хорошо представлены в обско-угорской вышивке как в лаконичных, так и в замысловатых по конфигурации вариантах. Андроноидная орнаментика Западной Сибири включает в себя вторичные мотивы, производные от описанных типов и от меандровых узоров, также показательных для творчеств'а носителей андроновских традиций [см.: Косарев М. Ф., 1991. Рис. 40, 4.9 и др.]. Эти вторичные формы позволяют понять истоки таких мотивов в обско-угорской вышивке, как свастические и сверхзамысловатые уголки-шевроны.
Память о древности другого направления в обско-угорской вышивке, связанного с «мансийской» и «хантыйской вышивкой» и орнитоморфными мотивами, сохранил хантыйский фольклор. :В песне, зафиксированной в конце XIX в. и относящейся к серии исполняемых на медвежьем празднике, рассказ ведется от лица
Твоя мать в честь меня плясала,
В рубашке с изображениями птиц она для 'меня плясала,
В платке, изукрашенном изображениями лесных птиц,
она для меня плясала. (Мифы ..., 1990).
Вышитые птицами платки сохранились лишь у манси. А представить себе вышитую рубашку, запечатленную в песне, позволяют этнографические материалы по хантам и манси. Следы описанного прототипа несли па себе рубахи с архаичной композицией первого варианта, наполненной узорами из птиц и деревьев в «хантыйскон»-«мансийской» технике.
Изолированное положение орнитоморфных орнаментов вы-Шивки в художественной культуре хантов и манси обращало на себя внимание всех исследователей, соприкасавшихся с обско-Угорским декоративным творчеством. Детальнее других-этот воп-рос проработан у Т. Вахтер [Vahter Т., 1953] и С. В. Иванова (1963). Оба исследователя единодушны в том, что возникновение ррнитоморфного стиля обусловлено влиянием с Востока. Геральдические изображения птиц с деревьями, проникая вместе с шелковыми и набивными тканями, восприняты художественной куль-
турой приобских народов и стали лейтмотивом дальнейшего развития целой области орнаментального творчества —вышивки. По вопросу о путях проникновения восточных орнаментальных влияний взгляды исследователей разделились. Т. Вахтер выстраивает следующую пространстэенно-временную цепочку; узоры поздней античности отразились в декоративном шелке Персии, последний оказал значительное воздействие на шелковое производство Византии, откуда через посредничество русских и татар влияние геральдических мотивов проникло в обско-угорскую среду. С. В. Иванов придерживался нной, более аргументированной точки зрения. Изделия восточных 'мастеров могли проникать к финно-уграм через сарматов и 'аланские племена Приуралья еще в добулгарское время. Затем роль посредника перешла к булгарам. Близка изложенной и позиция В. Н. Чернецова (1947). Он связывал восточные черты в культуре народов Приобья с вхождением в их состав нового этнического компонента, который принес с собой традиции степной сарматской культуры, насыщенной иранскими элементами. В. Н. Чернецов называет его угорским. Исторический механизм проникновения восточных волн в культуру кантон и манси не исследован до конца н по сей день. Но при этом бесспорным является признание их ощутимого влияния на еоционорматнвную сферу бытия.
•Одним из направлений этого влияния стало формирование орнитоморфного стиля в обско-угорской вышивке. Вместе с тем нельзя вести речь о простом подражании и копировании. Геральдический сюжет из птиц и деревьев потому и привился в вышитых узорах, что не противоречил логике всей традиционной культуры [см.: Иванов С. В., 1963]. Внедрение 8 угорский орнамент сопровождалось его стилистической переработкой согласно устоявшимся декоративным канонам народов. Коптские, византийские, иранские, аланские, арабские и другие шелковые ткани Востока [см.: Valuer Т., 1953. Табл. 9—1!; Иванов С. ,В., 1963. Рис. 50] обладали следующими орнаментальными чертами. Поверхность материала покрывала орнаментальная сетка, геральдические мотивы которой были заключены в овал, находившийся иногда в центре декоративных ромбических ячеек. Сам мотив из птиц н деревьев имел. криволинейные очертания и большую долю реализма, чем особенно отличались фигуры птиц, изображавшихся в спокойной позе со сложенными крыльями, Место дерева в трехцветной, структуре мотива иногда заменяло изображение цветка. Обско-у горская трактовка орнамента отличаете* значительным своеобразием как на уровне композиции, так п i уровне мотива. Для того чтобы попять ту направленность, которую приняла трансформация восточных мотивов в нной декорп тивной среде, напомню некоторые черть!, характерные для пе
рывистых угорских узоров, построенных из простейших геометрических фигур, глубоко архаичных для сибирской территории. В области композиции . это явное превалирование бордюров; знгзаговая и ромбическая структура узорной полосы; треугольная поверхность, отводимая под мотив. Исполнение мотивов отличается прямолинейностью и ширококонтурностыо. Наложение данной орнаментальной специфики па восточную праоснову и привело к возникновению того орнитоморфпого стиля, что определил облик «хантыйской» и «мансийской вышивки».
Сам процесс вхождения шелковых мотивов в художественную культуру обских угров рисуется по этнографическим материалам следующим образом. Наиболее гармонично в контекст собствен-, ных орнаментальных традиций народов вписалась ромбическая сетка. По-видимому, мансийские вышитые платки являются самым дальним восточным отголоском в орнаментальном много-звучии обских угров (ил. 25, 1}. Не случаен и выбор самого предмета: именно орнаментальное поле платка может быть максимально приближено к особенностям узорной сетчатой композиции на ткани. Возможно, ромбическая сетка с ее классической системой узлов утверждалась через ромбические бордюры, зада-|,ваемые зигзагом, скомпонованные по принципу кристаллогра-Вфии,— плоскость-покрывается элементами орнамента плотно, без •промежутков. По крайней мере платки, вышитые «продернутым» р.швом, позволяют сделать это предположение (рис. 29, 1). Сразу или опосредованно, но ромбическая сетка как основа орнаментальной структуры была вовлечена в декоративное творчество. Наполняющие ее восточные мотивы оказались преобразованными самым решительным образом. Овал исчез, и мотив должен был влпсаться в пло.щадь ромба. Эта декоративная задача решена с удивительным изяществом: геральдический сюжет разместился в площади треугольника и удвоился за счет плоскости отражения. Но для этого потребовалась серьезнейшая модификация самого сюжета в сторону его схематизации с одновременной за-.меной криволинейной манеры исполнения на прямолинейную. Итоговым результатом описанных нововведений стала ромбическая сетка с мотивом в виде розетки 2-т. Ее появление ознаменовало качественно новую ступень в генезисе орнитоморфных орнаментов, поскольку восточный прототип не имел розетчатого строения. Техника вышивки «хантыйская»-«мансийская» придала мотивам дополнительные черты: ширококонтурность и усики. Выход на новое орнаментальное образование логически завершил первый этап внедрения шелковых мотивов в среду угорской вышивки.
Сетчатая структура вышитых орнаментов заняла видное место на мансийских изделиях: платках и женских рубахах, а в
Ил 25 Развитие ррнитоморфяого мотива в обско-уго[>ской вышивке (/ —
Vahler Т., 1953. АЬ. 4; 2, 5, 7—9 — Osljakishe Stickereien, 192I. Табл. 27,2,
23,/, 29s,/, \а,4, 24з,4; 3—4 — Руденко С.. 1929. Табл. 1, рис. 7. Табл. 7,
рис. 2; 6 — ТГОИАМЗ,№ ТМкп 7387)
творчестве хантыйских мастериц не привилась. Розетки, наоборот, представлены среди хантыйских узоров, но в весьма ограниченных пределах: единственным местом их приложения служила область плеча па женских рубахах. Трансформация сетчато-розет-чатой структуры орнамента в бордюрную, безраздельно господствовавшую в хантыйской вышивке, но довольно слабо отраженную в мансийской, составила суть второго этапа в развитии ор-нитоморфного стиля. Орнаментальное наследие народов, зафиксированное на рубеже XIX—XX вв., позволяет вести речь о двух
34?
направлениях при конструировании бордюров. Первое дало вид
симметрии 'а-'а:т, второе — а-пг.т.
Особенности построения розетки из птиц и деревьев в границах ромба прекрасно проецировались на традиционную зигза-гово-треугольную структуру бордюров. Мотивы розетки заняли место в изгибах зигзага, но оказались под воздействием плоскости скользящего отражения (ил>. 25, 2). Такая композиционная операция не требовала больших творческих усилий, и к ней часто прибегали мастерицы при создании новых орнаментов. В треугольное пространство, отсеченное зигзагом, ими вписывались как элементы геральдического сюжета (деревья, пальметки), так и не входящие в него (например, шестиугольники, ступенчатые ромбы). Описываемое направление возникновения бордюров мало затронуло конфигурацию элементов: деревья почти не изменились, а в облике птиц несколько возросла доля реализма. И если восточные образцы отличались статикой, то обско-угорским модификациям придавалось больше динамизма за счет подчеркнутого взмаха крыльев; Подобная изобразительная трактовка птиц
'.-. была характерна и для графики обских угров [см.: Руденко С., 1929], о чем свидетельствуют знамена XVII в. и рисунки начала
г XX (ил. 25, 3—4). Возможно, отросток, отходящий от спины во
I внутреннюю полость тулова на некоторых орнаментальных экземплярах птиц, —это своего рода рудимент прорисовки внутренностей у птиц и животных, столь типичной для изобразительного
•жанра у обских угров.
Второе направление орнаментальных превращений связано
f с наполнением ромбическо-треугольной композиции бордюров ге-
Шральдическими мотивами. Казалось бы, логично вписывающиеся в эту структуру розетки и должны были составить мотивы бордюров. Но этого не произошло, очевидно, по той причине, что об-
- ско-угорским бордюрам из ромбов не свойственна обильная декоративная насыщенность внутреннего ромбического пространства. Отделке с помощью различного рода отростков здесь подвергаются прежде всего вершины и стороны этих фигур. Сопровождающие элементы размещаются в треугольном пространстве между ромбами. Описанные правила компоновки ромбических бордюров, проявляющиеся на фоне несложных узоров, неожи-дано открываются и в композиции самых замысловатых вышитых образцов (иж 25, 5—6).
Конфигурация ромбов усложняется здесь главным образом за счет витиеватых отростков, отходящих от верхних и нижних вершин. Эти отростки имеют стержнеобразную форму с развилкой на конце, т. е. принцип построения отростков напоминает модель деревьев в геральдическом сюжете. От розетчатой формы
деревьев, вероятнее всего, берет свое начало и срединная линия в узоре, словно нанизывающая на себя птиц и деревья. Развилка принимает вид либо уголка с загнуто-заостренными концами, либо, что встречается чаще, уголка с отростками. Уголок с загнутыми концами является превалирующим мотивом в более раннем пласте вышивки — «продернутой». Заострение концов, возможно, подсказано новыми формами, возникшими при создании фигур птиц. Этот стилистический прием иногда переносился и на конфигурацию мотивов, не связанных с птицами. Развилка из уголка с отростками есть не что иное, как мотив, хорошо известный среди непрерывных бордюров под именем «заячьи уши». Внутреннее пространство ромбов часто оформлялось с помощью другого непрерывного мотива — «головок». То обстоятельство, что фигуры непрерывных бордюров переносились в прерывистые в качестве «отделочных» элементов, свидетельствует о высокой степени традиционности данных мотивов в орнаментальном творчестве обских угров в тот период его развития, когда шло формирование орнитоморфпого стиля.
Пространство между ромбами заполнялось геральдическим сюжетом, но его вид принял несколько иные формы: исчезло дерево между птицами. Его оформление было частично перенесено на ромбы, и таким образом произошла замена внутренних по отношению к парным птицам деревьев на внешние. Образцы орни-томорфных бордюров с ромбической структурой в основе—самые насыщенные по количеству вводимых в них элементов. Тюльпа-но- и пальметообразные, ряды из ромбов — все это создает плотный орнаментальный рисунок в пространстве между ромбами. Не исключено, что появление первых двух элементов в обско-угор-ской вышивке также связано с узорными тканями Востока. По крайней мере на позднеантичных образцах, оказавших большое влияние на восточный шелк, эти элементы присутствовали [см.: Vahter Т., 1953]. Тем не менее нельзя полностью исключать возможность местного происхождения по крайней мере пальметок. Источник подобных элементов 'мог таиться в стилизованных изображениях медведя. Наиболее сложные-орнаменты включали в себя и реалистичные фигуры птиц, изобразительный канон которых не изменился по сравнению с первым путем развития бордюров.
. Значительное количество вышитых узоров предстает в виде упрощенных вариантов описанных мотивов. Стилизация птиц, расположенных по бокам внешних деревьев, нарастает, что сопровождается исчезновением практически всех дополнительных элементов. Обско-угорская вышивка содержит в себе различные фа^-зы этого процесса, благодаря чему последний предстает во всей своей многоликости. У наиболее простых экземпляров стилиза-
ция достигает предела, когда, не храня в памяти узоры-прототипы, бывает трудно соотнести мотив с орнитоморфным стилем в вышивке.' Подобные бордюры венчают второй этап в развитии орнаментов из птиц и деревьев.
Сложно установить временные соответствия двух направлений орнаментального генезиса в рамках второго этапа. Вместе с тем из этнографических материалов можно извлечь некоторые сведения, разъясняющие данный вопрос. Геральдические сюжеты, совмещенные с зигзагом, располагались на женских рубахах вокруг нагрудного разреза, на краях рукавов и часто по низу подола, т. с. окаймляли края одежды — архаичная композиционная схема у многих народов. Даже на рубахах с орнаментальной топографией первого варианта, передняя часть которых и рукава сплошь зашивались орнаментом, место описываемых бордюров оставалось строго канонизированным. Птицы в сочетаниях с ромбами располагались чаще па переднем полотнище, а сетки, созданные из этих бордюров, — па рукавных полотнищах женских холщовых рубах. При сопоставлении мотивов обоих направлений с орнаментальным стереотипом первого этапа нельзя не заметить большее количество разночтений у второго направления. Самые заметные отклонения олицетворяют исчезновение внутренних и появление внешних деревьев, а также введение в узор на правах дополнительных элементов мотивов, - популярных среди непрерывных бордюров. Эти два момента делают небезосновательным предположение о временной первичности первого направления is развитии о-рнитоморфных орнаментов, а с появлением второго оба развивались параллельно, хотя приоритет принадлежал второму направлению, о чем свидетельствует количество и разнообразие узоров, уместившихся в его рамках.
Максимально упростив конфигурацию птиц и деревьев, второй этап исчерпал возможности развития орнитоморфного стиля в. традиционных пределах. В орнаментальном творчестве возникла альтернативная ситуация: либо законсервировать достигнутое разнообразие мотивов, лишь незначительно видоизменяя их, либо направить всю энергию творческого поиска в русло создания новых форм и композиционных решений. Обско-угорская вышивка избрала второй путь, ставший ядром заключительного, третьего этапа генезиса узоров из птиц и деревьев. Именно на этом этапе к технике «хантыйско»-«мансийской» активно подключилась руть 'хапч. Новационные формы возникают в результате образования мотивов из одних только птиц или деревьев, являются следствием слияния тех и других (ил. 25, 7). Композиционная новизна состоит в исчезновении горизонтальной плоскости сим-
метрик, что дает вид а:т, а при асимметрии мотивов последнего—а (ил. 25, 5—9).
Сопоставление вышитых орнаментов из птиц и деревьев у разных народов, населяющих Россию, было проведено С. В. Ивановым (1963). Исследователь отметил наибольшую стилистическую близость обско-угорской вышивки с аналогичным декоративным творчеством народов Поволжья, прежде всего в лице чувашей и башкир. При рассмотрении общих черт с учетом гене-'тичсской стадиальности обско-угорскпх вышитых орнаментов становится очевидным, что сходство не выходит за рамки нововведений первого этапа. Близкими оказываются конфигурация птиц и деревьев, розетки из сдвоенных пар птиц, ширококонтурная манера исполнения и усики. Следовательно, общность обских угров и некоторых народов Поволжья в области вышитых орни-томорфн'ых орнаментов имеет глубокие корни, уходящие в период активной переработки мотивов восточного шелка с учетом местных традиций. Судя по приведенным С. В. Ивановым сравнительным таблицам (рис. 46—49, 51—.52), более поздние пласты вышивки отличаются этнической оригинальностью. Впрочем, задача сравнительного изучения орнитоморфного стиля в декоративном творчестве различных народов далека от своего окончательного разрешения.
Такие технические приемы вышивки, как руть ханч. и севем. ханч, составляют более поздние орнаментальные напластования в декоративном искусстве и характерны лишь для хантов. «Русская вышивка» гармонично вписалась в традиционные орнаментальные формъ!, почти полностью подчинившись им, и стала органичной составной вышивки. Это была первая волна русского влияния на традиционную обско-угорскую культуру, и плодотворность ее не вызывает сомнений. Примерно к концу XIX в. следует приурочить вторую волну, ставшую для хантыйской вышивки «девятым валом», поскольку её итогом явилось полное вырождение орнаментальной культуры в ассимилятивных зонах, например у южной группы. При этом следует помнить, что к описанному времени сама русская культура лишилась многих из традиционных черт вследствие 'массового проникновения в нее изделий фабричного производства. Этот индустриально-традиционный симбиоз и стал главенствующим на территориях, где этнокультурные контакты протекали особенно интенсивно. Незадолго до своего исчезновения искусство вышивки у хантов получило еще один импульс в виде «плетеной вышивки».
Глава 3 ОРНАМЕНТЫ НА БЕРЕСТЕ
Выскабливание на бересте является, пожалуй, самым благодатным приемом орнаментации для реализации творческих замыслов. Он не предъявляет жестких канонов к исполнительнице, как, например, мозаика, и не требует такой кропотливости, как вышивка. Возможно, здесь кроется объяснение того обилия форм и стилистик исполнения, что содержат в себе выскобленные узоры: прямо- и криволинейность, контурность и ширококонтур-ность, подчеркнуто строгий геометрпзм и сюжетность. Вместе с тем берестяное узорочье обских угров предстает не в виде бесформенного смешения различных элементов, а как сложная и упорядоченная система, обнаруживающая различные уровни соподчинения у наполняющих ее составных. Попытаемся разобраться в характере этих связей и степени их устойчивости.