Прямо- и криволинейные розетки (1—2.2.0), -прямолинейные сетки (1.3.0) 6 страница
Таким образом, для берестяных 'узоров обских угров криволинейность— явление более позднее, чем углообразные изломы орнаментальной линии, во-первых, потому что она связана с менее архаичным орнаментальным пластом и, во-втор.ых, потому что в рамках этого пласта ей предшествует прямолинейность. Попытаемся выяснить причины произошедших изменений. Ответ на поставленный вопрос не однозначен и требует более пристального внимания к характеру самой криволинейное™, которая оказывается неоднородной.
Исполнительскую манеру восточных хантов отличает наличие шипообразных окончаний у линии, очерчивающей овал, а также цветочная конфигурация фоновых частей, что особенно показательно для васюганско-ваховской группы (ил. 27, 6; 28, 5).
Для того чтобы понять появление шипообразных окончаний, вновь вернемся к орнаментированной бересте рубежа веков. Контуры прямолинейных отростков, отходящих от стилизованной фигуры, снабжены маленькими шипами (ил. 28, 1). Приобретая самостоятельность и выступая в роли свободной орнаментальной композиции, отростки становятся ширококонтурными, но шипы при этом сохраняются (ил. 28, 2). В обоих случаях изломы орнаментальной линии имеют зигзагообразный вид, что вполне понятно, если учесть большую роль зигзага в обско-угорской орнаментике.' Появление усиков на примере лишь орнаментированной бересты'
Ил. 27. Эволюция квадратно-прямоугольной структуры в берестяном декоре хантов
объяснить не удается. Для этого следует обратиться еще к одному материалу, на котором бытовали криволинейные узоры, — к ровдуге. Орнамент на ровдугу наносился краской, выполнялся ширококонтурно и оконтуривался швом из белого подшейного волоса оленя. В результате оконтуривания изломы орнаментальной линии приобретали шипообразные окончания, так что даже прямолинейные в своей основе мотивы приобретают криволинейный оттенок (ил. 28, 3). Оконтуривание узора прошивкой из оленьего волоса признано кетской чертой [Чернецов В. Н., 1948; Лукина Н. В., 1985], и для того, чтобы убедиться, насколько тесно связана шипообразность с вышивкой оленьим волосом, следует обратиться к кетскому орнаменту [см.: Иванов С. В., 1961. Табл. 8]. Значительная часть последнего с точки зрения техники образована росписью по дереву, коже и бересте, а также вышивкой оленьим волосом. В состав многих мотивов входят шипообразные элементы, нередко в сочетании со звездчатыми, причем эти мотивы в кетском орнаменте выполняют функцию основных (ил. 28, 4). Следовательно, если перенято от кетов оконтуривание узора, то таким путем восточнохантыйская ровдуга, орнаментируемая с помощью краски, приобрела и усикообразные окончания. С ровдуги эти окончания попали на бересту, где вначале соседствовали с прямолинейностью, а затем рука мастерицы, следуя более удобному и естественному движению, скруглила орнаментальную линию, прочно срастив ее с шипами. Дополнительные элементы восточнохантыйских криволинейных бордюров в виде звезд и ши-
Ил. 28. Варианты обско-угорских криволинейных узоров и их сложение (1—6 — восточнохантыйский, 7—9 — североугорский)
-пов — также, по всей вероятности, следы кетского происхождения, для внедрения которых в декоративную культуру хантов существовала подготовленная почва (2.1.2.1.2). Об этом свидетельствует их незначительная декоративная роль: в хантыйских орнаментах эти элементы обычно служат для заполнения фона либо для разграничения более сложных мотивов. Преломление орнаментальных традиций восточнохантыйской, прежде всего васюганско-ва-ховской, бересты под воздействием декора кетов не расходится со взглядом на речные системы Западной Сибири, от Иртыша до Ваха, включая Васюган, как на место этнического взаимодействия предков кетов и обских угров. Это положение подкреплено лингви-
стическими, антропологическими и археологическими данными, а обобщающее исследование с подключением этнографического материала принадлежит Е. А. Алексеенко (1986.)..
Еще одна отличительная особенность восточнохантыйской криволиненности— цветочная конфигурация фоновых частей у ломаной линии (28, 5). Ее возникновение связано с серией бордюров, построенных на основе зубца, который вписан в квадратные зоны-секции. Различные варианты расположения зубца дают начало мотивам с различной конфигурацией, но наиболее устойчиво повторяется четырехкратное внедрение зубца (ил. 28, 6). Фоновые части подобных мотивов дают цветочный фон. Сами мотивы, хорошо представленные в материалах рубежа веков, утрачивают свою популярность в XX в., сохраняясь, главным образом, в качестве окаймляющих, однако их влияние сильно сказывается на конфигурации криволинейной ломаной линии. Последняя становится одним из наиболее ярких показателей восточнохантыйской бересты, точнее васюганско-ваховской орнаментальной манеры, входя в состав различных мотивов и образуя свободные орнаментальные композиции.
Криволинейные узоры манси и северных хантов (преимущественно хантов реки Казым), несмотря на свободное заполнение декорируемой поверхности и кажущуюся раскованность в исполнении, строятся на основе четкого орнаментального алгоритма3. Основные правила, входящие в него, хорошо различаются и на прЯ'Молинейных узорах, которые предшествовали орнаментам с овальной конфигурацией, — контурных стилизованных изображениях на бересте (ил. 28, 7). Основным элементом, на основе которого создавались сложные отростки в виде ломаной линии, является широкоплоскостной уголок (ил. 28, 8 а). Уголок выступает одновременно и в роли элемента, и в роли орнаментальной структуры, поскольку развитие узорной линии определяется его сторонами, к которым присоединяются новые элементы-уголки (ил. 28, 86—в). Описанная композиционная схема является очень жесткой в смысле тщательной регламентации действий мастерицы и очень мобильной в смысле бесконечных возможностей для вариации в ее рамках. Действительно, лишь от желания исполнительницы зависело направление, в котором шло наращивание изгибов орнаментальной линии, придание отросткам симметричной или асимметричной конфигурации и, наконец, сама степень сложности орнамента. Такая вариабельность позволяла гибко приспосабливать орнамент к поверхности изделия и заполнять им все свободные от изобразительной фигуры места.
3 Сведения об этом, относительно казымских хантов, получены в ходе беседы с Т. А. Молдановой,
Структурный элемент прямолинейных стилизованных орнаментов оказался близок обско-угорским непрерывным бордюрам, показательным для мозаики из меха, сукна, ровдуги./Среди мозаичных орнаментов лидирующее положение по устойчивости и популярности занимают те группы мотивов, что своим прототипом имеют лаконичный узор без устойчивого названия и «заячьи уши» (ил. 28, 9а—б). Оба сопоставимы с элементами ломаной линии, процарапываемой и выскабливаемой на бересте (ил. 28, 8а—б). Такое совпадение не может быть случайным п свидетельствует о влиянии мозаичных орнаментов на развитие берестяных, выполняемых процарапыванием и выскабливанием. На то, что соотношение мозаичного и выскобленного декора приняло указанное направление, а не противоположное, указывает следующее обстоятельство. Процесс сложения непрерывных бордюров раскрывается через сопоставление их друг с другом и с аналогичными узорами соседних народов. Правила образования ломаной линии на бересте не понятны, если исходить из особенностей только бересты, и объяснение их выглядит вполне логичным при обращении к мозаичным непрерывным бордюрам. Очевидно, в процессе параллельного развития декора на разных материалах и в разных техниках формы, найденные и закрепленные традицией на одном материале, перешли на другой. Таким переливом орнаментальных мотивов из одной предметной области в другую, очевидно, объясняется и большое количество параллелей между двумя техниками: стилизованные изображения, одинаково характерны для мозаики и выскабливания у северных хантов, а непрерывные бордюры — у восточных.
Криволинейные узоры на бересте манси и северных хантов строятся в соответствии с тем же алгоритмом, что и отростки, прямолинейных стилизованных изображений, но углообразные изло'мы орнаментальной линии заменены здесь на овальные • (ил. 28, 8 г—(?). Возможно, в данном случае следует вести речь о криволинейное™ как следствии развития прямолинейности, с одной стороны, в условиях более гибкой техники и, с другой стороны, при уменьшении роли запретных факторов, требующих неуклонного соблюдения установленных канонов. Что это были за факторы, еще предстоит установить исследователям, проникая в глубь мощного семантического поля орнамента. Но об их сильном воздействии на орнаментальное творчество свидетельствует жесткая регламентация узорных форм у обско-угорских непрерывных бордюров, которых активные нововведения коснулись в самое последнее время, во второй половине XX в., а также устойчивая конфигурация стилизованных изображений. Вывод об изобразительном женском искусстве обских угров как подчиненном «веками выработанной схеме» и мало подверженном динамике
содержится в самом крупном исследовании творчества сибирских народов— монографии С. В. Иванова (1954). При исполнении стилизованных фигур момент творчества был допустим лишь в отношении отростков, в которые преобразовались части тела животных или птиц, и то в пределах правил, описанных выше. Видимо, следующим шагом на пути декоративного раскрепощения явилась возможность более свободного, плавного движения руки, облегчающая сам процесс создания узорной линии. Береста и применяемая техника — прочерчивание и выскабливание — предоставляли все возможности для такого новационного шага. Превращение декоративных отро'стков в самостоятельные композиции, не связанные со стилистическими изображениями, ознаменовало завершение перехода на бересте от семантически значимых образов к утилитарной декоративности.
Криволинейные орнаменты в виде свободной орнаментальной композиции бытовали и на ровдужной обуви с длинным голенищем. Взъемный клин у обуви украшали свободные орнаментальные композиции, возникшие вследствие декоративного наращивания зигзаговой линии — линии жизни — по тем же правилам, что составили алгоритм криволинейное™ на бересте. Линия жизни изображалась и на наиболее ранних берестяных экземплярах стилизованных изображений, а на юганоких материалах рубежа веков хорошо прослеживается переход от стилизованных изображений на ровдужной обуви к символике жизненного начала на берестяных коробках. Поэтому не исключено, что путь от стилизованных прямолинейных изображений к криволинейным орнаментам прошла не только береста, но и ровдуга, тем более что техника раскраски в своих основных чертах совпадает с выскабливанием. Сначала на материал острым концом деревянной палочки наносятся контурные узоры, которые затем раскрашиваются широким концом палочки. Крайняя эпизодичность и отрывочность сведений об орнаментированной ровдуге для рубежа веков объясняются утрачиванием ею своих позиций среди материалов, подвергаемых художественной отделке. Однако это не означает, что ее роль всегда была столь малозаметной. Напротив, материалы указывают на ее первостепенную значимость в области мозаичных непрерывных бордюров. В литературе высказана мысль и о большем использовании ровдуги в прошлом для нанесения на нее стилизованных изображений, чем это зафиксировано на рубеже XIX—XX вв. [Иванов С. В., 1954].
В свете сказанного интересное звучание приобретает вопрос о материале, на котором у северных хантов и манси был осуществлен переход от прямолинейности декоративных отростков у стилизованных фигур к криволинейности свободных композиций. Безусловно, не исключена возможность параллельного развития
этой важной орнаментальной трансформации на нескольких материалах. Бесспорно и то, что этнографические материалы содержат в себе лишь косвенные указания на этот счет. Вместе с тем будет нелишним обратить внимание на следующие обстоятельства. Во-первых, по сведениям рубежа XIX—XX вв. приоритетность в области техники отдается раскраске по ровдуге, ибо бересту перед выскабливанием иногда окрашивали красной минеральной краской либо выскобленные места красили охрой [Иванов С. В., 1963]. Во-вторых, об этом же свидетельствует одна композиционная особенность: свободные орнаментальные композиции выскабливались на бересте в квадратно-прямоугольных зонах-секциях, но при этом орнамент в них стремился занять треугольную площадь, ту, что характерна для треугольного взъемного клина на ровдужной обуви, где с помощью раскраски наносился узор. Иными словами, криволинейные узоры на бересте воспроизводят особенности, сформировавшиеся с учетом иной орнаментируемой поверхности. В-третьих, на примере восточнохантый-ских орнаментов хорошо прослеживалась определяющая роль ровдуги при складывании такой стилистической черты берестяной криволинейности, как шипообразные окончания у изломов орнаментальной линии. Эта черта обусловлена оконтуриванием оленьим волосом раскрашенных на ровдуге узоров. Для манси и хантов реки Казым оконтуривание ровдужных узоров не характерно, а на бересте отсутствуют шипообразные окончания. Более [того, традиция запрещает их появление, хотя наличие подобных окончаний способствует более плавному и естественному движению руки при исполнении орнамента.
Итак, криволинейность обско-угорских узоров на бересте связана с более поздним орнаментальным пластом, который опреде-тяет орнаментальный облик бересты XX в. Для более раннего :тиля характерна прямолинейность. Переход от одного принципа образования изгибов орнаментальной линии к другому у разных групп обских угров проходил неодинаково. Образование восточ-тохантыйской криволинейности протекало при значительном воздействии кетской орнаментальной традиции. У манси и части северных хантов (р. Казым) основную роль сыграли внутренние факторы: саморазвитие орнамента в сторону большего раскрепощения движений руки его создательницы при ослабевающем воз-аействии канонизирующего влияния традиции. Весомую роль а возможно и первостепенную, сыграла при выработке криволинейных форм орнаментальная раскраска ровдуги. Вопрос о возможном тюркском влиянии на криволинейные узоры обских угров будет рассмотрен ниже.
Глава 4 ЭВОЛЮЦИЯ ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ
Предпринятая систематизация орнаментального материала с учетом симметрических характеристик и конфигурадаошых'особенностей мотивов, а также их предметно-технических характеристик еще раз продемонстрировала богатство и разнообразие форм обско-угорского декоративного искусства. В нем существуют различные области, обладающие заметной долей самостоятельности, но степень их самобытности при этом различна. Скудость этнографических сведений о резном декоре на изделиях из кости и дерева не позволила составить полное представление об этой стороне орнаментального творчества и выявить здесь какие-либо тенденции внутреннего развития. К сожалению, это полностью применимо и к коже, оленьей и рыбьей. Узорный облик сукна и других тканей, отображаемый мозаикой и аппликацией, оказался размытым. Их 'мотивы в своем большинстве есть слепки с орнаментальных форм, созданных па материалах-предшественниках: с непрерывных бордюров на меху и стилизованных изображений на бересте. Однако здесь есть два существенных исключения. Первое касается стилизованного изображения всадника, бытующего исключительно в мозаичной и аппликативной техниках на суконных изделиях. .Второе связано с серией бордюров, встречающихся в аппликатнвных орнаментах на ткани и возникших из треугольников, сросшихся с полосой, но при отсутствии зеркального равенства фона и узора. В узорах, нанизанных из бисера, также сильны традиции, выработанные на иных материалах.
Наиболее цельные картины орнаментальной динамики выявлены выше в следующих сферах: в выскабливании на бересте, мозаике на меху и вышивке на холсте. При этом стало очевидным, что существуют общие закономерности этой динамики во всех трех сферах' Сопоставление данных закономерностей открыло возможность проследить эволюцию обско-угорского орнамента в целом.
Методическую основу сопоставления составили позиции, выработанные мною в данно'м исследовании. Главные из них следующие.
Во-первых, соотносится не один, а целый комплекс признаков. Он включает: предметную сферу приложения орнамента, его роль в общем декоре, композицию на вещи, материал, технику; изобразительные характеристики мотива, включающие в себя состав элементов и упорядочивающую их на основе симметрии структуру (композицию), симметрические преобразования, осуществляемые с самими мотивами (виды бордюров, розеток,
сеток), особенности компоновки мотивов (прерывистые, непрерывные), характер излома орнаментальной линии (прямо- или криволинейный), функцию мотива в общем орнаментальном убранстве (основной, окаймляющий).
Во-вторых, все эти признаки рассмотрены не изолированно друг от друга, а во взаимосвязи. Так, например, учитывалось, что непрерывные бордюры теснейшим образо'м связаны с техникой мозаики, реализуемой на изделиях из меха: одежде и утвари. Поэтому понятия непрерывные и мозаичные узоры являются родственными. Изменение одного из орнаментальных показателей влечет за собой перерождение других. Так, например, обнаруживается корреляционная зависимость между техникой вышивки, набором характерных для нее мотивов и орнаментальной композицией на женских холщовых рубахах у южных хантов. И каждое из сложившихся сочетаний признаков уходит корнями в различные исторические напластования художественной культуры народа.
В-третьих, учитывался внутренний динамизм, присущий формам проявления того или иного признака. Так, например, форма организации бордюрного пространства в мозаичных узорах меняется от квадратно-прямоугольной к знгзагово-треугольной, а компоновка мотивов принимает вид бордюра, розетки и сетки.
Рассмотрение всех перечисленных черт в динамике, выявление их устойчивых сочетаний и форм проявления дали основания для выделения этапов в генезисе обско-угорской орнаментики.
Первый, наиболее ранний этап относится к зарождению узоров на меху и на бересте. Это тесно связано с процессом создания самой вещи — изготовлением одежды из сборного меха и прикреплением формообразующих деталей берестяной утвари. Прямоугольная форма кусочков меха с лапок и хвостиков мелких-пушных зверьков облегчает их подгонку друг к другу в процессе сшивания, а цветовые переливы порождают стремление к их эстетическому упорядочению. Так возникает шахматное чередование разноокрашенных кусочков меха и его фрагментарный вариант— ряд из расположенных попеременно светлых и темных квадратиков или прямоугольников, т. е. «сухарики». Размеренное нанесение стежков лыка или корня на поверхность обруча, придающего устойчивую форму берестяной утвари, дает наглядный образец технологического узора. Его воспроизведение контурным выскабливанием на бересте свидетельствует о пробуждении к жизни творческих устремлений и об исходной точке отсчета в орнаментальном искусстве. Рождается узорный ряд из наклонных или вертикальных линий. Таким образом, началом орнаментального творчества является гармонизация утилитарных сторон предме-
та — чередования раз неокрашенных кусочков меха и ритмичности стежков шва.
Возникнув на стыке рационального и художественного мировосприятия, орнамент превращается в самостоятельную сферу культурного бытия с собственными закономерностями функционирования. Одна из них — отработка новых форм в ходе развития исходных. Вертикальные и наклонные полосы, прочерчиваемые на бересте, комбинируются в различных сочетаниях, отражаются в плоскости симметрии, создавая узоры в виде шевронов, елочки и т. д. Мозаичные сухарики на меху эволюционируют в более сложные формы: полосы с отростками, Г- и крестообразные. Здесь важно подчеркнуть одно существенное условие подобного саморазвития — наличие, причем в достаточном количестве, необходимого материала для исполнения узоров. Таким является олений камус, обладающий прочной кожей и гладким коротким ворсом.
Узоры на меху и на бересте характеризуются различной манерой исполнения (ширококонтурной и контурной), своеобразием мотивов. Вместе с тем им присуща общая композиционная задан-ность в виде квадратно-прямоугольной структуры построения мотивов, подчеркнутая прямолинейность и строгость форм.
Очевидно, к первому этапу следует отнести и зарождение стилизованного изображения медведя. Его черты хорошо увязываются с перечисленными выше критериями: контурность линии, прямолинейность, геометризм, простота и строгость формы. Голова-квадрат, т-уловище-шестиугольник, дугообразные лапы-отростки— этот минимальный изобразительный каркас лежит в основе обско-угор!ского орнаментального облика медведя. Не исключено, что его возникновение связано с резьбой по кости. Именно на костяных пластинках, защищающих руку при стрельбе из лука, фиксируются наиболее лаконичные по конфигурации фигуры. Орнаментальная же обработка образа связана с берестяными вместилищами.
Присутствие орнаментов, отражающих начальный этап их эволюции, заметнее всего в творчестве северных групп обских угров. Здесь разнообразнее представлены окаймляющие бордюры из вертикальных полос и вариации «сухариков». У других крупных этнических групп прямых аналогий меньше, но и у них присутствуют орнаментальные отголоски далеких времен: прямоугольные зоны-секции из удвоенных или утроенных контурных полос на стенках) берестяных коробок, на украшениях из бисера и металлических отливок; мозаичные узоры в виде шахматного поля на меховых сумочках, воротниках и т. д.
Ключевые положения этногенетического плана, проистекающие из специфики первого этапа орнаментального развития, сво-
димы к следующему. Период становления орнамента обских угров первоначально протекал в лесной зоне, богатой березой и изобилующей мелким пушным зверем. В условиях экологичное™ традиционного охотничьего хозяйства подобные природные обстоятельства обусловливают существование традиции сборного меха при изготовлении одежды. На это указывают этнографические материалы. У восточных хантов, территориально тяготеющих к южной части западно-сибирской таежной зоны, вплоть до недавнего времени существовала зимняя одежда, сшитая из составного меха, что одними объяснялось как результат неразвитости оленеводства [Дунин-Горкавич А. А., 1911], а другими — как консервация архаичных черт [Лукина Н. В., 1985]. Традиция сборного меха могла перерасти в традицию орнаментальной меховой мозаики лишь в более северных районах, где в достатке имеется необходимый для этого материал — олений камус. Последнее предполагает значительный хозяйственный вес охоты на дикого оленя или оленеводства.
Изложенные природно-хозяйственные особенности жизнедеятельности обских угров, реконструируемые по орнаментальным данным, хорошо проецируются на современную интерпретацию этногенетических процессов, протекавших в Западной Сибири в эпоху неолита и связанных с древними уральцами. Согласно концепции В. Н. Чернецова (1964, 1973), получившей признание в отечественной и зарубежной науке, предки уральцев проникли на территорию к западу и востоку от Урала из более южных районов Прнаралья и Прикаспия в VI—V тыс. до н. э. и образовали здесь культуру, родственную раннекельтеминарской. Новейшие исследования показывают волнообразный характер миграций из Прикаспия и Приаралья^в эпоху мезолита-неолита, приведших к появлению в таежном и южнотаежном Заур'алье носителей боборыкинской неолитической культуры [Косарев М. Ф., 1991].
С Западной Сибирью, бассейном Нижней и Средней Оби,
включая также истоки Печоры, связывает уральскую прародину
венгерский ученый П. Хайду, основываясь на этимологии названий
деревьев в уральских языках с учетом данных по истории распро
странения лесов. Лексический анализ позволяет ему вести речь
об охоте и рыболовстве как главных занятиях уральцев, изготов
лении одежды из шкур добытых зверей, к которым принадлежат
северный олень, заяц, соболь, куница, возможно белка и другие
пушные звери (1985). К неолиту лесного и лесостепного Приобья
отнесена верхнеобская культура, трактуемая как часть западно
сибирской культурно-исторической провинции. Ее орнаменталь
ное своеобразие включает в себя несколько показателей, в том
числе шахматные узоры из коротких линий в отступающе-наколь-
24. Заказ 2006. «Очерки культурогенеза народов Западной Сибири». 369
чатой технике, покрывающие иногда весь сосуд, и узоры из-косых или прямых оттисков гребенки и гладкого штампа, «оторые завершают орнаментальную композицию, располагаясь на венчике [Матющенко В. И., 1973]. Таким образом, возникновение шахматной меховой мозаики из сборного меха и наклонных прочерченных полос на бересте логично отнести к эпохе неолита и связать с древней урало-сибирской этно-культурной общностью в ее лесных и южнотаежных границах.
К середине IV тыс. до н. э. относится расселение уральцев по низовьям Иртыша и Оби, а затем на запад и восток ([Чернецов В. Н., 1973]. В неолите Нижнего Приобья они составляют тот компонент, с которым связан древнеевропеоидный тип, прослеживаемый у хантов и манси. Второй, восточный компонент, определяющий наличие монголоидных черт, локализуется на северной окраине Евразийского материка [Он же, 1953]. При определении хозяйственного уклада у аборигенного населения приполярного Севера отмечается важная роль охоты на дикого оленя. Правда, когда речь заходит о степени этой важности, мнения исследователей несколько расходятся. Одни считают охоту на оленя доминирующей [Симченко Ю. Б., 1976; Косарев М. Ф., 1991], другие наряду с ней значительное место отводят охоте на морских животных и примитивному рыболовству [Хомич Л. В., 1986].
Согласно антропологическим данным, наиболее древние черты североазиатской монголоидной расы сохраняют в своем облике нганасаны благодаря естественно-географической изоляции. Они не находят прямых аналогий с остальным еамоедоязычным миром, из которого к ним ближе всего примыкают энцы [Золотарева И. М., 1962, 1971, 1974]. Из всех северосибирских народов именно для нганасан характерна меховая мозаика, причем среди ее мотивов XX в. превалируют те формы, что полностью соответствуют первому этапу обско-угорских [см.: Симченко Ю. Б,, 1963; Kortt I. R., Simcenko Ju. В., 1988]. Следовательно, становление орнаментальной меховой мозаики у обских угров протекало в северных районах Западной Сибири примерно с конца неолита. С этим периодом, очевидно, и связана та глубинная орнаментальная общность, что сближает творчество хантов, манси и нганасан, К сибирскому арктическому компоненту исследователи возводят и культ медведя у обских угров [Чернецов В. П., 1939; Steiniz W,,
1938].
На сходство мозаичных орнаментов у обских угров и энцев и нганасан указывал еще С. В. Иванов (1962). Однако исследователь усматривает его в таких формах, как «головки», развилки, треугольники на ножках, П- и Г-образные фигуры, и трактует как результат заимствования, сказавшегося в творчестве, прежде всего, энцев. Действительно, почти все из перечисленных мотивов,
согласно результатам моих исследований, обязаны своим происхождением тем новационным процессам, что протекали в рамках второго этапа обско-угорского орнаментального генезиса. Следовательно, они значительно моложе своих предшественников и их проникновение в художественную среду сибирских народов, в том числе энцев и нганасан, обусловлено культурным воздействием, главным образом, хантов. Те узоры, что составляют содержание первого этапа, С. В. Иванов вообще не включает в состав обско-угорского орнамента. Он выводит их из «сухариков», а появление последних связывает с палеоазиатским субстратом в культуроге-незе энцев и нганасан {см.: Долгих Б. О., 1952]. Развитие исходного мотива в среде указанных народов дает усложненные варианты в виде F-образных фигур, крестов с двумя перекрестьями, полосы с отростками и др. Таким образом, С. В. Иванов генетически сближает творчество энцев и нганасан с области мозаичных бордюров из меха с узорами народов крайнего северо-востока и исключает из этого круга обских угров.
Поскольку высказанное мной положение о сходстве начальных форм обско-угорской орнаментики на меху с мозаичными узорами нганасан, а также предложенная интерпретация этого явления вступают в противоречие с трактовкой С. В. Ивановым истоков орнаментального творчества энцев и нганасан, следует остановиться на некоторых аналогиях в обско-угорских. северосамодийских (нганасанских) и палеоазиатских мозаичных узорах.
Во-первых, у обских угров и нганасан орнаментальная отделка играет важную роль в декоре меховой одежды, а у палеоазиатов наиболее популярно украшение одежды кисточками и кожаными ремешками, апплик'ацией и художественным швом, что прекрасно показано С. В. Ивановым при обстоятельном анализе их творчества (1963). Вследствие этого сходство мозаичных орнаментов у нганасан и народов крайнего северо-востока касается главным образом «сухариков» — простейшей' узорной формы, а у обских угров и нганасан оно охватывает набор вторичных мотивов, созданных на основе «сухариков» с использованием единых композиционно-симметрических правил построения.
Во-вторых, орнаментальная технология мозаики у обских угров н нганасан предполагает сшивание самого узора из двух входящих друг в друга разноцветных половин орнаментальной ленты. В таком виде техника меховой мозаики тесно связана с традицией сборного меха. У народов крайнего северо-востока, согласно заключению С. В. Иванова, «сухарики» есть результат Декоративной эволюции кисточек и ремешков. «Они пришивались на одинаковом расстоянии друг от друга попарно, образуя Длинные горизонтальные полосы. Соответственно возникали различные варианты «шпор» и «сухарики» (1963. С. 234. Рис. 158).