Чтение стихотворения «Alter Ego»; звучит мелодия романса

П. Чайковского «Я тебе ничего не скажу...»)

Судьба Фета круто меняется в 1853 г. Ему удается перейти в гвардейский лейб-уланский полк, и Фет получает возможность часто бывать в Петербурге, встречаться с писателями. Его стихи печатаются в «Современнике», его имя становится все более известным. (16-17 слайд)

(18 слайд) В 1857 г. Фет женился на М.П. Боткиной, дочерью крупного чаеторговца и сестре критика В.Ф. Боткина. Марья Петровна была женщиной образованной. хорошей музыкантшей. Она стала помощницей мужа и в литературных, и в хозяйственных делах. Но самое главное, она была сердечно предана мужу, привязана к нему. Это Фет всегда чувствовал и не мог не быть благодарным. Исполнилась мечта: он счастлив, богат… (19 слайд)

(20-22 слайд) Но судьба и сейчас не дает ему насладиться счастьем! Как было понять Чернышевскому и Добролюбову, этим «столпам» революционной критики, мысли о том, что искусство не может быть «дидактическим», что оно должно быть «чистым» от всякой «злободневности»: искусство - поэзия в особенности - связано лишь с «вечным идеалом красоты». А что вообще может быть вечным в этом мире? Природа и любовь... Таких «реактивных» взглядов революционеры-демократы потерпеть не могли. Они быстро «подобрали» Фету место в русской поэзии. Добролюбов в знаменитой статье «Темное царство» пишет: «... г. Фет очень верно выражает неопределенные впечатления природы, и однако ж отсюда вовсе не следует, чтобы его стихи имели большое значение в русской литературе». Фет был отлучен от «Современника» в 1859 году.

И поэт бежал от города, от света, от журналов, от литературной среды, от чиновников - бежал в глубь внутренней губернии, в глубь России. На два десятилетия Фет становится деятельным помещиком. (23, 24 слайд)

Но имения не только земля, но и почва, на которой смогло произрастать все, что посажено Фетом, здесь-то и поднялась многоветвистая крона его лирического древа.

Поэт! И я обрел, чего давно искал,

Скрываясь от толпы бесчинной;

Среди угодных полей и тень я отыскал

И уголок земли пустынной.

Воображение густо населило эту пустыню образами. Здесь Фет обрел росу на кустах, звезды в небе, обрел возможность неторопливо служить своей музе.

/Чтение стихотворения «Какая ночь! Как воздух чист...»/

Природа - мудрый советчик человека. Она тесно связана с ним. Она помогает решать загадки тайны человеческого бытия. Человек глядится в природу и создает свои законы и возможности. Но это невозможно без зоркости души! По мысли Фета, «поэт - тот, кто в предмете видит то, что без его помощи другой не увидит». И Фет в полной мере обладал этим свойством истинного художника. Это подчеркнул и Тютчев в своих строках о Фете:

Великой Матерью любимый,
Стократ завидней твой удел -
Не раз под оболочкой зримой
Ты самое ее узрел.
(25 слайд) В 70-е годы Фет сближается со Л. Толстым.

(26 слайд) Сестру Софьи Андреевны Толстой - Татьяну Андреевну Кузьминскую - Фет впервые увидел, когда ей было 15-16 лет. Она так вспоминала о первом впечатлении от Фета: «Он обедал у нас и поразил нас своим живым юмором, и веселым остроумием, и своим оригинальными суждениями». Потом были еще встречи, для Фета очень памятные. Татьяна Андреевна была женщиной живой, обаятельной, с хорошим голосом. В историю русской литературы она вошла не только благодаря посвященному ей стихотворению Фета. Она была одним из прототипов
толстовской Наташи Ростовой. Вот что она вспоминала: «Уже стемнело, и лунный майский свет ложился полосами на полутемную гостиную.

Соловьи, как я начинала петь, перекрикивали меня. Первый раз в жизни я испытывала это. По мере того, как я пела, голос мой, по обыкновению, креп, страх пропадал, и я пела Глинку, Даргомыжского и «Крошку» Булахова на слова Фета. Афанасий Афанасиевич подошел ко мне и попросил повторить... Подали чай, и мы пошли в залу. Эта чудная, большая зала, с большими открытыми окнами в сад, освещенный полной луной, располагала к пению. За чаем зашел разговор о музыке. Фет сказал, что на него музыка действует гак же сильно, как красивая природа, и слова выигрывают в пении. Было 2 часа ночи, когда мы разошлись. На другое утро, когда мы все сидели за чайным круглым столом, вошел Фет и за ним Марья Петровна с сияющей улыбкой. Афанасий Афанасиевич, поздоровавшись со старшими, подошел ко мне и положил около моей чашки исписанный листок бумаги: «Это Вам в память вчерашнего Эдемского вечера».

/Чтение стихотворения «Сняла ночь. Луной был полой сад...»/

Анализ стихотворения (подготовленный ученик).В стихотворении 2 основные темы - любовь и творчество. Они слиты воедино. Любовь для Фета - самое прекрасное в человеческой жизни. И искусство - самое прекрасное. Стихотворение - о вдвойне прекрасном, о самой полной красоте. Произведение очень живописно и очень музыкально. Уже самое начало стихотворения удивительно по яркой выразительности и зримости. Живо видишь затемненную гостиную и за ее окнами сад - полный ночной свежести, лунного света и сияния. И слышишь музыку, тем более удивительную, поражающую наше воображение, что о музыке в первых строках прямо ничего не говорится. Зато говорится о рояле: «Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали...»

Поэт рисует предмет, подталкивая наше воображение, заставляет увидеть и услышать то, что с ним связано. Не последнюю роль в зрительном и акустическом воздействии фетовского образа играет звукопись: «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног... » Согласные Л и Р - самые звучные, певучие - строится звуковой образ. Слова в стихотворении - движущиеся; движение слов и звуков идет к лирическому итогу, который заключен в 4-х последних строках:

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной.

Как только веровать в рыдающие звуки.

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Здесь - и эмоциональное, и звуковое, и смысловое завершение стихотворения. Это - гимн прекрасному в жизни и прекрасному в искусстве. И любовь, и женщина, и «рыдающие звуки» рояля - явления прекрасного. Веровать в это прекрасное, любить его - высокое счастье поэта и высшая его цель.

/Звучит мелодия романса С. Рахманинова «Какое счастье.../

В 1873 году Фет добился, наконец, императорского указа о возвращении ему наследственного имени Шеншин и потомственного дворянства. За этим последовало празднование 50-летия творческой деятельности и высочайшее пожалование поэту придворного звания камергера.

Фет добился своего и в жизни, и в литературе, заняв свое место среди лучших русских поэтов.

В конце жизни Фет написал такие строки:

Сад весь в цвету,

Вечер в огне.

Так освежительно-радостно мне?

Вот я стою.

Вот я иду.

Словно таинственно речи я жду.

Эта заря,

Эта весна

Так непостижна, зато так ясна!

Счастья ли полн,

Плачу ли я,

Ты - благодатная тайна моя.

Его тайна - это поэзия. Здесь была его настоящая жизнь, здесь его любовь, его душа. Упоение природой, любовью, искусством, женской красотой, воспоминаниями, мечтами - вот основное эмоциональное содержание поэзии Фета. Его лирическая миссия - певец любви и природы.

Мир Фета-это особый мир.

Где бури пролетают мимо,

Где дума страстная чиста,

И посвященным только зримо

Цветет весна и красота.

Домашнее задание: анализ стихотворения Фета «Шепот, робкое дыханье»; подготовить выразительное чтение одного из «ночных» стихотворений поэта, определить его цветовую гамму.

Наши рекомендации