Искусство Возрождения (Италия)

1.Проторенессанс (Треченто), Джотто ди Бондоне, Симоне Мартини, Амброджо Лоренцетти,

2. Кватроченто, Филиппо Брунеллески, Донателло, Мазаччо, Андреа Вероккио, Сандро Боттичелли, Пьеро дела Франческа, Андреа Мантенья, Пизанелло, Витторе Карпаччо, Антонелло да Мессина,

3. Чинквеченто, Леонардо да Винчи, Рафаэль де Санти, Микеланджело Буонаротти, Джорджоне, Тициан Вечеллио.

Занятие 3-4.

Искусство кино

1.Зарождение киноискусства.

2. Творчество кинорежиссеров, утвердивших монтаж как специфическое выразительное средство (С. Эйзенштейн, Д. Вертов, Л. Кулешов, Д. Гриффит, Э.С. Портер, Т.Х. Инс);

3. Рождение советского кино. Кино СССР в годы Великой Отечественной войны.

4. Кино США, Англии, Франции, Германии, Японии.

6. Советское кино 50-60 годов (аскетичность формы и глубина содержания).

7. Творчество А. Тарковского как кинорежиссера, открывшего новый киноязык.

8.Творчество кинорежиссеров-постмодернистов (П. Гринуэй, Д. Джармен, Д. Линч, или по собственному выбору).

Методические указания

Доклады на практических занятиях (ТПМ). Доклад - публичное выступление, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему.

Составные элементы доклада:

1. Вступление - обоснование темы, объект исследования.

2. Краткий обзор литературы по теме доклада.

3. Изложение темы, ее анализ.

4. Подведение итогов (краткие выводы).

Продолжительность выступления – 15-20 минут.

Доклад должен продемонстрировать умение студента обобщать (реферировать) различные источники информации (бумажные, мультимедиа, Интернет).

Теоретическое сообщение

Сообщение - изложение информации по определенному вопросу.

Схема подготовки сообщения

1. Выбрав тему сообщения, прочитайте соответствующую книгу, главу, раздел, параграф, фрагмент книги и составьте план сообщения на основе этого источника. Точно сформулируйте, что именно Вы хотите сказать.

2. Помните, что основное правило сообщения - доказательность фактов и выводов. Ссылайтесь на источник знаний (автор, название книги, год и место издания).

3. Привлеките дополнительную литературу (см.: список литературы).

4. Изучая литературу, делайте выписки на отдельных листочках, указывая тему выписки.

5. Составьте развернутый план с указанием в скобках фактического материала, на который будете ссылаться.

6. Оформите сообщение (систематизируйте выписки в необходимой последовательности).

7. Завершите сообщение краткими выводами.

8. Принесите на семинарское занятие выписки, план сообщения и список изученной литературы.

План выступления:

1. Тема сообщения.

2. Перечень источников.

3. Раскрытие темы сообщения.

Продолжительность выступления - 5-6 минут.

Тестирование

Тестирование осуществляется в конце изучения курса. Задания теста соответствуют содержанию лекций.

Подготовка материалов к практическим занятиям (УИР)

Подготовка материалов осуществляется в группах по 4-5 человек (каждая группа готовит материалы по двум темам). Студенты самостоятельно подбирают фактический и аналитический материал по выбранной проблеме, систематизируют и анализируют его. Результаты исследования докладываются и выносятся на обсуждение. Выполнение данного задания носит исследовательский, творческий характер. Помимо сбора и обработки информации, каждая группа студентов должна самостоятельно организовать и провести дискуссию по изученной проблеме или выбрать иную форму подачи и обсуждения материала.

5. Темы презентаций (на ваш выбор):

1. Подготовьте презентацию из музыки академической традиции (знакомство с современным исполнителем — пианистом, скрипачом, певцом, дирижером).

2. Посетите концерт инструментальной музыки в филармонии и проведите интервью со слушателями о содержательном восприятии музыки (в записи на диктофон). Обсудите на семинаре полученные отзывы.

3. Подготовьте на компьютере показ памятников античной архитектуры и скульптуры с музыкальным сопровождением из примеров этнографической инструментальной и вокальной музыки.

4. Подготовьте для прослушивания на семинаре фрагменты мессы И.-С. Баха и Реквиема В.-А. Моцарта с объяснением названия частей и анализом структуры католического богослужения.

5. Сделайте презентацию на семинаре фильма-оперы «Орфей» К. Монтеверди в постановке Ж.-П. Поннеля (монтаж фрагментов и вопросы для обсуждения); подготовьте к обсуждению на семинаре показ наиболее значительных фрагментов из к/ф Ж. Корбьо «Фаринелли-кастрат».

6. Покажите на семинаре с комментарием фрагменты юбилейного концерта «Swinging Bach», посвященного 250-летию со дня смерти И.-С. Баха.

7. Подготовьте презентацию к/ф «Иисус Христос — суперзвезда» в ракурсе «Рок-опера Л. Уэббера как современная модификация жанра пассионов».

8. Напишите критический очерк на тему «Органная пассакалия И.-С. Баха в балете Р. Пети „Юноша и смерть": фантазия или реинтерпретация?».

9. Подготовьте к обсуждению на семинаре показ наиболее значительных фрагментов из к/ф М. Формана «Амадей»; из к/ф И. Бергмана «Волшебная флейта»; из к/ф А. Холланд «Переписывая Бетховена» (2006).

10. Сделайте презентацию на семинаре отрывков из фильмов-опер «Свадьба Фигаро» в постановке Метрополитен-опера (реж. Дж. Левайн), Ж.-П. Поннеля, зальцбургской постановки К. Гута и др. (монтаж фрагментов и вопросы для обсуждения).

Подготовьте к обсуждению на семинаре показ наиболее значительных фрагментов.

11. Подготовьте коллективную творческую композицию на темы (по выбору):

«Игры любви» в эпоху классицизма;

Шекспировские образы у Бетховена;

Образы природы у Гайдна, Моцарта, Бетховена;

Классицистские метафоры барочной tempesta;

Музыкальные символы ада и рая в творчестве классиков.

12. Продекламируйте на немецком языке стихотворение Г. Гейне «Ich grolle nicht» («Я не сержусь») из цикла «Лирическое интермеццо» в сопровождении фортепианной партии этой песни из цикла Шумана «Любовь поэта».

13. Подберите для мелодекламации романтического стихотворения (русских поэтов или русских переводов Гете, Гейне, Байрона) музыкальное сопровождение из фортепианной романтической музыки на CD или флэш-диске и представьте в аудитории на семинаре.

14. Подготовьте презентацию на семинаре кинофильмов Е. Антчака о Шопене «Желание любви» и К. Рассела «Листомания» в фрагментах с комментариями и вопросами для обсуждения.

15. Сделайте в виде презентации в Power Point визуализации фортепианных миниатюр Шопена, Шумана, Листа, Чайковского, подбирая по смыслу, эмоциональному соответствию репродукции картин художников, портретов и другую изобразительную информацию.

16. Подготовьте коллективную творческую композицию на темы (по выбору):

Поэзия «серебряного века» и русская фортепианная музыка (Рахманинов, Скрябин);

Русская любовная лирика в романсе первой и второй половины XIX века;

Русская природа как метафора жизни души в русской вокальной лирике и фортепианной музыке.

17. Подготовьте к показу на семинаре видеоотрывки из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов».

18. Подготовьте видеодемонстрацию разных исполнителей опер Бизе «Кармен», Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» с комментариями.

19. Подготовьте вопросы для обсуждения видеозаписей балетов Д. Баланчина на музыку Струнной серенады и Р. Пети «Пиковая дама» на музыку Шестой симфонии Чайковского.

20. Прочтите и прокомментируйте литературные источники: Постановление 1948 г. об опере В. Мурадели, критические статьи о «Леди Макбет Мценского уезда», главы из книги С. Волкова «Беседы с Шостаковичем».

21. Дайте анализ произведения Шекспира "Гамлет":

- конфликт трагедии и действующие лица, сталкивающиеся в нем;

- индивидуальная характеристика действующих лиц;

- внутренний конфликт Гамлета;

- Гамлет и концепция человека эпохи Возрождения.

22. Ознакомьтесь с драматургическими произведениями О. Уайльда (на ваш выбор) и определите тенденции развития театра 19-20 веков. Обратите внимание на композиционную основу произведений, развитие действия, художественно-образную структуру.

23. Подготовьте презентацию:

- о творчестве кинорежиссеров, утвердивших монтаж как специфическое выразительное средство (С. Эйзенштейн, Д. Вертов, Л. Кулешов, Д. Гриффит, Э.С. Портер, Т.Х. Инс);

- о творчестве А. Тарковского как кинорежиссера, открывшего новый киноязык;

- о творчестве кинорежиссеров-постмодернистов (П. Гринуэй, Д. Джармен, Д. Линч, или по собственному усмотрению).

Контрольные вопросы для проведения итоговой аттестации (экзамена)

по итогам освоения дисциплины

1. Возникновение искусства. Функции искусства в первобытном обществе. Синкретизм первобытного искусства.

2. Изобразительные средства и их эволюция в первобытном обществе.

3. Архитектура Древнего Египта. Символика храма. Синтез искусств в Древнем Египте.

4. Понятие канона в искусстве. Канон в скульптуре и живописи Древнего Египта.

5. Архитектура Древней Греции. Ордерная архитектура как выражение гармонии в античном искусстве.

6. Художественные образы древнегреческой скульптуры.

7. Афинский Акрополь как памятник искусства эпохи греческой классики.

8. Стили древнегреческой вазописи.

9. Конструктивные особенности и пластический язык римской архитектуры.

10. Римский скульптурный портрет и его эволюция.

11. Античные фрески и мозаики (на примере живописи Помпей и Геркуланума). Фаюмские портреты.

12. Символика христианского искусства. Художественный образ православного храма.

13. Символика средневековой живописи. Художественный язык иконописи.

14. Русское искусство X – XIII вв. Трансформация византийской художественной системы.

15. Русская иконопись XIV – XVII вв.

16. Русская архитектура XIV – XVII вв.

17. Архитектурные памятники Московского Кремля XV–XVI вв.

18. Конструктивное и художественное своеобразие романской архитектуры. Синтез искусств в романский период.

19. Новаторство архитектурных решений в эпоху готики. Художественный образ готического собора.

20. Художественная система реалистического изображения мира в итальянской живописи эпохи Возрождения. XV–XVI вв.

21. «Титаны» Возрождения.

22. Искусство Северного Возрождения.

23. Барокко и классицизм в европейской архитектуре XVII-XVIII вв.

24. Голландская живопись XVII в.

25. Фламандская живопись XVII в.

26. Испанская живопись XVII в.

27. Французская живопись XVII – XVIII вв.

28. Романтизм и реализм в европейской живописи XIX в.

29. Барокко и классицизм в русской архитектуре XVIII–XIX вв.

30. Русский портрет XVIII в.

31. Стили и жанры в русской живописи XIX в.

32. Художественные особенности творчества передвижников.

33. Новаторство художественного метода импрессионистов в живописи.

34. Творчество художников-постимпрессионистов.

35. Новые тенденции в русской живописи конца XIX – начала ХХ в.

36. Стиль модерн в европейском искусстве. Художественный язык модерна.

37. Возникновение авангарда. Течения в авангардистской живописи первой четверти ХХ в.

38. Авангард в русской живописи.

39. Сюрреализм в европейском искусстве.

40. Характеристика искусства второй половины ХХ в.

41.Система музыки в Древней Греции.

42. Музыкальный лад в средневековой теории.

43. Музыкальное искусство эпохи Ренессанса.

44.Музыкальное мышление эпохи барокко.

45. Особенности произведений Баха в жанре церковной традиции.

46.. Музыкальная жизнь Европы второй половины 18 века.

47. Оперная реформа Моцарта и ее основные принципы.

48. «Симфонизм» в творчестве Бетховена.

49. Музыкальный стиль романтической песни.

50. Истоки русской фортепианной школы (вторая половина 19 века).

51. Жанр «симфонической поэмы» (несколько образцов).

52. Техника музыкального языка и основные идеи А. Шенберга.

53. Музыкальный авангардизм.

54. Продолжатели традиционных стилей и жанров в советской музыке.

55. Возникновение театра. Основа греческой драмы.

56. Суть сценического действия. Роль масок в античном театре.

57. Основные жанры средневекового театра.

58.Драматургия эпохи Возрождения.

59. Творческие искания К.С. Станиславского и В.Э. Мейерхольда.

60. Основные тенденции современного театра.

61. Рождение искусства кино.

62. Идейный и художественный аспекты опыта Второй мировой войны для мирового кинематографа.

63. Общие черты послевоенного мирового кинематографа.

64. Кино СССР в 50-е – 60-е годы 20 века: аскетичность формы и полнота содержания.

64. Современный Голливуд – искусство или аттракцион?

65.Современное российское кино.

64. Множественность киномоделей режиссуры современного кино.

Наши рекомендации