Список примерных тем докладов

Второй семестр – доклад посвящен сравнительному анализу двух произведений (живопись, скульптура, графика).

Выполнение работы способствуетсистематизации, закреплению и углублению теоретических знаний и умению применять их для решения конкретных задач в практической деятельности, развитию навыков самостоятельной научно-практической работы (планирование и проведение исследований и работ, интерпретация полученных результатов, их правильное изложение и оформление).

Литература (обязательная):

  1. Алексеев С. О цвете и красках. М., 1962.
  2. Алпатов М.В. Композиция в живописи. М., 1970.
  3. Арган Дж. Современное искусство. М., 1999.
  4. Базен Ж. История истории искусства. От Вазари до наших дней. М., 1994.
  5. Бартенев И., Батажкова В. Очерки истории архитектурных стилей. М., 1983.
  6. Блок А. Краски и слова // Блок А. Собр. соч. Т.5. М., 1956.
  7. Бохм-ДющинМ., Кук Дж. Современное искусство. Краткая энциклопедия. М., 2001.
  8. Вельфин Г. Основные понятия истории искусств. СПб., 1994.
  9. Винкельман И.И. Избранные произведения и письма. М., 1996.
  10. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985.
  11. Власов В. Иллюстрированный художественный словарь СПб., 1993.
  12. Власов В. Стили в искусстве. СПб., 2000.
  13. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М., 1984.
  14. Гартман К. Стили в искусстве. М.,1983.
  15. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. М.,2013
  16. Гомбрих Э. История искусства. М., 2001.
  17. Даниэль С.М. Искусство видеть. Л., 1990.
  18. Демосфенова Г. Как иллюстрируется книга. М., 1971.
  19. Дмитриева Н. Изображение и слово. М., 1962.
  20. Иттек И. Искусство формы. М., 2001.
  21. Каган М. Искусства и зритель. Л., 1991.
  22. Кокс М. Ужасное искусство. М, 2001.
  23. Кон-Винер.История стилей изобразительного искусства. М., 1998.
  24. Костин В., Юматов В.Язык изобразительного искусства. М., 1978.
  25. Кузьмин Н.В. Штрих и слово. Л., 1967.
  26. Леняшин В.А.Художников друг и советник. Л., 1985.
  27. ЛессингГ.Э. Лаокоон или о границах живописи и поэзии. М., 1957.
  28. Мастера искусства об искусстве. В7-и т. М., 1965-70.
  29. Мочалов Л.В.Пространство мира и пространство картины. М., 1983.
  30. Одноралов И.В.Скульптура и скульптурные материалы. М., 1982.
  31. Панофский Э.Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб.,1999.
  32. Полякова Н.И.Скульптура и пространство. М., 1982.
  33. Прокофьев В.Об искусстве и искусствознании. М., 1985.
  34. Советы мастеров/ Сост. А.Зайцев. Л., 1970.
  35. Тэн И. Философия искусства. М., 1996.

СПИСОК ПРИМЕРНЫХ ТЕМ ДОКЛАДОВ

· Сравнительный анализ. Египетский рельеф и скульптурный портрет (на выбор из коллекции ГМИИ)

· Сравнительный анализ. Фаюмский портрет (сравнение двух фаюмских портретов – по выбору)

· Сравнительный анализ. Чернофигурная и краснофигурная вазопись (по выбору)

· Сравнительный анализ. Два саркофага – египетский и Саркофаг с дионисийскими сценами (саркофаг Уварова).

· Сравнительный анализ двух икон “Успение Богоматери” - начала 13 века, Новгород и 1380-е –1390-е годов, на обратной стороне иконы Донской Богоматери). (ГТГ)

· Сравнительный анализ портрета М.И.Лопухиной В.Л.Боровиковского и портрета Е.С.Авдулиной О.А.Кипренского. (ГТГ)

· Сравнительный анализ картин «Девушка, освещённая солнцем» В.Серова (1888) и «Осенний букет» И.Е.Репина 1892 г. (ГТГ)

· Описание и анализ картины М.А.Врубеля "Демон сидящий".(ГТГ)

· Сравнительный анализ П.Лианори "Мадонна с младенцем и со святыми" и П.Бордоне "Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и СВ.Георгием".(ГМИИ)

· Описание и анализ картин Рембрандта «Изганние торгующих из храма» и «Артаксеркс, Аман и Эсфирь”.(ГМИИ)

· Описание и анализ картины Э.Дега "Голубые танцовщицы" (ГМИИ)

· Сравнительный анализ картин П.Сезанна “Персики и груши” (1890–1894) и А.Матисса “Фрукты и бронза” (1909–1910). (ГМИИ)

· Сравнительный анализ картин Пикассо “Арлекин и его подружка” (1901), “Девочка на шаре” (1905 г.), “Портрет А.Воллара” 1910 г.) (ГМИИ)

· Описание и анализ Южного портала собора в Амьене или фигур Эклесии и Синагоги в собора в Страсбурге) (копии в ГМИИ)

· Описание и анализ скульптуры "Помона" А.Майоля (ГМИИ)

· Сравнительный анализ. Два памятника Н.В.Гоголю в Москве (Н.Андреев, Н.Томский)

· Скульптурные работы в керамике М.Врубеля

· Ф.Шубин "Портрет князя А.М.Голицына"(1773 г., ГТГ)

· Описание и анализ. Исторический портрет в творчестве М.Антокольского на примере статуи И.Грозного (ГТГ).

· Описание и анализ. Рим в гравюрах Дж.Б.Пиранези

· Описание и анализ. Офорты Рембрандта на библейские темы

· Описание и анализ. Техника рисунка Врубеля.

· Описание и анализ иллюстраций А.Бенуа к “Медному всаднику” А.Пушкина (музей книги РГБ)

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ

1 семестр

1. Задачи метода «Описание и анализ»

2. Г.Вёльфлин и его книга «Основные понятия истории искусства».

3. Пять пар основных понятий истории искусства по Вёльфину

4. Что такое формально-стилистический анализ произведения

5. Основные принципы сравнительного анализа

6. Виды изобразительного искусства и их особенности

7. Основные жанры в живописи и их особенности

8. Виды живописи и основные её особенности как вида искусства

9. Технологии монументальной живописи

10. Станковая живопись и её жанры

11. Композиция в живописи

12. Пространство в живописи – типы пространства

13. Роль цвета в живописи

14. Светотень и объём в живописи

15. Фактура и её значение

16. Роль рамы в живописи

17. Скульптура как вид искусства и её выразительные особенности

18. Реалистические тенденции и мера условности в скульптуре (привести примеры)

Наши рекомендации