СтатуяКлавдия. Середина I в. н. э.

Соколов Огимпия

Олимпия римского времени

чая, холодная бани). Крыша над атриумом и соседним двором, украшенным мозаиками, имела сквозные отверстия, остальные помещения перекрывались сводами. Полы терм Кладея во II веке н. э. были богато орнаментированы мозаиками. Смоченные водой разноцветные камни гальки или мрамора обычно кажутся особенно яркими и красочными, что и привело к помещению выложенных из них композиций на дне неглубоких бассейнов терм.

Южнее терм Кладея во II веке н. э. была сооружена гостиница со множеством жилых помещений и двумя

Статуя юноши 2-я четверть II в и э

перистильными дворами, украшенными мозаиками. Кроме терм Кладея были сооружены термы на севере Олимпии, около гимнасия, и южные термы восточнее Леони-дайона, возможно, самые поздние в Олимпии. Именно в юго-восточной части Олимпии многие постройки II века н. э., включая весь ипподром, погибли при сильном изменении русла Алфея в средние века.

Во II веке н. э. для Олимпии имели большое значение пожертвования частных лиц и финансирование богатыми меценатами. Одним из самых известных покровителей святилища во II веке н. э. был Герод Аттик. Он строил не только в Афинах, где сохранился до наших дней величественный Одеон его имени (место для музыкальных состязаний), но и в святилище Зевса, где был сооружен роскошный большой фонтан—нимфеи в виде экседры. Находившаяся западнее сокровищниц экседра Герода Аттика представляла собой полукружие со статуями в нишах, на торцах и сверху постройки. Вода, поступавшая по трубам из Кладея, вытекала из пяти отверстий фонтана и собиралась в полукруглый бассейн на уровне нижних ступеней террасы сокровищниц. Декоративность нимфея усиливалась двумя беседками с открытыми колоннадами и изваянием бычка. Статуи экседры Герода Аттика изображали императоров Адриана, Антонина Пия, Марка Аврелия, а также самого Герода Аттика и его жену—Региллу. Базы статуй, использованные как строительный материал, были найдены в стенах позднейшей византийской церкви. В некоторых случаях сооружения такого рода, как экседра Герода Аттика, воздвигались из-за недостатка места над ветшавшими древнейшими святынями Олимпии. Во II веке н. э. это вызывало возмущение ревнителей старины и защитников древних построек Олимпии. Возможно, в связи с этим Павсаний ничего не сообщает об экседре Герода Аттика, игнорируя эту, сложенную к тому же из блоков разнообразных сокровищниц, постройку богача. Такого рода здания вызывали в то время критику и Лукиана 122.

Найденные в Олимпии изваяния римского времени, хотя и выполнены, нужно думать, высококва^ифициро-ванными мастерами, не могут сравниться по художественным достоинствам с такими выдающимися произве-

11/213 «Олимпия»

Соколов • Олимпия ^Н Олимпия римского времени

Светильники с фигурными щитками II в н э

Стена башни позднеантичного укрепления 2-я половина III в н э

дспиямп, как рассмотренные выше статуи Зевса скульптора Фидия, Ники скульптора Пэония, Гермеса с Дионисом скульптора Праксителя или портрет кулачного бойца. Памятником, свидетельствующим о помпезности форм в искусстве I века н. э., является статуя Клавдия в виде Юпитера. Император изображен полуобнаженным, с тяжелыми складками тоги, закрывающей нижнюю часть фигуры. Торжественная поза, горделивая посадка головы, величественно поднятая рука со скипетром—все призвано возвеличить Клавдия, индивидуальные черты которого мастер показывает с точностью, присущей римским портретистам. Обнаженность торса, скипетр в руке и орел у ног должны вызывать у зрителя ассоциацию римского цезаря с божеством.

Особенности римского искусства следующего столетия проступают в художественных формах статуи юноши II века н. э., найденной вблизи палестры. Юноша показан задрапированным в плащ и облокотившимся левой рукой о невысокую подставку. Его голова чуть склонена, волосы перехвачены тонкой лентой и в лице передана свойственная антониновским образам задумчивость. Нетрудно заметить в таких памятниках и подражание настроениям праксителевских образов. Излюбленные художественные приемы мастеров II ве-

1ПП

Соколов Олимпия

Олимпия римского времени

ка н. э —живописность складок плаща, богатая светотеневая моделировка—проявились и в этом изваянии В руинах римских построек обнаружены также остатки посвятительных даров, фрагменты керамики с рельефными украшениями, светильники На щитках светильников римского времени из Олимпии сохранились сюжетные изображения, характерные для I— II веков н э Иногда щиток обрамлен вдавленными полукругами и овалами На некоторых распространенных тогда краснолаковых светильниках можно видеть орнаментальные узоры в виде пальметт или радиально расходящихся от центра линий или оставленные со вершенно гладкими овальные поля На други\ светильниках щитки украшены сложнее па одном изображен

Раннехристианская церковь V в н э

Гелиос в короне с острыми лучами, на другом—бегло и карикатурно очерченный крупноголовый кабанчик, на третьем—фигурка в рост с обобщенно трактованными головой и туловищем На светильниках II века н э гирлянды виноградных листьев и кистей обрамляют круглые щитки с радиальными линиями

Напряженный, изобиловавший катастрофическими событиями III век н э в Греции был и для Олимпии столетием кризисным и драматическим Святилище по степенно приходило в упадок Южнее терм Кладеяеще строились иногда дома для приезжих Но это были уже последние свидетельства деятельности святилища Сильное землетрясение в III веке н э разрушило многие обветшавшие здания Альтиса К III веку н э относится постройка самых поздних, южных, терм Олимпии Последняя, зафиксированная археологическими раскопками статуя победителя на Олимпийских играх отмечена 261 годом В первой половине III века н э было создано и самое позднее греческое сочинение о гимна стике—книга Филострата

Особенно сильно пострадала Олимпия от нашествия в Грецию варваров В 267 году герулы, наступавшие на Элладу, разрушали города и двигались на Пелопоннес В страхе перед нашествием все сметавших на пути орд Олимпия начала воздвигать крепостные стены, стремясь защитить самую дорогую святыню—храм Зевса со статуей бога, исполненной Фидием Укрепленный район захватывал небольшую часть Альтиса С севера это был храм Зевса, а с юга—портик возле булевтерио-на Для оборонительных сооружений спешно разбирались многие здания Олимпии Стены строили из камней разобранного Леонидайона, сокровищниц, портика Эхо и Метроона Не тронули храм Геры, Филиппейон, сокровищницу сикионцев и некоторые другие, слабый камень которых не годился для крепостных стен Опасения олимпийской администрации, однако, были напрасными* герулы не дошли до святилища, лежавшего теперь и без их вмешательства в руинах

В конце III века н э при Диоклетиане производились некоторые ремонтные работы, чинилдсь крыши храмов Зевса, Геры и палестры Пытались реставрировать некоторые помещения Леонидайона, восстанавли-

I,

11^ **

А.1

Соколов • Олимпия

вали теоколейон. В эти суровые для всего античного общества годы в святилище еще устраивались спортивные игры. Олимпия медленно сдавала свои позиции, и в течение всего IV века н. э. состязания, хотя и не такие пышные и торжественные, как раньше, но происходили. Не так внимательны, как раньше, были администраторы тогда и к фиксации имен победителей. Последним известно имя победившего в играх 369 года н. э. армянского принца Вараздата, ставшего царем в 374 году н. э. В 394 году н. э. Теодорих I запретил игры.

В IV веке н. э. не только преследования императоров были бедой для святилища. Большой урон ему нанесли проходившие в 395 году н. э. на юг Пелопоннеса готы Алариха. Если в целом античная цивилизация того времени испытывала удары как со стороны варваров, так и воинствующих фанатиков-христиан, то Олимпия была подвержена еще и воздействию жестоких природных стихий. Губительные землетрясения разрушали ее постройки. Подземными толчками в IV ве-

Вид с востока

на раннехристианскую церковь, перестроенную из мастерской Фидия. V в. н. о

Олимпия римского времени

ке н. э. были разбиты избежавшие нашествия герулов и починенные в III веке н. э. храм Геры и палестра, а также защищавшие Альтис от вод Кладея каменные западные стены. Теперь стихию рек ничто не сдерживало и наводнение в IV веке н. э. принесло новые бедствия. Памятники святилища разрушались и природой и людьми. Статую Зевса скульптора Фидия, по вышеприведенному свидетельству византийского автора, перевезли в Константинополь во дворец царя, где она сгорела во время пожара. Следов алтаря Зевса из пепла не нашли даже археологи. Однако в Олимпии все еще совершались культовые церемонии. В 426 году н. э. Теодорих II издал эдикт об уничтожении языческих построек, и храм Зевса, как утверждают источники, был сожжен или разрушен землетрясениями.

В раннехристианское время на месте Олимпии, где еще высились руины некогда блестящих построек, осталась небольшая деревушка. Жители ее устроили в мастерской Фидия церковь, создав нартекс с колоннами и аркадой и пристроив с востока апсиду. Материалы для перестройки у них были в изобилии. В руинах церкви археологи нашли много плит из нимфея Герода Аттика, из Филиппейона, сокровищниц. Восточнее храма Зевса раскопками обнаружены фундаменты жилых домов VI века н. э. с двориками, кладовками, хлевами для скотины. В этих постройках находили глиняные светильники античной формы, но с христианскими изображениями на щитках—чаще всего крестами; попадались также небольшие подвески в виде крестика с примитивно трактованными орнаментальными украшениями. В конце VI века н. э. Олимпию постигло новое землетрясение. Разливы Алфея и Кладея угрожали безопасности последних обитателей раннехристианской Олимпии. Вскоре и онп покинули свои жилища и уступили природным стихиям место, где некогда было прославленное на весь античный мир святилище. Наступавшие с юга Алфей и с запада Кладеи заливали территорию Олимпии, оставляя каждый раз толстые слои наносного песка, и постепенно святилище оказалось под шестиметровым слоем земли. Скрытое от глаз людей, оно ожидало археологических раскопок. XIX—XX веков.

Заключение

Святилище Олимпии, прославленное место поклонения Зевсу и особенно торжественных спортивных состязаний, приобрело в наши дни значение крупнейшего ис-торико-художественного памятника древнего мира. Обнаруженные археологами на территории Олимпии произведения эллинского искусства несут в большинстве своем следы высокого мастерства зодчих, скульпторов, керамистов.

Найденные памятники исполнены в различных техниках. Небольшие глиняные статуэтки и крупные терракотовые статуи типа Зевса и Ганимеда, высокохудожественные изваяния из известняка и мрамора, изделия в своеобразной технике сфирелатон и такие первоклассные бронзовые отливки, как голова кулачного бойца, а также остатки от работы Фидия над хризоэлефантинной статуей Зевса—все свидетельствует о широте диапазона мастеров Олимпии, о многообразии художественных материалов, использовавшихся для украшения святилища.

Произведения искусства—здания, статуи, рельефы, сосуды Олимпии—дают возможность почувствовать сущность духовных идеалов античной цивилизации, различных в разные эпохи ее развития. Смысл и значение памятников Олимпии, особенно ее классического периода, выходят за рамки историко-познавательного характера. В их художественных формах эллинский гений выразил чувства и настроения, понятные и близкие в своем поэтическом строе всем последующим поколениям человечества.

Примечания

Библиография

Список иллюстрац ий

14 «Олимпии»

Примечания

1 Павсаний. Описание Эллады. Пер. С. П. Кондратьева V 10 1 М., 1938-1940. • 1 < •

2 Schdbel H. Olympia und seine Spiele. Leipzig, S. 128.

3 Результаты раскопок были опубликованы в 1834 году в кн.: Expedition scientifique de Могёе, t. 1. Paris, 1831.

4 Отчеты раскопок этих лет: „Ausgrabungen Von Olympia"; „Olympia. Die Ergebnisse der vom Deutschen Reich verausstal-teten Ausgrabung". Hrsg. von E. Curtius und F. Adler. Tafel-band I—IV. Text I—V Mappe. Berlin, 1890.

5 Ddrpfeld W. Alt-Olympia. Berlin, 1935.

6 Сидорова H. А. Искусство Эгейского мира. Л!.. 1972, с. 44—4Г> рис. 32, 34.

7 Ddrpfeld W. Alt-Olympia. Taf. 1—8, 10, 11, 22.

8 Павсаний. V, 13, 8—11.

9 Павсаний. V, 14, 10.

10 Павсаний. V, 14, 5.

11 Павсаний. V, 14, 8.

12 Павсаний. V, 14, 10.

13 Павсаний. V, 14, 10.

14 Павсаний. VI, 20, 6.

15 Павсаний. V, 13, 10.

16 Павсаний. V, 13, 1.

17 Павсаний. V, 13, 2.

18 Павсаний. V, 16, 2.

19 Павсаний. V, 16, 4.

20 Павсаний. VI, 20, 5.

21 Ddrpfeld W. Alt-Olympia. Abb. 13.

22 Павсаний. V, 20, 6—7.

23 He исключено, что это приводило к распространению в святилище огромного количества мух, так как Павсаний пишет, что когда Геракл приносил жертву в Олимпии, ему страшно надоели мухи и он прогнал их за Алфей, принеся жертву Зевсу Аномию (отгоняющему мух). Павсаний. V, 14, 21.

24 Павсаний. V, 15, 3.

Соколов Олимпия

25 Gerhard E Auserlesene Vasenbilder, Bd 4 Taf 256 Berlin 1958

26 Alscher L Gnechische Plastik, Bd 1 Berlin, 1954 Abb 19

27 Павсаний V, 14, 6

28 Alscher L Gnechische Plastik Abb 20

29 Существуют иные определения этой группы Иногда видя! здесь кентавра Фолоса, радушно принявшего Герл ла в сво ей пещере, когда тот охотился на оримантского вопря Порои считают это изображением Зевса, борющегося с Тифопом в виде кентавра порой называют кентавра олицетворением Кроноса Однако большинство исследователей укчзыпая ш то, что на левом боку кентавра изображено подобие меча склоняются к мысли, что здесь изображена кентавромахия

30 Павсаний V, 15, И

31 Ксенофонт Греческая история VII, 4, 31 Л , 1935, с 192

32 Ксенофонт Греческая история, с 192

33 Павсаний V, 23, 1, 24, 1, 9

34 Пер М Гаспарова—< Вестник древней истории» 1973 № 2 с 229

35 Павсаний V, 14, 9

36 Павсаний V, 21, 3, 18

37 Павсаний VI, 20, 9

38 Пер М Гаспарова —«Вестник древней истории», 1973 № 3 с 237

39 Павсаний V, 16, 1

40 Павсаний V, 16, 2

41 Павсаний V, 17, 1

42 Павсаний V, 17, 20

43 Павсаний V, 17, 2—10, 18, 1—8, 19, 1—10

44 Павсаний V, 20, 1, Плутарх Ликург, 1, 23

45 Павсаний VI, 19, 2

46 Павсаний VI 19, 6

47 Исследователи относят также третью сокровищницу Эпидам ну, четвертую — Византию, пятую — Сибарису, шестую — Ки рене, седьмую — неизвестному центру

48 Известно из «Илиады», что и щит Агамемнона был украшен изображениями чудовищ Горгоны, Деймоса (ужас) и Фобоса (страх) «Илиада» XI, 36

49 Павсаний VIII, 40, 1

50 Павсаний V, 17, 2, 26, 6

51 Павсаний пишет об изображениях Зевса V, 2 3, V, 17, 1 V, 22, 1, V, 24, 6

52 Эсхил Персы 747

53 Страбон География VIII, 378 М , 1964 *4 Павсаний III, 17, 6, VIII, 14, 7

55 Павсаний IX, 12, 4

56 Enciclopedia dell'arte antica Roma, 1963, t V, ill 805

57 He исключено что голова Геры принадлежа m какой то статуе, стоявшей вне храма Геры Ее нашли в 1878 году хотя и неподалеку от храма у палестры, но вне храма Фраг менты же статуи Геры, украшавшей храм, заставляют ду мать, что она была сделана из другого материала

58Блаватский В Д Греческая скульптура М, 1939, с 12

Примечания

59 Колпинский Ю Д Искусство Эгейского мира и Древней Гре ции М 1970, рис 179

60 Плутарх Фемистокл, 17 М, 1961, с 157, Павсаний VIII,50,3

61 Лукиан Геродот или Аэций, I

62 Павсаний XXV, 2—5

63 Павсаний V, 10, 2

64 Павсаний V, 10, 4

65 Павсаний V, 10 3

66 Павсаний V, 12 2

67 Павсаний V, 10 6—7

68 Пер М Гаспарова —«Вестник древней истории», 1973, № 2, с 223

69 Павсаний V 10, 8

70 Мазурин К Олимпия М, 1892 с 60

71 Павсаний V, 10, 8

72 Существует несколько вариантов реконструкций и расста новки фигур одна — Лешке, Трея и Фуртвенглера, другая — Хиршфельда и Кекуле, третья — Бутора, Студнички, Зеф монда.

73 Высота статуи Аполлона на западном фронтоне 3 15 м

74 Hege W und Rodenwaldt G Olympia Berlin, 1936, S 45, Abb 26

75 Павсаний V, 10 9

76 Виппер Б Р Искусство Древней Греции М, 1972, с 166—167

77 Упругая линия контура торса Геракла воспринимается как пластический прообраз тех пульсирующих нечеловеческой мощью контуров живописных фигур, которые Микеланджело будет наносить на потолок Сикстинской капеллы спустя два тысячелетия

78 Иногда считают что здесь изображена нимфа Гесперида

79 Overbeck J Schnftquellen, № 692—754

80 Пер М Гаспарова —«Вестник древней истории», 1973 № 2 с 232

81 Павсаний V, 10 2

82 Павсаний V, И, 1

83 Валъдгауер О Ф Античная скульптура Пг 1923 с 142

84 Страбон География VIII 353 М 1964, с 337

85 Виппер Б Р Искусство Древней Греции с 191

86 Павсаний V, 11, 5

87 Цит по кн Латышев В В Очерк греческих древностей Спб, 1899 с 122

Мазурин К Олимпия М, 1892 с 67 Греческая эпиграмма М 1960, с 213

Ппутарх Сравнительные жизнеописания М, 1961 с 323 Светоний Жизнеописание двенадцати цезарей Гай Калигула 22 М 1933 с 282

92 Павсаний IV 31 6, V, 11 10, V, 14, 4

93 Мазурин К Олимпия, с 68

*194 Лукиан Юпитер Трагический, 25

" Павсаний V, 9, 3

Лесницкая М М Статуя Юпитера из собрания 'Эрмитажа.

Л, 1963

Плутарх Перикл, 31, 5

Соколов • Олимпия

98 Примечательно, что в этой надписи не назван враг, побежденный мессенянами и навпактянами,—спартанцы.

99 Павсаний V, 26, 1; V, 10, 4.

100 Павсаний. VI, 20, 10—21.

101 Павсаний. V. 20, 9.

102 Павсаний. V, 21, 17.

103 Павсаний V, 15, 4.

104 Отрывки гимна к Дионису. Эллинские поэты. М., 1963, с. 137.

105 См.: Ривкин Б. И. В долине Алфея. М., 1969, с. 52.

106 Павсаний. VI, 4, 5.

107 Hege W. und Rodenwald G. Olympia. Berlin, 1936, S. 53.

108 Блаватский В. Д. Греческая скульптура. М., 1939, с. 148.

109 Витрувий. Десять книг об архитектуре. 5, 11. М., 1936.

110 Павсаний. VI, 23, 1.

111 Павсаний. VI, 21, 2.

112 Павсаний. VI, И, 1.

113 Павсаний. VI, 16, 2.

114 Плутарх. Эмилий Павел, XXVIII.

115 Павсаний. V, 10, 5.

116 Плутарх. Сулла, 12.

117 Павсаний. V, 12, 6—7.

118 Павсаний. VI, 19, 10.

119 Светоний. Калигула, 57, 1; 22, 2.

120 Светоний. Нерон, 24, 2.

121 Павсаний. X, 7, 1.

122 Лукиан. Смерть Перегрина, 19.

Библиография

Павсаний. Описание Эллады. Пер. С. П. Кондратьева, т. 1—2. М., 1938—1940.

Страбон. География. Пер. Г. А. Стратановского. М., 1964. Оды Пиндара. Пер. М. Гаспарова.—«Вестник древней истории», 1973, № 2—3.

Мазурин К. Олимпия. М., 1892.

Колобова К. М., Озереикая Е. Л. Олимпийские игры. М., 1958. Ривкин Б. И. В долине Алфея. Олимпийские игры в искусстве древних греков. М., 1969.

Лесницкая М. М. Статуя Юпитера из собрания Эрмитажа. Л., 1963.

Buschor Е. und Hamann R. Die Sculpturen des Zeustempels zu Olympia. Marburg an der Lahn, 1924. Curtius E. Olympia. Berlin, 1935. Dorpfeld W. Alt-Olympia. Berlin, 1935. Hege W. und Rodenwaldt G. Olympia. Berlin, 1936. Neue Ausgrabungen (Berichte uber die Ausgrabungen in Olympia). 1—8. Berlin, 1937—1967

Kunze E. und Schleif H. Olympische Forschungen. 1—6. Berlin, 1944—1966.

Blumel C. Der Hermes eines Praxiteles. Baden-Baden, marklein, 1944.

Liegle I. Der Zeus des Phidias. Berlin, 1952. Kunze E. Zeus und Ganimed (in V Bericht tiber di in Olympia). Berlin, 1956. Hofkes-Brukker Ch. Die Nike des Paionios und der Bassaefries (in BVAB, XXVI, 1961). Herrmann H.-V. Olympia. Berlin, 1972.

Aschmole B. et Yalouris N. Olympia. The sculptures of the Temple of Zeus. London, 1967.

иллюстраций

Стр. 6 И 12 14

Список иллюстраций

Общий вид на Олимпию и холм Кронос. Вид на Олимпию сверху. Вид на Кронос и Олимпию.

План святилища с изображением места памятников различных эпох.

Реконструкция святилища Олимпии.

Сосуды раннеэлладской эпохи. Глипа. III тысячелетие до н. э. Олимпия. Музей.

Сосуды среднеэлладской эпохи с орнаментами (из апси-дального дома). Глина. 1-я половина II тысячелетия до н. э. Олимпия. Музей.

Культовая статуэтка. (Идол). Терракота. II тысячелетие до н. э. Высота 0,1 м. Олимпия. Музей. Котел с головой быка. Бронза. VIII в. до н. э. Высота 0,53 м. Олимпия. Музей.

Котел на трех ножках. Бронза. IX в. до н. э. Высота 0,65 м. Олимпия. Музей.

Верхняя часть ножки треножника с рельефом. Бронза. VIII в. до н. э. Высота 0,47 м. Олимпия. Музей. Лошадь с жеребенком. Бронза. VIII в. до н. э. Высота 0,1 м. Афины. Национальный музей.

Статуэтка лошади. Бронза. VIII в. до н. э. Высота 0,16 м. Олимпия. Музей.

Культовая женская статуэтка. Терракота. VIII в. до н. э. Высота 0,16 м. Олимпия. Музей.

Зевс Копьеметатель. Лаконская статуэтка. Бронза. VIII в. до н. э. Высота 0,11 м. Олимпия. Музей. Возничий. Бронза. VIII в. до н. э. Высота 0,14 м. Олимпия. Музей.

{36 Возничий. Бронза. VIII в. до н. э. Высота 0,23м. Олимпия.

Музей. (37 Человек и кентавр. Бронза. VIII в. до н. э. Высота 0,11 м.

Нью-Йорк. Метрополитен музей. 43 Атлеты и судья. Чернофигурная амфора. VI в. до н. э.

Вюрцбург. Университет. Музей Мартина-Вагнера. . 46 Общий вид храма Геры с севера. VI в. до н. э. • 49 Храм Геры. Часть колоннады. VI в. до н. э. | 51 Колонны храма Геры. VI в. до н. э. I 52 Сокровищницы и храм Геры. Реконструкция. VI в. до н. э.

54 Гигант со щитом. Рельеф с сокровищницы мегарян. Известняк. 520 г. до н. э. Олимпия. Музей.

55 Бронзовая пластина с Антиопой и Тезеем, Орестом и Клитемнестрой. 570 г. до н. э. Олимпия. Музей.

56 Боевой панцирь. Бронза. VI в. до н. э. Высота 0,44 м. Олимпия. Музей.

57 Поножи, посвященные Зевсу. Бронза. VI в. до н. э. Высота 0,42 м. Олимпия. Музей.

58 Коринфский шлем с серебряными украшениями. Бронза. VII в. до п. э. Высота 0,23 м. Олимпия. Музей.

59 Бронзовый шлем иллирийского типа с серебряными украшениями. 530 г. до н. э. Олимпия. Музей.

60 Голова грифона (украшение котла). Бронза. VII в. до н. э.

Высота 0,28 м. Олимпия. Музей. [ 61 Фобос. Украшение щита. Бронза. Середина VI в. до н. э.

Высота 0,56 м. Олимпия. Музей. | 62 Поднявший лапу грифон. Бронза. VII в. до н. э. Высота

0,79 м. Олимпия. Музей. 163 Смерть Кенея. Рельефное украшение котла. Бронза.

3-я четверть VII в. до н. э. Высота 0,22 м. Олимпия.

Музей. 165 Статуэтки Зевса-воина. Бронза. VII в. до н. э. Высота

0,23 м. Олимпия. Музей. 66 Юный спартанец в олимпийском венке. Бронза. VI в.

до н. э. Высота 0,18 м. Олимпия. Музей.

68 Палладион. Богиня в шлеме с копьем. Бронза. 1-я половина VII в. до н. э. Высота 0,15 м. Олимпия. Музей.

69 Зевс. Бронза. Конец VI в. до н. э. Высота 0,29 м. Афины.

Национальный музей. 72 Голова Зевса. Бронза. 520 г. до н. э. Высота 0,17 м. Афины.

Национальный музей.

73 Верхняя часть крылатой женской фигуры. Сфирелатон: бронза, дерево, камень. Начало VI в. до н. э. Олимпия. Музей.

74 Женская голова. Терракота. VI в. до н. э. Олимпия. Музей.

75 Голова Геры. Известняк. VI в. до н. э. Высота 0,52 м. Олимпия. Музей.

79 Молящаяся девушка. Бронза. Середина V в. до н. э. Высота 0,17 м. Берлин. Государственный музей.

80 Зевс, мечущий молнии. Бронза. 480 г. до н. э. Высота 0,16 м. Олимпия. Музей.

81 Лошадка из упряжки. Бронза. 470 г. до н. э. Высота 0,23 м. Афины. Национальный музей.

82 Тетрадрахма из Сиракуз. Серебро. Диаметр 0,027 м, 484 г. до н. э. Сиракузы. Археологический музей.

83 Скачки в честь Патрокла. Аттический чернофигурный ди-пос мастера Софилоса. 2-я четверть VI в. до н. э. Афины. Национальный музей.

85 Голова Афины. Терракота. Нач. V в. до н. э. Высота 022 м. Олимпия. Музей.

86 Статуя воина. Терракота. Нач. V в. до н. э. Высота 1,4 м Олимпия. Музей.

89 Статуя Зевса и Ганимеда. Терракота. 470 г. до н. э. Высота 1,1 м. Олимпия. Музей.

92 Храм Зевса. Ступени и колонны. V в. до н. э.

93 Храм Зевса. Капитель колонны. V в. до н. э.

96 Храм Зевса. Вид с востока. Реконструкция. V в. до н. э.

97 Храм Зевса. Вид с запада. Реконструкция. V в. до н. э.

93 Центральная группа восточного фронтона храма Зевса. Высота фигуры Зевса 3,15 м. V в. до н. э. Мрамор. Олимпия. Музей.

99 Фигура Зевса. Восточный фронтон. V в. до н. э.

100 Коленопреклоненный юноша с восточного фронтона храма Зевса. V в. до н. э. Мрамор. Олимпия. Музей.

102 Коленопреклоненная девушка с восточного фронтона храма Зевса. V в. до н. э. Мрамор. Олимпия. Музей.

103 Восточный фронтон храма Зевса. Часть композиции. V в. до н. э. Мрамор. Олимпия. Музей.

104 Сидящий юноша с восточного фронтона храма Зевса.

V в. до н. э. Мрамор. Олимпия. Музей. 106 Сидящий мальчик с восточного фронтона храма Зевса.

V в. до н. э. Мрамор. Олимпия. Музей.

107 Прорицатель с восточного фронтона храма Зевса. V в. до н. э. Мрамор. Олимпия. Музей.

108 Изображение реки Кладей с восточного фронтона храма Зевса. V в. до н. э. Мрамор. Олимпия. Музей.

100 Голова Кладея. Деталь с восточного фронтона храма Зевса. V в. до н. э.

111 Правая часть западного фронтона храма Зевса. Борющиеся грек, гречанка и кентавр. V в. до н. э.

111 Деталь правой части западного фронтона храма Зевса (рука кентавра). V в. до н. э. Мрамор. Олимпия. Музей.

112 Угловая фигура западного фронтона храма Зевса. V в.

до н. э. Мрамор. Олимпия. Музей. 115 Левая часть западного фронтона храма Зевса. Борющиеся

грек, гречанка п кентавр. V в. до н. э. Мрамор. Олимпия.

Музей.

115 Деталь левой группы борющихся с западного фронтона храма Зевса. Голова кентавра. V в. до н. э. Мрамор. Олимпия. Музей.

116 Деталь левой группы борющихся с западного фронтона храма Зевса.

117 Деталь левой группы борющихся с западного фронтона храма Зевса.

118 Борющиеся грек и кентавр из правой части западного фронтона храма Зевса. V в. до н. э. Мрамор. Олимпия. Музей.

119 Деталь группы борющихся грека и кентавра. Голова грека. V в. до н. э. Мрамор. Олимпия. Музей.

120 Борющиеся кентавр п Дедамия с западного фронтона храма Зевса. V в. до п. э. Мрамор. Олимпия. Музей.

121 Деталь группы борющихся кентавра и Дедамии. Голова Дедампи. V в. до н. э. Мрамор. Олимпия. Музей.

122 Центральная часть западного фронтона храма Зевса. V в. до н. э. Мрамор. Олимпия. Музей.

123 Голова Аполлона с западного фронтона храма Зевса. V в.

до н. э. Мрамор. Олимпия. Музей. 126 Голова Афины. Деталь западной метопы храма Зевса

«Геракл и немейский лев». V в. до н. э. МраМор. Олимпия.

Музей.

Соколов • Олимпия

Список иллюстраций

127 Голова Геракла Деталь западной метопы храма Зевса «Геракл и немейский лев» V в до н э Мрамор Олимпия Музей

128 Западная метопа храма Зевса «Геракл и Афина» V в до н э Мрамор Олимпия Музей

129 Голова Афины Деталь западной метопы храма Зевса «Ге ракл и Афина» V в до н э Олимпия Музей

129 Голова Геракла Деталь западной метопы храма Зевса «Геракл и Афина» V в до н э Олимпия Музей

130 Западная метопа храма Зевса «Геракл и критский бык» V в до н э Мрамор Париж Лувр

132 Восточная метопа храма Зевса «Геракл и Атлант» V в до н э Мрамор Олимпия Музей

133 Голова Афины Деталь восточной метопы храма Зевса «Геракл и Афина» V в до н э Мрамор Олимпия Музей

134 Деталь восточной метопы храма Зевса «Геракл и Цербер» V в до н э Мрамор Олимпия Музей

135 Восточная метопа храма Зевса «Очищение Гераклом А в гиевых конюшен» V в до н э Мрамор Олимпия Музой

137 Рельеф с ниобидами Деталь Римская копия с оригинала V в до н э Ленинград Государственный Эрмитаж

140 Монеты с изображением статьи Зевса Олимпийского II в п э Бронза Диаметр 0 03 м Берлин Государствен ный музей

141 Инструменты из мастерской Фидия V в до н э

142 Чернофигурный кувшинчик из мастерской Фидия, с надписью «Я принадлежу Фидию» Высота 0 08 м Глина лак 440—430 гг до н э Олимпия Музой

145 Статуя Ники Скульптор Пэопий Мрамор Высота 1 95 м 420 г до п э Олимпия М> зсй

154 Вид на стадион Олимпии

156 Стартовая полоса Олимпийского стадиона

156 Желоб для воды близ Олимпийского стадиона

159 Метроон Руины Нач IV в до н э Олимпия

161 Филиппейон 330 г до н э Олимпия

163 Постаменты статуй Занов около входа на стадион IV в до н э

164 Пракситель Статуя Гермеса с Дионисом Мрамор Высота 2,12 м 340 г до н э Олимпия Музей.

165 Гермес с Дионисом Вид сзади

166 Гермес с Дионисом Деталь

167 Гермес с Дионисом Лицо Гермеса Деталь.

169 Аттическая краснофигурная амфора мастера Клеофрада Подготовка к кулачному бою Ок 500 г до н э Мюнхен Музеи

170 Готова атлета Мрамор 340 г до н э Высота 0,27 м Олим-иня Музеи

172 1 олова кулачного бойца Профиль

173 Голова кулачного бойца Бронза Высота 0,28 м 330 г до н э Олимпия Музеи

177 Леонидаион Руины Конец IV в до н э Олимпия

178 План Оишпни в эпоху эллинизма

179 Палестра Олимпии Колонны III в до н э

180 Сводчатый проход на стадион III в до н э Вид с запада

181 Красноглиняный пифос Глина Диаметр 0,58 м, высота 0,59 м III в до н э Олимпия Музеи

182 Гпмнасин II в до н э Олимпия

183 Чернолаковые кубки канфары Глина III в до н э Олимпия Музеи 186 Нимфеи Герода Аттика II в н э Олимпия

188 Мозаичный пол у колодца из западного дома гостиницы 11—111 вв н э Олимпия

189 Нимфеи Герода Аттика II в н о Олимпия

190 Статуя Клавдия Мрамор Середина I в н э Высота 2,1 м

Олимпия Музей 192 Статуя юноши Мрамор 2 я четверть II в н э Олимпия

Музеи

194 Светильники с фигурными щитками Глина II в н э Олимпия Музеи

195 Стена башни позднеантичного укрепления 2 я половина III в н э Олимпия

196 Раннехристианская церковь V в н э Олимпия 198 Вид с востока на раннехристианскую церковь, перестро енную из мастерской Фидия V в н э Олимпия

На обложке Сводчатый проход на стадион III в. до н. э.

Постаменты статуй Занов. IV в до н. э. Фронтиспис: Колонны храма Геры VI в до н э

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ДРЕВНЕЙШАЯ ОЛИМПИЯ.

III тысячелетие до н. э.—VIII в. до п. э.

А РХ А И Ч ЕСК АЯ О Л И МП И Я.

VII—VI века до н. э.

КЛАССИЧЕСКАЯ ОЛИМПИЯ. V век до н. э.

ПОЗДНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ОЛИМПИЯ. IV век до н. э.

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ОЛИМПИЯ.

III—I века до н. э.

ОЛИМПИЯ РИМСКОГО ВРЕМЕНИ.

I—VI века н. э.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИМЕЧАНИЯ

БИБЛИОГРАФИЯ

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Соколов Г. И.

С 59 Олимпия. — М.: Искусство, 1980. — 214 с., ил.

Книга посвящена истории прославленного древнегреческого святилища, на стадионе которого каждые четыре года проходили знаменитые Олимпийские игры. Значение этих игр было так велико, что даже летосчисление в Древней Греции велось по олимпиадам. В книге рассказывается о развитии художественного облика святилища, о памятниках искусства, созданных на заре его возникновения, в годы расцвета, а также в эллинистическую эпоху и в период римского владычества, вплоть до разрушения Олимпии в годы раннего христианства.

_ 80101-032 ББК 85.133(3)С025(01)-80159-80 73И

Наши рекомендации