Функционирование системы независимой оценки качества работы организаций культуры на территории Республики Тыва
Система независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги сформирована во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ внесены изменения в закон о культуре №3612-1 от 9.10.1992, в котором внесены статьи о независимой оценке.
Согласно данным статьям федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны осуществлять работу по независимой оценке.
Кроме того перечнем поручений Президента В.В. Путина № Пр-161 от 11 января 2017 г. поручено охватить 100% организаций социальной сферы независимой оценкой качества оказания услуг населению к концу 2017 г.
1. Независимая оценка качества предоставления услуг является одной из форм общественного контроля и проводится в целях предоставления гражданам информации о качестве оказания услуг организациями культуры, а также в целях повышения качества их деятельности.
2. Система независимой оценкисхематически выглядит следующим образом (слайд)
Участниками системы НОК являются: 1) население активно участвующие в опросах и анкетах, 2) организации культуры, предоставляющие услуги населению, 3)учредители организаций обеспечивающие условия формирования системы независимой оценки, 4) организации-операторы осуществляющие сбор, анализ и обобщение данных, 5) общественные советы, проявляющие мнение общественности в отношении качества предоставления услуг учреждениями культуры.
2.1. Население:
- оценивают качество предоставления услуг учреждениями культуры посредством участия в опросах, анкетированиях.
При этом техническую возможность выражения мнения получателей услуг обеспечивают организации культуры, а также их учредители посредством опросов на официальных сайтах, личных опросов, опросов по телефону, установкой терминалов в организациях, а также через электронную почту.
2.2. Учредители организаций, т.е. органы местного самоуправления:
- проводят мероприятия для обеспечения технической возможности выражения мнения получателей услуг на своем официальном сайте;
- определяют организацию, осуществляющую сбор, обобщение и анализ информации о качестве оказания услуг;
- размещает информацию о деятельности организаций культуры, результаты независимой оценки на своих официальных сайтах, а также на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети интернет "bus.gov.ru".
2.3. Общественные советы при администрации кожуунов:
- определяют перечень организаций, подлежащих независимой оценке;
- определяет перечни организаций культуры в отношении которых проводится независимая оценка;
- участвует в определении оператора;
- осуществляет независимую оценку с учетом информации, которую предоставляет организация-оператор;
- представляет уполномоченному органу результаты независимой оценки, а также предложения об улучшении качества их деятельности.
В соответствии с рекомендациями Росминтруда общественный совет должен состоять из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов совета. Должны быть исключены из состава представители органов власти, руководители и работники организаций подлежащих независимой оценке.
2.3 Организация-оператор – организация, осуществляющая сбор, обобщение и анализ информации о качестве оказания услуг организациями культуры:
- изучает и оценивает данные, размещенные на официальном сайте организации культуры;
- изучает и оценивает данные на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети интернет www.bus.gov.ru;
- собирает данные и оценивает уровень удовлетворенности получателей услуг.
Организация-оператор определяется в соответствии с рекомендациями Росминтруда: организация не должна иметь конфликта интересов в отношении объекта оценки (то есть оператором не могут быть государственные и муниципальные организации, оказывающие услуги населению).
2.4. Учреждения культуры, предоставляющие услуги населению:
- обеспечивают качество предоставления услуг в соответствии с критериями, утвержденными приказом Минкультуры РТ № 2542 от 22 ноября 2016 г.;
- обеспечивают функционирование официальных сайтов;
- обеспечивают техническую возможность выражения мнения получателей услуг.
3. Критерии оценки. Независимая оценка качества предоставления услуг организациями культуры предусматривает оценку условий оказания услуг по таким общим критериям, как:
- открытость и доступность информации об организации культуры;
- комфортность условий предоставления услуг и доступность их получения;
- время ожидания предоставления услуги;
- доброжелательность, вежливость, компетентность работников организации культуры;
- удовлетворенность качеством оказания услуг организациями культуры.
Данные критерии утверждены приказом Минкультуры России № 2542 от 22 ноября 2016 г.
4. Независимая оценка качества оказания услуг не проводится в отношении:
- создания, исполнения и интерпретации произведений литературы и искусства;
- организаций культуры, включённых в Перечень организаций культуры, в отношении которых не проводится независимая оценка.
Все учреждения зарегистрированные как юридические лица обязаны размещать информацию о своей деятельности на сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях «bus.gov.ru».
5. Что такое “bus.gov.ru”?
Это официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях.
Кроме того по линии Независимой оценки уполномоченный орган (учредитель) обязан разместить информацию:
- об Уполномоченных органах;
- об Общественных советах: приказ о создании, утверждении положения и состава Общественного совета;
- о перечнях организаций подлежащих независимой оценке;
- о результатах оценки;
- о результатах рассмотрения (протокола общественного совета по резальтатам независимой оценки; рекомендации).
6. Мониторинг размещения информации о ходе независимой оценки на сайте “bus.gov.ru”
Федеральный контроль за внедрением системы осуществляется путем наблюдения размещения информации на сайте “bus.gov.ru”.
Всего по линии культура по Республике Тыва по данным сайта “bus.gov.ru” проведена независимая оценка в отношении 101 учреждений культуры Тувы, в том числе 17 республиканских организаций.
Выводы
По итогам анализа информации по итогам проведения независимой оценки в 2016 г. можно сделать следующие выводы:
• Муниципалитеты не уделяют должного внимания внедрению системы независимой оценки качества предоставления услуг.
• Отсутствуют конкретные ответственные лица за внедрение независимой оценки;
• Управления культуры не изучают нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность по независимой оценке
Анализ размещенной информации.
1. Составы всех муниципальных общественных советов не соответствуют требованиям. Необходимо в срочном порядке внести изменения в составы или сформировать новые. В целях исключения конфликта интересов, обеспечения реальной независимости при осуществлении независимой оценки качества услуг исключить нахождение в составе общественных советов по проведению независимой оценки качества представителей органов исполнительной власти, а также руководителей и иных работников организаций, в отношении которых осуществляется независимая оценка качества.
2. В содержании сайтов не учтены показатели, характеризующие общие критерии оценки качества оказания услуг организациями культуры. Не функционируют опросники в интерактивной форме, что является важным критерием независимой оценки. В срочном порядке привести в соответствие сайты учреждений.