Маюскул (лат.) – см. Унциал

Миниатюра(ит.)– живописные изображения, украшавшие и иллюстрировавшие средневековые рукописи в виде заставок, страничных иллюстраций, орнаментально украшенных буквиц. Название происходит от краски, приготовлявшейся из миния (киноварь).

Минускул(лат.) – тип строчного письма, с выносом осей и петель букв за пределы строки.

Мозаика (фр.)1) орнамент, выполненный из отдельных, плотно подогнанных один к другому, закрепленных на цементе, растворе, мастике разноцветных кусочков стекла, мрамора, камней и пр.; 2) вид искусства, состоящий в составлении таких картин орнаментов.

Монограмма(лат., греч.) – сплетение начальных букв имени и фамилии в виде вензеля.

Нартекс(греч.)(притвор)– входное помещение в виде закрытой галереи или открытого портика, которое служило в ранехристианских и средневековых храмах для размещения оглашенных, готовых принять христианство.

Некрополь (греч.) – большое кладбище на окраине древних городов.

Неф(фр.)– вытянутое помещение (обычно базилики), ограниченное с одной или обеих продольных сторон рядом колонн.

Нимб(лат.)– изображение сияния вокруг головы, символ святости; обычно золотой, иногда содержит крест.

Образ– в христианстве изображение святого, то же, что икона.

Одигитрия (греч.) – иконографический тип изображения Богоматери, стоящей или сидящей с младенцем (часто благословляющим) на левой (иногда на правой) руке, другая рука, как правило, прижата к груди или поддерживает Христа.

Ойкумена(греч.) – совокупность тех областей земного шара, которые заселены человечеством.

Оранта (лат.) – персонаж, представленный в молитвенной позе с воздетыми вверх руками.

Панагия(греч.) (всесвятая) – Один из титулов Богоматери, круглая икона Богоматери, носимая на груди священником как знак архиерейского достоинства.

Парус (пандатив)(фр.) строительная конструкция, являющаяся переходной от прямоугольного основания к купольному покрытию, представляющая собой часть купольного свода в виде вогнутого сферического треугольника, который перекрывает угол квадрата.

Плинфа(греч.)широкий и плоский обожженный кирпич, являющийся основным строительным материалом в архитектуре Византии и в русском храмовом зодчестве X-XIII вв.

Потир – церковный сосуд, предназначенный для причастия.

Пресбитерий (вима) (греч.) – часть интерьера христианского храма, расположенная за алтарем (престолом), предназначенная для богослужения и отведенная специально для духовенства, обычно приподнятая на несколько ступеней над общим уровнем цокольного пола.

Престол– синоним слова трон. В Библии – «Престол Божий». В Греции на обозначение церковного престола употребляется слово «трапеза», т.е. стол. В храме – это особый стол, на котором совершается евхаристическая жертва, литургия. Стоит он посреди помещения, называемого алтарем и собственно престол есть алтарь, он заменяет древний алтарь, на котором приносили жертвы целопальные (возлияние или приношение из хлебов). Согласно канонам православной церкви на одном П. разрешается служить только одну литургию. Если нужно служить больше литургий, следует устраивать приделы с отдельными П. В виде исключений разрешается устраивать переносимые П.

Придел – в православном церкви – дополнительная церковь (со своим престолом и иконостасом), устроенная внутри основного храма или пристроенная к его зданию.

Притвор – см. Нартекс.

Резьба– искусство вырезания рисунка, узора на каком-нибудь твердом материале или сам рисунок узор.

Рельеф(фр.) – выпуклое скульптурное изображение на плоскости.

Ризница –помещение, где сохраняют ризы и другие предметы церковного употребления.

Свод –каменная потолочная кладка дугой, полостью, без подпор; арочные распорные конструкции сплошного сечения, протяженность которых в направлении перпендикулярном оси соизмеримо с пролетом.

Священные одежды– облачения священнослужителей во время богослужений, имеющие особое «духовное» значение. В православии к ним относятся: Стихирь – длинная прямая одежда с широкими рукавами, фелонь (риза) – длинная одежда без рукавов с отверстием для головы, саккос – короткий стихирь с небольшими рукавами (носят епископы), орарь – узкая длинная лента, на левом плече носят диаконы, а священники и епископы – епитрахиль – широкую ленту, надеваемую на шею. Головные уборы – скуфья – круглая бархатная шапка, камилавка – высокий бархатный головной убор. Епископы носят митру. В облачении епископов входит и омофор – широкая лента, которая вешается через плечо.

Священные сосуды– в православии к ним относятся: дискос – на ножке с изображением младенца Иисуса, лежащего в яслах; потир – чаша, в которую вливается вино, символизирующее кровь Христову; звездица – две металлические дуги, соединенные в центре, ими прикрывается дискос; копие – нож для разрезания просфор; лжица – ложечка для причащения; дарохранительница.

Скань(др. рус.)– вид ювелирной техники.

Складень– складная икона из двух (диптих), трех (триптих) или нескольких (полиптих) частей.

Скрипторий(лат.) – в Западной Европе мастерская для изготовления рукописей.

Смальта (ит.) – цветные стеклянные сплавы для мозаики и декоративно-ювелирного искусства.

Солея – повышенная часть пола перед иконостасом в русском храме.

Средокрестие– пересечение продольного нефа и поперечного трансепта.

Стропила – деревянные двускатные конструкции, удерживающие кровлю; бревна, служащие основой крыши.

Темпера (ит.)– 1) краски для живописи, приготовленные на яичном желтке или на смеси клеевого связующего с маслом; 2) живопись красками, того же названия.

Тетраконх(греч.) – четырех апсидная постройка с крестообразным расположением апсид.

Трансепт(лат.) – поперечный неф в базиликальном храме.

Трапезная – общая столовая в монастыре с подсобными помещениями при ней; в русской архитектуре, кроме того, обширная невысокая пристройка к западной части церкви.

Триконх(греч.) – постройка с тремя апсидами, расположенными в виде трилистника под прямым углом друг к другу.

Триптих(греч.) – 1) трехстворчатый складень; 2) три произведения искусства, объединенные одним замыслом.

Тромп(фр., нем.) – название особой разнообразной и весьма распространенной группы сводов в форме части конуса, половины или четверти сферического купола, применяемых как переход от квадрата основания к многогранному или круглому очертанию венчающей части.

Унциал, (лат.) унциальное письмо – тип почерка средневековых рукописей, господствовавший в IV – VIII вв., имеет ровные буквы с мелкими и округлыми линиями, их оси и петли не выходят за пределы строки, письмо сплошное, без разделения на слова; см. маюскул.

Фреска(ит.)– настенная живопись водяными красками по сырой или сухой штукатурке; основное связующее вещество – известь.

Хачкар(арм.)– крест-камень. Вертикально поставленные плиты с изображением креста и диска, включенных в сложную орнаментальную композицию, служили межевыми знаками и пограничными отметинами, воздвигались в честь победы над врагами, украшали надгробия, вставляли в стену храма.

Храм –культовое здание предназначенное для богослужения и выполнения религиозных обрядов.

Церковь(греч.)храм православного культового обряда.

Церковь-костница –церковь-усыпальница.

Чеканка – 1) отделочная операция объемной штамповки – обжатие изделия в чистом штампе для повышения точности размеров и качества поверхности (например, при изготовлении монет, медалей и др. точных деталей); 2) получение рельефных изображений на тонких листах (главным образом, медных) путем ручной выколотки.

Чин – горизонтадьный ряд икон; расположенные в несколько ярусов Ч. образовывали древнерусский иконостас.

Экседра(греч.)– полукруглое, полуоткрытое или открытое сооружение.

Эксфразис (эксфраза) (греч.) – описание памятников искусства в византийской литературе.

Эмаль (фр.)– стекловидная масса, представляющая собой легкоплавкое свинцовое стекло, окрашенное, большей частью непрозрачное; применялось для изготовления драгоценных изображений. В Византии, на Руси и в Грузии наибольшее распространение получили перегородчатые эмали на золоте. На золотую пластину по контурам изображения напаивались золотые ленты, поставленные на ребро. В промежутках между ними помещали разноцветную эмаль, которая затем нагревалась, после обжига эмаль шлифовалась.

Энкаустика(греч.) – живопись восковыми красками, наносимыми на поверхность картины в расплавленном состоянии.

Наши рекомендации