Искусство в системе культуры
Корни искусства заложены в различных сторонах жизни и деятельности первобытного общества. Некоторые теоретики культуры считают, что искусство произошло из трудовой деятельности (ритуальные танцы и другие действа, моделирующие практические занятия людей.
Религиозные теории утверждали, что искусство возникло по воле Богов и представляет собой её проявления.
Платон: «Устами певца говорят Боги».
Современные культурологи и искусствоведы объясняют причину возникновения искусства в особом умении художника «предчувствовать» сущность вещей и передавать их в своём творчестве.
Музыкальные стили – это язык эпохи.
Но все теории отмечают особый мир искусства, порожденный человеческим духом и отражает особую сферу человеческой деятельности. Искусство воссоздает в своих произведениях всю вселенную человека, в которой фантазия и вымысел с одной стороны, добро и красота с другой.
Сложность и многоплановость искусства позволяет ему быть одновременно явлением, познающим мир в особой форме и преобразующим, оценивающим его. Искусство должно в себе нести нравственную норму.
Искусство соединяет в себе реальность и вымысел, объективное состояние мира и субъективный взгляд человека становится особой формой познания и создает ЦЕЛОСТНУЮ КАРТИНУ МИРА.
Только в искусстве и его осмыслении в художественном произведении можно столкнуться с отношением к нему автора и действующей моделью мира в понимании художника.
Искусство – это творческая деятельность, в которой создание художественного образа является центральным звеном.
Художественный образ – это специфическое явление, присущее только искусству. Не одна другая человеческая деятельность не создает подобного феномена.
Исключительная особенность искусства заключается в том, что все факты и действия, лежащие в основе произведения искусства, связаны С ВНУТРЕННИМ МИРОМ, ЛИЧНОСТЬЮ И ГЕНИЕМ АВТОРА, ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ОСОБЕННОСТЯМ НАЦИИ И НАРОДА, СОЗДАВШИМ ЭТО ИСКУССТВО.
В профессиональном творчестве народность искусства проявляется в правдивости (истинности) его содержания, глубине и значительности идей, создании образов народных героев, внесение в профессиональное искусство элемента народного языка, необходимости художественного творчества для широких общественных кругов.
Народность искусства – это способность выражать общенародные интересы, настроения, взгляды, пристрастия.
Народ как субъект – это носитель народной культуры в прошлом и настоящем. Субъектом является человек, принадлежащий к определенной нации. Своё происхождение народная культура восходит к протокультуре рода и племени. Субъектом-носителем является этнос (от греч. – ethnos-народ). Когда члены рода, племени, этноса в равной мере представляли популяцию, понятие народной культуры не обрела своей специфики.
Современное представление о категории народ – это определенный комплекс социально-нравственных черт в генотипе русского человека как носителя идеи со своеобразным стереотипом поведения. Благодаря универсально-чувственному восприятию окружающего мира основа художественной деятельности человека проявляется в основах современного быта и культуры. Отличия составляет национальный стиль как основа культуры и искусства.
НХК выделяет границы в четырех измерениях:
1. Сложная иерархическая структура (явления материального и духовного порядка)
2. Полисоциальность с конкретно-историческими формами бытования, которые изменяются вместе с образом жизни народа
3. Разнопорядковые явления (декоративно-прикладное искусство, фольклор)
4. Фольклористика как целостное явление в подсистеме художественной культуры.
НХК входит в общую систему народной культуры ( народная медицина, народная педагогика, народная мораль, народные обычаи и т.д.)
С другой стороны это глобальная система художественной культуры.
НХК – это многомерное явление, имеющее сложные пограничные образования как НК в целом, так и с элитарным и массовым искусством.
Цель изучения НХК.
Освоение национально-культурных традиций в области народного художественного творчества, самобытных явлений народного искусства, выявление архитектоники и форм художественного творчества в рамках различных культурно-исторических типов
1. Овладение навыками ценностного анализа основных проблем НХК и её развития
2. Получение представления о путях становления НХК в её неразрывной связи с формированием и трансформированием менталитета этноса
3. Использование в профессиональной деятельности совокупности видов и форм художественно-творческой деятельности народа
4. Формирование интереса у молодого поколения к НХК
5. Освоение народо-творческого потенциала традиционной культуры народов России
НХК – это процесс творчества народа, результатом которого является создание как духовных, так и материальных ценностей. Следовательно, главная особенность НК – утилитарность.
НХК несет в себе огромный воспитательный потенциал (колыбельная).
Специфика НХК – воплощение в себе УСТОЙЧИВЫХ ФОРМ ЖИЗНИ НАРОДА, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира.
НХК России несет в себе древнейший пласт отечественного культурного наследия, который передавался из поколения в поколение в безписьменной форме «из уст в уста».
НХК складывалась на Руси как культура быта в разных слоях общества, при этом сохраняя много общего с крестьянской, купеческой, боярской и княжеской средой.
Более 10 веков русской народной культуры развивались во взаимосвязи с церковным искусством, неотделимым от библейских сюжетов.
В современной России получило распространение не только православная вера не только православная вера, но и древних религий, каждая из которых связана с соответствующими ей явлениями искусства.
Важнейший исторический пласт отечественной НХК неразрывно с ней связан – светская культура.
18 век – реформы Петра (Чайковский, Римский – Корсаков, Стравинский, Врубель, Кустодиев, Васнецов).
НХ К – сложное многогранное явление, неограниченное крестьянским фольклором НХК включает сложившиеся в том или ином этносе формы и способа создания, сохранения и распространения художественных ценностей от поколения к поколению.