Чего-нибудь я не взял у вас!" -- Так разошлись они в разные

Стороны, старец и человек, и каждый смеялся, как смеются дети.

Но когда Заратустра остался один, говорил он так в сердце

Своем: "Возможно ли это! Этот святой старец в своем лесу еще не

Слыхал о том, что Бог мертв ".

Придя в ближайший город, лежавший за лесом, Заратустра

нашел там множество народа, собравшегося на базарной площади:

Ибо ему обещано было зрелище -- плясун на канате. И Заратустра

говорил так к народу:

Я учу вас о сверхчеловеке . Человек есть нечто, что

Должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его?

Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя; а

Вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее вернуться к

Состоянию зверя, чем превзойти человека?

Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или

Мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для

Сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором.

Вы совершили путь от червя к человеку, но многое в вас еще

Осталось от червя, Некогда были вы обезьяной, и даже теперь еще

Человек больше обезьяны, чем иная из обезьян.

Даже мудрейший среди вас есть только разлад и помесь

Растения и призрака. Но разве я велю вам стать призраком или

Растением?

Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке!

Сверхчеловек -- смысл земли. Пусть же ваша воля говорит:

Да будет сверхчеловек смыслом земли!

Я заклинаю вас, братья мои, оставайтесь верны земле

И не верьте тем, кто говорит вам о надземных надеждах! Они

Отравители, все равно, знают ли они это или нет.

Они презирают жизнь, эти умирающие и сами себя отравившие,

От которых устала земля: пусть же исчезнут они!

Прежде хула на Бога была величайшей хулой; но Бог умер, и

вместе с ним умерли и эти хулители. Теперь хулить землю --

Самое ужасное преступление, так же как чтить сущность

Непостижимого выше, чем смысл земли!

Некогда смотрела душа на тело с презрением: и тогда не

Было ничего выше, чем это презрение, -- она хотела видеть тело

Тощим, отвратительным и голодным. Так думала она бежать от тела

И от земли.

О, эта душа сама была еще тощей, отвратительной и

Голодной; и жестокость была вожделением этой души!

Но и теперь еще, братья мои, скажите мне: что говорит ваше

Тело о вашей душе? Разве ваша душа не есть бедность и грязь и

Жалкое довольство собою?

Поистине, человек -- это грязный поток. Надо быть морем,

Чтобы принять в себя грязный поток и не сделаться нечистым.

Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он -- это море, где

Может потонуть ваше великое презрение.

В чем то самое высокое, что можете вы пережить? Это -- час

Великого презрения. Час, когда ваше счастье становится для вас

Отвратительным, так же как ваш разум и ваша добродетель.

Час, когда вы говорите: "В чем мое счастье! Оно --

Бедность и грязь и жалкое довольство собою. Мое счастье должно

бы было оправдывать само существование!"

Час, когда вы говорите: "В чем мой разум! Добивается ли он

Знания, как лев своей пищи? Он -- бедность и грязь и жалкое

довольство собою!"

Час, когда вы говорите: "В чем моя добродетель! Она еще не

Заставила меня безумствовать. Как устал я от добра моего и от

зла моего! Все это бедность и грязь и жалкое довольство собою!"

Час, когда вы говорите: "В чем моя справедливость! Я не

Вижу, чтобы был я пламенем и углем. А справедливый -- это

пламень и уголь!"

Час, когда вы говорите: "В чем моя жалость! Разве жалость

Не крест, к которому пригвождается каждый, кто любит людей?

Но моя жалость не есть распятие".

Говорили ли вы уже так? Восклицали ли вы уже так? Ах, если

Бы я уже слышал вас так восклицающими!

Не ваш грех -- ваше самодовольство вопиет к небу;

Ничтожество ваших грехов вопиет к небу!

Но где же та молния, что лизнет вас своим языком? Где то

Безумие, что надо бы привить вам?

Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он -- эта молния, он

-- это безумие! --

Пока Заратустра так говорил, кто-то крикнул из толпы: "Мы

Слышали уже довольно о канатном плясуне; пусть нам покажут

Наши рекомендации