Японский сад чайной церемонии
Дзэнская культура создала ещё одну замечательную разновидность японского сада – сад чайной церемонии . Он был новым не по форме, но по его функциональному назначению. Новым в этом саду было лишь наличие специального сосуда Тсукубаи для омовения рук.
Сад, ведущий ко входу в чайный домик, выступает важным компонентом в этой церемонии, помогая участникам правильно настроиться на предстоящее действо.
Эстетика сада целиком соотносится с идеалами Чайной церемонии: простота, скромность, неброское очарование, духовное единение всех участников церемонии.
Постепенно чайная церемония становится неотъемлемой составляющей культуры Японии - сначала в буддийских монастырях какчасть ритуального действия, а потом в придворной среде в виде утончённого развлечения; затем и в остальных слоях общества, в виде собраний за чашкой чая.
Сад чайной церемонии характеризуется небольшими размерами, его обязательные части:
- дорожка, ведущая к Чайному домику;
- скамья ожидания, где гости ждут приглашения пройти в Чайный домик;
- сосуд для омовения рук – Тсукубаи;
- каменный фонарь – Орибе.
Дорожка имела покрытие из неровных камней, что заставляло любого посетителя, независимо от ранга, смотреть себе под ноги. Были и специально выровненные участки дорожки, где посетители, останавливаясь, могли полюбоваться садом.
Вход в чайный домик был очень небольшого размера, и каждый входящий должен непременно наклониться, а имеющий меч оставить его у порога. Всё это символизировало равенство всех гостей, вошедших в Чайный домик.
Сформировался окончательно стиль чайных садов Японии в ХVI веке, когда чайная церемония стала неотъемлемой частью японской дзен-буддийской культуры.
Японские сады у жилого дома – тсубонива
Проблема нехватки земли на территории Японии существовала всегда, а с XIX века она стала наиболее острой. Это привело к созданию малых садов у жилого дома.
При строительстве дома, с внутренней стороны двора оставлялись небольшие открытые участки для проветривания помещений. И там делались совсем маленькие садики – цубонива (тсубонива). Они «позаимствовали» из устройства чайных садов сосуды для омовения рук, стоящие рядом с ними фонари, дорожки, ведущие к дому, большой камень–ступеньку при входе в дом.
Композиция сада у жилого дома строится на взаимоотношении фонаря, сосуда для воды – «тсукубаи», минимального набора хвойных или лиственных растений, архитектурных линий дворика и дома.
Из растительности здесь мог быть всего один куст азалии или бамбука, или крохотное деревце. Но это был уже сад, потребность в котором, как в частичке живой природы, всегда так необходима человеку большого города. Эта частичка природы была и остаётся той ниточкой, которая соединяет человека с миром большой Природы. Ибо без такой связи жизнь человека переходит в другое русло, далёкое от его первоначальных истоков.
Источник:
http://www.gardenia.ru/pages/sady036.htm
Сад Камней
Сад мхов
Сад папоротников
Сад молодой сосны
Сад бонсаи
Сад цветущей сакуры