Шумер и древневавилонское царство 1 страница
Колчева Э.М.
К 61 История искусства древнего мира: Учебно-методическое пособие /Мар. гос. ун-т. – Йошкар-Ола. – 2003. – 52 с.
В представленном пособии рассматривается искусство древнего этапа в истории человечества, кратко характеризуются художественные достижения основных древних культур: первобытной, египетской, шумеро-вавилонской и античной. Прилагаемый после каждой темы список иллюстраций и справочник терминов облегчают усвоение материала, делают пособие удобным в применении.
Список рекомендуемой для самостоятельной работы литературы включает в себя труды не только современных исследователей, но и авторов иных эпох, в том числе и античных. Это, безусловно, поможет студентам выработать культурологический подход к истории искусства, сформировать самостоятельное исследовательское мышление. В списке тем рефератов особенно интересным является блок тем, связанный с усвоением достижений древнего искусства современностью.
ББК 85.1
УДК 7
© Колчева Э.М., 2003
© Марийский государственный
университет, 2003
ВВЕДЕНИЕ
История искусства Древнего мира является отдельным курсом в авторской программе по общепрофессиональной дисциплине «История искусств» для специальности 053000 – Народное художественное творчество. Цель данного учебно-методического пособия – ознакомить студентов с основными особенностями древнего этапа в искусстве, дать представление о важнейших произведениях искусства древности.
Пособие включает в себя несколько тем: во-первых, это первобытное искусство, затем искусство древнейших очагов культуры – Древнего Египта и Передней Азии, и две последние темы связаны с античным миром – искусство Древней Греции и искусство Древнего Рима.
Каждая тема раскрывается кратко, в хронологическом порядке. Затем приводится перечень обязательных иллюстраций (см. литературу, приведенную в конце пособия; названия иллюстраций, помеченные *, даны в тесте) по данной теме и даются сжатые определения историко-культурных понятий, терминов, необходимых для усвоения темы. Такое изложение материала продиктовано предполагаемой формой контроля знаний в виде тестов по каждой отдельной теме.
Для более глубокого ознакомления с предметом, творчеством отдельных мастеров или стран в конце пособия приводится список рекомендуемой для чтения литературы, а также материалов, представленных на электронных носителях. Для творческого осмысления отдельных проблем древнего искусства предлагаются темы рефератов.
Пособие включает в себя только историю пластических искусств, так как программа обучения студентов указанной специальности предусматривает отдельные курсы литературы и истории музыки. Оно может быть также использовано для занятий со студентами других специальностей, изучающих культурологические дисциплины.
ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО
Возникло в позднем палеолите около 33-го тысячелетия до н.э., отражая условия жизни и воззрения первобытных охотников (примитивные жилища, полные жизни и движения пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль.
НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (писаницы, петроглифы), древние (от палеолита до средневековья) изображения на стенах пещер, на скалах и камнях, выполненные краской (см. Альтамира, Ласко и др.), резьбой, рельефом (Бохусленские наскальные изображения) и пр.
Альтамира – пещера в провинции Сантандер (Испания) с красочными настенными изображениями (бизонов и других животных) мадленской культуры позднего палеолита.
ЛАСКО (Lascaux) – пещера во Франции, около г. Монтиньяк, с гравированными и живописными настенными изображениями (охоты на бизона, оленей, диких быков, лошадей) позднепалеолитического времени.
БОХУСЛЕНСКИЕ НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (местность Бохуслен, Bohuslan, Юго-Западная Швеция), бронзового и железного веков: лодки с гребцами, колесницы, деревья, животные, солярные знаки, ритуальные процессии и битвы.
ТРИПОЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА, археологическая культура эпохи энеолита на территории Украины, Молдавии и Румынии (см. также Кукутени). Названа по с. Триполье под Киевом. Остатки поселений, погребения, клады, расписная керамика.
Мегалитическая архитектура – это каменная архитектура неолита и бронзового века. "Мега" по-гречески значит "большой, огромный", "лит" – "камень, каменный". Мегалиты – огромные камни, которые были установлены древними людьми в определенных местах и в определенном порядке. Мегалитическая архитектура – первый опыт каменного строительства, когда люди стали овладевать физическими и эстетическими свойствами камня. Человек в эпоху неолита жил уже не в пещерах, а строил себе деревянные жилища, вел оседлый образ жизни, занимался земледелием, разводил скот, вырубал леса и овладел многими ремеслами.
В разных частях земли неолит и бронзовый век приходились на разные временные периоды. Некоторые племена проходили этот этап развития даже в XX веке, что помогло современным ученым понять многие из загадок далекого прошлого. Овладение камнем было сложным процессом, потребовавшим хорошей организации работы и привлечения большого количества людей. Нужны были знающие руководители, владеющие науками и ремеслами, а также немаловажная цель, ради которой можно было сподвигнуть людей на строительство.
Первый этап работы с камнем заключался в установке отдельной глыбы – монолита – в вертикальном положении. Такие вертикально стоящие камни называются менгирами. Довольно много их сохранилось в Европе, особенно в Великобритании, Франции и Ирландии. Во французской провинции Бретань есть целая аллея менгиров – их там несколько сотен. Назначение их не всегда ясно, но, очевидно, что камни имели ритуальное значение. Их вертикальное положение – это обращение к небу, а небо – обиталище богов.
Интересным и очень ярким примером мегалитов, обработанных в виде человеческих голов со взорами, устремленными в небо, являются огромные каменные изваяния с острова Пасхи. Это скорее скульптура, чем архитектура, хотя по сути и по природе своей они очень близки мегалитам Европы.
Следующим этапом было освоение архитектоники, то есть законов несения тяжести, работы несомых и несущих частей. Если на два или более менгиров положить сверху плиту так, чтобы она не падала, получится дольмен – другой тип мегалитической постройки. Такая плита, или балка, создает укрытие, замыкает некое пространство внизу, и подобные сооружения чаще всего были связаны с погребениями. Соединение менгиров и дольменов, или только менгиров в кольцо, создание комплекса мегалитов, связанных между собой композиционно, а иногда и соединенных в круг, в хоровод, так называемый кромлех, прочно связано с ритуальным действием.
СТОУНХЕНДЖ (Stonehenge) – крупнейшая мегалитическая культовая постройка 2-го тыс. до н.э. в Великобритании, близ г. Солсбери. Земляные валы, огромные каменные плиты и столбы образуют концентрические круги. Некоторые ученые считают Стоунхендж древней обсерваторией.
ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ – условное общее название широко распространенных в искусстве древности стилизованных изображений отдельных животных, частей их тела или композиций из нескольких животных. Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железном веке и в искусстве раннеклассических государств; его традиции сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя, со временем превращались в условный мотив орнамента.
ИЛЛЮСТРАЦИИ
1. Альтамира. Раненный бизон.
2. Ласко. Лошади. Быки.
3. Палеолитические «Венеры».
4. Трипольская керамика.
5. Стоунхендж.
6. Неолитическая наскальная живопись: сцены охоты и ритуальных танцев.
7. Петроглифы.
ТЕРМИНЫ
палеолит (от палео ... и ... лит) – древний каменный век, первый период каменного века, время существования ископаемого человека (палеоантропы и др.), который пользовался оббитыми каменными, деревянными, костяными орудиями, занимался охотой и собирательством. Палеолит продолжался с возникновения человека (св. 2 млн. лет назад) примерно до 10-го тыс. до н.э.
неолит (от нео ... и ... лит) – новый каменный век, период (ок. 8–3-го тыс. до н.э.) перехода от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). В эпоху неолита орудия из камня шлифовались, сверлились, появились глиняная посуда, прядение, ткачество
бронзовый век – исторический период, сменивший энеолит и характеризующийся распространением металлургии бронзы, бронзовых орудий и оружия в конце 4-го – начале 1-го тыс. до н.э. (в отдельных регионах позднее). В бронзовый век появились кочевое скотоводство и поливное земледелие, письменность, рабовладение (Ближний Восток, Китай, Южная Америка и др.). Сменился железным веком
железный век – период в развитии человечества, наступивший с распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий и оружия. Сменил бронзовый век в основном в нач. 1-го тыс. до н.э. Применение железа дало мощный стимул развитию производства и ускорило общественное развитие. В железном веке у большинства народов Евразии происходили разложение первобытнообщинного строя и переход
к классовому обществу
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА
(XXX-XXIV вв. до н.э.)
Расцвет искусства Древнего Египта начинается в 3-м тысячелетии до н.э. после объединения страны. В укрепление неограниченной власти фараоны объявили себя сынами Солнца, которое почиталось как бог живых царей. Богом умерших был Осирис.
Скульптура Древнего Египта, связанная с самого возникновения с заупокойным культом, тяготела к точному портретному изображению. Особое значение в 3-м тысячелетии до н.э. приобрело строительство гигантских гробниц. Они состояли из подземного помещения, куда ставился саркофаг, и мастабы – надземного холма, облицованного кирпичом. Однако в нарастающей грандиозности фараонов III династии сказалось желание возвеличить в веках жизнь правителя. Усыпальница фараона Джосера в Саккаре (XXVIII в. до н.э.), возведенная зодчим Имхотепом, достигала в высоту более 60 м и состояла из семи убывающих кверху каменных ступеней. Однако здесь еще не были достигнуты ясность и простота, тот ничем несдерживаемый плавный подъем ввысь, которые выражены в пирамидах фараонов последующей IV династии. Одним из "семи чудес света" называли пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина (XXVIII в. до н.э.) в Гизе. Их образ воплотил величие и дерзновенную смелость человеческого замысла противопоставить векам деятельность своих рук и разума. Огромная масса пирамид, сложенных из мощных каменных блоков, поражает простотой и ясностью формы. В плане каждой пирамиды – квадрат, а стороны представляют собой равнобедренные треугольники. Высота наиболее грандиозной пирамиды Хеопса 146,6 м, длина стороны основания 233 м. Пирамиды в Гизе составляли часть грандиозного ансамбля. Они были соединены с Нилом длинными коридорами. Ансамбль дополняет гигантская фигура сфинкса, стоящая на пути к пирамиде Хефрена. Высеченный из массива единой скалы, сфинкс с широко открытым взглядом, устремленным в пространство, словно утверждал идею вечного покоя.
Египетское искусство основано на каноне. Точное следование вековым образцам и почти полное отсутствие стилистических изменений отражали стабильность и известный консерватизм общества. Изображение человека основывалось на геометрических пропорциях с их раз и навсегда заданным цифровым соотношением частей тела, каждая из которых имела постоянный размер. Голову и ноги изображали в профиль, глаза и торс – фронтально. Для египтянина целостность была важнее, чем реальность. Сидящую фигуру предписывалось изображать с руками, сложенными на коленях. Социальному статусу персонажа наглядно соответствовал размер изображения. Идеализированные, канонические портреты фараонов были призваны выражать их божественное происхождение и сущность. Изображая придворных, художник пользовался большей свободой, и их образы реалистичнее.
Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Все они были выполнены в рамках строгих канонов. Люди изображались в спокойных, полных неподвижного величия позах, словно застывшие в веках. Вместе с тем, скульптура Древнего царства отличается острым реализмом, огромной внутренней энергией. Индивидуализированные лица портретируемых еще более оживлялись яркой раскраской, инкрустацией глаз горным хрусталем и эбеновым деревом. Статуя сидящего писца Каи (середина 3 тыс. до н.э., Париж, Лувр), выполненная из известняка, с внимательным взглядом больших глаз, поражает остро выраженной портретностью. Деревянная статуя вельможи Каапера, опирающегося на посох (Каир, Музей), отличается правдивостью и индивидуальностью (прозвана "сельским старостой"). Простота обобщенных форм, совершенство исполнения присущи парным статуям Рахотепа и его супруги Неферт (Каир, Музей). Они сидят на жестких кубических тронах с прямыми спинками, разъединенные расстоянием и направлением взглядов, устремленных прямо перед собой. По традиции мужская статуя раскрашена красно-коричневой краской, женская – желтоватой, волосы – черной, одежда – белой. Несмотря на неподвижность и лаконизм, их образы полны обаяния, чистоты и ясности.
Рельефы и росписи, украшающие стены гробниц, также связаны с заупокойным культом. Рельефы обычно плоски, почти не выступают над поверхностью стены. Силуэт фигур ясен и графичен. В деревянном рельефе, изображающем зодчего Хесира (Каир, Музей) весь облик – развернутые широкие плечи, узкие бедра в профиль, густая шапка волос, гордое лицо – создают ощущение внутренней силы человека, подчеркивают красоту и ритмичность его упругого движения. Для рельефов Древнего царства типичен принцип фризового развития сюжетов, разворачивающихся сцена за сценой. Та же чистота линий, сдержанность и спокойная ясность ритмов – в росписях из гробницы в Медуме. В росписях стен применялись обычно золотистые, оранжево-красные, зеленые, синие и бирюзовые краски, нанесенные на сухую поверхность. Часто специальные углубления заполнялись цветными пастами,
похожими на инкрустацию. Обобщенные контурные линии подчеркивали плоскость стены, монументальную целостность ансамбля.
ИЛЛЮСТРАЦИИ
1. Усыпальница фараона Джосера в Саккаре.
2. Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина.
3. Сфинкс.
4. Статуя сидящего писца Каи.
5. Деревянная статуя вельможи Каапера.
6. Парные статуи Рахотепа и его супруги Неферт.
7. Рельеф, изображающий зодчего Хесира.
ТЕРМИНЫ
Амон – в древнеегипетской мифологии бог-покровитель г. Фивы, постепенно стал отождествляться с верховным богом Ра (Амон-Ра)
Осирис –в древнеегипетской мифологии бог умирающей и воскресающей природы, брат и супруг Исиды, отец Гора; покровитель и судья мертвых
мастаба – надземный холм, облицованный кирпичом. (араб., букв. – каменная скамья), древнеегипетская гробница (3-е тыс. до н.э.) в виде лежащего бруса с наклоненными к центру стенами; в подземной погребальной камере статуи, рельефы, росписи
канон – в изобразительном искусстве – система стилистических и иконографических норм, господствующая в искусстве какого-либо периода или направления; произведение, служащее нормативным образцом
сфинкс – 1) в греческой мифологии – крылатая полуженщина, полульвица, обитавшая на скале близ Фив; задавала прохожим неразрешимую загадку и затем, не получив ответа, пожирала их. Загадку сфинкса ("кто утром ходит на 4-х ногах, в полдень на двух, вечером на трех") разгадал Эдип (его ответ: "человек – в детстве, зрелости и старости"); после чего сфинкс бросилась со скалы; 2) в Древнем Египте – статуя фантастического существа с телом льва и головой человека, реже животного
инкрустация(позднелат. incrustatio, букв. – покрытие корой) – украшение изделий и зданий узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра
и т.п., которые врезаны в поверхность и отличаются от нее по цвету или материалу. Распространены инкрустации деревом по дереву (интарсия) и металлом по металлу (насечка)
графичность, производн. от: графика (греч. graphike, от grapho – пишу) – вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. На границе живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель. Графика делится на станковую (рисунок, не имеющий прикладного назначения, эстамп, лубок), книжную и газетно-журнальную (иллюстрация, оформление и конструирование печатных изданий), прикладную (промышленная графика, почтовые марки, экслибрисы) и плакат. Выразительные средства графики – контурная линия, штрих, пятно (иногда цветовое), фон листа (обычно белой бумаги), с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение.
скульптура(лат. sculptura, от sculpo – вырезаю, высекаю) – ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Скульптура изображает, главным образом, человека, реже животных, ее главные жанры – портрет, исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр. Художественно-выразительные средства скульптуры – построение объемной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета. Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон, и рельеф (изображение располагается на плоскости фона). Монументальная скульптура (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами; монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура); станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углубленное содержание. Материалы скульптуры – металл, камень, глина, дерево, гипс
и др.; методы их обработки – лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др.
рельефв искусстве – вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым (или углубленным) по отношению к плоскости фона. Основные виды – барельеф и горельеф
фриз (франц. frise) – 1) в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом; в дорическом ордере членится на триглифы и метопы,
в ионическом и коринфском иногда заполняется рельефами; 2) декоративная композиция (изображение или орнамент) в виде горизонтальной полосы (наверху стены, на предмете, кайма на паркете или ковре и т.д.)
ИСКУССТВО СРЕДНЕГО ЦАРСТВА
XXI-XVIII вв. до н.э.)
Около XXIV века до н.э. Египет распался на ряд областей, возглавляемых местными правителями. В XXI веке вновь началась борьба за объединение. Фиванские правители Юга снова объединили Египет, однако они не смогли окончательно подчинить себе номархов Среднего Египта.
Первым из памятников, ознаменовавших поиски новых архитектурных образов, была усыпальница Ментухотепов в Дейр-эль-Бахри близ Фив. Здесь была осуществлена попытка соединить храм с пирамидой, положено начало крупным храмовым ансамблям более позднего времени. Золотисто-розовый цвет камня, огромная протяженность окруженной стенами дороги, ведущей к храму с двумя террасами и широким пандусом, расположенному среди диких гор, сообщали этому своеобразному ансамблю величественный размах. Особое значение в Среднем царстве приобрели мощные колоннады, опоясывающие террасы храмов и дворы, а также колоссальные статуи правителей, как бы вышедших из темноты храмов и охраняющих их. Нововведением были пилоны – две мощные башни с узким проходом посредине, являющиеся своеобразным рубежом на пути людей, вступающих в храм.
В скульптуре новые искания проявились особенно остро во второй половине Среднего царства. Усилилась резкая властность черт правителей. Величавая ясность образов Древнего царства сменилась напряженностью. Портретная голова Сенусерта III (XIX в. до н.э., Нью-Йорк, Метрополитен-музей) с глубоко запавшими глазами, резкими дугами бровей, обострившимися скулами, выделенными блеском отполированного темного обсидиана, свидетельствуют об усложнении человеческого образа. Та же сила в лепке лица и интерес к передаче характера ощущаются портретной голове Аменемхета III (Каир, Музей).
Темы рельефов стали разнообразнее. В рельефах гробницы номарха Среднего царства Сенби в Меире (XX в. до н.э.), изображающих сцены охоты, звери показаны свободнее и живее, чем прежде. Их фигуры не располагаются строго по фризам, а свободно размещены в пейзаже. На рельефах в Меире изображаются и другие сцены жизни людей того времени: сбор папируса, ремесленники за работой. Новые сюжеты занимают все более важное место в искусстве, наполняют его все большей конкретностью.
В живописи, украшавшей стены гробниц и храмов, также обнаруживаются попытки преодолеть старые композиционные схемы. Строгие, полные величавого покоя фризы сменяются более свободно сгруппированными сценами, краски становятся нежнее и прозрачнее. Росписи исполняются темперой по сухому грунту. Золотистый цвет тел сочетается в них с зеленью трав, белизной одежд, голубизной цветов. Не ограничиваясь локальными тонами, мастера пользуются смешанными красками, наложенными то густо, то еле уловимо. Контуры обозначаются то резко, то нежно, отчего по-прежнему плоские силуэты становятся легче и живописнее. В гробнице Хнумхотепа II в Бени-Хасане (XX в. до н.э.) была создана одна из самых замечательных росписей в искусстве Среднего царства – сцена охоты на берегах Нила. По воде в изогнутых ладьях движутся высокие и стройные фигуры охотников. Вокруг них на деревьях с тончайшим кружевом прозрачной листвы изображено множество ярких птиц в нарядном оперении. Дикая кошка с мягкими вкрадчивыми движениями притаилась на упруго согнувшемся стебле лотоса среди нежных голубых цветов. Все в этой росписи исполнено совершенного мастерства и вместе с тем подчинено тонкому декоративному строю.
ИЛЛЮСТРАЦИИ
1. Усыпальница Ментухотепов в Дейр-эль-Бахри.
2. Портретная голова Сенусерта III*.
3. Портретная голова Аменемхета III.
4. Гробница Хнумхотепа II в Бени-Хасане, сцена охоты на берегах Нила.
ТЕРМИНЫ
пандус(от франц. pente douce – пологий склон) – наклонная площадка, служащая для въезда к расположенному над цоколем здания парадному входу; для подъема автомобилей в гаражах; в отдельных случаях заменяет лестницы
пилоны (от греч. pylon, букв. – ворота, вход) – 1) массивные столбы, служащие опорой перекрытий либо стоящие по сторонам входов или въездов; 2) башнеобразные сооружения в виде усеченных пирамид, воздвигавшиеся по сторонам входов в древнеегипетские храмы
живопись –вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись – важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита)
темпера(итал. tempera, от temperare – смешивать краски) – живопись красками, связующим веществом которых служат эмульсии – натуральные (цельное яйцо, желток, соки растений) или искусственные (водный раствор клея с маслом и т.д.)
ИСКУССТВО НОВОГО ЦАРСТВА
(XVI-XXI вв. до н.э.)
Период Нового царства состоял из нескольких крупных этапов, характеризующих сложные пути развития культуры этого времени. Около XVII века до н.э. Египет был завоеван гиксосами – пришельцами из Передней Азии, спустя столетие иноземные завоеватели были изгнаны, а Египет вновь объединен в мощное государство фиванскими фараонами, превратившими Египет в наиболее могущественную державу середины
2 тысячелетия до н.э. Египту была подвластна огромная территория, в том числе, частично, Передняя Азия и Нубия. Столицей вновь становятся Фивы, где ведется колоссальное строительство.
Основное храмовое строительство посвящается заупокойному культу и богу Амону. Наибольшее распространение в период Нового царства получил тип храма с четким прямоугольным планом. Его ансамблевый характер был рассчитан на постоянную смену впечатлений у многочисленных участников торжественных религиозных процессий. Фасад храма обращался к Нилу, от которого шла дорога, обрамленная по сторонам каменными сфинксами или овнами. Мерное повторение их фигур создавало спокойный ритм. Аллея сфинксов приводила к входу – каменному пилону – грандиозной, сужающейся кверху в форме трапеции стене, разделенной узким проходом посередине. Перед пилоном воздвигались колоссальные статуи, обелиски. За пилоном открывался прямоугольный в плане
открытый двор, обнесенный колоннами. В Фивах были возведены колоссальные, посвященные богу Амону, храмовые ансамбли Карнака и Луксора. Первым строителем Карнакского храма (XVI в. до н.э.) был зодчий по имени Аменхотеп Младший, который впервые ввел в архитектуру колоннаду двора. Завершающим звеном ансамбля Карнака был грандиозный (103х52 м) гипостильный зал (XIV-XIII вв. до н.э.), сооруженный зодчими Иупа и Хатиаи. Он представлял собой целый лес мощных колонн. Центральный, более высокий ряд колонн пропускал солнечный свет, который постепенно поглощался сумраком боковых рядов. Колонны Карнака и Луксора имели мощные капители и уподоблялись гигантским цветам лотоса и папируса, воспроизводя каменный лес, где человек чувствовал себя былинкой. В то же время благодаря теплому золотистому тону, нежным краскам росписей, красоте рельефов египетские храмы Нового царства не производили ощущения гнетущей мощи камня.
Новый характер приобрели гробницы царей и заупокойные храмы. Гробницы фиванских царей располагались в тайниках скалистых ущелий, а храмы возводились на равнине у подножия гор. Заупокойный храм царицы Хатшепсут (нач. XV в. до н.э.), выстроенный близ Фив, в Дейр-эль-Бахри, в той же долине, что и храм Ментухотепов, представлял собой грандиозный ансамбль, состоящий из трех колоссальных террас, объединенных пологими пандусами. Постепенно поднимаясь, храм врастает в толщу скал. Мерный ритм колонн и столбов, окружающих каждую террасу, находит отзвук в изумительной красоте пустынной и дикой природы, дополнившей творение Сенмута – строителя этого ансамбля. Рельефы стен храма царицы Хатшепсут повествуют о путешествиях, иноземных послах, ладьях, пускающихся в плаванье. Женские статуи и портреты частных лиц становятся более пластичными, мягкими по проработанности объемов.
В живописи мастера Нового царства искали также более смелое и сложное изображение окружающего мира. Быт знати, охоты, пиры, выезды показаны чрезвычайно красочно. Усложнилась композиция, разнообразнее стали движения фигур, колорит обогатился сиреневыми, розовыми оттенками. В раскраску фигур вводится золотисто-розовый цвет. Женщины в прозрачных одеждах представлены танцующими и музицирующими. (Роспись гробницы Нахта в Фивах, кон. XV в. до н.э.).
ИСКУССТВО АМАРНЫ – вершина развития египетского реалистического искусства. В начале XIV века до н.э. фараон Аменхотеп IV провел религиозную реформу. Единым божеством было провозглашено вместо символа солнца Амона-Ра само солнце – Атон. Фараон назвал себя Эхнатоном – "Духом Атона". Столица была перенесена из Фив в Ахетатон (современная Тель-эль-Амарна), возведенный заново местными мастерами. Лучшие произведения амарнского периода отличаются проникновенностью, овеяны подлинным дыханием жизни, полны внутреннего обаяния. Лучшее, что было создано в этот период – скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити, выполненные в рельефе и круглой пластике. Впервые в истории египетского искусства появилось изображение фараона в кругу семьи. Солнечный диск бога Атона повсюду простирает к ним свои лучи, благословляя их любовь и деяния. Портрет Нефертити в высокой короне из раскрашенного известняка (нач. XIV в. до н.э., Берлин, Египетский музей) стал своего рода олицетворением современного Египта. Гордая голова царицы на тонкой шее поражает совершенством точеных черт прекрасного лица, необычайной гармонией, завершенностью композиции, великолепным сочетанием красок. Незавершенным остался портрет из кристаллического золотистого песчаника, овеянный дыханием жизни, юной красоты и гармонии. Бархатистая поверхность камня придает этому портрету особую мягкость. Утвердившиеся новые идеалы в искусстве вскоре превращаются в своеобразные каноны, порождая определенную манеру. После смерти Эхнатона были восстановлены прежние верования и ритуалы.