Московский коммунальный концептуализм

- содружество московских альтернативных художников, которые создавали текстовые объекты и языки описания, а также работали в жанре перформанса. Для многих из них коммунальные и авторитарные речевые практики служили объектом сознательной или бессознательной рефлексии. В. Тупицын. Коммунальный (пост)модернизм. М., Ad Marginem, 1998.

МОСКОВСКИЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМ

- романтический, мечтательный и психологизирующий вариант международного концептуального искусства 60-70-х годов. Б. Гройс. Московский романтический концептуализм. «А-Я» № 1, 1979.

МУЗЕОЛОГИЧЕСКОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

- то, благодаря чему происходит перенос (трансфер) инстинкта самосохранения с физического тела индивида на результаты его деятельности, заслуги и достижения - достижения в области культуры, науки и т.д. Соответственно, музеологическая функция задается формулой «Я - наследие». В. Тупицын. Музеологическое бессознательное. Парашют, 1998.

Н

НАРЕЗАНИЕ

- принцип работы с текстом, применявшийся в практике МГ, когда дискурс на ту или иную тему направлялся содержанием цитат из книг, вслепую выдернутых из шкафа и открытых наугад. П. Пепперштейн. Метафорические тела Ульяновых, 1988.

НЕДОНОС БАНКИ

- метод прекращения процесса в самый кульминационный момент. Прекращение формообразования в момент его начала. В. Захаров. Fama amp; Fortune Bulletin, 1991 (7), Wien.

НЕЗАЛИПАНИЕ

- двойственное отношение к своему «Я», своему месту в мире, своему занятию, которое лучше всего определить как своеобразное «мерцание»: то ты попеременно находишься внутри всего этого, то снаружи. Это «мерцание» происходит постоянно, в одном и том же ритме - то ты сохраняешь свой «идентитет», то теряешь его; то совмещаешь себя со своей профессией или делом, то-в следующее мгновение - оставляешь их. И. Кабаков. НОМА, Kunsthalle Hamburg, 1993.

НЕЗАМЕТНОСТЬ

- одна из «Категорий КД». В значении «демонстрационная незаметность» - эстетический прием, предполагающий наличие какого-либо (часто - основного) события в той пространственно-временной зоне общей событийности акции, которая «здесь и теперь» находится за пределами внимания и интереса зрителей. В значении «экспозиционная незаметность» - скрытый от автора на первом этапе его работы элемент механизма творческой избирательности, влияющий на построение работы (например, история с коробкой из-под люстрового светильника, из которой была сделана работа А.М. «Пушка» в 1975 г., построенная на соотношении светового и аудиального впечатлений). А. Монастырский. ЦЗИ-ЦЗИ, 1985. (Термин «Незаметность» в первом значении разработан при участии Н. Паниткова.) (ПЗГ- с. 408.)

НЕИЗВЕСТНОЕ

- центральная категория медгерменевтического дискурса. «То, что находится за поверхностью (картины и т.п.) и что нельзя распознать в качестве наличествующего или невозможного, операторами которого являются допущения и оговорки как варианты одного и того же». - С. Ануфриев. Сергей Волков. 1989. Формула Неизвестного: «Нам точно известно, что нам неизвестно, известно ли нам неизвестное или неизвестно». - П. Пепперштейн. Идеология Неизвестного, 1988.

НЕОЛЖЕИСКУССТВО

- согласие называть современное искусство «лжеискусством» по сформировавшейся с юности привычке находить подобное определение современного искусства в доступной (советской) литературе 60-70-х годов. Приставка «нео» здесь указывает на то, что автор и себя считает работающим в этой традиции лжеискусства: «Я всю жизнь мечтал делать Настоящее искусство, но всегда получалось только современное». Ю.Альберт, Серия работ «Элитарно-демократическое искусство», 1987.

НИ УМУ, НИ СЕРДЦУ

- термин С. Ануфриева. Определение автором не предоставлено. (Название одного из этапов первой выставки КЛАВЫ, 1987.)

НОВАЯ ИСКРЕННОСТЬ

- в пределах утвердившейся современной тотальной конвенциональности языков искусство обращения преимущественно к традиционно сложившемуся лирическо-исповедальному дискурсу и может быть названо «новой искренностью». Д. А. Пригов. Предуведомление к текстам «Новая искренность», 1984.

НОМА

- введен П. Пепперштейном для обозначения круга московского концептуализма (этот термин заменил термин «Круг МАНИ» в конце 80-х годов). НОМА означает «круг людей, описывающий свои края с помощью совместно вырабатываемого комплекса языковых практик». Термин образован от слова «Ном», которым обозначались в Древнем Египте части расчлененного тела Озириса. «Номы» - территориальные единицы Древнего Египта, в каждой из которых, по преданию, была захоронена одна из частей тела Озириса. П. Пепперштейн. Доклад «Идеологизация неизвестного», прочитанный на семинаре «Новые языки в искусстве» в МГУ в январе 1988 г.

О

ОБСОСИУМ

- феномен в гносеологической упаковке. (В варианте А. М. - «Обсосы».) В. Сорокин. Из разговоров и текстов начала 80-х годов.

ОКНА

- конструкции, имитирующие реальные окна и являющиеся гибридом окна и картины, претендующие на демонстрацию сути картины. «Картина есть окно в мир». Альберти. И. Чуйков, 1967 (начиная с картины «Окно I»).

ОМЫ

- трансмутационные монады отдельной металичности, способные к вербализации, текстуализации и воплощению в образы. Омы легко вплетаются в различные знаковые узоры, будь то тексты, изображения или фотографии. Омы отдельных личностей часто вступают в соединения, «связки» с омами других личностей, животных и вещей, образуя двойные, тройные и многочленные (коллективные) омы. Примером такой коллективной омы является НОМА. В. Пивоваров. Метемпсихоз, 1993.

ОНАНИУМ

- эстетический аутоэротизм. В. Сорокин. Объект «Онаниум», 1988.

ОРТОДОКСАЛЬНАЯ ИЗБУШКА

- название (почетное), присвоенное Пустотному Канону МГ. П. Пепперштейн. Письмо к С. Ануфриеву из Праги от 18 февраля 1988г.

ОТКРЫТАЯ КАРТИНА

- если классическая картина, которая в основном сохранила свои особенности и в эпоху модернизма, представляет собой замкнутое пространство, самодостаточный имманентный «мир в себе», то открытая, концептуальная картина - разомкнута. Она разомкнута, во-первых, в сторону зрителя. Она как бы постоянно не закончена, постоянно в работе и обретает смысл только в контакте, в диалоге со зрителем. И, во-вторых, она открыта в сторону других картин или художественных объектов, т.е. она исключительно контекстуальна и может быть «прочитана» только в связи с другими картинами-текстами. В. Пивоваров. Разбитое зеркало, 1977.

Наши рекомендации