Два основных вида пранаямы 14 страница

Поднявшись вверх, он нагревает и расплавляет белую каплю в районе макушки, светящую серебристо-лунным светом. При этом сознание продолжает концентрироваться на области ниже пупа, на жаре красного шарика-уголька.

Вдох-выдох составляют один цикл. Вновь сделайте мула-бандху, сжимая мышцы промежности, повторяя вдох, глотание, опускание диафрагмы и запирание ветра как в «кувшинном дыхании», продолжая концентрироваться на мистическом жаре.

Продолжайте выполнение основного упражнения, сделав семь таких циклов, ощущая, как увеличивается внутреннее тепло.

Завершающая медитация

Выполнив семь циклов, расслабьтесь и представляйте, как пылающий шарик-уголек порождает искры. Искры внутри трубы центрального канала летят вверх, очищая каналы в каждой чакре.

Когда искры поднялись к макушке, они тают внутри белой капли, разогревая ее. Разогретая белая капля начинает источать мистический нектар бессмертия в виде серебристо-белых лучей энергии. Серебристо-белый нектар также имеет розовый оттенок. Эта энергия начинает нисходить вниз, порождая блаженство в той части тела, в которую она поступает. Опускаясь, энергия наполняет и очищает каждую чакру, вызывая в каждой чакре свой особенный вид блаженства. Затем нисходящая энергия нектара входит в пылающий раскаленный шарик-уголек в пупке, и блаженство растекается по всем семидесяти двум тысячам нади, насыщая каждую клеточку тела.

Расслабившись, войдите в центр этого блаженства, соединяя переживание блаженства и пустотное созерцание. Оставайтесь в созерцательном присутствии единства блаженства и Пустоты так долго, насколько возможно.

Удержание энергии

При переживании блаженства принцип удержания энергии является главным. Практик высшего уровня удерживает энергию силой только созерцания, средний — выполняет визуализацию чакр и движение огня, низший, т.к. энергия подвижна и трудно контролируется, выполняет мула-бандху, уддияна-бандху, ваджроли-мудру и шамбхави-мудру.

Как увеличить огонь мистического тепла

Для увеличения выработки внутреннего огня йогину благоприятно медитировать на мистический огонь в центральном канале. Для этого следует применять метод увеличения языка пламени при визуализации во время йони-мудры, концентрируясь при этом на области муладхара -чакры.

Если все же не удается произвести мистический жар, или после многочисленных занятий йогину с трудом удается разжечь внутренний огонь и обрести нектар[43], который не устойчив и возникает только в какой-то одной области тела, он должен, получив наставления духовного Мастера, выполнять различные вариации медитации внутреннего огня.

Урок 20
Дальнейшее усиление огня
(маха-кумбхака)

Маха-кумбхака является разновидностью бхастрика-пранаямы, где акцент смещается с многократных повторений глубоких вдохов-выдохов на более сильное удержание бандх и более продолжительную задержку дыхания. Она применяется опытными мастерами йоги для увеличения огня и усиления нектара. Ее следует выполнять только под руководством духовного Учителя.

1. Сядьте в семичленную позу. При этом шея и спина должны быть прямыми, а руки располагаются на коленях ладонями вниз. Концентрируйтесь на межбровье.

2. Сделайте 25 медленных и глубоких дыханий через обе ноздри, подобно «кузнечным мехам».

3. Сделав полный выдох, выполните джаландхара-бандху (горловой замок), мула-бандху (замок промежности) и уддияна-бандху (замок живота).

4. Не делая вдоха, задержите дыхание, насколько сможете. Обратите внимание на качественное удержание бандх.

5. Во время задержки дыхания представляйте, как из муладхара -чакры вдоль позвоночника поднимается красное пламя, которое входит в аджна-чакру. Концентрируйтесь на аджна-чакре.

6. Когда задержка дыхания подойдет к концу, отпустите бандхи и сделайте глубокий вдох через обе ноздри.

7. Вновь задержите дыхание, насколько сможете, выполнив три бандхи и визуализацию.

8. Когда задержка дыхания подойдет к концу, отпустите бандхи и сделайте полный выдох через обе ноздри с мычанием, наклоняясь вперед и представляя, как загрязненная прана в виде черного дыма выходит из тела.

Старайтесь, чтобы задержки дыхания были насколько возможно более продолжительными.

Это один цикл. Выполняйте до двадцати, в более сложном варианте — до восьмидесяти таких циклов в день.

Урок 21
Маха-кумбхака
(продвинутый вариант)

два основных вида пранаямы 14 страница - student2.ru
Печать самайи[44]

Повелитель среди Мастеров
(йогендра)

Урок 22
Сиддха-пранаяма

два основных вида пранаямы 14 страница - student2.ru
Печать самайи[44]

Урок 23
Сиддха-пранаяма
(продвинутая ступень)

два основных вида пранаямы 14 страница - student2.ru
Печать самайи[44]

Урок 24
Випарита-карани-мудра
(продвинутая ступень)

1. Примите випарита-карани.

2. Сложите ноги в позу лотос (падмасану). Возьмитесь руками за колени.

3. Сделайте полный вдох, с выдохом подтянув ноги к груди.

4. Повторив про себя мантру «ОМ», углубьте созерцание.

5. Сделав три бандхи, задержите дыхание до предела.

6. Во время задержки дыхания выполняйте визуализацию, как огонь из муладхара-чакры поднимается вверх по центральному каналу сушумна и входит в аджна-чакру. Продолжайте концентрироваться на аджна-чакре.

7. Когда задержка дыхания подойдет к концу, отпустите бандхи и сделайте глубокий вдох, вновь выполнив три бандхи и задержку дыхания на вдохе.

8. Когда удерживать дыхание станет невозможным, отпустите бандхи и, принимая исходное положение (п.2), выдохните.

Практика этой мудры является одной из самых эффективных для пробуждения энергии Кундалини и испытания самадхи.

Освобожденный дух
(мукти-пуруша)

Урок 25
Медитация для усиления внутреннего тепла
(шуддхи-ушанам)

Чтобы увеличить выработку телесного тепла, йогин может распространить тепло во все нади, главные и второстепенные по всему телу, до тех пор, пока тело не станет ярким огненным шаром. В конце медитации весь огонь собирается обратно, в основной огонь в центре позвоночника.

Этапы упражнения выполняются один за другим без промежутков.

Дыхание — спокойное. Сознание однонаправлено на визуализацию огня и сосредоточено на ощущениях телесной теплоты.

1. Визуализируйте центральный канал в позвоночнике. Он подобен полой трубе, внутри — голубой, снаружи — красный. Центральный канал наполняется поднимающимся огнем. При дыхании через пламя проходит воздух.

Вначале канал имеет толщину очень тонкой нити, как волос.

два основных вида пранаямы 14 страница - student2.ru

2. Волос расширяется до толщины мизинца.

3. Толщина канала достигает толщины руки.

4. Центральный канал увеличивается до размеров трубы.

два основных вида пранаямы 14 страница - student2.ru

5. Центральный канал распространяется по телу и за его пределы. Центральный канал расширяется, вбирая в себя вселенную, йогин чувствует себя бушующим вселенским пламенем, раздуваемым ветром.

два основных вида пранаямы 14 страница - student2.ru

Первые пять этапов выполняются один-полтора часа. Потом огонь уменьшается в размерах в том же порядке.

два основных вида пранаямы 14 страница - student2.ru

6. Огненный океан уменьшается и стихает, постепенно поглощаясь формой тела.

7. Канал сужается до размеров толщины руки.

8. Канал сужается до размеров толщины мизинца.

9. Канал сужается до размеров толщины волоса.

10. Канал в виде нити исчезает, все образы огня и т.п. уходят, сознание растворяется в тонкой пустотности вне субъекта-объекта.

Примечание: подобную практику разрешается выполнять йогину, уже достигшему стабильного контроля над ветрами и каналами, на стадии, когда задержка дыхания в кумбхаке составляет две минуты и более, а пропорция в сахита-кумбхака-пранаяме 12:48:24 может быть выдержана в течение часа. Интенсивные пранаямы быстро вызывают тепло, однако оно нестабильно и скоро рассеивается. Если же тепло вырабатывается силой созерцания, вследствие овладения элементом огня, усиливающимся стабильно и равномерно, это достижение, которое не утрачивается, и ценность его огромна.

Урок 26
Махасиддха-пранаяма

два основных вида пранаямы 14 страница - student2.ru
Печать самайи[44]

Урок 27
Медитация для достижения самадхи вне всякой двойственности
(Ануттара-махамайя)

I. Визуализация трех каналов

Сядьте в семичленную позу. Визуализируйте три канала: иду, пингалу и сушумну. Представьте, как они сходятся в области йонистхана (пять сантиметров ниже пупа), сделайте вдох, кумбхаку на вдохе и мула-бандху, представьте, как вся прана входит в центральный канал.

II. Визуализация центрального канала

1. Концентрируйтесь на центральном канале в позвоночнике. Делайте это не умом, а старайтесь почувствовать его внутри тела как некую вязкую волну, энергию.

2. Представляйте центральный канал в виде полой трубы, которая расширяется по мере усиления концентрации. Справа от центрального канала представьте Солнце, слева — Луну.

3. Затем представьте, как центральный канал расширяется до размеров башни или очень широкой трубы. Эта труба снаружи красная, внутри синяя. В этом процессе вы пытаетесь как бы проникнуть внутрь центрального канала. В моменты проникновения представляйте, что центральный канал включает в себя справа и слева настоящие Солнце и Луну, затем всю вселенную, превращаясь в океан бесконечного пространства.

4. Когда ощущение бесконечного пространства достигнуто, вы не входите в центральный канал, а прислушиваетесь, слушаете себя внутри этого пространства, расслабленно, но бдительно. Втягивайтесь в центральный канал, растворяясь внутри, ища в центральном канале «свет миллионов солнц».

Признаки правильной концентрации в первых двух ступенях:

~ ощущение жидкости, вязкой субстанции внутри центрального канала — это Кундалини ветра, нужно поймать это ощущение праны;

~ ощущение, как все праны втягиваются в центральный канал;

~ ощущение, что иногда тело становится легким, утрачивается чувствительность, или вы ощущаете себя тонким, как палка;

~ давление в голове, ощущение, что «голова соединяется с животом». На этом уровне дыхание может стать еле заметным.

III. Медитация на промежуток между двумя дыханиями

1. «Ловите» точки поворота между двумя дыханиями: входящим и выходящим, то есть концентрируйтесь на промежутке между двумя дыханиями.

2. Войдите в промежутки между дыханиями. Дыхание не регулируется, нужно лишь проскальзывать в центральный канал в точках поворота, и в моменты проскальзывания чувствовать тонкий восходящий ветер, словно струну внутри сушумны.

Ощущения при правильном выполнении:

~ дыхание сбивается или становится очень легким, замедляется или останавливается,

~ вы словно таете внутри центрального канала,

~ в моменты точек поворота к голове (в сахасрара-чакру) могут идти сильные толчки праны, может быть виден свет,

~ происходит внезапная остановка сердца и дыхания,

~ йогин входит в бесформенное самадхи, видит свет в межбровье, испытывает капание нектара.

IV. Объединение белой и красной капли

Представляйте, что ваша голова «сливается» с животом, то есть вы словно становитесь плоским внутри центрального канала.

На этой ступени вы можете получить много опытов:

~ физическое тело перестает ощущаться, сознание переносится в тонкое тело, появляется ощущение утраты тела (во время медитации провалы в подсознание),

~ выходы астрального тела,

~ щелканье внутри головы и капание нектара,

~ ощущение, словно тело утончается наподобие нитки, веревки или растекается,

~ вспышки света в межбровье,

~ ощущение наполнения ветрами центрального канала, легкость.

V. Вхождение в тонкое тело

1. Следует практиковать «три неподвижности». Глаза закрыты, язык прижат к нёбу. Может выполняться самопроизвольная уддияна-бандха. Вы продолжаете наблюдать за дыханием и точками поворота.

2. Соединяя сознание с дыханием, чувствуйте расширение тела на вдохе и сжатие на выдохе.

3. В момент расширения чувствуйте, как тело становится бесконечным, выходя за границы материальной вселенной. Во время сжатия чувствуйте, как тело становится микроскопической сияющей духовной частицей, подобной искре духа.

4. Входите в состояние, где оба переживания смешаны в одно парадоксальное недвойственное ощущение, ощущая себя одновременно и бесконечно малым и бесконечно огромным.

Если вы чувствуете так, это указывает на то, что вы вошли в пространство сушумны.

Углубление недвойственности

VI. Медитация на свет

1. Войдя в пространство сушумны, нужно раствориться в нем, не предпринимая никаких действий и не боясь.

2. Легко, спонтанно, без усилий и напряжения «узнать» пространство в центральном канале и свет, осознать его как изначальный Ум коренного Гуру. Это облегчает самадхи.

3. Далее нужно попеременно выполнять концентрацию на чувстве «я» (Атма-вичара) и медитацию на бесконечное пространство. Нужно осознать в сушумне бесконечное пространство, полное света.

4. На этой стадии йогин входит в самадхи, происходит сильное изменение сознания. Пребывая внутри центрального канала, вы продолжаете делать расширение и сжатие, распространяя сознание и углубляя его, пока не станете светящейся искрой в огромном светящемся пространстве, а чувство тела не утратится.

VII. Медитация на матрицу причинного тела
(линга-матру)

1. Когда переживание получено, сконцентрируйтесь на своем «я» в форме сияющего шара света или золотого яйца. Вы не представляете его, а воспринимаете золотой шар света внутренним видением. Если вы концентрируетесь на нем, он начинает расширяться и сиять более интенсивно.

2. Пылающий шар — космическое яйцо (Хираньягарбха) приобретает черты вашего тела, и вы зарождаете тонкоматериальное тело Света, состоящее из тончайшей праны-ума.

VIII. Объединение пустотного созерцания с блаженством
(сукха-шунья)

1. Чтобы объединить переживание Ясного Света с энергией блаженства, вызовите ощущение блаженства в районе копчика. Для этого медитируйте над воспоминаниями ощущений от мирских желаний, поднимающихся из области красной бинду в нижней части тела — это будет энергия блаженства. Всмотревшись в самую суть мирского желания, отделите энергию блаженства, которая поднимается снизу, от объекта наслаждения.

2. Медитируйте на нераздельное единство энергии блаженства и Пустоты Ясного Света в соответствии с указаниями коренного Гуру.

Совершенный дух
(сиддха-пуруша)

Урок 28
Медитация нисхождения просветляющей силы
(шактипатха)

Медитация нисхождения просветляющей силы предназначена для углубления недвойственного самадхи. Она устраняет личностное усилие, которое препятствует вхождению в естественное состояние (сахаджа).

До тех пор, пока йогин отождествлен с личным усилием, волей личного «я», его сознание будет держаться за привычные представления о себе как о личности, индивидуальности. Волевые усилия, успехи в управлении ветрами и Кундалини не могут сами по себе устранить такое ложное представление.

Чтобы выйти на сверхличностный уровень, йогин должен отбросить усилия, отбросить понятие о себе как о прилагающем усилия и, отпустив себя, отдаться превосходящей силе Всевышней Сущности. Тогда йогин по-настоящему открывает принцип недеяния, безусильного недвойственного созерцания и входит в естественное Бытие — сахаджа-самадхи.

Настройка на импульс нисходящей силы

1. Следует сесть в сиддхасану или падмасану.

2. Глаза полуприкрыты, дыхание не регулируемое, естественное.

3. Йогин должен ощутить, как сверху на макушку из бесконечного пространства вселенной мягко опускается тонкая нисходящая сила.

4. Свойства нисходящей силы:

~ сверхтонкость,

~ бесконечность,

~ непостижимость,

~ ошеломляющее божественное величие.

5. Йогин отдается этой нисходящей силе, пассивно открываясь ей и настраиваясь на нее макушкой (областью брахмарандры).

6. Нисходящая сила проникает через макушку в позвоночник и растекается по всему телу до копчика, вызывая тонкое блаженство, тепло, вибрации.

7. Объединяя ощущение энергии с пустотным созерцательным присутствием, йогин пребывает в безусильном единстве блаженства и пустотности, все больше отдаваясь нисходящей силе.

8. Начиная с муладхара-чакры, йогин последовательно объединяет энергию нисходящей силы с каждым из элементов, присущим каждой чакре.

9. Таким образом, йогин раскрывает семь видов пространства естественного самадхи в своем теле, связанных с семью энергетическими центрами, и восьмой над головой.

Тонкости этой медитации необходимо постигать непосредственно у Гуру, своего духовного Учителя.

Урок 29
Медитация единства блаженства-Пустоты
(сукха-шунья)

Чтобы успешно выполнять эту медитацию, йогин должен освоить базовые упражнения по очищению нади, овладеть маха-бандха-мудрой («кувшинным дыханием») и пробудить Кундалини.

Затем, выполняя медитацию подъема огня, йогин переживает капание нектара из макушки, в результате которого в чакрах возникает блаженство. Чтобы усилить это блаженство, йогин концентрируется на чакрах, последовательно выполняя концентрацию-медитацию-самадхи (самьяму) на каждой из них. При концентрации блаженство необычайно усиливается, чакра становится активной. Тогда йогин должен оставить концентрацию и выполнять метод объединения блаженства с Пустотой (сукха-шунья).

Для этого йогин, войдя в созерцание, последовательно выполняет четыре действия:

~ смешивание блаженства с пространством,

~ смешивание блаженства с божественной гордостью,

~ смешивание блаженства с переживанием нисходящей силы,

~ смешивание блаженства с полным единством.

В ритрите йогин должен посвятить этой практике половину или две трети каждой медитативной сессии.

Предварительная стадия

1. Войдя в самадхи, йогин удерживает состояние Пустоты, наблюдая свет и проникаясь идеей недвойственности. Если йогин не реализовал самадхи Света Пустоты, природа Ума остается для него загадкой и естественное состояние не возникает.

2. Вслед за этим йогин должен выйти из самадхи и заниматься концентрацией на чакрах с целью порождения блаженства.

3. Породив блаженство в чакре благодаря концентрации, йогин должен попытаться войти в самадхи Пустоты и объединить его с блаженством, переживаемым в чакре.

Муладхара-чакра

I. Смешивание блаженства с пространством

два основных вида пранаямы 14 страница - student2.ru

Описание практики: почувствуйте, как копчик, область таза и промежности расширяется до бесконечности, становится огромным, подобным пространству бесконечной вселенной.

Комментарий: оставив самадхи, йогин входит в естественное созерцание с открытыми глазами, выполняя шамбхави-мудру. Естественное присутствие Пустоты он переносит в чакру, смешивая пустотное осознавание, подобное небу, с энергией элемента земли в муладхара -чакре. Когда он практикует так, в районе копчика переживается тепло, жжение, распирание или пульсация. Йогин тщательно прислушивается к ощущениям тепла, распирания и смешивает с ними осознавание, подобное пространству. Нижняя часть тела наполняется энергией, и ветер начинает поступать в центральный канал.

II. Смешивание блаженства с божественной гордостью

два основных вида пранаямы 14 страница - student2.ru

Описание практики: ощутите, как копчик и область промежности в районе муладхара-чакры наполняются ощущением непостижимого величия — божественной гордостью.

Комментарий: чтобы усилить переживания и породить еще более сильную энергию, йогин зарождает сильное чувство божественной гордости[45], медитируя на великое изречение «Я есть Всевышний Источник» методом безопорной медитации[46].

Тогда область муладхары начинает очищаться, йогин видит желтый свет в районе копчика и получает благословения гневных

божеств. Это происходит благодаря смешиванию гневных пран муладхары с ощущением божественной гордости.

Еще больше энергии ветра начинает наполнять центральный канал и подниматься вверх к макушке. В районе нижних врат появляется ощущение блаженства.

Йогин внимательно вслушивается в это ощущение и тщательно смешивает его с переживанием божественной гордости.

III. Смешивание блаженства с переживанием нисходящей силы

два основных вида пранаямы 14 страница - student2.ru

Описание практики: расслабьтесь, «отпустите» себя, оставьте усилия. Почувствуйте, как в копчик и область промежности в районе муладхара-чакры из окружающего пространства нисходит вселенская Сила Просветления[47]. Настраивайтесь на эту вселенскую силу копчиком и промежностью в районе муладхары.

Комментарий: достигнув успеха, йогин овладевает спонтанным расслаблением и спонтанной бдительностью, «отпускает» себя, устраняет последние остатки усилия в медитации и идею о себе как о медитирующем. Вместо этого он, расслабившись, отдается нисходящей силе Всевышнего Источника, подобного милости, которая нисходит чудесным образом из окружающего пространства вселенной.

Таким образом, он входит в естественное созерцание и силой такого созерцания двигает ветер, направляя его из муладхара-чакры в центральный канал. Энергия, усиливаясь, движется самопроизвольно, благодаря яркости безусильного созерцания.

Йогин ощущает, как очищаются каналы в области таза и ног, и апана-вайю начинает подниматься вслед за сознанием вверх, втягиваясь в сушумну. В районе промежности, копчика, половых органов возникает тонкое блаженство, напоминающее сексуальное, однако оно имеет восходящую направленность и не ведет к утечкам энергии или вожделению.

IV. Достижение полного единства блаженства и Пустоты[48]

два основных вида пранаямы 14 страница - student2.ru

Описание практики: почувствуйте, как область промежности и копчик становятся одновременно большими и бесконечно малыми, становятся прозрачными, объединяются с пространством внешней вселенной и постепенно начинают растворяться, превращаясь в тонкую энергию элемента земли, становясь трансцендентальными.

Комментарий: полностью объединившись с энергией муладхары, йогин устраняет понятия о внутреннем и внешнем, об усилии и неусилии. Пребывая в исконной недвойственности, он покоряет элемент земли. На этой стадии йогин переходит в сверхтонкое созерцание, объединяя его с физическим телом. Область муладхары видится как чистое сверкающее пространство желтого света. Все нечистые ветры в области таза и копчика входят в сушумна -нади, и йогин испытывает ни с чем не сравнимое блаженство в районе «нижних врат», которое расплавляет тонкие капли, находящиеся в чакрах, и развязывает узлы в нади. Это блаженство напоминает сексуальное блаженство, однако оно превосходит его в десятки раз.

После выхода из программной медитации йогин удерживает это состояние стоя, в ходьбе, при работе и разговоре.

Если йогин следует предписаниям тантр и упадешам святых, у него не будет слишком много препятствий, но те, у кого сильны омрачения и мало заслуг, или те, кто практикуют очень интенсивно, испытывают много трудностей, подчиняя ветры, бинду и каналы.

Подобным образом йогин практикует смешивание блаженства и Пустоты в каждой из чакр в следующих точках тела:

~ область половых органов (свадхистана-чакра),

~ пупок (манипура-чакра),

~ центр груди (анахата-чакра),

~ горло (вишуддха-чакра),

~ межбровье (аджна-чакра),

~ макушка (сахасрара-чакра).

Урок 30
Окончательное объединение физического тела с Ясным Светом

два основных вида пранаямы 14 страница - student2.ru
Печать самайи[44]

Дополнительные практики

Шанк-пракшалана-крийя

Эта крийя способствует удалению из кишечника загрязнений, вызывающих различные заболевания.

Время практики: утром на пустой желудок. Эффект в этом случае будет значительно выше. Для выполнения этого условия можно поужинать вечером в более раннее время и делать крийю утром. Поскольку эта практика выполняется только раз в неделю, это не составит большой сложности.

Необходимо: два лимона, чашка соли, теплая вода (примерно температуры тела, количество зависит от потребности).

1. В двух литрах воды растворите сок двух лимонов и две с половиной столовых ложки соли. Перемешайте и выпейте до конца.

2. Выпив, выполните следующие пять асан.

Поза змеи

1. Лягте на живот. Ладони положите на пол, на уровне груди.

2. Вдохните как можно глубже. Задержите дыхание и поднимите верхнюю часть тела в следующем порядке: голова, шея, затем грудь и поясница. Тело ниже пупа должно оставаться на полу. Прогнитесь назад настолько, чтобы пупок оказался над линией, соединяющей запястья.

3. Задержитесь в этом положении на некоторое время, затем, медленно выдыхая, опуститесь в исходное положение (п.1).

4. Повторите упражнение три раза.

Перекатывание с боку на бок

1. Лягте на живот. Согните ноги в коленях, возьмитесь за щиколотки руками.

2. Глубоко вдохните, задержите дыхание и несколько раз перекатитесь с боку на бок.

3. Вернитесь в исходное положение и выдохните.

4. Повторите упражнение несколько раз.

Поза для избавления от газов

1. Лягте на спину, вдохните, наполнив воздухом живот.

2. Задержав дыхание, поднимите правое колено. Обхватив его обеими руками, прижмите к животу.

3. Продолжая задержку дыхания, поднимите голову, стараясь коснуться носом колена. Левую ногу держите выпрямленной на полу.

4. С выдохом вернитесь в исходное положение.

5. Повторите упражнение, поменяв ноги.

6. Закончив, выполните то же самое с обеими ногами.

Примечание: иногда вам будет трудно выполнять это упражнение, так как ваш живот полон воды, поэтому не проблема, если нос не будет касаться колена.

Випарита-карани

1. Лягте на спину. Поддерживая поясницу руками, поднимите соединенные вместе ноги так, чтобы они оказались перпендикулярно полу. Другими словами, вес вашего тела распределен на шее и плечах.

2. Оставайтесь в этой позе одну минуту. Затем медленно опустите ноги на пол.

Примечание: не стоит беспокоиться, если при выполнении этого упражнения вода из желудка начинает выливаться через рот.

Шавасана

1. Лягте на спину, разведите ноги примерно на 50 см. Отведите руки от тела и естественно положите их на пол, развернув ладонями вверх. Слегка приоткройте глаза.

2. Мысленно расслабьте тело, начиная от макушки до кончиков пальцев рук и ног.

3. Оставайтесь в расслабленном положении несколько минут.

4. Выход из позы: согнув ноги в коленях и руки в локтях, напрягите тело, затем снова расслабьтесь, опустившись на пол.

Повторяйте каждую из асан до тех пор, пока у вас не возникнет естественное желание опорожнить кишечник.

Снова выпейте 750 грамм теплой воды, растворив в ней небольшую ложку соли. Выполните те же асаны.

Повторяйте это, пока из кишечника не будет выходить чистая вода.

В конце выпейте теплой воды и сделайте гаджа-карани, прочистив желудок от оставшейся соли.

Примечание: после выполнения этой крийи некоторые могут чувствовать головную боль или опустошение в сознании. Это характерно для людей со слизистой конституцией. Если вы будете продолжать выполнять эту крийю, то ваша конституция нормализуется.

Вы должны использовать не менее указанного количества соли, иначе вода будет всасываться организмом и выходить с мочой.

Сначала для выполнения этого упражнения вам, возможно, понадобится около трех часов, затем время выполнения сократится до часа.

Прана-видья

Поглощение энергии солнца

День для впитывания энергии: первый день лунного месяца. В это время прана солнца подходит для впитывания. Если нет возможности впитывать прану в этот, следует выбрать второй или третий день. Последующие дни — шестой, седьмой и так далее — не годятся, поскольку в это время прана, излучаемая солнцем, не дает успеха.

Время суток: энергия поглощается ранним утром, во время брахма-мухурты, примерно между 5 и 8 часами, на восходе солнца, то есть когда солнце только что взошло.

Метод практики: йогин поднимается на холм или гору, садится или стоит, повернувшись к солнцу, выпрямив спину.

Повернувшись лицом к солнцу, он ритмично вдыхает через нос, представляя, как он впитывает свет на вдохе и набирает прану в рот.

Затем он мягко и осторожно глотает прану, с выдохом представляя, как она опускается в низ живота, в область йонистхана.

Следует выполнить семь таких глотков, поддерживая созерцание.

Завершая практику, пребывайте одну-две минуты в созерцании, позволяя пране впитаться и растечься по телу.

Если солнце поднялось слишком высоко, практику выполнять не следует, т.к. это приведет к дисбалансу огня.

Поглощение энергии луны

День выполнения практики: полнолуние, когда энергия луны максимальна, пятнадцатый день лунного месяца. Если нет возможности, то в шестнадцатый или в семнадцатый.

Наши рекомендации