Криволинейные бордюры (2.1.0) 25 страница

1.1.2.2. Вторая группа проистекает из такого симметрическо­
го преобразования, как вертикальная плоскость симметрии — aim.
Группа очень малочисленна и включает в себя, с одной стороны,
орнитоморфиые сюжеты «мансийской вышивки», аналогичные юж­
нохантыйским образцам (рис. 12, 1—2), а с другой— ее мотивы
роднят орнаментальное искусство манси с восточными хантами,
поскольку флажкообразные узоры зафиксированы у тех и других
в виде профильной резьбы на костяных изделиях.

1.1.2.3. Третья группа бордюров возникает при использовании
в мотиве горизонтальной плоскости симметрии—а • пг. Группа иг­
рает заметную роль в мансийском орнаменте. Наибольшее число
ее узоров " приходится на простейший орнамент — шевроны
(рис. 8, 56). Узор представлен на различных предметах и в раз­
личных техниках: плетенные из камыша циновки, резьба по дереву,
вязаные шерстяные варежки, но чаще всего он встречается и'1
выскобленных берестяных коробках и колыбелях, а также на на­
низанных из бисера украшениях. Декор последних иногда прини­
мал вид многослойных разноцветных шевронов. На бересте сред-

ством разнообразия .мотива служило введение асимметричных •перемычек, связующих уголки в -единую ленту. На берестяной та­бакерке отмечен ряд из треугольников, построенный по правилам описываемой группы.

Второй вариант мотивов создан на основе уголка с декориро­ванными сторонами и вершиной и представлен в мансийских бор-Thopax разнообразными формами. Здесь имелись вышитые образ-]цы, сходные с южнохантыйскими (рис. 8, 57, 58), и берестяные кшалоги декору северной и восточной групп хантов (рис. 8, 61). "Последние именуются «лягушкой» и «половиной мужчины» и об-Вадают конфигурацией, сходной с непрерывными бордюрами |(рис. 7, 123]. В настоящее время чаще встречается упрощенная «разновидность мотива (рис. 8, 62). Своеобразной мансийской ин­терпретацией сложных узоров из уголков следует признать мотив, •рершина которого снабжена ромбом, а стороны оформляются по •образу «сухариков» (рис. 17, 5). Орнаменты второго варианта об-Взадалп еще более разнообразными технико-прикладными харак­теристиками, ибо, они, включая дерево, встречались там же, где Щи шевроны, а кроме того, бытовали на одежде, обуви и предметах |домашнего обихода (наволочках) в виде меховой мозаики и ап-шликацни из ткани. Следовательно, шевроны и построенные на их базе более сложные орнаменты являются той частью прерывистых ,бордюров, где творчество мансийских мастериц реализуется в такой же развитой степени, что и хантыйских, точнее южно- и •северохантыйских.

1.1.2.4. Четвертая группа прерывистых бордюров с симметрн-

• ей aim-а также значительна в количественном отношении.

Параллелей с южнохантыйской вышивкой в ней немного. Речь

Ли дет о стилизованных изображениях птиц и деревьев, помещенных по обе стороны от зигзагбвой линии. Узоры выполнялись в техни­ке «мансийской вышивки» и располагались на обшлагах рукавов

By женских рубах. Здесь 'же размещались и орнаменты «продерну­той» вышивки, состоящие из ступенчатых ромбов (рис. 8, 73).

Основной тон в группе создают бордюры, в которых главную роль играет зигзаг. Он прочерчен почти на всех орнаментирован­ных изделиях из бересты в качестве окаймляющего узора. Контур­ная манера исполнения зигзага присутствовала в резьбе по дереву, а также па узких полосочках, нанизанкых из бисера. В апплика-

Иивных орнаментах на бересте и на ткани мотив принимал широ­коконтурные очертания. Среди большого количества материала лишь дважды отмечено название зигзага: «маленький узор» и «след выдры». Разновидностей .у описываемого бордюра немного: снабжение сторон отростками (рис. 8, 66), продление сторон за вершины с образованием развилок (рис. 8, 74) ~- «двойная го-


ловка», разъединение зигзага, именуемое «червяком». Зигзаг, по­строенный вертикально и в ряд, известен манси под названием «волны», а у хантов не зафиксирован. Для узоров, нашитых из бисера на обшлага, характерна разноцветная многослойность зигзага.

Заметное место среди узоров группы занимают те, что соз­даны зигзагом и уголками в его изломах. Данный вариант бор­дюров обладает самой замысловатой конфигурацией: уголки час то оформляются в виде «заячьих ушей», а сам зигзаг либо обиль­но снабжается отростками, либо бытует в разомкнутом состоянии, но также с отростками (рис. 17, 6). Такое декоративное насыще­ние мотива было присуще бересте, а на-бисерных лентах господ­ствовала предельная скупость форм. Уголки и треугольники, вы­строенные в мотиве по правилам групповой симметрии, составили незначительную долю орнаментов четвертой группы.

Если особое внимание мастериц к узорам из зигзага и-уго,л-ков сближает их творчество с восточной группой хантов, то ис­полнение на бересте мотивов, созданных на базе усеченной сото вой структуры с наполнением ее фигурами, которые близки не­прерывным бордюрам, делает сопоставимыми узорные традиции манси п северных хантов (рис. 8, 77). Кроме того, у манси в ячей­ках указанной структуры располагались и вертикальные шипы.

1.1.2.5. Пятую группу составляют бордюры, у которых единст­венным видом симметрических преобразований служит параллель­ный перенос а. Костяк данной группы у хантов составляют -окай­мляющие бордюры из вертикальных и наклонных полос. Эта же орнаментальная тенденция наблюдается и у манси. Более того, мансийские узоры запечатлели намного более активную декора­тивную разработку данных мотивов, в результате которой новые формы приобрели симметричность, а следовательно, .для них ста­ли узкими границы пятой группы. Однако в целях выявления ор­наментальной динамики, логичнее рассматривать все многообразие окаймляющих берестяных бордюров, возникших из полос, в пре­делах одной, исходной группы.

Мансийские окаймляющие бордюры, прочерченные на бересте, включают в себя все хантыйские разновидности: наклонные п вертикальные полосы, расположенные равномерно и сгруппирован­ные по две-три (восточные ханты), а также группировки полос с крестами и «елочками» между ними (северные ханты). Ориги­нальные формы мансийских орнаментов возникли за счет внедре­ния в узкие окаймляющие узоры ширококонтурности. Полосы, ис­полненные в этой манере, сразу приобрели приоритетное звучание в узоре. Контурная манера, однако, не исчезла бесследно, а сохра­нилась в виде элементов, размещенных между полосами. Весь­ма любопытная декоративная деталь обнаруживается в том, что

•форма этих элементов воспроизводила форму окаймляющих орна­ментов в целом: вертикальные полосы; лестничные фигуры; зиг­заг, простой и с отростками (рис. 17, 7—10). Исходя из описанных правил компоновки новационных орнаментов, .можно понять и возникновение элемента в виде елочки. Его конфигурация проис­текает из симметричного «расположения окаймляющего бордюра в виде наклонных полос (рис. 17, 10). Подобный мотив присут-гствует d орнаментальном окаймлении у северных хантов (рис. 17, 1), но возможный путь его формирования раскрывают лишь ман-;сийские материалы. У данного этноса зафиксировано и название . элемента: то, что посторонний взгляд воспринимает как елочку, , посвященному человеку видится «следом сороки».

Окаймляющие бордюры берестяного декора получили свое 'развитие и в вышивке, правда в несколько необычной роли. На-[клонные полосы задавали композиционный тон окаймляющих бордюров в нагрудной и плечевой частях женских рубах. Выше [уже шла речь о том, что наклонно выстраивались полосы из деко-; ративных квадратов. Сюда же следует отнести и наклонные узор-ьные полосы из стилизованных птиц, из вытянутых ступенчатых прямоугольников. Подобного рода орнаменты зафиксированы и в хантыйской вышивке, но намного реже, чем в мансийской. В по-,.следней они выполнялись как в «продернутой», так,и в «мансий­ской» технике шва.

На бисерных лентах, берестяных ведерках и туесах, женских вышитых рубахах встречался S-образный мотив, причем в «про­дернутой» вышивке он возникал как фоновая часть крючкообраз­ных мотивов. В апплнкативной отделке мансийских сахов в наши дни присутствуют асимметричные треугольные фигуры, соединен­ные с полосой. Узор сходен с северохантыйской серией апплика-тивных орнаментов (1.1.2.5.2).

1.1.2.6. Мотивы шестой группы прерывистых бордюров связа­
ны с осью вращения а\2. В мансийских орнаментах, как и в хан­
тыйских, узоры данной группы оставили едва заметный след на
рубеже веков. На берестяных коробках мансийские умелицы вы­
скабливали бордюры, именовавшиеся «ветвями березы» и ана-

. логичные вышитым южнохантыйским образцам (рис. 8, 78).

IJT-образные загибы на бересте часто принимали вид сложнозакру-

ченного меандра. Несмотря на свою малочисленность эти узоры

.принадлежат к самым сложным берестяным орнаментам манси.

1.1.2.7. Седьмая группа завершает ряд прерывистых бордю­
ров. Ее симметрическую характеристику составляет плоскость

скользящего отражения в мотиве а-а. В мансийских орнаментах

- рубежа веков узоры данной группы оставили заметный след, как

и в северохантыйских орнаментах. Серьезное сходство наблюдает-

ся и в конфигурации мотивов. Их основу составляет зигзаг с асим­метрично расположенными отростками. Последним уделялось особое внимание. Бордюры с несложными отростками из полос, развилок и зигзага прочерчивались на берестяных коробках в ка­честве орнаментального окаймления к основному декору (рис. 8, 84, 85). Узоры-с более замысловатой конфигурацией отростков иногда выступали в роли основных орнаментальных сюжетов и выскабливались в ширококонтурной манере. Они же получили номинативное определение «простой орнамент» и «рога важенки» (рис. 17, 12—13). За номинативным сходством с непрерывными бордюрами, также именуемыми «рога оленя», кроется и конфигура­ционное тождество (ср. рис. 17, 12 и рис. 7, 75—76). Наиболее витиеватые мотивы группы не имеют аналогов в орнаментальном творчестве хантов.

Криволинейные бордюры (2.1.0)

2.1.0. Криволинейных бордюров у манси зафиксировано не­много, и все сведения о них относятся к'северной группе этноса на рубеже XIX—-XX вв. -Вместе с тем среди криволинейных форм преобладала не хаотичность, а тяготение к мотивам определенно­го вида. Правда, в данном случае трудно оперировать категориями «группа», «подгруппа» и «вариант», поскольку максимальное чис­ло повторов не превышает трех.

Чаще других отмечены орнитоморфные мотивы в виде птичьих голов с названием «вид утки». Самый сложный по конфигурации мотив воспроизводит форму птицы целиком (рис. 27, 1}, строится на спиралевидной основе и подчинен виду симметрии а.

Также неоднократно указан узор, созданный на основе уголка с лучеобразной вершиной (рис. 27, 2) —а-т. Параллели данному мотиву обнаруживаются' в прямолинейных бордюрных формах к-ак северных и южных хантов, так и манси (рис. 8, 59—60}, Эле­мент в виде двойной развилки оДин раз встречается в сочетании с прямолинейным зигзагом, демонстрируя вид симметрии а\2.

Прямым эквивалентом орнаменту казымских хантов «весло сказочницы» является мансийский бордюр без имени (рис. 23, 4). Мансийские исполнительницы знали и его упрощенный вариант, подчиненный тому же виду симметрии а:2.

К Сосьве относятся материалы, собранные Сирелиусом на рубеже веков п стоящие несколько особняком на фоне орнамен­тального искусства манси как указанного периода, так и XX в. Речь идет об узорах, созданных кнехтообразными элементами. В одном случае бордюр возник за счет двух взаимопроникающих рядов элементов с образованием змеевидного волнистого фона. В другом — зона-секция заполнена крестом из киехтообразн-ых

элементов. Третий орнамент состоит из параллельных уголков с загнутыми концами. Все перечисленные мотивы хорошо сопо­ставимы с Босточпохапт-ынскими криволинейными образцами (рис. 18, 7, 19, А 9).

Сферой приложения криволинейных бордюров у северных манси служили берестяные сосуды, а техническим приемом — вы­скабливание. Из этого правила имеются два исключения. На реке Ляпин была встречена берестяная колыбель с раскрашенными волнообразными узорами и рядами из полукружий. Суконную на­волочку с Сосьвы украшал мозаичный бордюр в виде косичкооб-разной ленты с отростками-развилками.

Наши рекомендации