Русское искусство 16 века. Арх-ра Москвы.
1 из самых интересных страниц в истории древнерусского зодчества стала шатровая архитектура XVI столетия. Храмы, завершаемые шатром, издавна известны в русской деревянной как церковной, так и светской архитектуре. Конструкция шатрового верха так и называлась «на деревянное дело». Один из первых и самых великолепных кирпичных памятников шатрового зодчества – Церковь Вознесения в селе Коломенском (1530–1532)
Храм Василия Блаженного воздвигнутого на Красной площади в Москве в 1555–1561 гг. двумя русскими зодчими Бармой и Постником. Храм заложен в память о взятии войсками Грозного Казани, происшедшем в день праздника Покрова. Архитектурный ансамбль храма Василия Блаженного состоит из 9 объемов, из которых центральный, увенчанный шатром, как раз и посвящен празднику Покрова Богородицы, а восемь столпообразных храмов расположены вокруг этой главной церкви по осям и диагоналям. Выдвинутая центральная апсида, разнообразные лестничные всходы, различная высота самих столпов, многообразные приделы, величественные кокошники, само сочетание красного кирпича с белокаменными деталями, общая живописная асимметричность композиции. Светское начало в нем, конечно, не превалирует над культовым, но выражено отчетливо, Луковичные главы собора появились в конце XVI в., а сохранившаяся до наших дней многоцветная роспись храма исполнена в XVII–XVIII вв. В XVI столетии была только цветная майоликовая облицовка центрального шатра, общее же декоративное решение строилось, как уже говорилось, на сочетании белокаменных деталей с краснокирпичной поверхностью стен.
Рядом с шатровым в культовом зодчестве XVI в. продолжает развитие тип крестово-купольного храма, причем подчеркнуто массивного, громадного по размерам, отражающего мощь самодержавной власти и силу церкви (Софийский собор в Вологде, Успенский собор в Троице-Сергиевой лавре). В годуновское время строятся храмы, разнообразные по конструкции: пятиглавые (церковь в селе Вяземы, резиденции Бориса Годунова, бесстолпные (церковь в селе Хорошево,.), даже шатровые (церковь Бориса и Глеба в Борисовом городке под Можайском,). Для руководства государственным строительством еще в 1583 г. был создан Приказ каменных дел, объединивший всех причастных к строительству – от зодчих до простых каменщиков и сыгравший большую роль в решении градостроительных задач и в возведении военно-инженерных сооружений. Под непосредственным руководством и силами Приказа встают стены Белого города в Москве (Китай-город был возведен еще в 30-х годах архитектором Петроком Малым) и знаменитый Смоленский кремль – обе Федор Конь.
Получает развитие и распространение особый тип высокого башнеобразного храма «под колоколы», одним из первых образцов которого был «столп» Ивана Великого в Кремле. Примеры таких сооружений представляет круглая в плане церковь Георгия в Коломенском (1534)
Первые десятилетия XVI века - время освоения, обживания и окультуривания территорий городов, их благоустро- ения и украшения. Он связан, в первую очередь, с именем и деятельностью венецианского зодчего, строителя Архангельского собора в Кремле, известного на Руси под именем Алевиза Нового. Внешним признаком этого периода явилось усиление коративности фасадов, постоянное изменение и усложнение внешних форм и планов зданий, активное введение в практику русской архитектуры ренессансных ордерных мотивов3. Возведенный в 1505-1508 годах Архангельский собор(моск. кремля) напоминает пышно украшенное дворцовое сооружение. Зодчий одел традиционный для Руси шестистолпный крестовокупольный храм в несвойственные ему одежды, украсив стены пилястрамии порталами с резными капителями, филенками, а закомары - крупными раковинами и фиалами. В западной части он расположил характерную для венецианской архитектуры лоджию, открывающуюся в сторону площади великолепной двойной аркой, украшенной фиалами. Впервые в русской архитектуре фасады храма получили этажное членение. Нижний этаж, оформленный арками, отделяется от верхнего раскрепо- ванным антаблементом. В углах между арками и антаблементом зодчий расположил окна-медальоны в обрамлениях. Порталы и лоджия покрыты великолепным резным орнаментом в виде пышных гирлянд и вазонов. Сходство с венецианской архитектурой усиливают треугольные завершения тимпанов закомар и четыре круглых окна в закомаре центрального прясла западной стены
В отличие от Успенского в Архангельском соборе рельеф стены намеренно выявлен, Внутреннее пространство, сохраняющее традиционную для православной церкви плановую структуру, восходящую к храмам домонгольской поры, также подверглось новой интерпретации в духе идей характерных для венецианских зодчих эпохи Ренессанса, Все столбы, имеющие крещатую форму, получили ордерную декорацию в виде пилястр, поднятых на высокие постаменты и отделенных от склонов свода карнизами. Карниз проходит по всему периметру рукавов под- купольного креста, отделяя верхнюю зону храма от нижней. Лопаткам столбов отвечают пилястры на стенах. Подчиняясь требованиям заказа, зодчий сохранил каноническое для православия устройство алтарной части и форму высоких световых барабанов пяти глав, которые он сгруппировал вместе и сдвинул к востоку. Параллельно со строительством Архангельского собора Алевиз Новый руководил постройкой - церкви Рождества Иоанна Предтечи, располагавшегося рядом с дворцом великого князя, у Боровицких ворот Кремля. .В 1508 году было завершено строительство каменного дворца, которое было начато еще при жизни Ивана III в 1499 году. Руководил им то есть специалист в области оборонного и гражданского зодчества, выходец из Милана Алоизио да Карезано, . Фасады и интерьеры дворца, как показали археологические и реставрационные исследования, были расчленены пилястрами «большого» и «малого» ордера, декорированы белокаменными резными и отформованными терракотовыми деталями, характерными для итальянской ренес- сансной архитектуры. Первоначальные потолки до пожара 1547 года были плоскими, деревянными, украшенными углублениями геометрической формы - кессонами.
Московский Кремль стал образцом для многих крепостей XVI в. (в Новгороде, Нижнем Новгороде, Туле, Коломне; в этот же период были перестроены крепости Орешек, Ладога, Копорье, заложена крепость Иван-город и пр.), а его храмы –для культовых сооружений на территории всей Руси. По типу Успенского собора были построены многие храмы XVI в.: Софийский собор в Вологде, Смоленский собор Новодевичьего монастыря в Москве, Успенский – Троице-Сергиева монастыря и т. д. Применение железных связей вместо деревянных, использование подъемных механизмов с конца XV столетия расширило возможности зодчих. Московская архитектура рубежа XV–XVI вв. несомненно стала общерусским явлением.