Подобного принципа придерживается, например Д. Лихачев. См.: Лихачев Д. Поэзия садов. СПб.: Наука, 1991.

венно под текстом статей. Подробные хронологические таблицы, приведенные в конце Словаря, помогут правильно ориентироваться в истории искусства, а общий алфавитный указатель — быстро найти нужное слово.

Следует лишь добавить, что автор намеренно отказался от систематического предметного указателя. Каждое название, сформировавшееся в истории искусства, условно, но в нем целый мир значений, оттенков смысла, исторических связей, аллюзий и ассоциаций. Любая систематизация вносит схематизм и демонстрирует ограниченность метода, неполноту и условность системы в сравнении с действительной картиной исторического развития искусства. Конечно, это вызывает ощущение некоторой незавершенности. Возможны и другие подходы. Пусть этот будет началом.

QQQ

А

АББАСИДОВ ИСКУССТВО —см. багдадская школа.

АБРАМЦЕВСКИЙ КРУЖОК —объединение русских художников конца XIX в. Абрамцево — подмосковное имение Мамонтовых, расположенное недалеко от Тро-ице-Сергиевой лавры. С середины XIX в. дом в Абрамцеве принадлежал русскому писателю С.Т.Аксакову. С 1870г. новый владелец купец и фабрикант, меценат Савва Мамонтов открыл его новым людям и новым идеям. Мамонтова называли «московским Лоренцо Медичи». В последней трети XIX в. абрамцевская усадьба стала местом встречи выдающихся художников: И. Репина, В. Васнецова, В. Поленова, В. Серова, К. Коровина, М. Нестерова, И. Левитана. Сам Мамонтов увлекался скульптурой и музыкой. В имении сложилась особая творческая атмосфера, давшая жизнь многим начинаниям. В. Серовым здесь была написана картина «Девочка с персиками». В. Васнецов делал костюмы и декорации для домашних спектаклей, построил совместно с В. Поленовым усадебную церковь в «русском стиле». Стараниями Е. Поленовой была создана столярная мастерская, где в поисках национального стиля изготавливалась мебель. Из керамической мастерской усадьбы вышли замечательные майолики М. Врубеля. Художники абрамцевского кружка были очень разными и не создали единого художественного направления. В изделиях мастерских соединились «русский стиль» в традициях позднего народничества и европейские веяния Модерна (сравн. Талашкино). Поиски современного национального стиля осуществлялись и в московском доме Мамонтовых. В 1896г. абрамцевскую гончарную мастерскую заменил керамический завод С. Мамонтова в Москве.

«Абрамцево-кудринская резьба» — народный промысел резьбы по дереву, существующий до сих пор в Абрамцеве и близлежащих селах и ведущий свое происхождение от столярной мастерской Е. Поленовой. В последние годы промысел интенсивно развивается кудринскими мастерами. Их изделия характерны сочетанием геометрического и стилизованного растительного орнамента с морением и полировкой.

АБСТРАКТИВИЗМ, АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО(франц. abstractivisme от лат. abstractio — отвлечение). Абстрактивизм — тенденция художественного мышления к абстрагированию, отвлечению изобразительных образов от конкретных материальных объектов. Примечательно, что первая полностью абстрактная картина, насколько известно, появилась еще в XIX в. В 1883г. французский художник А. Альфонс показал работу «Девушки под снегом», представляющую собой натянутый на подрамник лист чистой белой бумаги1. Эту картину можно посчитать просто шуткой, увидев в ней вполне конкретное изображение белого снега, покрывающего фигуры девушек. Но суть явления состоит в том, что абстрактность — это прежде всего наиболее радикальная форма общей абстрагирующей тенденции истории искусства. Абстрагирование — мысленное отвлечение от несущественных, случайных, с точки зрения художника, признаков воспринимаемого объекта с целью нахождения существенных, наиболее общих, универсальных идей — это один из основных, неотъемлемых способов мышления вообще. В истории искусства абстрагирующая тенденция присутствует постоянно; в сво-

1 Бажанов Л., Турчин В. Абстрактное искусство. Опыт переосмысления. — В кн.: Советское искусствознание. Вып. 27. М.: Сов. художник, 1991, с. 96.

ем крайнем выражении она приводит к геометризации, превращая в декоративном искусстве изображение в орнамент, а в станковом — в абстрактную картину. Минимальное проявление абстрактного мышления ведет, напротив, к предельной иллюзорности — натурализму. Вероятно, именно это имел в виду выдающийся художник XX в. П. Пикассо, когда говорил, что «абстрактного искусства не существует»1.

«Абстрактивизм реалистичен» утверждал в 1917г. А. Лот, подразумевая, что именно абстрактивистские тенденции в искусстве наиболее адекватно, во всяком случае гораздо правдивее, чем салонная натуралистическая живопись, отражают тенденции отчуждения художника начала XX столетия от ужасающей его действительности. Известный немецкий художник П. Клее писал в 1931 г., что «чем более ужасным становится мир, тем более абстрактным становится искусство». Реализм — это не обязательно конкретность, а абстрактность совсем не означает отказ от реалистичности, поскольку реализм и идеализм — иная пара категорий, чем абстрактное и конкретное. В истории искусства не раз бывало, что именно натурализм оказывался идеалистичным, а отвлеченное от конкретного художественное мышление — более реалистическим. Возможно, абстрактивизм в начале XX в. и был реализмом, точно так же, как, к примеру, Классицизм — реализмом в искусстве XVI, а Барокко — XVII столетия. Вместе с этим, нельзя не заметить, что художники, увлеченные развитием формальных идей, обычно переходят рубеж, за которым художественное творчество как выражение образа мира перестает быть самим собой и превращается в чистую эстетику, отвлеченную игру форм и конструкций.

Абстрактивизм — более правильное название, чем абстракционизм,— как конкретное историческое художественное направление, в котором абстракция стала основным принципом формообразования, появился в самом начале XX в., хотя его предпосылки сложились еще в искусстве раннего Модерна. В 1892-1893 гг. А.Ван де Велде уже создавал свои абстрактные рисунки и акварели. В 1908г. вышла в

1 Пикассо П. М.: Искусство, 1957, с. 19-20.

свет книга В. Воррингера «Абстракция и вчувствование», сыгравшая роль первого манифеста абстрактивизма. В абстракти-визме XX в. обычно выделяют два основных течения: абстрактный экспрессионизм, так называемая линия В. Кандинского, и конструктивный геометризм, «линия» Т. Ван Дусбурга, П. Мондриана, К. Малевича. Суть первого заключается в «восхождении» от частного к общему, последовательном отвлечении от конкретности изображаемых форм с целью наибольшей «экспрессии». Второе течение предполагает конкретизацию общих, абстрактных идей в геометрических формах. Это, если можно так выразиться, движение «сверху вниз». Представители первого течения «переживают», второго — «строят». Однако существуют попытки создания и третьего пути «беспредметного искусства» в живописи М. Ларионова (см. лучизм), М. Матюшина, П. Филонова2. В дальнейшем абстрактивизм в большей или меньшей мере присутствовал во всех течениях авангарда и творчестве отдельных художников XX в.: Т. Ван Дусбурга, П. Мондриана, П. Клее, X. Миро, Р. Делоне, Ф. Купки, Ф. Пикабиа, X. Арпа и др.

Абстрактивизм противоречив. С одной стороны, он возник закономерно в результате усиливавшихся с последней трети XIX в. в искусстве французских импрессионистов и постимпрессионистов тенденций анализа художественной формы (см. аналитический метод), с другой — отражал кризис творческого мышления, выражавшийся в последовательной подмене художественно-образного выражения простой гармонизацией форм, цветовых пятен, линий. А эстетическая конструкция, отвлеченная от конкретно-предметного содержания, какой бы совершенной с формальной точки зрения она ни была, в изобразительном искусстве способна вызывать лишь простые эмоциональные реакции, подобно сигналам светофора, как иногда поддразнивают абстрактивистов критики их искусства. Это, в частности, объясняет, почему абстрактная картина, как правило, остается зашифрованной для зрителя и ее воздействие сводится лишь к эмоциональному переживанию отвлеченных, произвольных ассоциаций.

2Ковтун Е. Третий путь в беспредметности.— В кн.: Великая утопия. Берн — Москва, 1993, с. 64-71.

В архитектуре и декоративном искусстве восприятие художественного образа происходит в контексте широких композиционных связей с пространственной и историко-культурной средой, и потому оно всегда конкретно, даже если выражено в полностью абстрактных формах. Например, содержание геометрического орнамента всегда понятно в его отношении к поверхности, на которой он расположен. Геометрические объемы зданий обусловлены их функцией и конструкцией в архитектурной композиции. Но в произведениях станковой живописи, графики, скульптуры композиция изолирована от окружающей среды и имеет автономный художественный смысл. Поэтому полностью абстрактное станковое искусство можно рассматривать либо как крайнее выражение символизма, либо как программный формализм. Знаменитый «черный квадрат» К. Малевича, показанный на выставке 1915г., был воспринят именно таким образом, а опубликованный им же манифест «От кубизма и футуризма к супрематизму» (1916) насыщен символическими идеями и нигилистическими призывами (см. супрематизм). Показателен и тот факт, что во Франции, стране глубоких художественных традиций и большой пластической культуры, абстрактивизм в общем-то не привился и был встречен довольно прохладно даже тогда, когда в 1949г. вышла в свет апологетическая книга французского критика М. Сейфора «Абстрактное искусство, его истоки и первые мастера». Все это говорит о том, что абстрактное искусство по своей сути является не художественным творчеством, а развитием идей, носящих, безусловно, творческий, но лишь эстетический смысл. Поэтому абстрактивизм не имеет стиля, он несет в себе лишь отдельные формальные признаки.

Абстрактное искусство называют также «нефигуративным» или «нонфигуративным» (от лат. поп — не и figura — вид, образ, изображение). Однако, с терминологической точки зрения это название менее удачно, поскольку неясно, какие именно «фигуры» имеются в виду. Термин «беспредметное искусство» также оказывается весьма уязвимым, потому что в сущности любое искусство, в том числе и творимое в абстрактных формах, всегда предметно, так как является материальным выражением определенной художественной идеи, некоего смысла, т. е. имеет свой предмет. В этом случае действительно можно утверждать, что «непредметного» искусства не бывает.

Геометрический абстрактивизм иногда именуют минимализмом.

АБСТРАКТНЫЙ ЗВЕРИНЫЙ ОРНАМЕНТ(от лат. abstractio — отвлечение и см. звериный стиль; зооморфный стиль; орнаментальность) — распространенный в западноевропейском средневековом искусстве VI-XIII вв. орнамент, состоящий из геометрического мотива плетения с отдельными деталями изображений животных: птичьих, звериных голов, лап, хвостов, крыльев. Известен в искусстве Скандинавии, норманнов, эпохи Меровингов во Франции. В древнерусском искусстве, каменной и деревянной резьбе, книжной миниатюре, аналогией этого стиля является так называемый терратологический орнамент.

Наши рекомендации