Право на ноу-хау ( секрет производства )
Термин «ноу-хау» был введен в юридическую терминологию в начале XX века. В переводе с английского языка «know-how» означает «знать как», что является сокращенным выражением, the know-how to do it, то есть «знать, как сделать это».
В литературе понятию «ноу-хау» даются различные определения: «секретная техника», «технический рецепт», «предоставление заводского опыта», «технические знания и способ изготовления», «производственные методы и технологии» и т.д. «Ноу-хау» охватывает как круг объектов, которые не могут охраняться по нормам патентного, авторского права - не патентоспособные решения, так и такие решения, которые патентоспособны, но обладателю их представляется невыгодным патентовать их, например, потому, что исключительное право, на запатентованное решение, а вместе с ним и монополия на его использование существуют весьма короткое время, информация о патентуемом объекте раскрывается уже на стадии рассмотрения заявки на него, за исключением секретных изобретений, топологии ИМС. Некоторые секреты производства существуют многие десятилетия, например, в парфюмерии, пищевой промышленности, что позволяет их правообладателю получать монопольную прибыль намного дольше, чем это было бы при получении патента.
Согласно ст. 1465 ГК секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а так же сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность, в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений внесен режим коммерческой тайны.
Таким образом, закон устанавливает, что ноу-хау являются любые сведения, знания, но при условии их практической значимости, коммерческой ценности. Поэтому результаты теоретических научных исследований, не позволяющие получить экономический эффект исключаются из понятия «ноу-хау».
В отношении этих сведений должен быть введен режим коммерческой тайны, они должны быть конфиденциальными, секретными. Согласно федерального закона «О коммерческой тайне» от 9 июля 2004г. Коммерческая тайна – конфиденциальность информации, позволяющая её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
В то же время законодательно установлен перечень сведений, в отношении которых не может быть установлен режим коммерческой тайны, то есть они не признаются, относящимся к ноу-хау. В соответствии со ст. 5 ФЗ «О коммерческой тайне» режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:
1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановки, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
7) о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за эти нарушения;
8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.
Обладателю секрета производства принадлежит исключительное право использовать его любым не противоречащим закону способом (исключительное право на секрет производства), в том числе при изготовлении изделий и при реализации экономических и организационных решений. В содержание исключительного права на ноу-хау входит и право распоряжения этим исключительным правом. Распоряжение исключительным правом на ноу-хау может осуществляться путем заключения договоров об отчуждении исключительного права на секрет производства или лицензионного договора о предоставлении права использования секрета производства.
В связи с усложением техники и технологии в современном мире большинство лицензионных договоров заключается в отношении ноу-хау, либо включают секрет производства в договоры на патентные лицензии (например, на передачу исключительного права на изобретение) в качестве их необходимых элементов.
Для возникновения и осуществления исключительного права на секрет производства регистрации такого секрета не требуется.
Лицо, ставшее добросовестно и независимо от других обладателей секрета производства обладателем сведений, составляющих содержание охраняемого секрета производства, приобретает самостоятельное исключительное право на этот секрет производства.
Исключительное право на секрет производства действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность составляющих его содержание сведений.
С момента утраты конфиденциальности соответствующих сведений исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей.
Личные неимущественные права в отношении ноу-хау неустановлены, поэтому если даже создатель секрета производства, например, нового технического решения, известен право авторства у него не возникает. Однако, если позднее такое ноу-хау патентуется в качестве изобретения, его создатель приобретает право авторства.
В случае создания служебных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и принятии работодателем решения о сохранении информации о таком результате интеллектуальной деятельности в тайне, они приобретают режим ноу-хау и их создатель имеет право на вознаграждение. Размер вознаграждения условия и порядок его выплаты работодателем определяется договором между ним и работником, а в случае спора – судом.
Защита прав обладателя ноу-хау осуществляется прежде всего в гражданско-правовом порядке. Согласно ст. 1472 ГК нарушитель исключительного права на секрет производства, в том числе лицо, неправомерно получившее сведения, составляющие секрет производства, и разгласившее или использовавшие эти сведения, а так же лицо, обязанное сохранять конфиденциальность секрета производства в силу настоящего Кодекса, обязано возместить убытки причиненные нарушением исключительного права, если иная ответственность не предусмотрена законом или договором с этим лицом.
В тоже время ГК защищает права лиц, которые использовали ноу-хау, но не знали и не должны были знать о том, что их использование незаконно, в том числе в связи с тем, что они получили доступ к секрету производства случайно или по ошибке. Такие лица не несут ответственности и освобождаются от возмещения убытков правообладателю ноу-хау.
Трудоправовая ответственность за разглашение сведений, составляющих охраняемую законом коммерческую тайну в полном размере причиненного работодателю ущерба предусмотрена ст. 243 Трудового Кодекса Российской Федерации. Трудоправовая ответственность является ограниченной по размеру, так как в отличие от возмещение убытков по ГК, не включает упущенную выгоду, неполученные в результате правонарушения доходы.
Уголовный Кодекс РФ, ст. 183, устанавливает ответственность:
1) За собирание сведений, составляющих коммерческую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, и равно иным незаконным способом в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до десяти месяцев либо лишение свободы на срок до двух лет;
2) За незаконные разглашение или использование сведение, составляющих коммерческую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе – в виде штрафа в размере до 120 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности иди заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок до 3 лет;
3) Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, наказываются штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет.
Такие же деяния, повлекшие тяжкие последствия наказываются лишением свободы на срок до 10 лет.
Административная ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключение случаев, если разглашение тайной информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, предусмотрена ст. 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях. За такие правонарушение налагается административный штраф на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
[1] См.: Ревинский О. Правовая охрана компьютерных алгоритмов и рыночные требования // Интеллектуальная собственность. 1999. № 6. С.60.
[2] Пиленко А. Право изобретателя. М., 2001. С.139.
[3] Евстифеев А.А. Основные категории российского патентного права. Екатеринбург, 1999. С. 11.
[4] Пиленко А. А. Указ. соч. С. 144.
[5] Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2002. № 6. С. 73.
[6] Вопросы изобретательства. 1968. № 4 С.17.
[7] Пиленко А.А. Право изобретателя. М., 2001. С.240.
[8] Орд-Хьюн А. Вечное движение (История одной навязчивой идеи). М., 1980. С. 206, 208.
[9] Патентное законодательство зарубежных стран. 1987. Т.1. С.554,524.
[10] Там же. С.525.
[11] Еременко В.И. Критерии патентоспособности по европейскому патентному праву // Вопросы изобретательства. 1989. № 12. С.13-14
[12] Сергеев А.П. Патентное право. С.51.
[13] Шлегель Г. Общая микробиология. М.,1972. С.20.
[14] Авторское свидетельство на имя Сало Д.П. и др. // Бюллетень: изобретения и товарные знаки. 1964. №13. С.53.
[15] Российская газета. 2002. 18 января.
[16] Порядок ведения Государственного реестра изобретений Российской Федерации установлен приказом Российского агентства по патентам и товарным знакам от 05 марта 2004г. // Российская газета. 2004. 24 марта..
[17] В области оформления заявок и получения патентов есть свои рекордсмены: московский изобретатель И.С.Иванов в один день подал 111 заявок на изобретения в Российское патентное ведомство и получил по ним 110 патентов. См.: Неман И. Рекорды российского изобретателя // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2002. № 2. С. 70.
[18] Например, свидетельство на полезную модель № 9721 «Устройство для стабилизации острого зрения» 16 мая 1999г. получил бывший учитель из г.Верещагино Пермской области Л.Н.Гаврилов ( Звезда. 2000. 5 февраля).
[19] В настоящее время основными из них являются Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на полезную модель от 06.06.2003г.
[20] Порядок ведения Государственного реестра полезных моделей Российской Федерации, утвержденный приказом Российского агентства по патентам и товарным знакам от 05.03.2004г. // Российская газета . 2004. 24 марта.
[21] Порядок ведения Государственного реестра промышленных образцов Российской Федерации. Утв. приказом Российского агентства по патентам и товарным знакам от 05.03.2004г. // Российская газета. 2004. 24 марта.
[22] См.: Комментарий к законодательству об охране интеллектуальной собственности/ Общ. ред. В.И.Еременко.-М.: Фонд «Правовая культура», 1997. С. 220.