Е годы: из пустых интерьеров в публичное пространство

На пороге XXI века

Начало 1980-х годов принесло новый расцвет искусства, изголодавшегося по живописи, наряду с возрождением интереса к теории и обществу. Таким живописцам, как Хокан Ренберг (р. 1955 г.), Юхан Скотт (р. 1953 г.) и Рольф Хансон(р. 1953 г.), удавалось, работая в одиночку, все же привлекать благожелательное внимание критиков, в то время как Макс Бук (р. 1953 г.), ЭваЛёфдаль (р. 1953 г.) и Стиг Шёлунд (р. 1955 г.), основавшие т. н. группу «Валльда», помещают свое творчество в поле напряжения между поэтической метафорикой образа и типичным для городского человека раздвоением между природой и культурой.Шведская фотография, в её классическом черно-белом варианте, в своем ближайшем развитии отталкивается от работ Кристера Стрёмхольма (р. 1918) с их проникновенным изображением людей и общественной жизни. Резкий контраст им составляют сдержанные фотографии города Гуннара Смолянски (р. 1933). Бьёрн Даеидссон (ДАВИД, р. 1947) расширяет репертуар за счёт фотообъектов, а Туйа Линдстрём (р. 1950) работает в жанре мистического медитативного изображения. Конец 80-х годов в фотоискусстве ознаменован повышенным интересом к философии языка. Ингрид Орфали (р. 1952 г.) представляет своеобразный феминистический подход, в то время как Фредрик Вретман (р. 1953 г.), например, присоединяется к поп-арту, составляющему вместе с другими стилями 1960-х годов (флюксус, минимализм, концептуальное искусство и др.) традиционный фон, на котором разыгрывается и воспринимается искусство сегодняшнего дня. Работу Мириам Бекстрём (р. 1967) можно охарактеризовать как «документальную» фотографию, мотивами которой являются инсценировки и модели — вроде кинематографических декораций и музейных экспозиций.

Среди шведских художников, добившихся больших успехов за рубежом, можно выделить оригинального скульптора и «изготовителя объектов» Ульфа Роллофа (р. 1961 г.). В основе его проекта «Спасательная шлюпка» — впечатления от сильного землетрясения в Мехико в 1985 г. Большое внимание, в особенности у себя на родине, привлек в 80-е годы Дан Вольгерш (р. 1955) своими на редкость хитроумными подвижными объектами, а впоследствии — своими фотографиями, инсталляциями и акциями, которые энергично включались в контекст дискуссий о современном искусстве. Среди скульпторов и мастеров объектного искусства выделяется Трульс Мелин (р. 1958), художник одновременно мечтательный и конкретный, участник Венецианского биеннале 1993 года от Швеции. Назовем и Шарлотту Юлленхаммар (р. 1963), создающую также кинопроизведения, Эббу Матц (р. 1963) с её обостренным антропоморфизмом, и Мету Исэус-Берлин (р. 1963), более всего известную своими суггестивными инсталляциями. Надо сказать, что именно женщины — работая в самых разнообразных техниках, с широким кругом мотивов и во многих стилях — с наступлением 1990-х укрепили свое положение в шведском искусстве. В качестве яркого примера можно привести Аннику фон Хауссвольфф (р. 1952 г.) с её наполовину документальными, наполовину воображаемыми фотографическими сценками. Её работами Швеция была представлена на биеннале в Венеции 1999 года.

Экономический кризис 1990-х годов проложил дорогу «низкотехнологическому» искусству, следующему образцам с западного побережья Америки. Появился также особый интерес к проблемам экологии. Как выражение последнего можно рассматривать инсталляции Хенрика Хокансона (р. 1968 г.), изображающие растения с высокой влажностью и тропических лягушек, окруженных лихорадочной танцевальной музыкой. Напряженность в отношениях между культурой большого города и все более чуждой природой продолжает завораживать.С другой стороны, информационные технологии — в атмосфере всеобщей медиа-лизации картины мира на переломе тысячелетий — порождают новые выразительные формы, например, видеоискусство, каким оно предстает в работах Магнуса Валлина (р. 1965) Ехit и sкуlinе — видеоанимациях, которые обе были показаны на Венецианском биеннале 2001 года.

Искусство инсталляции 1980-х годов часто выбирало необычные места, например, заброшенные промышленные предприятия. Три выставки, организованные по нью-йоркскому образцу Яном Хофстрёмом и привлекшие множество участников в первой половине 1980-х годов, представляют это направление с его уходом от крупных институтов. С другой стороны, новый Музей современного искусства, который открылся в Стокгольме в 1998 г., встал на путь противодействия этой тенденции, организовав под своей эгидой ряд проектов, предоставляющих молодым художникам, как шведским, так и зарубежным, возможность создания новых и нередко «привязанных к месту» произведений. «Роосеум» в Мальме тоже раздвинул традиционные рамки представлений о музее в направлении открытого взаимодействия с окружающим миром, тенденция, которая — под знаком и в интересах педагогики искусств — захватывает все большее число художественных галерей и музеев.

Однако в ходе 1990-х годов в искусстве все сильнее проступала социальная ориентация. Если в 1980-х устраивались инсталляции в заброшенных фабричных корпусах, то в 1990-х возникла тяга к выходу в публичное пространство, на улицы и площади, в торговые центры и отели, на коммерческие ярмарки искусств. В атмосфере неудержимой публичности этого искусства возникло новое понятие реляционной эстетики. К этому течению относится Элин Викстрём (р. 1965). Она представлялась спящей в продуктовых магазинах, заправляла велоклубом для велосипедистов, ездящих задом-наперед, на фестивале скульптуры в Мюнстере, в Германии, и радикально революционизировала социальную жизнь куклы Барби. Анника Эрикссон (р. 1956), чье творчество характеризует исследовательский, чуть ли не социально-антропологический метод, в своих видео-работах исследовала, среди прочего, популярные формы, в которых находит свое выражение собирательство в обществе массового благосостояния.

Живопись продолжает жить своей жизнью в стороне от новых медийных технологий. В своей экспрессивной живописи с её пристрастием к мотивам северной природы и символики Эрнст Билъгрен (р. 1957) связал искусство с эстетикой народной базарной живописи и, парадоксальным образом, стал тем из шведских художников, о котором больше всего говорят, хотя его едва ли можно назвать народным в собственном смысле этого слова. Художница Сесилия Эдельфальк (р. 1954 г.), которая в автопортретах и мерцающих светом фигурных этюдах исследует природу живописи и изображения, выставлялась на биеннале в Сан-Пауло (1994) и в Музее Уитни в Нью-Йорке. Возрожденный ныне интерес к сюжетному повествованию проник в живопись, например, в фигуративных работахЛинн Линдстрём (р. 1974). Анн-Софи Сиден (р. 1962), в ином ключе, привлекла большое внимание своими видеопроизведениями. Здесь нередко реализуются широкоохватные социальные и политические повествования. Сиден участвовала в биеннале в Венеции и Сан-Паоло; в 2001 г. заметным событием стала её персональная выставка в Музее современного искусства де ла Билль де Пари.Теперь не осталось почти никаких следов противоречий между шведским и интернациональным в искусстве. Большое количество стипендий для учёбы за границей и множество гостей из разных стран, а также все большее число биеннале, на которые можно поехать и выставить свои работы, равно как и новые возможности коммуникации, предоставляемые информационным обществом, окончательно изменили ситуацию в этом вопросе. IASIS, шведская программа международного обмена в области искусства, обеспечивает регулярную возможность для приезда и работы иностранных художников в Швеции. Упомянем и Международную программу Музея современного искусства, способствующую распространению шведского искусства за рубежом. Однако многие художники, как и прежде, самостоятельно прокладывают себе путь за пределами Швеции.

Наши рекомендации