Комплексное проектирование, Переход к индустриальному производству

Программным объектом Баухауза стал дом «Ам хорн» («на поле»), построенный на краю веймарского парка, недалеко от домика Гете. Баухаузовский дом был сконструирован таким образом, что было возможно массовое, промышленное его создание путем изготовления и монтировки всех комплектующих деталей. Полностью меблированный и оснащенный всеми необходимыми приспособлениями для жилья, включая посуду, он демонстрировал идеи комплексного проектирования жилой среды. Именно так, считали деятели Баухауза, будет формироваться предметная среда будущего.

В 1926 году Гропиус принимает решение перевести школу в город Дессау, где промышленность была развита намного сильнее чем в Веймаре. Здесь он здании, построенном по проекту Гропиуса. Но новые хозяева страны посчитали, что школа сеет в искусстве зерна коммунизма.. После закрытия школы многие ее преподаватели, эмигрировав из Германии, разнося по миру новаторские идеи Баухауза. До сих пор обучение во многих дизайнерских учебных заведениях разных стран строится на основе баухаузовской методики.

13.

2 ветви авангарда в России: конструктивизм ( Малевич);кспрессионизм (Кандинский)

в 1825 году графом Сергеем Григорьевичем Строгановым была открыта школа подготовки художников декоративно-прикладного искусства и первоначально именовалась как «Рисовальная школа в отношении к искусствам и ремеслам».

Важно отметить демократические основы, заложенные Строгановым: обучение и питание учеников были бесплатными, в училище принимались дети разночинцев и крепостных, а критерием зачисления на учёбу было не привилегированное положение родителей, а одарённость поступающего, его способности к рисованию, художественному творчеству.

Школа была рассчитана на 360 человек. На начальном этапе существования в школе имелись три специализации:

черчение, геометрия, рисование машин;

рисование фигур и животных;

рисование цветов и украшений.

Однако уже в 1830 году появляется класс технического набивного рисунка, а в 1837 году — класс «лепления из глины украшений и фигур». В 1843 году Строганов передает школу городу Москве, и она становится государственным учебным заведением по подготовке художников декоративно-прикладного искусства, получив название Вторая рисовальная школа.

В 1860 года школа переименована в Строгановское училище технического рисования.

14.

1914г. – начало конструктивизма. Конструктивизм (производственное искусство) проникал во все сферы: создание декораций, театральных костюмов, агитационный дизайн, кино, полиграфия и т.д. Конструктивизм был русской версией функционализма. Основы теории конструктивизма были выработаны в 1921-22 гг. 4 постулата:

1. конструктивизм не явл. итогом художд. поисков 1910-1920 гг, включвя и беспредметное абстрактно-геометрич. творчество;

2. отличается от стилей прошлого тем, что не явл. стилизацией и не имеет декора;

3. форма вещи рождается исходя из целесообразности используемого материала и её назначения;

4. Цель- организация жизни.

Татлин: Контррельефы представляли собой композиции, составленные из разнородных материалов — кусков жести, проволоки, дерева, обоев, штукатурки и стекла. Все эти материалы, минимально обработанные, вырезанные в форме элементов кубистической композиции (т.е. свернутые в цилиндр жестяные или картонные плоскости, деревянные бруски, куски стекла прямоугольной формы, полоски металла), были укреплены на деревянной основе. Получалась рельефная коллажная композиция. Из-за значительной высоты рельефа эти композиции и получили название контррельефов. Девиз Татлина «Ставлю глаз под контроль осязания» можно расшифровать как подключение к восприятию произведений тактильно-осязательных впечатлений от сочетания материалов разнообразной фактуры и цвета.

В 1919–1920 он создал главное свое произведение, модель грандиозного здания-памятника Октябрьской революции или «башни III Интернационала» (металл, стекло, дерево; модель не сохранилась, известна по фото и нескольким реконструкциям) - её прозвали «Башней Татлина», задуманное как гигантский комплекс вращающихся с разной скоростью цилиндров, объединенных вокруг общей наклонной оси. Иогансен: «самонапряжённые конструкции»

Родченко: в 1915 г. в Казани Родченко создал оригинальную серию графических работ. В ней не было ни одной линии, проведенной от руки, а только вычерченные тушью рейсфедером по линейке или с помошью циркуля. Гибкие линии модерна сменились геометрически точными контурами.

В 1918—1920 гг. в живописи и графике художник создавал композиции из геометрических форм или линий, в которых произвольный

вкусовой композиционный порядок расположения элементов заменялся математическими соотношениями, преувеличенным вниманием к пересечениям, врезкам, соединениям композиционных деталей. Родченко строил конструкции из плоских элементов, считая, что «плоскость более пространственна, чем объемное тело». При работе с плоскими элементами, утверждал он, в пространстве острее выявляется контраст между резкостью граней и протяженностью поверхности. Тот же принцип моделирования он использовал в архитектурных проектах.

В своей серии конструкций «Круг в круге», «Квадрат в квадрате», «Овал в овале» Родченко также применял общие принципы моделирования объемных структур из концентрически вырезанных из плоскости геометрических контуров. Линия на плоскости превратилась

в линию разреза. Стыковка элементов под разными углами создавала впечатление богатой и интересной пластической формы, воспринимаемой со всех сторон.

В своей серии модульно-комбинаторных конструкций художник использовал стандартные блоки и бруски. Благодаря этому становилась очевидной логика визуальной связи между элементами. Серия называлась «По принципу одинаковых форм» и напоминала упражнения студентов-дизайнеров по комбинаторике.

15.

1921 г. появление «группы конструктивистов» ( Родченко, Степанова, Стэнберги, Иогансен). выполняли композиции с преобладанием структурных геометрических и комбинаторных принципов ( графика, живопись, макеты). Конструктивизм строил форму на основе выраженных структурных связей между абстрактными геометрическими элементами и выявлял выразительные сочетания различных материалов. Формы объектов как бы складывались из отдельных элементов, ориентированных в пространстве по направлению действия механич. усилий в конструкциях. Линия - графич. элемент проектирования конструкции, сочетание линий - пространственная конструкция.

Малевич применил термин супрематизм. Супрематические композиции Малевича не выходили в пространство, они раздвигали рамки картин, стремясь в иллюзорные плоскости. Применялись в орнаменте, декоре домов, плакатах, тканях, посуде, в средствах транспорта.

Лисицкий вывел композиции в объём. Проуны - проекты утверждения нового- аксонометрические проекции различных геометрических тел, находящихся в равновесии. Проуны, по мысли автора, синтезировали методы супрематизма и конструктивизма, служа "пересадочной станцией от живописи к архитектуре". В перспективе всей биографии Лисицкого они сыграли роль проектной стадии для создания дизайнерских разработок широкого диапазона: из проунов впоследствии выросли прославленные проекты "горизонтальных небоскребов", театральные макеты, декоративно-пространственные установки, проекты павильонов и выставочных интерьеров, новые принципы фотографии и фотомонтажа, плакатный, книжный, мебельный дизайн.

. Организация ИНХУКа Кандинским, задачи института.В 1920 г. при отделе изобразительного искусства по инициативе Василия Кандинского был организован Институт художественной культуры (ИНХУК). его задачи разработка науки об искусстве и поиск научных основ для создания «синтетического» монументального искусства.

Авангардисты занялись анализом конструкции инженерной и конструкции, как закона организации элементов художественного произведения.

Основы теории конструктивизма выработаны в 1921-22гг в 4 постулата:

1. Конструктивизм является итогом поисков 1910-1920гг, включая и беспредметное абстрактно-геометрическое творчество.

2. конструктивизм отличается от стилей прошлого, тем, что не является стилизацией и не имеет декора.

3. Форма вещи рождается из целесообразности используемого материала и ее назначения.

4. Цель Конструктивизма – организация жизни.

Наши рекомендации