Криволинейные бордюры (2.1.0) 25 страница
1.1.2.2. Вторая группа проистекает из такого симметрическо
го преобразования, как вертикальная плоскость симметрии — aim.
Группа очень малочисленна и включает в себя, с одной стороны,
орнитоморфиые сюжеты «мансийской вышивки», аналогичные юж
нохантыйским образцам (рис. 12, 1—2), а с другой— ее мотивы
роднят орнаментальное искусство манси с восточными хантами,
поскольку флажкообразные узоры зафиксированы у тех и других
в виде профильной резьбы на костяных изделиях.
1.1.2.3. Третья группа бордюров возникает при использовании
в мотиве горизонтальной плоскости симметрии—а • пг. Группа иг
рает заметную роль в мансийском орнаменте. Наибольшее число
ее узоров " приходится на простейший орнамент — шевроны
(рис. 8, 56). Узор представлен на различных предметах и в раз
личных техниках: плетенные из камыша циновки, резьба по дереву,
вязаные шерстяные варежки, но чаще всего он встречается и'1
выскобленных берестяных коробках и колыбелях, а также на на
низанных из бисера украшениях. Декор последних иногда прини
мал вид многослойных разноцветных шевронов. На бересте сред-
ством разнообразия .мотива служило введение асимметричных •перемычек, связующих уголки в -единую ленту. На берестяной табакерке отмечен ряд из треугольников, построенный по правилам описываемой группы.
Второй вариант мотивов создан на основе уголка с декорированными сторонами и вершиной и представлен в мансийских бор-Thopax разнообразными формами. Здесь имелись вышитые образ-]цы, сходные с южнохантыйскими (рис. 8, 57, 58), и берестяные кшалоги декору северной и восточной групп хантов (рис. 8, 61). "Последние именуются «лягушкой» и «половиной мужчины» и об-Вадают конфигурацией, сходной с непрерывными бордюрами |(рис. 7, 123]. В настоящее время чаще встречается упрощенная «разновидность мотива (рис. 8, 62). Своеобразной мансийской интерпретацией сложных узоров из уголков следует признать мотив, •рершина которого снабжена ромбом, а стороны оформляются по •образу «сухариков» (рис. 17, 5). Орнаменты второго варианта об-Взадалп еще более разнообразными технико-прикладными характеристиками, ибо, они, включая дерево, встречались там же, где Щи шевроны, а кроме того, бытовали на одежде, обуви и предметах |домашнего обихода (наволочках) в виде меховой мозаики и ап-шликацни из ткани. Следовательно, шевроны и построенные на их базе более сложные орнаменты являются той частью прерывистых ,бордюров, где творчество мансийских мастериц реализуется в такой же развитой степени, что и хантыйских, точнее южно- и •северохантыйских.
1.1.2.4. Четвертая группа прерывистых бордюров с симметрн-
• ей aim-а также значительна в количественном отношении.
Параллелей с южнохантыйской вышивкой в ней немного. Речь
Ли дет о стилизованных изображениях птиц и деревьев, помещенных по обе стороны от зигзагбвой линии. Узоры выполнялись в технике «мансийской вышивки» и располагались на обшлагах рукавов
By женских рубах. Здесь 'же размещались и орнаменты «продернутой» вышивки, состоящие из ступенчатых ромбов (рис. 8, 73).
Основной тон в группе создают бордюры, в которых главную роль играет зигзаг. Он прочерчен почти на всех орнаментированных изделиях из бересты в качестве окаймляющего узора. Контурная манера исполнения зигзага присутствовала в резьбе по дереву, а также па узких полосочках, нанизанкых из бисера. В апплика-
Иивных орнаментах на бересте и на ткани мотив принимал ширококонтурные очертания. Среди большого количества материала лишь дважды отмечено название зигзага: «маленький узор» и «след выдры». Разновидностей .у описываемого бордюра немного: снабжение сторон отростками (рис. 8, 66), продление сторон за вершины с образованием развилок (рис. 8, 74) ~- «двойная го-
ловка», разъединение зигзага, именуемое «червяком». Зигзаг, построенный вертикально и в ряд, известен манси под названием «волны», а у хантов не зафиксирован. Для узоров, нашитых из бисера на обшлага, характерна разноцветная многослойность зигзага.
Заметное место среди узоров группы занимают те, что созданы зигзагом и уголками в его изломах. Данный вариант бордюров обладает самой замысловатой конфигурацией: уголки час то оформляются в виде «заячьих ушей», а сам зигзаг либо обильно снабжается отростками, либо бытует в разомкнутом состоянии, но также с отростками (рис. 17, 6). Такое декоративное насыщение мотива было присуще бересте, а на-бисерных лентах господствовала предельная скупость форм. Уголки и треугольники, выстроенные в мотиве по правилам групповой симметрии, составили незначительную долю орнаментов четвертой группы.
Если особое внимание мастериц к узорам из зигзага и-уго,л-ков сближает их творчество с восточной группой хантов, то исполнение на бересте мотивов, созданных на базе усеченной сото вой структуры с наполнением ее фигурами, которые близки непрерывным бордюрам, делает сопоставимыми узорные традиции манси п северных хантов (рис. 8, 77). Кроме того, у манси в ячейках указанной структуры располагались и вертикальные шипы.
1.1.2.5. Пятую группу составляют бордюры, у которых единственным видом симметрических преобразований служит параллельный перенос а. Костяк данной группы у хантов составляют -окаймляющие бордюры из вертикальных и наклонных полос. Эта же орнаментальная тенденция наблюдается и у манси. Более того, мансийские узоры запечатлели намного более активную декоративную разработку данных мотивов, в результате которой новые формы приобрели симметричность, а следовательно, .для них стали узкими границы пятой группы. Однако в целях выявления орнаментальной динамики, логичнее рассматривать все многообразие окаймляющих берестяных бордюров, возникших из полос, в пределах одной, исходной группы.
Мансийские окаймляющие бордюры, прочерченные на бересте, включают в себя все хантыйские разновидности: наклонные п вертикальные полосы, расположенные равномерно и сгруппированные по две-три (восточные ханты), а также группировки полос с крестами и «елочками» между ними (северные ханты). Оригинальные формы мансийских орнаментов возникли за счет внедрения в узкие окаймляющие узоры ширококонтурности. Полосы, исполненные в этой манере, сразу приобрели приоритетное звучание в узоре. Контурная манера, однако, не исчезла бесследно, а сохранилась в виде элементов, размещенных между полосами. Весьма любопытная декоративная деталь обнаруживается в том, что
•форма этих элементов воспроизводила форму окаймляющих орнаментов в целом: вертикальные полосы; лестничные фигуры; зигзаг, простой и с отростками (рис. 17, 7—10). Исходя из описанных правил компоновки новационных орнаментов, .можно понять и возникновение элемента в виде елочки. Его конфигурация проистекает из симметричного «расположения окаймляющего бордюра в виде наклонных полос (рис. 17, 10). Подобный мотив присут-гствует d орнаментальном окаймлении у северных хантов (рис. 17, 1), но возможный путь его формирования раскрывают лишь ман-;сийские материалы. У данного этноса зафиксировано и название . элемента: то, что посторонний взгляд воспринимает как елочку, , посвященному человеку видится «следом сороки».
Окаймляющие бордюры берестяного декора получили свое 'развитие и в вышивке, правда в несколько необычной роли. На-[клонные полосы задавали композиционный тон окаймляющих бордюров в нагрудной и плечевой частях женских рубах. Выше [уже шла речь о том, что наклонно выстраивались полосы из деко-; ративных квадратов. Сюда же следует отнести и наклонные узор-ьные полосы из стилизованных птиц, из вытянутых ступенчатых прямоугольников. Подобного рода орнаменты зафиксированы и в хантыйской вышивке, но намного реже, чем в мансийской. В по-,.следней они выполнялись как в «продернутой», так,и в «мансийской» технике шва.
На бисерных лентах, берестяных ведерках и туесах, женских вышитых рубахах встречался S-образный мотив, причем в «продернутой» вышивке он возникал как фоновая часть крючкообразных мотивов. В апплнкативной отделке мансийских сахов в наши дни присутствуют асимметричные треугольные фигуры, соединенные с полосой. Узор сходен с северохантыйской серией апплика-тивных орнаментов (1.1.2.5.2).
1.1.2.6. Мотивы шестой группы прерывистых бордюров связа
ны с осью вращения а\2. В мансийских орнаментах, как и в хан
тыйских, узоры данной группы оставили едва заметный след на
рубеже веков. На берестяных коробках мансийские умелицы вы
скабливали бордюры, именовавшиеся «ветвями березы» и ана-
. логичные вышитым южнохантыйским образцам (рис. 8, 78).
IJT-образные загибы на бересте часто принимали вид сложнозакру-
ченного меандра. Несмотря на свою малочисленность эти узоры
.принадлежат к самым сложным берестяным орнаментам манси.
1.1.2.7. Седьмая группа завершает ряд прерывистых бордю
ров. Ее симметрическую характеристику составляет плоскость
скользящего отражения в мотиве а-а. В мансийских орнаментах
- рубежа веков узоры данной группы оставили заметный след, как
и в северохантыйских орнаментах. Серьезное сходство наблюдает-
ся и в конфигурации мотивов. Их основу составляет зигзаг с асимметрично расположенными отростками. Последним уделялось особое внимание. Бордюры с несложными отростками из полос, развилок и зигзага прочерчивались на берестяных коробках в качестве орнаментального окаймления к основному декору (рис. 8, 84, 85). Узоры-с более замысловатой конфигурацией отростков иногда выступали в роли основных орнаментальных сюжетов и выскабливались в ширококонтурной манере. Они же получили номинативное определение «простой орнамент» и «рога важенки» (рис. 17, 12—13). За номинативным сходством с непрерывными бордюрами, также именуемыми «рога оленя», кроется и конфигурационное тождество (ср. рис. 17, 12 и рис. 7, 75—76). Наиболее витиеватые мотивы группы не имеют аналогов в орнаментальном творчестве хантов.
Криволинейные бордюры (2.1.0)
2.1.0. Криволинейных бордюров у манси зафиксировано немного, и все сведения о них относятся к'северной группе этноса на рубеже XIX—-XX вв. -Вместе с тем среди криволинейных форм преобладала не хаотичность, а тяготение к мотивам определенного вида. Правда, в данном случае трудно оперировать категориями «группа», «подгруппа» и «вариант», поскольку максимальное число повторов не превышает трех.
Чаще других отмечены орнитоморфные мотивы в виде птичьих голов с названием «вид утки». Самый сложный по конфигурации мотив воспроизводит форму птицы целиком (рис. 27, 1}, строится на спиралевидной основе и подчинен виду симметрии а.
Также неоднократно указан узор, созданный на основе уголка с лучеобразной вершиной (рис. 27, 2) —а-т. Параллели данному мотиву обнаруживаются' в прямолинейных бордюрных формах к-ак северных и южных хантов, так и манси (рис. 8, 59—60}, Элемент в виде двойной развилки оДин раз встречается в сочетании с прямолинейным зигзагом, демонстрируя вид симметрии а\2.
Прямым эквивалентом орнаменту казымских хантов «весло сказочницы» является мансийский бордюр без имени (рис. 23, 4). Мансийские исполнительницы знали и его упрощенный вариант, подчиненный тому же виду симметрии а:2.
К Сосьве относятся материалы, собранные Сирелиусом на рубеже веков п стоящие несколько особняком на фоне орнаментального искусства манси как указанного периода, так и XX в. Речь идет об узорах, созданных кнехтообразными элементами. В одном случае бордюр возник за счет двух взаимопроникающих рядов элементов с образованием змеевидного волнистого фона. В другом — зона-секция заполнена крестом из киехтообразн-ых
элементов. Третий орнамент состоит из параллельных уголков с загнутыми концами. Все перечисленные мотивы хорошо сопоставимы с Босточпохапт-ынскими криволинейными образцами (рис. 18, 7, 19, А 9).
Сферой приложения криволинейных бордюров у северных манси служили берестяные сосуды, а техническим приемом — выскабливание. Из этого правила имеются два исключения. На реке Ляпин была встречена берестяная колыбель с раскрашенными волнообразными узорами и рядами из полукружий. Суконную наволочку с Сосьвы украшал мозаичный бордюр в виде косичкооб-разной ленты с отростками-развилками.