Искусство в системе культуры

Корни искусства заложены в различных сторонах жизни и деятельности первобытного общества. Некоторые теоретики культуры считают, что искусство произошло из трудовой деятельности (ритуальные танцы и другие действа, моделирующие практические занятия людей.

Религиозные теории утверждали, что искусство возникло по воле Богов и представляет собой её проявления.

Платон: «Устами певца говорят Боги».

Современные культурологи и искусствоведы объясняют причину возникновения искусства в особом умении художника «предчувствовать» сущность вещей и передавать их в своём творчестве.

Музыкальные стили – это язык эпохи.

Но все теории отмечают особый мир искусства, порожденный человеческим духом и отражает особую сферу человеческой деятельности. Искусство воссоздает в своих произведениях всю вселенную человека, в которой фантазия и вымысел с одной стороны, добро и красота с другой.

Сложность и многоплановость искусства позволяет ему быть одновременно явлением, познающим мир в особой форме и преобразующим, оценивающим его. Искусство должно в себе нести нравственную норму.

Искусство соединяет в себе реальность и вымысел, объективное состояние мира и субъективный взгляд человека становится особой формой познания и создает ЦЕЛОСТНУЮ КАРТИНУ МИРА.

Только в искусстве и его осмыслении в художественном произведении можно столкнуться с отношением к нему автора и действующей моделью мира в понимании художника.

Искусство – это творческая деятельность, в которой создание художественного образа является центральным звеном.

Художественный образ – это специфическое явление, присущее только искусству. Не одна другая человеческая деятельность не создает подобного феномена.

Исключительная особенность искусства заключается в том, что все факты и действия, лежащие в основе произведения искусства, связаны С ВНУТРЕННИМ МИРОМ, ЛИЧНОСТЬЮ И ГЕНИЕМ АВТОРА, ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ОСОБЕННОСТЯМ НАЦИИ И НАРОДА, СОЗДАВШИМ ЭТО ИСКУССТВО.

В профессиональном творчестве народность искусства проявляется в правдивости (истинности) его содержания, глубине и значительности идей, создании образов народных героев, внесение в профессиональное искусство элемента народного языка, необходимости художественного творчества для широких общественных кругов.

Народность искусства – это способность выражать общенародные интересы, настроения, взгляды, пристрастия.

Народ как субъект – это носитель народной культуры в прошлом и настоящем. Субъектом является человек, принадлежащий к определенной нации. Своё происхождение народная культура восходит к протокультуре рода и племени. Субъектом-носителем является этнос (от греч. – ethnos-народ). Когда члены рода, племени, этноса в равной мере представляли популяцию, понятие народной культуры не обрела своей специфики.

Современное представление о категории народ – это определенный комплекс социально-нравственных черт в генотипе русского человека как носителя идеи со своеобразным стереотипом поведения. Благодаря универсально-чувственному восприятию окружающего мира основа художественной деятельности человека проявляется в основах современного быта и культуры. Отличия составляет национальный стиль как основа культуры и искусства.

НХК выделяет границы в четырех измерениях:

1. Сложная иерархическая структура (явления материального и духовного порядка)

2. Полисоциальность с конкретно-историческими формами бытования, которые изменяются вместе с образом жизни народа

3. Разнопорядковые явления (декоративно-прикладное искусство, фольклор)

4. Фольклористика как целостное явление в подсистеме художественной культуры.

НХК входит в общую систему народной культуры ( народная медицина, народная педагогика, народная мораль, народные обычаи и т.д.)

С другой стороны это глобальная система художественной культуры.

НХК – это многомерное явление, имеющее сложные пограничные образования как НК в целом, так и с элитарным и массовым искусством.

Цель изучения НХК.

Освоение национально-культурных традиций в области народного художественного творчества, самобытных явлений народного искусства, выявление архитектоники и форм художественного творчества в рамках различных культурно-исторических типов

1. Овладение навыками ценностного анализа основных проблем НХК и её развития

2. Получение представления о путях становления НХК в её неразрывной связи с формированием и трансформированием менталитета этноса

3. Использование в профессиональной деятельности совокупности видов и форм художественно-творческой деятельности народа

4. Формирование интереса у молодого поколения к НХК

5. Освоение народо-творческого потенциала традиционной культуры народов России

НХК – это процесс творчества народа, результатом которого является создание как духовных, так и материальных ценностей. Следовательно, главная особенность НК – утилитарность.

НХК несет в себе огромный воспитательный потенциал (колыбельная).

Специфика НХК – воплощение в себе УСТОЙЧИВЫХ ФОРМ ЖИЗНИ НАРОДА, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира.

НХК России несет в себе древнейший пласт отечественного культурного наследия, который передавался из поколения в поколение в безписьменной форме «из уст в уста».

НХК складывалась на Руси как культура быта в разных слоях общества, при этом сохраняя много общего с крестьянской, купеческой, боярской и княжеской средой.

Более 10 веков русской народной культуры развивались во взаимосвязи с церковным искусством, неотделимым от библейских сюжетов.

В современной России получило распространение не только православная вера не только православная вера, но и древних религий, каждая из которых связана с соответствующими ей явлениями искусства.

Важнейший исторический пласт отечественной НХК неразрывно с ней связан – светская культура.

18 век – реформы Петра (Чайковский, Римский – Корсаков, Стравинский, Врубель, Кустодиев, Васнецов).

НХ К – сложное многогранное явление, неограниченное крестьянским фольклором НХК включает сложившиеся в том или ином этносе формы и способа создания, сохранения и распространения художественных ценностей от поколения к поколению.

Наши рекомендации