Архитектурная организация дома как предмет деятельности архитектора.
«Моральное старение» дома как системы очень существенное, но не единственное его эмерджентное свойство. Не менее важным является и наличие у архитектурного объекта такого эмерджентного свойства, как его архитектурная организация, которая также характеризует объект как целое и формирует основной предмет деятельности архитектора и архитектора-реставратора. Но если эмерджентные свойства дома-системы возникают в процессе его практической деятельности, то понятие «архитектурная организация» уже есть результат чувственного восприятия, которое ведёт к формированию целой группы эмерджентных свойств: архитектурного образа как такового, тектоничности архитектурного образа и т.п.
По аналогии с объектом архитектурной деятельности целесообразно представить предмет деятельности архитектора - архитектурную организацию объекта - в виде системы, состоящей из следующих подсистем:
во-первых, это функция, для которой предназначен объект;
во-вторых, это пространство, необходимое для исполнения функции, с потребными для этого параметрами и качеством среды;
в-третьих, это конструкция, необходимая для создания требуемого пространства;
в-четвёртых, эта форма, которая создаётся этой конструкцией.
Относительно последних двух подсистем может возникать и другая зависимость: первичной может быть форма, а конструкция будет её реализовывать.
Архитектурную организацию дома графически также (по аналогии с домом) можно изобразить следующим образом (схемы 2-1, 2-2).
Из рассмотрения её графического изображения следует, что её четыре составляющих можно опять же объединить в две подсистемы.
Первая - это результат нашей мыслительной деятельности, наши представления об объекте, об его функциональной и пространственной организации - своего рода энергетический пласт архитектуры.
Вторая - это результат нашей практической деятельности по материальному воплощению представлений об объекте - своего рода предметный пласт архитектуры.
Анализ графического представления предмета архитектурной деятельности позволяет получить следующие результаты:
- процесс архитектурной и архитектурно-реставрационной деятельности делится на две стадии: работа с функцией и пространством как мыслительные операции, формирующие энергетический пласт архитектуры; работа с формой и конструкцией, с предметным пластом архитектуры для достижения единства, соответствия формы и конструкции друг другу;
-выявляются два вида деятельности с предметом: архитектурное проектирование нового объекта на основе анализа энергетического пласта архитектуры путём его «опредмечивания»; работа с архитектурным наследием, «наследование» существующего объекта путём его сохранения и одновременно преобразования («распредмечивания») в соответствии с изменяющимися потребностями общества;
- эти два вида деятельности, их разнонаправленность предполагают необходимость развития двух форм творческого мышления, что сложно совместить в одном архитекторе (Схема 4);
- переход от мышления об объекте к практической (проектной) реализации результатов этого абстрактного мышления и обратный процесс на современном этапе развития знаний о физиологии и психологии восприятия человека не может быть обеспечен полностью на научно-практическом уровне и связан с необходимостью определённого творческого акта для создания чего-то нового как в архитектурном, так и в архитектурно-реставрационном проектировании. У человека для реализации творческого акта есть то, чем не обладает «машина» - это интуиция и предвидение. Благодаря этим качествам он творит и осуществляет процесс опредмечивания-распредмечивания.
Этот результат анализа системы архитектурной организации объекта проектирования имеет важное значение, так как доказывает необходимость творческого начала в любой форме архитектурной деятельности.