Виды поселений и погребений

II. История искусства.

Историко-культурные формы искусства.

Первобытное искусство.

Периодизация первобытности.

Самые древние орудия человека датируются около 2,5 млн. лет назад

По материалам, из которых изготавливали орудия, археологи делят историю первобытного мира на каменный, медный, бронзовый и железный века.

Каменный – древний(палеолит), средний(мезолит), новый (неолит).

Границы каменного века – свыше 2млн.- 6 тыс. лет назад

Палеолит подразделятся на три периода- нижний, средний и верхний(или поздний)

Каменный век сменил медный (неолит), длившийся 4-3 тыс. до н.э.

Затем наступил бронзовый век( 4- начало I тыс. до н.э.)

Железный век ( в начале I тыс. до н.э. )

1. Зарождение современных видов искусства(становление, формирование и развитие морфологии искусства).

2. Художественный синкретизм, основой которого является мифология, религия, как ведущие формы духовной культуры первобытности.

3. Генетическое родство всех видов изобразительной деятельности.

4. Орнамент – одно из важнейших мест в изобразительном искусстве.

Музыкально-поэтически-хореографически-театральный синкретизм сохранится в течение очень длительного времени, в фольклоре – до наших дней.

Первобытный культурный синкретизм «растворял» в себе не только так называемые «временные» искусства- музыку, поэзию, театр, танец, но и статические – живопись, скульптуру, начатки архитектуры, декоративно-прикладные художества.

Основное занятие – охота

«Натуральная пантомима» включала в себя действия, разыгрываемые вокруг звериной туши

Пластическое действо(телодвижения, жестикуляция, возможно, повторяющие наиболее удачные охотничьи приемы)

Мимика ( воспроизведение чувства страха, боли, радости, окрашенная ритмозвуковыми элементами – возгласы, удары в ладоши и по собственному телу, топанье ногами, удары предметами друг о друга и т.п.)

Первоначально возникшее спонтанно, это примитивное, глубоко чувственное представление, постепенно преобразовывалось в двух направлениях: с одной стороны, пантомимическое действие и звериная туша обретали более условные, «искусственные», музыкально-пластические и изобразительные формы, с другой стороны, происходило упорядочение «драматургического» начала в пантомиме – сохранялись наиболее яркие движения, возгласы, рифмошумовые эффекты, которые становились основой всех последующих ритуальных «представлений».

В результате первоначально натуралистическое «избыточное» действо постепенно превращалось в такую деятельность человека, которая создавала новую духовную субстанцию – искусство.

Пещерные росписи позднего палеолита

Впервые причастность охотников и собирателей каменного века к изобразительному искусству была засвидетельствована знаменитым археологом Эдуардом Ларте, нашедшим в 1836 г. в гроте Шаффо (департамент Вьенн) пластинку с гравировкой. Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла Мадлен(Франция).

В результате открытий археологов обнаружилось, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда, почти на миллион лет.

Тематика

Сцены охоты на промысловых животых

Главный объект творчества палеолит., мезолит. и неолит. творчества- звери.

Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре(поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк(Франция).

С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами(«венеры», видимо, связанные с культом матери-прародительницы).

Обобщенно-выразительные изображения животных, воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя.

Пещеры Альтамиры( Испания)

Ляско, Ньо, Фон-де-Гом (Франция)

Уникальна пещера Ляско, открытая в 1940г. Называется «доисторической Сикстинской капеллой». Находится недалеко от небольшого городка Монтиньяка в Дордони, классическом районе палеолитического искусства Центральной Европы(Франция). Возраст росписей составляет от 9 до 17 тыс. лет.

Пещерный комплекс состоит из нескольких «залов». Главный зал- зал Быков, где красной, черной и желтой красками нарисованы гигантские быки, лошади и олени.

Пещера Альтамира наряду с Ляско- самое величественное достижение палеолитического искусства. Но стилистически эти сокровища древнейшей живописи резко отличаются.

Изображения Ляско- плоскостно-живописный стиль

Альтамира – изображения бизонов – мастерство точной и жесткой моделировки.

Символическая форма, условный характер изображения, реализм. ?

Верхнепалеолитическое изобразительное искусство не исчерпывается монументальной пещерной живописью.

Существовало и так называемое мобильное искусство(небольшие скульптуры зверей и женские статуэтки).

Палеолитические Венеры ( размер статуэток от 6 до 12 см) характерное выделение половых признаков, имеющих значимость натуралистически-условного воплощения образа женщины- матери, прародительницы.

Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита.

1. Натуральное творчество (композиция из туш, костей, натуральный макет)

Натуральное творчество включает следующие моменты: обрядовые действия с тушей убитого зверя, а позже с его шкурой, наброшенной на камень или выступ скалы. Впоследствии появилась лепная основа для этой шкуры. Элементарной формой творчества была звериная скульптура. Натуральный макет, в свою очередь, проходит несколько стадий. Сначала использовался естественный фигурный объем – природный холмик. Затем голова зверя помещалась на преднамеренно сооруженный постамент. Позднее производилась грубая лепка зверя, но без головы. Это сооружение накрывалось шкурой зверя, к которому прикреплялась звериная голова.

2.Искусственно-изобразительная форма – крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур.

Искусственно-изобразительная форма включает искусственные средства создания образа, постепенное накопление «творческого» опыта, которое выразилось в начале в полнообъемной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.

3.Верхнепалеолитическое изобразительное творчество (росписи пещер, гравировки на кости).

Дальнейшее развитие верхнепалеолитического изобразительного творчества, связанного с появлением выразительных художественных образов в цвете и объемном изображении. Наиболее характерные образцы живописи этого периода найдены в Западной Европе. Они датируются тем же периодом позднего палеолита, что и появление человека современного типа.

Памятники первобытной живописи, как уже отмечалось, были открыты более 100 лет назад. В 1879 г. испанский археолог М. Саутуола открывает многокрасочные изображения палеолитической эпохи в пещере Альтамира(Испания).

В 1879 г. были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ля Мут во Франции. В 1901г. во Франции А. Брейль обнаружил рисунки мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя в пещере Ле-Комбатель в долине Везера. Рисунков здесь около 300, есть и изображения человека(в большинстве случаев в масках). Недалеко от Ле-Комбателя в том же году археолог Пестрони в пещере Фон де Гом открывает целую «картинную галерею»- 40 диких лошадей, 23 мамонта, 17 оленей.

Рисунки нанесены охрой и другими красками, секрет которых не найден и поныне. Палитра каменного века бедна, в ней четыре основные краски: черная, белая, красная, желтая. Две первых употреблялись крайне редко.

Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства.М.: Изд-во МГУ,1982.

Музыкальная деятельность.

Три этапа.

1. Имитация звуков природы.

Звукоподражательные мотивы, основанные на имитации пения птиц, рева зверей, воспроизведение тех естественных криков и возгласов, которые исторгало из себя крайне возбужденное предшествующей борьбой первобытное существо.

2. Искусственная интонационная форма – появление в попевках качественно иной интонации, связанной с осознанием высотной определенности звукотона. По сравнению с первым этапом здесь происходит резкое изменение в сущности мелодического материала: вместо довольно сложной мелодической последовательности, всего лишь имитирующей «музыку природы», теперь появилась человеческая интонация – предельно условная( повторение одного звука с минимальными отступлениями от него вверх и вниз).

3. Интонационное творчество – появление напевов, в основе которых лежит многократное повторение двух- или трех-звучных интонаций. Именно это – формирование зафиксированных сопряжений соседних музыкальных тонов – означало зарождение музыкального(интонационного) творчества.

Подтверждением развития музыки в эпоху позднего палеолита является древнейший музыкальный комплекс из костей мамонта.

Он был обнаружен при раскопках стоянки на Украине. Исследование позволило сделать вывод, что найденные кости предназначались только для воспроизведения музыкальных ударных шумовых или ритмических звуков. При раскопках палеолитических поселений во Франции, Чехии, Словакии и Венгрии были обнаружены музыкальные инструменты типа флейт и свирелей.

В одном из домов Мезинской стоянки был обнаружен древнейший музыкальный инструмент, сделанный из костей мамонта. Он предназначался для воспроизведения шумовых или ритмических звуков.

Особый интерес представляют обнаруженные в позднем палеолите музыкальные инструменты. При раскопках стоянки Молодова на правом берегу Днестра в Черновицкой области археолог А.П. Черныш нашел на глубине 2,2 м от поверхности в культурном слое середины позднего палеолита флейту из рога северного оленя длиной 21 см с искусственно проделанными отверстиями.

При изучении жилища из знаменитой Мезинской стоянки позднего палеолита( в районе Чернигова) были обнаружены расписанные орнаментом кости, молоток из рога северного оленя и колотушки из бивней мамонта. Предполагают, что «возраст» этого набора музыкальных инструментов 20 тыс. лет.

Палеолит – ведущей темой изобразительного искусства был зверь, хотя и женский образ занимал определенное место в творчестве древнего человека. Вершиной в развитии палеолитической художественной формы стала эпоха Мадлен, утверждавшая своими произведениями полный жизни полный жизни реалистический образ животного.

Тонкая и мягкая традиция тонов, наложение одной краски на другую создают порой впечатление объема, ощущение фактуры шкуры зверя. При всей своей жизненной выразительности палеолитическое искусство остается интуитивно-спонтанным. Оно состоит из отдельных конкретных образов, в нем отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова. Первобытные художники стали зачинателями всех видов изобразительного искусства: графики(рисунки и силуэты), живописи(изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптуры(фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины). Преуспели они и в декоративном искусстве – резьбе по камню и кости, рельефах.

Особая область первобытного искусства – орнамент.

Он применялся очень широко уже в палеолите. Еще в XIX в. На Мезинской палеолитической стоянке (Украина) были найдены вместе с каменными и костяными орудиями, иглами с ушком, украшениями, остатками жилищ и другими находками костяные изделия с искусно нанесенным на них геометрическим орнаментом. Геометрическим узором покрыты браслеты, всевозможные фигурки, вырезанные из бивня мамонта.

Геометрический орнамент – основной элемент Мезинского искусства. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий. В последние годы такой странный зигзагообразный рисунок найден и на других палеолитический стоянках Восточной и Средней Европы.

Что же означает этот абстрактный узор и как он возник?

Попыток решить этот вопрос было много. Уж очень не соответствовал геометрический стиль блестящим по реализму рисункам пещерного искусства. Изучив с помощью увеличительных приборов структуру среза бивней мамонта, исследователи заметили, что они тоже состоят из зигзагообразных узоров, очень похожих на зигзагообразные орнаментальные мотивы мезинских изделий. Таким образом, в основе мезинского геометрического орнамента оказался узор, нарисованный самой природой.

Но древние художники не только копировали природу, они вносили в первозданный орнамент новые комбинации и элементы.

На сосудах каменного века, найденных на стоянках Урала, был богатый орнамент. Чаще всего рисунки выдавливали специальными штампами. Они, как правило, изготовлялись из округлых, тщательно отшлифованных плоских галек из желтоватого или зеленоватого с блестками камня. По острым краям их наносились прорези. Штампы делались также из кости, дерева, раковин. Если надавить таким штампом на мокрую глину, получался рисунок, сходный с оттиском гребенки. Оттиск такого штампа часто называют гребенчатым, или зубчатым.

Во всех приведенных случаях исходный для орнамента сюжет определяется сравнительно легко. Но, как правило, отгадать его практически невозможно. Французский археолог А. Брейль проследил этапы схематизации изображения косули в позднепалеолитическом искусстве Западной Европы – от силуэта зверя с рожками до некоего подобия цветка.

Первобытные художники создавали и произведения искусства малых форм, прежде всего небольшие фигурки. Самые ранние из них, вырезанные из бивня мамонта, из мергеля и мела, относятся к палеолиту.

В России палеолитические скульптуры обнаружены в центре Русской равнины и в бассейне реки Ангары. В Сибири и на Урале мелкая пластика процветала и в железном веке. Ее находят при раскопках на палеолитических стоянках.

Мезолит и неолит.

Жизнь заметно динамизируется, благодаря изобретению лодки начинают активно осваиваться обширные пространства, появление лука и стрел делают охоту более эффективной.

Изменения происходят и в изобразительном искусстве – появляются многофигурные сцены охоты и сражений.

Композиция «Сражающиеся лучники» - одна из самых ярких мезолитических композиций( Испания).

Содержание изображения связано с человеком. Само сражение воспроизведено с помощью восьми человеческих фигурок. Последние являются вариантами единого иконографического мотива: человек в стремительном движении изображен несколькими зигзагообразными плотными линиями, слегка разбухающими в верхней части «линейного» туловища, и округлым пятнышком головы. Основной закономерностью в расположении иконографически единых восьми фигурок становится их повторяемость на определенном расстоянии друг от друга. Этот пример свидетельствует о новом уровне художественного осмысления действительности, выразившемся в появлении композиционного «оформления» различных сюжетных сцен. Они осознавались как единое целое, организуемое на таких элементах, как повторение иконографического мотива в определенных пространственно-интервальных координатах, действующих в «свободной» наскальной плоскости.

Эпоху неолита(ок. VIII-IIIтыс. до н.э.) иногда называют «неолитической революцией» ( существенные изменения в жизни первобытного общества).

Самое значительное – переход к производящему хозяйству: земледелию и скотоводству, которые предполагают более оседлый образ жизни.

Расцвет орнаментав эпоху неолита и бронзового века.

Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства – керамика, обработка металла. Появились луки, стрелы, глиняная посуда. На территории нашей страны первые металлические изделия появились около 9 тыс. лет назад. Они были кованые – литье появилось гораздо позднее.

На Урале около 5 тыс. лет назад уже делали из меди шилья, ножи, крючки, а около 4 тыс.лет назад- и первые художественные отливки. Например, на рукоятках ножей из Турбинского могильника на Каме отлиты фигурки баранов, причем настолько искусно, что специалисты без труда определили породу животных.

Изобразительное искусство неолита – обогащается новым видом творчества – расписной керамикой.

Керамика из поселений Карадепе и Геоксюр в Средней Азии.

Все знаки росписи имеют определенный смысл, связанный с зарождающимся анимистическим(одушевленным) восприятием природы.

Крест – один из солярных знаков, обозначающих солнце или луну.

Трипольская керамика(село Триполье, Украина)- следующий этап развития, датируемый концом III тыс. до н.э.

В содержании росписей происходят существенные изменения. На трипольской керамике изображены волнистые, зигзагообразные линии, бегущая спираль, ромбы, кресты, а также люди, животные(олени, косули, быки, козы, собаки, птицы) – множество элементов.

Все абстрактные изобразительные формы полны семантической значимости.

Волнистая линия – река

Бегущая спираль – непрерывный бег солнца, движение времени

Ромбы – символ женского божества, посылающего на землю «небесную влагу»

Крест – солнечный диск

Зигзагообразная линия – змея, покровительница дома, посредница между небом и землей, символ дождя

Елочка – растение или злаковый колос

Керамическая роспись представляет собой своеобразное повествование об окружающей действительности во всей ее многогранности и многоликости. В центре внимания человеческого сознания уже не единичное явление(зверь), не единичное действие людей, конкретное событие из жизни человеческого общества(сражение, охота, танец и т.п.), а многоликость окружающего мира – новая, более высокая и сложная ступень развития сознания первобытного человека.

Начиная с бронзового века изображения зверей почти исчезают.

Всюду распространяются сухие геометрические схемы. Например, профили горных козлов, высеченные на утесах гор Азербайджана, Дагестана, Средней и Центральной Азии. Люди затрачивают на создание петроглифов все меньше усилий, наспех процарапывая на камне маленькие фигурки. И хотя кое-где рисунки выбивают и в наши дни, древнее искусство никогда не возродится. Оно исчерпало свои возможности. Все его высшие достижения в прошлом.

Земледелие – способствовало расширению кругозора неолитического человека

Наивная вера в родство с животными и растениями уступает место более сложному представлению о существовании сверхъестественных невидимых сил( о духах солнца, луны, дождя, растений и т.п.), которые могут быть тронуты призывами к состраданию.

Ритуальная практика

Своеобразное соединение различных ступеней художественного освоения композиционного целого множественного порядка с ее главными элементами – песней и танцем.

Усложнение и упорядочение ритуальных празднеств.

Праздник урожая

1) вступительное шествие гостей под звуки дудок и ударов барабана

2) ряд танцев

3) песня, исполняемая отдельной группой, состоящей из запевалы и хора

4) заключительный танец под аккомпанемент дудок и барабанов

Раскраска и татуировка тел, всевозможные украшения

Более сложные формы приобретала исполнительская певческая практика(первоначально господствовавшее коллективное пение дифференцировалось за счет выделения «солистов», уже не участвовавших в пляске, и разделение хора на два полухория.

В поздний период первобытного общества развивались художественные ремесла: изготавливались изделия из бронзы, золота, серебра.

Виды поселений и погребений.

Кконцупервобытной эпохи появился новый вид архитектурных сооружений – крепости. Чаще всего это сооружения из огромных грубо отесанных камней, которые сохранились во многих местах Европы и Кавказа. А в средней, лесной полосе Европы со второй половины I тыс. до н.э. распространились поселения и погребения.

Поселения делят на неукрепленные (стоянки, селища) и укрепленные (городища). Селищами и городищами обычно называют памятники бронзового и железного веков. Термин «стоянка» очень условен. Сейчас он вытесняется понятием «поселение».

Особое место занимают мезолитические поселения, называемые къекенмеддинги(«кухонные кучи»)- выглядят как длинные кучи отбросов устричных раковин. Название это датское, так как в Дании были впервые обнаружены эти виды памятников. На территории нашей страны они встречаются на Дальнем Востоке.

И стоянки охотников каменного века, и Помпеи, и Геркуланум, и Троя, и другие древние города- все это поселения.

Особый вид поселений – римские террамары(terra marna- жирная земля) – укрепленные поселения на сваях. Строительный материал этих поселений – мергель, вид ракушечника. В отличие от свайных поселений каменного века римляне строили террамары не на болоте или озере, а на сухом месте, а потом все пространство вокруг строений заполняли водой для защиты от врагов.

Погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями(курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т.е. без каких-либо надмогильных сооружений. В основании многих курганов Ямной культуры выделялся кромлех - пояс из каменных блоков или плит, поставленных на ребро. Плиты такого кромлеха у села Вербовка в Приднепровье покрывал резной геометрический узор. На этот каменный орнаментальный фриз опирался деревянный шатер, а земляная и дерновая основа всей конструкции была спрятана в глубине. Размеры Ямных курганов очень внушительны. Диаметр их кромлехов достигает 20м, а высота иных сильно оплывших насыпей даже сейчас превышает 7 м.

Курганами отмечены все погребения Ямной культуры, но над некоторыми из них еще возвышались каменные надгробия – каменные бабы- изваяния человека(воинов, женщин).

Каменные бабы Северного Причемноморья разнотипны и разновременны. Среди них есть и энеолитические – отесанные прямоугольные плиты с выступом головы и проработкой деталей гравировкой или рельефом. До сих пор вопрос о том, кого же изображают древнейшие каменные бабы – бога или человека,- дискуссионен. Одно бесспорно: в IIIтыс до н.э. в монументальном искусстве появляется образ человека. На протяжении эпохи бронзы человек занимает в искусстве первобытного общества все большее и большее место. Если в каменном веке зверей изображали гораздо чаще, чем людей, в бронзовом- соотношение обратное. В III-II тыс. до н.э. в искусстве наступил решающий перелом. Отошло в прошлое творчество величайших анималистов в истории живописи – художников каменного века. В центре внимания впервые оказался человек.

Период, когда люди приспосабливались к природе, а все искусство сводилось по сути к «образу зверя», закончился. Начался период господства человека над природой и господства его образа в искусстве.

Мегалитические погребения- в гробницах, сооруженных из больших камней – дольмены, менгиры.

В Западной Европе и на юге России распространены дольмены.

Некогда на северо-западе Кавказа дольмены исчислялись сотнями. Больше всего их было в Прикубанье. Дольмен в Эшери сложен из плит длиной 3,7 м и толщиной до 0,5 м. Одна крыша весила 22,5 т. По расчетам известного археолога Б.А. Куфтина, верхнюю плиту эшерского дольмена поднимало не мене 150 человек.

Этапы создания дольменов восстанавливаются только гипотетически. Создатели дольменов проявили себя не только в качестве строителей, но и архитекторов. Почти везде боковые плиты и кровля несколько выступают над передней стенкой. Получается П-образный портал. Задняя стена обычно ниже передней, и крыша лежит наклонно. Все это позволило выделить в постройке элементы конструкции –несущие свод опоры – и выразить ощущение прочности, незыблемости дольмена. Внутри некоторых дольменов были комнаты до 7,7 кв.м, как в Эшери. В Западной Европе известны мегалитические гробницы с гравировкой. В Крыму открыты погребения бронзового века в расписанных изнутри ящиках. Исследователи мегалитов Западной Европы пришли к выводу, что резьба в усыпальницах изображает ковры. На одном фризе, помимо их геометрического узора, показаны как бы повешенные на стену лук и колчан со стрелами.

Менгиры – отдельные каменные столбы. Есть менгиры длиной до 21 м. и весом около 300т. В Карнаке(Франция) 2683 менгира поставлены рядами в виде длинных каменных аллей.

Искусство Древнего мира.

Древний Египет, Двуречье, Иран, Индия, Китай, Япония.

1. Религия является существенным, основным, ведущим основанием и содержанием искусства.

2. Каноничность художественного творчества.

3. Светское начало в искусстве проявляется в бытовой, гражданской и .п. тематике, непосредственно не связанной с религией.

4. Формируются предоснования классического искусства, основы которого появляются в античности(архитектура, скульптура, изобразительное искусство(монументальная живопись), литература, музыка, театр).

5. Связь и взаимодействие видов искусств.

На примере архитектуры – шумеры первыми ввели в строительство арку, купол, пилястры, фриз, мозаику, резьбу по камню, гравировку, инкрустации.

Наши рекомендации