Появление новой тематики в скульптуре амарнского периода
Новая тематика в скульптуре амарнского периода.
1. Изображение мистического экстаза.
2. Сцены награждения фараоном своих подданных.
3. Природа, красота окружающего мира.
4. Прогулки.
5. Сцены семейной жизни.
Обратить внимание на следующие скульптуры:
Поклонение богу Атону. Рельеф из храма Атона в Ахетатоне. Верхняя часть пограничной стелы «S» в Ахетатоне. Пропись рельефа из гробницы Панехси в Эль-Амарне. Оплакивание умершей принцессы Макетатон. Рельеф из царской гробницы в Эль-Амарне.
Семья фараона Эхнатона. Рельеф домашнего алтаря из Амарны.
Рекомендуемая литература
1. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Востока. М., 1976.
2. Бродский Б.С. Романтические ведуты. М., 1966. С. 17-35.
3. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. М., 1986.
4. Искусство древнего Египта. М., 1972.
5. Картер Г. Гробница Тутанхамона. М., 1959.
6. Кристиан Жан. Нефертити и Эхнатон. Солнечная чета. М., 1999.
7. Культура Древнего Египта. М., 1976.
8. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М.-Л., 1961.
9. Матье М.Э. Во времена Нефертити. М.-Л., 1961.
10. Морэ А. Цари и боги Египта. М., 2001.
11. Перепелкин Ю.Я. Кэйе и Семнех-керэ. К исходу солнцепоклоннического переворота в Египте. М., 1979.
12. Перепелкин Ю.Я. Тайны золотого гроба. М.,1968.
13. Померанцева Н.А. Искусство Древнего Египта // Искусство Древнего Востока (Малая история искусств). М., 1976.
14. Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М.,1985.
40. Создание в амарнский период нового образа фараона – человека
1. Замена идеала физической мощи сурового фараона-властителя на образ духовно возвышенного героя, исполненного мягкости и человечности.
1)Колосс Эхнатона из храма Атона в Карнаке. Каир.
а) новаторство в изображении;
б) признаки традиционного канона:
· одеяние и головной убор;
· скрещенные на груди руки с атрибутами власти (плеть и жезл).
2)Гипсовый слепок со скульптурной головы Эхнатона. Берлин. Государственный музей. Статуя фараона Эхнатона. Париж. Лувр.
2. Отбор характерного и выразительного во внешнем облике Аменхотепа IV и выработка на этой основе иконографических приемов изображения фараона.
3. Отказ от идеализации фараона, верность натуре. Требование правдоподобия в передаче внешнего облика.
4. Преломление индивидуальных черт фараона сквозь призму художественного обобщения.
5. Изменение обычного соотношения отдельных деталей лица.
6. Отпечаток женственности, поэтическая одухотворенность.
7. Использование свободной позы.
Рекомендуемая литература
1. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Востока. М., 1976.
2. Бродский Б.С. Романтические ведуты. М., 1966. С. 17-35.
3. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. М., 1986.
4. Искусство древнего Египта. М., 1972.
5. Картер Г. Гробница Тутанхамона. М., 1959.
6. Кристиан Жан. Нефертити и Эхнатон. Солнечная чета. М., 1999.
7. Культура Древнего Египта. М., 1976.
8. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М.; Л., 1961.
9. Матье М.Э. Во времена Нефертити. М.; Л., 1961.
10.Морэ А. Цари и боги Египта. М., 2001.
11.Перепелкин Ю.Я. Кэйе и Семнех-керэ. К исходу солнцепоклоннического переворота в Египте. М., 1979.
12.Перепелкин Ю.Я. Тайны золотого гроба. М.,1968.
13.Померанцева Н.А. Искусство Древнего Египта // Искусство Древнего Востока (Малая история искусств). М., 1976.
14.Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М.,1985
Женские скульптурные портреты периода Амарны
Создание в Древнем Египте первых классических образцов женской красоты.Женские скульптурные портреты периода Амарны.
1.Бюст царицы Нефертити в синей короне. Из Амарны. Берлин.
1) История находки статуи.
2) Подлинная жизненность изображения, портретность.
3) Воплощение покоя.
4) Легкая моделировка щек, губ, подбородка.
5) Символика колористической гаммы.
Портрет Нефертити из кристаллического песчаника. Берлин.
1) История находки статуи.
2) Отражение в портрете высокого человеческого достоинства, духовного совершенства, ума и женственности.