БИЛЕТ № 1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИЗАЙНА
Д-н - это зеркало культуры и сложной истории современного общества. Д-н - это, прежде всего, форма, вытекающая из функции, практичные вещи и мастерство на мировом уровне. Достаточно часто "д-н" означает деят-ть художников в промыш-ости, значительно чаще - продукт этой деят-ти (вещь или система вещей), а иногда - область организации деят-ти, взятая как целое. В некоторых случаях "д-н" трактуется предельно расширительно и далеко выходит за рамки обозначения деят-ти художника по решению задач промыш-ого производства.
Предметом д-нерской деят-ти является создание гармоничной, содержательной и выразительной формы объекта, в котором отражается целостное значение его потребительной ценности. Объектом д-на может стать практически любое техн. промыш-ое изделие (комплект, ансамбль, комплекс, системы) в любой сфере жизнедеят-ти людей, где обусловлено социально-культурно чел-кое общение. Основной метод д-на:худ-но-образное моделирование объекта посредством композиционного формообразования. Оно базируется на результатах анализа запросов и предпочтений определенных групп потребителей, с учетом ситуации и среды использования и восприятия объекта.
История термина: слово design появилось впервые около четырех веков назад и употреблялось во всей Европе. Итальянское выражение «designo intero» означало – рожденная у художника и внушенная Богом идея – концепция создания произведения искусства. В совр. переводе с англ. design означает замысел, проект, чертеж, рисунок. В русском языке слово д-н традиц-но употреблялось как синоним англ. выражения Industrial design – промыш-ое проектирование и до 80-х годов XX века, д-н определялся как художественное конструирование или особый метод проектирования кот. занимались инженеры – художники по конструированию внутреннего оборудования помещений и транспортных средств. Совр. представление о д-не в цивилиз. мире рассм-тся гораздо шире, чем промыш-ое проектирование. При множестве опред-й д-на, наибольшей четкостью отличается определение, принятое в 1964 году международным семинаром по д-нерскому образованию в Брюгге: "Д-н - это творч. деят-ть, целью кот. явл-ся опред-ие формальных качеств промыш-х изделий. Эти качества включают и внеш. черты изделия, но глав.обр. те структурные и функцион-е взаимосвязи, кот. превращают изделие в единое целое как с т.зр. потребителя, так и с т.зр. изготовителя". Этим опред-ем утверждается наличие особой творческой деят-ти, отличающейся от традиц-х и более или менее изученных: искусства, инженерии, науки. Практика д-на:Сегодня д-ном называется и выполняется профес-ми д-нерами след-щее: - проектирование принципиально новых промыш-ых изделий; - косметические изменения во внеш.облике промыш-ой продукции без серьезного изменения ее тех. хар-ик; - создание фирм.стиля, охватывающего все сферы деят-ти современной корпорации; - решение экспозиций.
За последние полвека практика д-на претерпела множество изменений: работа индив-х художников в большинстве случаев сменилась работой целых коллективов или отделов д-на в системе фирмы, или независимых д-н-фирм. Сам д-н находится в непрерывном движении, как всякая деят-ть, находящаяся в процессе развития. Эта деят-ть меняет задачи, меняет определение своего продукта, меняет организационные формы.
БИЛЕТ 3: ДИСКУССИИ О ВОЗРАСТЕ ДИЗАЙНА: 1тз – Дизайн форевер – был всегда. Теоретики: Воронов. Готический дизайн, этнический дизайн. + общее между ранними и дизайнерскими вещами: связь с человеком – вещь как продолжение чела – антрополиогизм, системность – вещи имеют сокральное значение. Вплоть до 19го века вещей было откровенно мало. 1. Сезонность д-на (мы не носим бабушкины вещи). 2. Вещь изготовляется в одиночку от начала до конца. Нет проектности, она вплетена в основные виды деятельности. 3. Те, кто делают вещи не осознают своей творческой инд-ти. 4. ранние культуры тяготеют к «ручности» (антитехнологичное мышление). 2т.з – Экономическая гипотиза – англ. Пром- революция 17в. переход от ремесленного и цехового производства к промышленному. Пром-ть – тираж (не допускать ошибок), подлинное разделение труда (освобождается место для проектирования). Появление профессии «инвестор» на императорских заводах в россии (кю18 в) термин дизайна 3.тз – потребностня версия (наполеоновская) начало становлеия дизайна – 1820г. Весь дизайн возник благодоря Наполеону или после него. Нап. Позволил класасу буржуа выглядеть аристократами. Формально тот класс кот. Начин. Остро нуждаться в дизайне. ДО Нап. Красота – привелегия аристократ..образа жизни, их обслуж..мастера, кот. . назыв художниками. !-ые обои тряпичные у Екатрер.2.. Назревает кризис предметной среды. Это связано с разделением вещи на конструкцию и декор. Появление эклектики (декор произвольно меняют не согласовывая Эл-ты между собой. Всемирная промыш.. выставка в Лондоне 51г. Кризис начин… оснознаваться. Моррис предлагает отказаться от промыш.. изготовления вещей, изготавливать в ручную, ансамблевость в подходе к предметной среде. Готфрид и Земпер «практическая эстетика» (расхождение в том, что у одних искусство, у др… - эстетика). Американцы сужают дизайн до работы с внешней формой. Диз- стайлинг – повышение покуп.. хар-к товара. Классич..диз обязат.. ставит работу над стрктурой объекта изнутри
При каких условиях формообразование становится дизайном:
1. крупное промышленное производство (доиндустр. – внимание на предмет, индустр. – развитие менеджмента (организация вещей), постиндустр. – акцент на коммуникацию (орг-ция процесса)). Расширение сферы дизайна с изменением хар-ра произв-ва, но масштаб и промышл. изготовление товара – обязат. условие.
2. дизайн обслуживает городскую культуру
3. произ-во форм: дизайн всегда предметная деят-ть
4. сегодня актуально создание систем предметов. При проектировании предполагается, что это будет реализовано. Дизайн зависит от технологич..обеспечения
5. Творческая деят-ть – чел создает новые предметы, формы.
6. Эстетическая деят-ть: польза = красота (и удобно, и красиво).