Список методической литературы

Календарно- тематический план

№ п/п Наименование тем Содержание работы Кол-во часов
1. 4 класс – 34 часа 1 четверть Геометрический орнамент: а) в полосе б) в квадрате Историческая справка. Виды орнамента, ритм в орнаменте, понятие раппорта. 9 часов
2. 2 четверть Декоративная композиция из стилизованных растительных форм. Стилизация как обобщение и упрощение реальных форм. Значение линии и силуэта в стилизации. Симметрия и асимметрия. Выбор формата. Варианты цветовых решений. 7 часов
3. 3 четверть Выполнение декоративной композиции по мотивам Городецкой росписи Знакомство с особенностями образного языка Городецкой росписи, приемами выполнения, цветовыми решениями. Выполнение предварительных упражнений. 10 часов
4. 4 четверть Выполнение мозаичного панно (имитация из цветной бумаги) Примерные темы: «Животный мир», «Подводный мир». Историческая справка. Мозаика - как один из видов монументальной живописи. Особенности мозаичной композиции, способы выделения главного. 8 часов
1. 5 класс - 34 часа 1 четверть Стилизация природных форм: «Птицы», «Рыбы», «Бабочки». В задание вводится задача цветовой растяжки, выполнение задания с ограниченным количеством цветов. 9 часов
2. 2 четверть Эскиз маскарадного костюма в технике «коллаж». Передать характер персонажа через костюм; выразительность силуэта. Цветовое решение, подбор деталей для данного образа. 7 часов
3. 3 четверть Знакомство с техникой северодвинской росписи. Вариант: знакомство с искусством русского изразца. Основные характерные черты северодвинской росписи. Особенности стилизации, композиции, тематики. Выполнение несложной композиции в материале (разделочная доска). 10 часов
4. 4 четверть Выполнение эскиза витража. Примерные темы: «Цирк», «Спорт». Историческая справка. Витраж как вид декоративно прикладного искусства. Особенности цветового ритма, выделение главного 8 часов
1. 6 класс -34 часа 1 четверть Декоративный пейзаж. Темы: «Времена года», «Мой город», «Мой дом». Стилизация и трансформация реальных объектов, статика и динамика, цветовое решение, ограничение цветов. 9 часов
2. 2 четверть Выполнение новогоднего плаката в технике аппликации (можно на свободную тему). Особенности языка плаката. Введение шрифта. 7 часов
3. 3 четверть Аллегорическое изображение времен года (в виде женского образа, птицы, дерева). Текстильная аппликация. Понятие аллегории. Создание замкнутой композиции. Нахождение элементов символов. Теплая и холодная цветовая гамма, нюансы и контрасты. 10 часов
4. 4 четверть Декоративный натюрморт в черно- белом графическом исполнении. Статика и динамика. Равновесие в композиции. Стилизация и трансформация. Заполнение силуэта декоративными элементами. 8 часов
1. 7 класс - 34 часа 1 четверть Растительный или зооморфный орнамент в полосе, круге или сетчатый. Поиск орнаментального модуля, образование различных видов орнамента. Варианты цветовых решений. 9 часов
2. 2 четверть Декоративный портрет. Стилизация, Пластическое и цветовое решение образа. Применение ряда приемов, усиливающих декоративность, членение плоскости на части, дробление изображения. 7 часов
3. 3 четверть Роспись ткани в технике «Холодный батик». Вариант: выполнение минигобелена. Выполнение эскиза декоративной композиции, используя знания, полученные ранее. Цветовое решение. Выполнение картона в натуральную величину. 10 часов
4. 4 четверть Итоговое задание. Выполнение эскиза декоративной композиции на свободную тему. Суммирование всех знаний и навыков, полученных по курсу декоративной композиции 8 часов

Список методической литературы

1. Большаков М. В. Декор и орнамент в книге. - М., 1990.

2 Власов В. Г. Стили в искусстве. - СПб., 1996.

3. Волков Н. Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1965.

4 Зайцев Е. А. Наука о цвете и живопись. – М.1986.

5. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. - М., 1910.

6. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.:

Пояснительная записка.

Программа «Декоративная композиция» направлена на развитие творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной работы, воспитание эстетического вкуса, любви к народным традициям своего края.

Отдельные задания по декоративной композиции преподаватели детских художественных школ дают учащимся давно. Возникла необходимость систематизации теоретического и методического материала, практических заданий, объединения их в единую программу.

Задачи программы:

■ Создание условий для развития детского воображения, фантазии, художественной наблюдательности.

■ Обучение учащихся образному мышлению, умению обобщать, стилизовать увиденное.

■ Обучение навыкам работы с элементами различной формы, организации равновесия композиции.

■ Обучение основам технологической системы в создании декоративной композиции.

■ Воспитание чувства гармонического восприятия действительности.

■ Воспитание художественного вкуса, чувства стиля.

■ Воспитание любви к декоративному искусству, к народным традициям своего края.

■ Воспитание человека художественно образованного, умеющего ценить и понимать

Декоративное искусство и самостоятельно создавать произведения, несущие красоту и радость (в соответствии с возрастными особенностями). Основной формой проведения занятий является урок смешанного типа (лекция, совмещенная с практической работой). Занятие носит групповой характер.

Слово «Композиция» в переводе с латинского означает составление, связывание, соединение частей. В практических искусствах композиция объединяет частные моменты построения художественных форм (реальное или иллюзорное формирование пространства и объема, симметрии и асимметрии, ритм, пропорции, контраст и нюанс, цветовое решение и т. д.). В процессе создания декоративной композиции размещение и распределение предметов происходит по определенной схеме, в логической последовательности. Любая работа по декоративной композиции начинается с подготовительного рисунка - эскиза, затем переводится на картон и пишется гуашью или выполняется в материале (коллаж, панно, аппликация из ткани). Задания выстраиваются по принципу «от простого - к сложному».

Срок реализации. Программа «Декоративная композиция» рассчитана на четыре года обучения в детский художественной школе с первого по четвертый класс. Общий курс программы составляет 272 часа.

Требования к учащимся повышаются постепенно, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей.

Возраст детей: 11-17 лет. Количественный состав классов: 10-15 человек.

Подведение итогов проходит в виде просмотров работ учащихся (поурочных, по­лугодовых, годовых, экзаменационных), а также участия обучаемых в выставках детского творчества (городских, областных, краевых, международных).

2. Календарно- тематический план

п/п

Наименование тем

Содержание работы

Кол-во часов

1.

4 класс – 34 часа

1 четверть

Геометрический орнамент:

а) в полосе

б) в квадрате

Историческая справка. Виды орнамента, ритм в орнаменте, понятие раппорта.

9 часов

2.

2 четверть

Декоративная композиция из стилизованных растительных форм.

Стилизация как обобщение и упрощение реальных форм. Значение линии и силуэта в стилизации. Симметрия и асимметрия. Выбор формата. Варианты цветовых решений.

7 часов

3.

3 четверть

Выполнение декоративной композиции по мотивам Городецкой росписи

Знакомство с особенностями образного языка Городецкой росписи, приемами выполнения, цветовыми решениями. Выполнение предварительных упражнений.

10 часов

4.

4 четверть

Выполнение мозаичного панно (имитация из цветной бумаги)

Примерные темы: «Животный мир», «Подводный мир».

Историческая справка. Мозаика - как один из видов монументальной живописи. Особенности мозаичной композиции, способы выделения главного.

8 часов

1.

5 класс - 34 часа

1 четверть

Стилизация природных форм:

«Птицы», «Рыбы», «Бабочки».

В задание вводится задача цветовой растяжки, выполнение задания с ограниченным количеством цветов.

9 часов

2.

2 четверть

Эскиз маскарадного костюма в технике «коллаж».

Передать характер персонажа через костюм; выразительность силуэта. Цветовое решение, подбор деталей для данного образа.

7 часов

3.

3 четверть

Знакомство с техникой северодвинской росписи.

Вариант: знакомство с искусством русского изразца.

Основные характерные черты северодвинской росписи. Особенности стилизации, композиции, тематики. Выполнение несложной композиции в материале (разделочная доска).

10 часов

4.

4 четверть

Выполнение эскиза витража. Примерные темы: «Цирк», «Спорт».

Историческая справка. Витраж как вид декоративно прикладного искусства. Особенности цветового ритма, выделение главного

8 часов

1.

6 класс -34 часа

1 четверть

Декоративный пейзаж.

Темы: «Времена года», «Мой город», «Мой дом».

Стилизация и трансформация реальных объектов, статика и динамика, цветовое решение, ограничение цветов.

9 часов

2.

2 четверть

Выполнение новогоднего плаката в технике аппликации (можно на свободную тему).

Особенности языка плаката. Введение шрифта.

7 часов

3.

3 четверть

Аллегорическое изображение времен года (в виде женского образа, птицы, дерева). Текстильная аппликация.

Понятие аллегории. Создание замкнутой композиции. Нахождение элементов символов. Теплая и холодная цветовая гамма, нюансы и контрасты.

10 часов

4.

4 четверть

Декоративный натюрморт в черно- белом графическом исполнении.

Статика и динамика. Равновесие в композиции. Стилизация и трансформация. Заполнение силуэта декоративными элементами.

8 часов

1.

7 класс - 34 часа

1 четверть

Растительный или зооморфный орнамент в полосе, круге или сетчатый.

Поиск орнаментального модуля, образование различных видов орнамента. Варианты цветовых решений.

9 часов

2.

2 четверть

Декоративный портрет.

Стилизация, Пластическое и цветовое решение образа. Применение ряда приемов, усиливающих декоративность, членение плоскости на части, дробление изображения.

7 часов

3.

3 четверть

Роспись ткани в технике «Холодный батик».

Вариант: выполнение минигобелена.

Выполнение эскиза декоративной композиции, используя знания, полученные ранее. Цветовое решение. Выполнение картона в натуральную величину.

10 часов

4.

4 четверть

Итоговое задание. Выполнение эскиза декоративной композиции на свободную тему.

Суммирование всех знаний и навыков, полученных по курсу декоративной композиции

8 часов

3. Список методической литературы

1. Большаков М. В. Декор и орнамент в книге. - М., 1990.

2 Власов В. Г. Стили в искусстве. - СПб., 1996.

3. Волков Н. Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1965.

4 Зайцев Е. А. Наука о цвете и живопись. – М. 1986.

5. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. - М., 1910.

6. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.:

Пояснительная записка.

Программа «Декоративная композиция» направлена на развитие творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной работы, воспитание эстетического вкуса, любви к народным традициям своего края.

Отдельные задания по декоративной композиции преподаватели детских художественных школ дают учащимся давно. Возникла необходимость систематизации теоретического и методического материала, практических заданий, объединения их в единую программу.

Задачи программы:

■ Создание условий для развития детского воображения, фантазии, художественной наблюдательности.

■ Обучение учащихся образному мышлению, умению обобщать, стилизовать увиденное.

■ Обучение навыкам работы с элементами различной формы, организации равновесия композиции.

■ Обучение основам технологической системы в создании декоративной композиции.

■ Воспитание чувства гармонического восприятия действительности.

■ Воспитание художественного вкуса, чувства стиля.

■ Воспитание любви к декоративному искусству, к народным традициям своего края.

■ Воспитание человека художественно образованного, умеющего ценить и понимать

Декоративное искусство и самостоятельно создавать произведения, несущие красоту и радость (в соответствии с возрастными особенностями). Основной формой проведения занятий является урок смешанного типа (лекция, совмещенная с практической работой). Занятие носит групповой характер.

Слово «Композиция» в переводе с латинского означает составление, связывание, соединение частей. В практических искусствах композиция объединяет частные моменты построения художественных форм (реальное или иллюзорное формирование пространства и объема, симметрии и асимметрии, ритм, пропорции, контраст и нюанс, цветовое решение и т. д.). В процессе создания декоративной композиции размещение и распределение предметов происходит по определенной схеме, в логической последовательности. Любая работа по декоративной композиции начинается с подготовительного рисунка - эскиза, затем переводится на картон и пишется гуашью или выполняется в материале (коллаж, панно, аппликация из ткани). Задания выстраиваются по принципу «от простого - к сложному».

Срок реализации. Программа «Декоративная композиция» рассчитана на четыре года обучения в детский художественной школе с первого по четвертый класс. Общий курс программы составляет 272 часа.

Требования к учащимся повышаются постепенно, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей.

Возраст детей: 11-17 лет. Количественный состав классов: 10-15 человек.

Подведение итогов проходит в виде просмотров работ учащихся (поурочных, по­лугодовых, годовых, экзаменационных), а также участия обучаемых в выставках детского творчества (городских, областных, краевых, международных).

Наши рекомендации