Знаменитый Эн-но Гёдзя — основатель сюгендо 4 страница

Огонь. Вы развеселились. Вы смеетесь над «бесплатным представлением» и находите в ситуации веселые стороны. —поведение участников компании и реакцию окружающих. Все происшествие кажется вам весьма забавным.

Воздух. Вы обращаете все свое внимание--на происшествие. Вы чувствуете себя полностью в своей стихии. Вы приходите в хорошее расположение духа, вы чувствуете себя сродни этим развеселившимся людям. С улыбкой вы подходите к компании и спрашиваете, где им удалось так славно надраться, как им удается чувствовать себя по-детски раскованными. Вы чувствуете себя умиленным.

ПРИМЕР 2

Вы получили крупный выигрыш в лотерею. Под влиянием определенного элемента вы будете реагировать следующим образом:

Земля. Вы платите по своим старым счетам и кладете остаток денег в банк. Ваше поведение в жизии совершенно не изменяется.

Вода. Вы откладываете всякую работу для того, чтобы отправиться в путешествие или заняться тем, что вас всегда увлекало.

Огонь. Вы строите себе дачный домик и делаете своим основным занятием свое хобби.

Воздух. Вы отдаете определенную сумму своей семье и используете остаток на благотворительные цели.

ПРИМЕРЗ

На шоссе вы попали в «пробку» на длинном и крутом подъеме. О том, чтобы быстрее двигаться дальше, нельзя даже и думать. Машины идут бампер к бамперу. Солнце сияет на кузовах автомобилей. Типичные реакции будут следующими:

Земля. Вы ожидаете развития событий. Вы совершенно отчетливо понимаете, что теряете время, но так же четко представляете себе, что сделать с этим ничего невозможно. Вы продолжаете медленно ехать в колонне, слушаете радио, думаете о чем-то постороннем, и про себя считаете, что поступаете правильно.

Вода. Вы реагируете. Вы считаете, что подъем слишком длинный и огорчаетесь. Вы обдумываете возможность проехать по другой дороге и высматриваете ее из окошка. Вы крутите руль, чтобы проехать вперед. При малейшей возможности вы покидаете шоссе и съезжаете на проселочную дорогу, если это помогает двигаться быстрее.

Огонь. Вы развлекаетесь. Вы понимаете, что в сложившейся ситуации лучшее, что можно сделать, —это найти новую дорогу для поездок. Вы открываете верх вашего автомобиля и подставляете лицо солнцу. Вы разговариваете с водителем, который остановился возле вас. Вы поворачиваетесь во все стороны, вы находите себе занятие: рассматриваете какую-либо машину или засматриваетесь на даму, сидящую в одной из машин. Вы рассматриваете хорошо вам знакомый ландшафт и находите в нем изменения, которых раньше не замечали при быстрой езде.

Воздух. Вы оцениваете события. Вы чувствуете, что этот подъем — утомительнейшее место, и знаете, что большинство разделяет это мнение. Вы представляете себе, какие последствия может вызвать эта задержка, и опасаетесь возможных неприятностей. Вы прикладываете всю свою энергию, чтобы насколько возможно ускорить подъем: вы заботитесь, чтобы отстающая часть колонны двигалась быст.рее, сокращая до минимума разрыв с предыдущим автомобилем. Вы обещаете себе, что приложите все усилия, чтобы справиться с трудностями.

ПРИМЕР 4

Вы хотите пойти посмотреть фильм. Под влиянием определенного элемента вы сделаете следующий выбор:

Земля. Документальный фильм или фильм о войне. Вода. Порнофильм или боевик. Огонь. Комедия или музыкальный фильм. Воздух. Драма или мелодрама.

ПРИМЕР 5

Главным основанием для выбора вами профессии является:

Земля. Вы работаете, чтобы заработать на еду и квартплату.

Вода. Работа — это средство заработать много денег. Ауж с деньгами вы можете сделать все, чего пожелаете.

Огонь, Ваша работа дает вам целую кучу друзей, и поэтомувыдаже не можете себе представить, чтобы заниматься чем-либо другим, сколько бы за это ни платили.

Воздух. Вы чувствуете, что смысл вашей жизни состоит в том, чтобы улучшить этот мир. Ваша работа —это ваш вклад в эту великую цель

ПРИМЕР 6

Вечер. Вы зашли поужинать в маленький дорожный ресторан. Парочка крепких молодцов определенного вида заметили вас и уселись за соседним столиком. Разговор этой парочки звучит громко и агрессивно. Так как хулиганы не особо скрываются, вы скоро понимаете, что темой их разговора является ваша персона и что они могут сейчас завязать с вами ссору. В этой критической ситуации влияние каждого из пяти центров может проявиться следующим образом:

Земля. Вы продолжаете есть, сохраняя спокойствие и невозмутимость. Вы не реагируете на направленные на вас насмешки и не позволяете себя спровоцировать. Не показывая вида, вы осматриваетесь в поисках пути к отступлению или возможной помощи, или же какого-нибудь предмета, который мог бы быть использован вами в случае, если завяжется драка. Вы заканчиваете ужин, платите по счету и собираетесь уходить. Вы используете все свое хладнокровие, чтобы предоставить первый шаг в нападении своим противникам.

Вода. Вы изображаете улыбку и поворачиваетесь к хулиганам, как к старым знакомым. Вы готовы к удару и защите, несмотря на ваш тон и разговор, и ищете путь к отступлению. Вы делаете вид, что развеселились, и пытаетесь выяснить, есть ли у ваших противников мотоцикл или машина. Вы прикидываетесь простачком и делаете вид, что не догадываетесь об их намерениях. Вы смеетесь, даже если с вами грубо обращаются. Вскоре вы извиняетесь и направляетесь к туалету. Там вы, если они следуют за вами, бьете одного из них по физиономии и нападаете на второго при помощи какого-нибудь подручного средства. Удираете, пока ваши противники не пришли в себя.

Огонь. Когда вам кажется, что столкновение становится неизбежным, вы драматическим жестом поднимаете со стола солонку и смотрите прямо в глаза своим соперникам. Затем переводите глаза на солонку. Добившись нужного вам направления взгляда соперников, ставите солонку на стол. Пока внимание противника отвлечено этим маленьким представлением, медленно отодвинув столик, вы концентрируетесь и принимаете стойку для первого удара. Когда столик достаточно отодвинут, вы вдруг взрываетесь с громким боевым криком и бросаете в лицо своим противникам солонку. Затем отшвыриваете столик и наносите из стойки удар ногой в низ живота одному из противников. Опрокидываете на них столик и по возможности вступаете в драку. Исчезаете, пока не

прибежала полиция.

Воздух. Вы считаете себя не настолько подготовленным и крепким, как ваши соперники. Вы беспокойно вертитесь на своем i гуле, делаете какие-то движения обеими руками, чтобы привлечь внимание полиции. Вы глуповато хихикаете и постукиваете руками, злясь на свою беспомощность. Вы наклоняетесь вперед и шумно падаете на пол. Вы привлекаете к возможным нападающим внимание остальных посетителей.

ПРИМЕР 7

Если вы играете в гольф или теннис, то главной целью для вас является, в зависимости от влияния элементов:

Земля. Тренировка тела и здоровье. Вода. Социальные контакты. Огонь. Ощущение соревнования.

Воздух. Спорт даст вам почувствовать собственные возможности.

ПРИМЕР 8

Вы дискутируете со знакомым о религии. Высказываются различные новые соображения и концепции. В зависимости от влияния на ваше мироощущение элементов возможны реакции:

Земля. Вы настаиваете на собственном мнении. Несмотря на все доводы собеседника, вы не изменяете своего мнения ни на йоту. Вы отмахиваетесь от них как от чего-то незначительного, не давая себе труда даже задуматься над ними.

Вода. Вы реагируете на замечания собеседника. Вы отстаиваете свою точку зрения, задаете вопросы, чтобы прояснить слабые места в точке зрения собеседника. По окончании беседы ваши взгляды могут сильно измениться (вплоть до противоположного мнения).

Огонь. Дискуссия интересует вас с познавательной точки зрения. Вы все время спрашиваете и подводите собственную базу под каждый ответ. Вы ищете нелепости и слабые места в предлагаемой вам теории и продолжаете разговор, чтобы внести большую ясность в собственное понимание.

Воздух. Вы ищете способ помочь собеседнику. В качестве ответа на поставленные вопросы вы предлагаете такой, который скорее ведет к согласию Вы помогаете партнеру ответить на вопрос, задаете наводящие вопросы. Вы стараетесь упростить обсуждаемый вопрос и прояснить его.

ПРИМЕР 9

Ваш друг разводится. В зависимости от того, какой из центров влияет на ваши поступки, вы поступите следующим образом:

Земля. Вы поддерживаете его, делая все, чтобы большая часть имущества и денег досталась ему.

Вода. Вы поддерживаете своего друга в обществе, так как считаете, что он не виноват, а в разводе виновна главным образом его жена.

Огонь. Вы считаете, что ваш друг сам способен разобраться в своих собственных проблемах.

Воздух. Вы утешаете своего друга, говоря, что развод —это просто официальное подтверждение того, что уже произошло.

Из этих примеров легко заметить, что каждый элемент имеет свой образ и ни один из них не является лучше или хуже другого. Главная задача при изучении влияния различных центров состоит в том, чтобы понять, что невозможно дать абсолютное определение каждому из ощущений. Любое чувство представляет собой яркую палитру, на основе которой каждый человек более или менее адекватно реагирует на происходящее.

Можно сказать, что в каждом из состояний присутствуют положительная и отрицательная стороны, в зависимости от того, как они себя проявляют. В следующем примере приводится в первом случае положительная, т. е. действенная реакция, а во втором — отрицательная, т. е. безрезультатная сторона проявления каждого из состояний. Эти черты могут проявляться не только в приведенной ситуации, но и в других областях, в частности в искусстве и познании.

ПРИМЕР 10

Ваш спутник жизни умер. Ваша эмоциональная реакция в зависимости от влияния основных элементов может быть следующей:

Земля, положительная: устойчивость. Вы утешаете других, которые тоже огорчены его смертью.

Земля, отрицательная: саморазрушительное упрямство. Вы не позволяете себе верить в эту смерть. Вы разговариваете и ведете себя так, как будто он еще жив.

Вода, положительная: гибкость. Вы принимаете новый образ жизни, который больше подходит к вашему состоянию.

Вода, отрицательная: притупление чувств. Вы все время смотрите в прошлое и продолжаете грустить.

Огонь, положительная: агрессивная тяга к жизни. Вы наполняете себя жизнью и теплом, которые вы делили со своим спутником.

Огонь, отрицательная: всепоглощающий страх. Вы чувствуете себя покинутым, и чувствуете безотчетный страх смерти.

Воздух, положительная: мудрость и жизнь. Вы помогаете себе мыслью, что ваш партнер переместился в лучший мир, где вы с ним когда-нибудь непременно встретитесь.

Воздух, отрицательная: ложная одухотворенность. Вы занимаетесь всеми сопутствующими делами и хотите понять, почему ваш партнер вас оставил и что происходит с его душой.

В данных примерах отсутствует графа для классификации Ку-элемента, потому что он не дает никакой четкой реакции для его характеристики. Ку —это действенный потенциал человека. Он не проявляет себя непосредственно в каждой ситуации: это энергия, с которой могут проявляться свойства других элементов.

Вызвать проявление центра «пустоты» можно голосом. Этим же способом можно придать окраску и добавить влияние других элементов, что часто делается бессознательно. Проявление элемента Земли можно облегчить при помощи спокойного, тяжелого, приказного, авторитетно звучащего голоса. Глубокая вибрация и гортанная тональность голоса придают ему силу и достоверность звучания. Под влиянием элемента Воды голос становится сексуальным, чувственным и сильным. Голос под влиянием элемента Огня становится теплым, светлым и одухотворенным со следами веселой агрессивности; он может указывать на агрессивность или истерию. Под влиянием элемента Воздуха голос становится высоким, мягкой тональности и жизнерадостным. Когда голос человека не совпадает с влияющим на него активным центром, то в голосе говорящего появляются небольшие изменения, которые вызывают у слушающего замешательство и чувство несоответствия. Даже нетренированный человек понимает, что с голосом что-то не то, что он звучит неестественно. Поэтому, например, слова о любви, произнесенные под влиянием элемента Воды, воспринимаются, как сладострастие; приказы, произнесенные голосом элемента Воздуха, оставляют впечатление слабости. Глубокое соответствие между телесными центрами и управляемым голосом позволяют ниндзя понимать других и уберегают от того, чтобы быть самим неправильно понятыми.

Как пример проявления Ку-состояния можно представить себе состояние занимающегося Дзэн-медитацией. Этот тип людей живет концентрированно, здесь и теперь; они всегда хорошо выглядят, в хорошем расположении духа. Законность и религия (как, например, для Ти-элемента) значат для него очень мало. Он не подчиняется чужому влиянию (как Суй-элемент) и не подвержен честолюбию и страхам, присущим Ка-элементу, как и не руководствуется критериями правильного или неправильного, как Фу- эле-мент. Эта личность настолько погружена в себя, что уже невозможно говорить о каком-либо характере. Он так погружен в свою природу, что невозможно обнаружить его чувства или движения души, —он контролируется только разумом.

По другую сторону пяти свойств материи лежит другая сторона силы вашей личности: дух и духовные способности. Этот шестой центр сознания находится посередине верхней части черепа. Традиционно в качестве точки его расположения называют точку между бровей, чуть выше уровня глаз.

В мистическом учении Нин-дзютсу дух представляют в виде моста, связывающего чистое сознание с телом. Дух является исключительно механизмом интерпретации. Он классифицирует, или организует, поступающие в организм извне и понятые картины и впечатления.

Вся Вселенная проявляет себя вибрациями различных длин волн. В начале спектра находится твердая материя. Она подвержена наиболее медленным вибрациям Движение атомов, которые составляют молекулы, мы во внимание не принимаем. Затем идут шумы, которые обладают более высокими частотами вибрации. При еще меньшей длине волны вибрации уже переходят в область тепла. Продолжая двигаться вверх по этой шкале длин волн, мы достигнем уровня мысли, которая является наиболее высокой степенью вибраций и распространяется со скоростью электричества, или света.

Внутри данной классификации можно продолжать разделение.

В группе «свет» можно выделить наиболее медленные вибрации, «красные», и наиболее быстрые —«голубые».

В группе «шумы» мы разделяем медленные колебания —как глубокие, громыхающие, и более быстрые —как высокие, пронзительные тона.

Интересно отметить, что результаты зависят не от качества волн и их способности передавать картины, а от воспринимающего их приемника. Общеизвестно, что существуют звуки, которые человек воспринимать не способен, но они отлично слышны многим животным. Существуют цвета, которые неразличимы для растений и животных, а для человека они наполнены смыслом.

Современная информационная техника связи работает на нас, эффективно используя волны различной длины, по своей природе для этого не предназначавшиеся. Визуальные изображения передаются при помощи электромагнитных импульсов, имеющих совершенно другую частоту, и затем могут быть воспроизведены в цвете. Так, например, телекамера 'может показать нам поверхность планеты Марс; данные можно передавать при помощи радиоволн на Землю, переводить в цифровую форму при помощи компьютера и формировать изображение. Можно легко оказывать влияние на органы чувств человека, можно заставить человека слушать цвета, чувствовать вкус звуков и видеть запахи. Это может придать нашей повседневной жизни новые измерения или сильно изменить ее уклад.

Хотя концепция длин волн, или вибраций, не была известна мистикам феодальной Японии, их учение также содержало понятие о единой структуре и обшем истоке всего существующего во Вселенной, Ниндзя считали твердо установленным, что все вещи обладают различными проявлениями одного и того же универсального источника (сейчас говорят, что все сущее занимает свое место на шкале вибраций), и это было краеугольным камнем их убеждения, что ничто в мире не может существовать отдельно, само по себе.

Такая общность предоставляет нам широкое поле деятельности для отыскания возможности установления тонкого и достаточно точного контроля над всем окружающим, так как мы знаем о существовании этой возможности.

Воин-ниндзя использует свой дух для того, чтобы замечать, прояснять увиденное и влиять на свое окружение, в котором он улавливает мысленные волны определенной частоты, в зависимости от обстоятельств. Ииндзя начинает тренировку с наиболее простых упражнений, которые дают понятие об используемых методах; затем он развивает последовательно силу своего духа, чтобы обострить ясность своих мыслей и укрепить волю. В качестве первого шага ниндзя осознает, в какой мере притупляются органы чувств с течением лет. Устранение этого и дополнительная тренировка органов чувств разрешают положить начало развитию духа, который дает нам способность направить наши силы на занятия чистым искусством и работать для него.

Такое искусство познания тесно связано с восприятием мира, присущим животным, которое в меньшей степени свойственно человеку. Животное значительно отличается от чело-века в осознании настоящего —а прошлое и будущее едва ли волнуют его. Его сознание не подвержено влиянию воспоминаний о прошедшем или привычке заглядывать в будущее —а это создает условия для улавливания мелких, тончайших ощущений, которых люди' большей частью либо совсем не замечают, либо вытесняют их из сферы своего восприятия. Инфракрасный и ультрафиолетовый спектры, космические лучи, движение воздуха и магнитные поля принадлежат к реальностям мира животных так же, как дорожные знаки и написанные или произнесенные слова —реальностям человеческой жизни.

Первым шагом на пути к контролю над своей личностью и применением своих сил является познание собственного тела и влияния на него окружающего мира Важным пунктом при изучении Нин-дзютсу является умение установить, каким из состояний сознания в данный момент управляется человек. Тренировка в боевой подготовке основывается на базовых движениях корпуса, потом к ним добавляются специфические боевые элементы. Если мы познали естественную природу своего физического тела, мы заставим себя принять несвойственные для нас положения, чтобы убедиться, насколько сложно, если не невозможно, это сделать. Затем, когда мы убедимся, что не стоит склоняться к принятию несвойственных положений тела, наступит время переходить к сведению воедино духа и чувств, и мы увидим, сколько неудобств и потерь мы терпели ранее без этого.

Упражнения для формирования духовного состояния плотно связывают между собой задачи самопознания и общей изменчивости, которые присутствуют в философии Нин-дзютсу. Многие другие боевые искусства, а также пути просветления требуют от своих последователей выполнения телесных упражнений для достижения нужного результата. Чувства и телесные потребности кажутся преградой в том, чтобы достичь успеха в поисках Универсума, становящегося целью трансцендентации. Хорошая еда, сексуальные отношения и чувственные наслаждения воспринимаются помехами и должны отвергаться адептом таких учений. В подобных системах все проявления человеческой личности считаются грехом, который необходимо искупить, а личность должна подавляться.

Образ жизни, рекомендуемый Нин-дзютсу, использует Тело и Способности чувств как орудия для достижения самопонимания. Чтобы развить свои способности, их нужно максимально и всесторонне использовать. Любой духовный метод, который отрицает или принижает телесные нужды и наклонности, считается с этой точки зрения неправомерным и должен отступить, когда достигнет уровня действительного спиритуального действия. Учителя Нин-дзютсу открывают для развития весь организм, со всеми его данными от природы взаимными равновесиями и крайностями Каждая система, будь то боевое искусство или религия, если она предписывает страдании, самоотречение, принуждение и отказ от жизненных радостей для достижения трансцендентного Знания, будет в их глазах бесчувственной и грубо кастрированной.

УПРАЖНЕНИЕ 1: Элемент Земли

Проснувшись утром, оставьте глаза закрытыми и мягко втяните в себя воздух, ощущая все запахи. Вы можете почувствовать, например, аромат кофе или запах жареной ветчины, или же такие тонкие оттенки запаха, как давний запах лаванды, исходящий от простынь Вы остаетесь лежать в постели и около двух минут исследуете все запахи, которые издают окружающие вас предметы,

Когда вы встанете, скажите себе, что сегодня вы весь день будете замечать все встреченные вами оттенки запахов. Вполне вероятно, однажды вы обнаружите, что палитра воспринимаемых вами запахов значительно расширилась. Постарайтесь запомнить все запахи, известные и неизвестные вам. Не оценивайте разные запахи и впечатления от них, не делите их на хорошие и плохие. Просто запомните их и ощущения, которые они вызывают. Нужно учесть, что странным образом запах, который обычно кажется вам неприятным, может вдруг показаться приятным.

Закройте глаза, чтобы лучше уловить тонкое ощущение, и выждите, чтобы привыкнуть к нему. Не ограничивайте себя лежащими на поверхности, близкими запахами, такими, как цветы или выхлопные газы. Исследуйте ваш телевизор, перед которым вы сидите по вечерам, ваш карандаш, которым вы пишете, или ковры па вашем полу. Запомните впечатление, которое вызвали у вас эти запахи.

Остановитесь иногда среди дня, чтобы тихо подышать Выпрямите позвоночник, дышите через нос, глубоко втягивая воздух в легкие, живот выпятите как можно больше, на мгновение оставьте легкие заполненными и затем выдохните. Выдох проводите через нос, до полного вытеснения воздуха из легких.

УПРАЖНЕНИЕ 2: Элемент Воды

После того как вы в течение нескольких дней выполняли упражнение 1, можете переходить к упражнению 2. Проснувшись утром, оставьте глаза закрытыми и постарайтесь сконцентрироваться на своих вкусовых ощущениях. Проведите языком внутри рта, ощупайте зубы и губы, приоткройте рот и попробуйте на вкус воздух, которым вы дышите, или коснитесь кончиком языка костяшек своего кулака. Дайте себе одну-две минуты, чтобы разобраться в своих вкусовых ощущениях. Когда вы встанете, повторите себе снова, что сегодня вы будете сосредоточиваться на своих вкусовых ощущениях.

Не удивительно, если ваше вкусовое восприятие изменится. Попытайтесь оценивать вкусовые ощущения непредвзято. Внимательно относитесь к возникающим вкусовым ощущениям. Ешьте медленно и внимательно. Когда это возможно, закрывайте глаза и сосредоточивайтесь на них. Не отвлекайте своё внимание разговорами или развлечениями. Жуйте каждый кусочек в три раза дольше, чем обычно. Перед тем, как положить что-либо в рот, проверьте вкус, который это «что-либо» имеет.

Вы сами определите, что с каждым днем каждый кусочек приобретает новый вкус. Учтите: все, что вы сегодня кладете в рот, имеет свой собственный, неповторимый вкус.

УПРАЖНЕНИЕ 3: Элемент Огня

После того как вы практиковались несколько дней в выполнении упражнения 2, можете перейти к упражнению 3. Проснувшись утром, откройте глаза и посмотрите на то, на что упадет ваш взгляд. Не изменяя положения корпуса, поочередно останавливайте взгляд на различном расстоянии от себя. Просмотрите всю спальню до противоположной стены, посмотрите на свою тень. Прикройте глаза и проверьте, насколько остро ваше восприятие Сосредоточьтесь на вашем одеяле, сосредоточьтесь на объекте, находящемся на среднем расстоянии. Дайте себе минуты две времени, чтобы проэкспериментировать с остротой своего взгляда. Когда вы встанете, скажите себе, что вы весь день будете экспериментировать со своими зрительными впечатлениями,

Прикройте глаза И слегка коснитесь века кончиком пальца. Измените угол зрения и интенсивность надавливания и сосредо-точьтесь на цветах и формах, которые вы видите. Вы увидите, что ваше существование является продуктом вашего духа, который реагирует на поступающие стимулы.

Весь день воспринимайте цветовые впечатления, которые окружают вас. Разберитесь в себе: как влияют на вас цвета и какой отклик они в вас находят. Обратите внимание, какие цвета вам больше нравятся и каких цветов больше всего в вашем гардеробе. Время от времени рассредоточивайте ваш взгляд, чтобы оценить только впечатление от цветовой гаммы окружения. Остановите ваш взгляд на этих цветах на некоторое время и смотрите, запоминая ощущения.

Другой областью для усиления визуального познания является «новый» взгляд на знакомые вещи. Заметьте, как вы обычно смотрите на вещи и отметьте для себя, как много информации о них до вас не доходило. Закройте глаза и определите, какого цвета и фасона одежда вашего коллеги. Представьте себе, не глядя в окно, как выглядит сегодня небо. Скажите себе, что вы до этого часа были слепы, и посмотрите на все вещи новым, свежим взглядом, как будто вы видитеих первый раз в жизни.

Посмотрите на лица своих знакомых. Не всматривайтесь в них, чтобы не беспокоить их, а спокойно посмотрите им в глаза. Часто мы ограничиваем наши контакты, не глядя друг на друга при разговоре. Сосредоточьтесь в дни выполнения упражнения на том, чтобы в ваши глаза поступала новая информация.

УПРАЖНЕНИЕ 4: Элемент Воздуха

Если вы в течение нескольких дней выполняли упражнение 3, переходите к упражнению 4. Проснувшись утром, не открывайте глаз и мгновенно оцените состояние своего тела, телесные ощущения. Прочувствуйте свое тело, не шевелясь, сосредоточьтесь на своих тактильных ощущениях. Ощущение веса органов, положение конечностей, тепло и прикосновение вашего партнера — все это вы ощущаете. Дайте себе примерно две минуты времени, чтобы понять все ощущения своего тела. Когда вы встанете, скажите себе снова, что вы сегодня весь день будете уделять внимание

тактильным ощущениям

На протяжении всего дня используйте каждый удобный случай, чтобы обратить внимание на тактильные ощущения своего тела. Вы поймете, что любое ощущение, которое вы в нормальном состоянии считаете неприятным, — становится для вас вполне приемлемым. Скажите себе, что сегодня любое касание будет для вас благоприятным. Обратите внимание, как отразятся на вас колебания температуры в теплую и холодную стороны. Дайте себе отчет обо всех движениях мышц, происходящих при дыхании, жевании или переноске тяжелых вещей. Прочувствуйте ощущение, которое производит ваша одежда, касаясь вашего тела. Если вы едете в транспорте, обратите внимание, как ведет себя ваше тело при наборе скорости и как оно возвращается к исходному положению.

Однажды днем отыщите тихое местечко. Лягте на спину, расслабьтесь и отрешитесь на какое-то время от своих проблем, сосредоточившись на своих ощущениях. Закройте глаза и дышите глубоко. Вскоре вы увидите, что воздух входит во внутреннюю часть живота и легкие расправляются настолько, насколько это возможно. Повторите это глубокое дыхание дважды иди трижды, чтобы очистить свой дух и легкие. Затем начните расслаблять тело. Начните с солнечного сплетения и следите за тем, как оттуда рас- слабление начинает распространяться по всему телу. Ваше сознание пронизывает тело и расслабляет каждый мускул, которого достигает.

В конце расслабляются пальцы рук и стоп, и вес тело находится в состоянии мышечного расслабления Затем внезапно напрягите все тело Затем выдохните и расслабьте все мышцы еще раз Несколько повторений позволят закрепить ощущение, что ваше тело представляет собой сонную, тяжелую массу. Начинайте этот процесс с пальцев рук и ног и отрабатывайте медленно к центру тела. Ощущайте расслабление каждого мускула.

На протяжении дня проводите расслабление своего лица, плеч, живота и бедер и запоминайте ощущения Распознавайте особенное т этих ощущений и расслабляйте затем каждую мышцу по желанию

УПРАЖНЕНИЕ 5: Элемент Пустоты

Выполняя в течение нескольких дней упражнение 4, переходите к следующему: проснувшись утром, оставьте глаза закрытыми и прислушайтесь к звукам, которые доносятся до вашего слуха. Это может быть грохот вашего будильника или далекий шум с улицы. Возможно, что вы вообще ничего не услышите. Оставьте глаза закрытыми на пару минут и послушайте, какие изменения произойдут в вашем шумовом фоне за этот промежуток времени. Когда встанете, скажите себе, что сегодня вы будете особенно внимательно относиться к шумам, доносящимся до вашего слуха.

Обратите внимание на звуки чьего-нибудь голоса, обращенного к вам Оцените, какова высота тона, сила звука и способ произношения. Оцените также, как влияют эти звуки на вас — положительно или отрицательно Оцените тональность, в которой звучит ваш собственный голос, читая вслух отрывок из этой книги. Сравните затем тональную окраску вашего голоса с душевным состоянием, в котором вы находитесь. Если бы это был голос врага, как бы вы характеризовали его звучание?

Ваши телесные реакции на музыку — еще одна большая область для анализа вашего восприятия тональностей. Прослушайте какое-нибудь музыкальное произведение. Потом сядьте, расслабьтесь, закройте глаза, чтобы полностью отдаться во власть своих ощущений Теперь определите реакцию различных частей тела на музыкальное произведение. Вполне возможно, что никакой реакции вы вообще не заметите — на это также обратите внимание. В воображении могут автоматически возникнуть сцены или ситуации, которые ассоциируются с этой музыкой.

Наши рекомендации