Авторские работы Виталия Сенина
Коктебель (бумага, сангина)
Прибой (бумага, карандаш, мел)
Краткий словарь терминов
Абрис— линейные очертания изображаемой фигуры, ееконтур; линейный контурный рисунок, выполненный методом калькирования.
Акцент— подчеркивание изображаемой фигуры, лица, детали изображения цветом, светом или линией, фокусировка внимания зрителя на изображаемой детали методом выделения линией, тоном.
Аксонометрия— способ трехмерного изображения формы на плоскости, один из видов перспективного изображения.
Блик — элемент светотени на форме предмета, наиболее светлое место на освещенной поверхности изображаемого предмета.
Воздушная перспектива— изменение цвета, характера очертания и степени освещенности изображаемых предметов в зависимости от степени увеличения световоз-душной прослойки между наблюдателем и изображаемым предметом.
Детализация— тщательная проработка деталей изображения.
Жанр— понятие теории искусства применительно к литературе и изобразительному искусству. Объединение произведений по принципу сходства их тематики: жанр натюрморта, интерьера, портрета, пейзажа, сюжетной картины.
Законченность— стадия в работе художника над длительным рисунком, когда достигнуто окончательное приведение деталей к целому, окончательное обобщение образа, в более узком смысле — окончательное выполнение определенной изобразительной задачи.
Композиция— согласованность частей произведения, выявленная на плоскости его структура в соответствии с общим замыслом художника; уравновешенность и согласованность пластически-зримых форм рисунка.
Композиционное построение— размещение изображения в пространстве картинной плоскости или графического листа в соответствующих размере, формате, материале; определение центра узла композиции и подчинение ему второстепенных деталей (частей) изображения, группировка и соподчинение частей произведения в едином целом, пластическая целостность произведения. При работе с натурой также поиск изобразительного мотива, подбор и расстановка предметов изображения, постановка живой модели. Длительный процесс, связанный с поиском оптимального перспективного построения изображения, лучшей согласованности масштабов и пропорций изображаемых предметов, выразительного тонального решения рисунка.
Конструкция формы— сущность, характерная особенность строения любой формы, проявляющаяся в гармоничном взаимоотношении частей и целого; соотношение частей формы предмета, их пропорциональные соотношения.
Контраст— художественный прием, сопоставление противоположных качеств в составе единого целого; обычно световой (цветовой) и тональный К. (соотношение светлого и темного в изображении); средство выделения главного, благодаря чему достигается большая выразительность передачи формы.
Кроки— быстрая зарисовка с натуры, также беглая фиксация общего композиционного решения.
Манера— индивидуальные приемы работы в той или другой технике рисунка, наиболее характерная для данного автора техника формотворчества.
Моделировка— в рисунке обычно моделировка тоном (светотенью) с учетом перспективного изменения изображаемой формы; передача формы изображаемых предметов или фигур в условиях того или иного освещения.
Модель — объект изображения, предмет, гипсовый слепок, живая натура. Ср. Натура.
Натура— объекты действительности, выбранные для рисования, которые художник непосредственно наблюдает в процессе длительного исполнения рисунка.
Натюрморт— жанр изобразительного искусства; в рисунке обычно изображение окружающих человека вещей, предметы быта, объекты живой природы, композиционно организованные в единое изобразительное целое.
Нюанс— тонкий светотеневой оттенок, легкий переход от света к тени.
Объем — изображение трехмерности формы на плоскости. Передается при помощи точного конструктивного и перспективного построения предмета, а также при помощи светотеневых градаций: бликом, светом, полутенью, собственной и падающей тенью, тональными рефлексами.
Основа— в рисунке специально подготовленная изобразительная поверхность (картон, бумага и т. п.), на которую наносят изображение.
Отношения— взаимосвязь элементов изображения, выделяемая в процессе наблюдения и изображения той или иной формы, например тонов различной светлоты (тональные О.), метрические свойства предмета (пропорциональные О.), распределения форм в пространстве (пространственные О.).
Пейзаж — жанр изобразительного искусства, в рисунке вид, изображение какой-либо местности, фрагмента природного окружения человека.
Перспектива— изменение форм и размеров предмета, их окраски на расстоянии; оптическое искажение форм предметов, их размеров и пропорций, вызываемое их перспективным сокращением (линейная П.); определение изменения цвета, очертания и степени освещенности предмета, возникающих по мере его удаления от наблюдателя (воздушная П.).
Пластика— выразительность формы в графических, живописных и скульптурных произведениях.
Полутень— один из элементов светотени, ее градация на поверхности предмета, промежуточная между светом и глубокой тенью.
Полутон— переходный тон между двумя соседними малоконтрастными тонами в освещенной части предмета; одно из средств моделировки формы.
Портрет— жанр изобразительного искусства; изображение человека или группы людей.
Ракурс— перспективное сокращение изобразительных форм, живых и предметных, изменяющее их внешний вид; обусловлен положением натуры в пространстве и точкой зрения наблюдателя на нее в результате перспективного сокращения.
Ритм— равномерное чередование или повторение каких-либо частей изображаемой формы;средство композиционного построения изображения.
Свет— элемент светотени, служит для обозначения наиболее освещенных частей поверхности предмета.
Светотень— градации светлого и темного на форме; одно из средств композиционного построения изображения; средство передачи пластических особенностей натуры.
Силуэт— теневой профиль, очертание, абрис предмета или живой натуры, общие очертания фигуры или предмета в натуре.
Сравнение— метод определения пропорций, тональных отношений в рисунке.
Тень— элемент светотени, наиболее слабо освещенные участки в натуре или живой форме (собственная или падающая тень); обусловлена формой предмета и направлением источника света.
Тональность— определение соотношения тонов, характерное для данного изображения, определяется степенью контраста светлых и темных тонов.
Тональный масштаб— передача соответствующих натуре и пропорциональных ее форме тоновых отношений; зависит от степени освещенности предмета и от удаления изображаемой формы от рисующего.
Тональные отношения— градация светотени на объемной форме и соответствующая пропорциям натуры характеристика ее тоновой выразительности; создает объемную моделировку формы и пространственную глубину изображения.
Форма— объемно-пластическая характеристика предмета; также общая композиционная построенность, единство выразительных средств и приемов художественного построения образа.
Целостность изображения— подчинение частного общему, второстепенных деталей — целому, согласованность частей друг с другом; единство приемов исполнения.