Раздел III. Иконография христианских праздников.

Методологический принцип: рассмотрение праздничных иконографий не в хронологической или литургической последовательности, и не в порядке исторического возникновения праздников, но по иконографическим формулам.

Общая литература:

1. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. Спб., 1892 (репринт. изд. М., 2001).

2. Millet G. Recherches sur l’iconographie de l’Evangile au XIV-e et XVI-e siecles d’apres les monuments de Mistra, de la Macedonie et du Mont-Athos. Paris, 1916.

3. Ouspensky L., Lossky V. The Meaning of Icons. New-York, 1982.

4. Сперанский М.Н. Славянские апокрифические евангелия. М., 1895.

5. Порфирьев И.Я. Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях. По рукописям Соловецкой библиотеки. Спб., 1891.

6. Барсов Е. Христианская поэзия в связи с новозаветными апокрифами // Философия русского средневекового искусства: Антология. Автор-составитель Н.К. Гаврюшин. М., 1993. С. 123-140.

7. Мильков В.В. Древнерусские апокрифы. СПб., 1999.

8. Скабалланович М. Христианские праздники. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.

9. Триодь Цветная, Триодь Постная, Минея Праздничная: службы праздникам.

10.Grabar A. Christian Iconography: A Study of its Origins. Princeton, 1968.

11.Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae (LIMC). Zurich, Munchen, 1981-1996.

12.Byzantium (Oxford Dictionary of Byzantium). New York – Oxford, 1991. V. 1-3.

13.Lexicon der christlichen ikonographie (E. Kirchbaum, W. Braunfels). Rom – Freiburg – Basel – Wien, 1968-1976. Bd. 1-8.

14.Wessel, Restle. Reallexicon zur byzantinischen Kunst. Stuttgard, 1966-1971. Bd. 1-7.

Праздники с общей иконографической формулой рождества.

Тема 1 (6). Иконография праздника Рождество Христово.

Канонические и апокрифические литературные источники. Литургическая традиция празднования единого эпифанического цикла (сохранившаяся до настоящего времени в дохалкидонских церквах).

Первые изображения Рождества Христова на саркофагах. Влияние типологии античных биографических циклов на состав нарративных циклов христианского искусства: сцены рождества и омовения.

Иконографическая формула рождества.

Анализ развернутой «классической» иконографии Рождества Христова. Богословская и иконографическая интерпретация позы Богоматери и Иосифа (античные параллели: бейрутские мозаики со сценами рождения Александра Македонского).

Литература:

1. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. Гл. III. Рождество Христово. С. 138-190.

2. Скабалланович М. Христианские праздники. Рождество Христово. Киев, 1916 (репринт. Изд. – Сергиев-Посад, 1995)

3. Порфирьев И.Я. Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях: Протоевангелие Иакова.

4. Мильков В.В. Древнерусские апокрифы: Протоевангелие Иакова.

5. Успенский Л.А. Икона Рождества Христова // Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата. Париж, 1950. №5. С. 15.

6. Прот. Георгий Дробот. Фигура пастуха в иконе Рождества Христова // Православная икона. Канон и стиль: к богословскому рассмотрению образа. М., 1996. С. 329-340.

7. Arhipr. Nicholas Ozolin. The Icon of the Nativity // Concern 4, 1974. P. 3-22.

8. Ristow G. Die Deburt Christi // Ikonographia Ecclessiae Orientalis. Recklinghausen, 1963.

9. Ouspensky L., Lossky V. The Meaning of Icons. Р. 157-164.

Тема 2 (7). Иконография праздника Рождество Богородицы.

Литургическая традиция празднования. Апокрифические и гимнографические литературные источники.

Сложение иконографии Рождества Богородицы. Применение иконографической формулы рождества. Влияние античных изображений чудесных рождений, иконографии Рождества Христова.

Создание развитой композиции Рождества Богородицы в составе Протоевангельского цикла в палеологовском искусстве (мозаики Кахрие Джами и др).

Особенности древнерусской иконографии Рождества Богородицы.

Литература:

1. Grabar A. Les voies de la creation en iconographie chretienne. Paris, 1994. P. 182-185, 219-228.

2. Lafontaine-Dosogne J. Iconographie de l’Enfance de la Vierge dans l’Empire Byzantine et en Occident. V. 1-2. Bruxelles, 1964.

3. Lafontaine-Dosogne J. Iconography of the Cycle of the Life of the Virgin // The Kariye Djiami and its Intellectual Background. Vol. 4. Princeton, 1975.

4. Lafontaine-Dosogne J. Les Cycles de la Vierge dans l’eglise de Decani - l’Enfance, Dormition et Akathiste // Дечани и византиjске уметности средином XIV века. Меhдународни научни скуп поводом 650 година манастира Дечана. Септембар 1985. Београд, 1989. 307-318.

5. Мацулевич Л.А. Две иконы Рождества Богоматери из собрания С.П. Рябушинского // Русская икона: сборник. СПб., 1014. Т.3. С. 167-176.

6. Сахаров В. Апокрифические и легендарные сказания о Пресвятой Деве Марии, особенно распространенные в Древней Руси // Христианское чтение. Спб, 1883. №3-4, С. 281-331; №7-8, С. 63-69.

7. Царевская Т.Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах»). Новгород, 1999. Богородичный цикл. С.42-57.

8. Ouspensky L., Lossky V. The Meaning of Icons. New-York, 1982. 145-148.

Тема 3 (8). Иконография рождества христианских святых.

Создание иконографии Рождества Иоанна Предтечи, свт. Николая и других святых на основе античной формулы рождества. Сцена рождества святого в составе изобразительного житийного цикла. Житие святого как литературный источник иконографии.

Литература:

1. Лихачева В.Д. К вопросу об иконографии Рождества Иоанна Предтечи (Икона Рождество Иоанна Предтечи из Государственного Эрмитажа и Рождество Богоматери из Баварского музея в Мюнхене и Синайского монастыря св. Екатерины) // Известия на Института за Изкусствознание, XIII, 1969. C.191-198.

2. Каменнов В. Иконография Иоанна Крестителя в Восточной и Западной Церкви // Православный Собеседник. Казань, 1887. Июль. С.290-309; Сентябрь. С.3-29.

3. Mаsseron A. Saint Jean Baptiste dans l’Art. Paris-Grenoble, 1957.

4. Sdrakas E.D. Johannes der Taufer in der Kunst des christlichen Ostens. Munchen, 1943.

5. Царевская Т.Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах»). Новгород, 1999. Предтеченский цикл. С. 62-80.

6. Sevchеnko N.P. The Life of Saint Nicolas in Byzantine Art. Torino, 1983.

7. Крутова М.С. Святитель Николай в древнерусской письменности. М., 1997.

8. Саенкова Е.М. Сцены детства в житийных иконах св. Николая и праздник его рождества 29 июля // Искусство Христианского мира: сборник статей. Т. VI. М., 2002. С. 81-88.

9. Седова Р.С. Святитель Петр митрополит Московский в литературе и искусстве Древней Руси. М., 1993.

10. Гусева Э.К. Об иконе преподобного Сергия Радонежского в житии круга Дионисия из Троицкого собора // Искусство Древней Руси. Проблемы иконографии. М., 1994.

Праздники с общей иконографической формулой видения.

Тема 4 (9). Иконография праздника Преображение Господне.

Литургическая традиция празднования.

Иконографическая формула видения. Апсида как место возникновения композиции, обусловленное ее теофаническим характером. Первые изображения в Сан Аполлинаре ин Классе в Равенне (аллегоризм, акцентированная эсхатологичность) и церкви Св. Екатерины на Синае.

Содержание иконографической вокабулы мандорла. Вариации формы мандорлы в палеологовскую эпоху как следствие паламитских споров. Фигуративное выражение троичности теофании.

Литература:

1. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии... С.287-296.

2. Ouspensky L., Lossky V. The Meaning of Icons. Р. 209-213.

3. Лосский В.Н. Икона Преображения Господня // Журнал Московской Патриархии, 1975. №8. С. 74.

4. Weitzmann K. Metamorphosis icon or miniatures on Mont Sinai // Старинар 20 (1969).

5. Feraudy de R. L’ icone de la Transfiguration / Abbay de Bellofontaine, serie “Spiritualite orientale” 23 (1978).

6. Успенский Л.А. Исихазм и гуманизм. Палеологовский расцвет // Богословие иконы Православной Церкви. С.263-287.

Тема 5 (10). Иконография праздника Вознесение Господне.

Новозаветные источники. Литургическая традиция празднования.

Иконографическая формула видения. Теофанический и эсхатологический характер композиции Вознесения как прообраза Второго Пришествия. Первые изображения на вратах Санта Сабины, в Бауитских кельях, на ампулах Монцы: особенности первоначальной иконографии. Пентекостальная коннотация Вознесений на ампуле Монцы 10 и миниатюре Евангелия Равуллы F. 13 v. Изображение Богоматери в связи с темой Воплощения. «Анахроническое» введение апостола Павла в круг апостолов для изображения плиромы церковной.

Местоположение композиций Вознесения в системе росписей крестово-купольных храмов XII века.

Литература:

1. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии… С.520-537.

2. Прот. Николай Озолин. Православная иконография Пятидесятницы. Об истоках и эволюции византийского извода. М., 2001. С.28-55.

3. Успенский Л.А. По поводу иконографии Сошествия Святого Духа (отд. оттиск). М., 1992.

4. Grabar A. Ampules de Terre Sainte. Paris, 1958.

5. Grabar A. Les voies de la creation en iconographie chretienne. Paris, 1994. P. 227-229.

6. Tsuji S. Les portes de S. Sabine. Particularites de l’ iconographie de l’ Ascension // Cahiers Archeologiques 13. Paris, 1962. P. 13-28.

7. Ouspensky L., Lossky V. The Meaning of Icons. Р. 194-199.

8. Schrade W. Zur Ikonographie der Himmelfahrt Christi // Fortage Warburg 1928-1930. S. 66-190.

Тема 6 (11). Иконография праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

История установления праздника и его иконография – исключительно русское литургическое творчество.

Литературные источники.

Иконографическая формула видения.

«Новгородский извод» Покрова как результат контаминации двух событий: видения св. Андрея Юродивого во время осады Константинополя и «обычного чуда» от иконы Богоматери Эпискепсис во Влахернском храме.

«Владимиро-Суздальский извод» Покрова с включением дополнительного композиционного регистра с Романом Сладкопевцем, хором, патриархом и императором, слушающими его в Софии Константинопольской – совмещение праздников, отмечающихся 1 октября.

Образование общерусской иконографии Покрова в XVI веке.

Новый извод Покрова в искусстве XVII века – икона как иллюстрация житийного повествования.

Литература:

1. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Т.2. Спб, 1915.

2. Сергий, архиепископ Владимирский. Святой Андрей Юродивый и праздник Покрова Пресвятыя Богородицы. Спб., 1898.

3. Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII-начало XV века. М., 1976. С. 104-113, 222-227, 332-334.

4. Гордиенко Э.А. «Покров» в новгородском изобразительном искусстве (источники образования типа) // Древний Новгород. История. Искусство. Археология. Новые исследования. М., 1983. С. 314-337.

5. Grabar А. Une source d’inspiration de l’iconographie byzantine tardive: les ceremonies du culte de la Vierge // Cahiers archeologiques 25. Paris, 1976.

6. Lathoud R.P.D. La theme iconographique du Pokrov de la Vierge // L’art Byzantin chez les Slaves. Requel 3. Paris, 1932. P. 302-314.

7. Myslivec J. Dve ikony Pokrova // Byzantinoslavica, 6. Praha, 1935.

8. Wortley J. Hagia Skepe and Pokrov Bogoroditsi. A Curious Coincidence // Annalecta Bollandiana, 89. 1976. P. 149-154.

Праздники с общей иконографической формулой учительства.

Тема 7 (12). Иконография праздника Пятидесятницы.

Сиро-палестинская традиция празднования единого пентекостального периода и первоначальные композиции Вознесения-Пятидесятницы (Ампула Монцы 10, миниатюра Евангелия Раввулы) как отражение этой практики. Создание самостоятельной иконографии Пятидесятницы на основе раннехристианской формулы учительства, сложившейся под влиянием античной схемы disputatio Семи мудрецов (Мемфисский Серапеум). Апостольский синтонон с «пустым» пространством между центральными апостолами – образ дидаскалии Святого Духа.

Эволюция изображения «адресатов» даров Духа Святого: «избранный народ» и «язычники» (Par. Gr. 510 f. 301, купольные мозаики Осиос Лукас, Сан-Марко в Венеции); варварские народы и император, как олицетворение христианской империи; император и варвар; царь-космос со свитками апостольской проповеди. Вероятные исторические и экклезиологические объяснения этих иконографических модификаций.

Литература:

1. Прот. Николай Озолин. Православная иконография Пятидесятницы. Об истоках и эволюции византийского извода. М., 2001.

2. Успенский Л.А. По поводу иконографии Сошествия Святого Духа. Отд. оттиск. М., 1992.

3. Успенский Л.А. На путях к единству? // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. Автор-сост. Н.К. Гаврюшин. М., 1993. С. 350-374.

4. Прот. Николай Озолин. «Троица» или «Пятидесятница»? // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. Автор-сост. Н.К. Гаврюшин. М., 1993. С. 375-384.

5. Скабалланович М. Православные праздники. Пятидесятница. Киев, 1916. Сергиев Посад, 1995.

Тема 8 (13). Иконография Преполовения Пятидесятницы.

Возникновение праздника, первые литературные свидетельства.

Иконографеческая формула учительства (античные прототипы). Число книжников (шесть, а не двенадцать, как в Пятидесятнице) – указание на неполноту Ветхозаветного откровения. Византийская иконография Преполовения с Христом-Вседержителем и русские варианты с Христом в типе Эммануила. Гипотетические интерпретации (в том числе Покровского и Кондакова).

Литература:

1. Ouspensky L., Lossky V. The Meaning of Icons. Р. 193-194.

2. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии… С.245-248.

Тема 9 (14). Иконография Вселенских соборов.

Литургическая традиция празднования.

Формирование цикла Вселенских соборов после завоевания Константинополя крестоносцами как пикторальное исповедание веры. Основой изначальной иконографии собора является формула учительства по аналогии с Пятидесятницей, в которой первоверховные апостолы заменены патриархом и императором. Центральное пространство между ними свободно, обозначая дидаскалию Святого Духа («Изволися Святому Духу и ним…»). Равновесие позиций патриарха и императора – образ симфонии. Последующая стадия развития иконографии соборов: центральное «учительное» место занимает император (Ферапонтово, Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, Успенский собор Московского Кремля).

Литература:

1. Walter Ch. L’iconograhpie des Conciles la tradition Byzantine. Paris, 1970.

2. Грабар А. Император в византийском искусстве. М., 2000. С. 107-109.

Праздники с общей иконографической формулой встречи

Тема 10 (15). Иконография Сретения, Введения Богородицы во храм, Благовещения, Встречи Марии и Елисаветы.

1. Литургическая традиция празднования Сретения.

Канонические и апокрифические литературные источники.

Первое изображение Сретения на мозаике триумфальной арки Санта Мария Маджоре, созданная под влиянием императорского искусства.

Иконографическая формула встречи.

Постиконоборческая иконография Сретения: ранняя лаконичная трехфигурная композиция, престол с киворием – иконографическая вокабула алтаря и храма.

Два извода Сретения в византийском и древнерусском искусстве.

Усложнение композиции в XVII веке.

2. Литургическая традиция и установление праздника Введения во храм. Апокрифические источники. Особенности иконографии.

3. Благовещение.

Канонические и апокрифические источники.

Литургическая традиция празднования Благовещения.

Изображения Благовещения в раннехристианском искусстве: Богоматерь изображается сидящей слева. Последующие вариации положения, позы и занятия Богоматери.

Благовещение в системе храмовой росписи.

Изменение композиции в искусстве XVII века.

4. Иконография Встречи Марии и Елизаветы, Иоакима и Анны, Захарии и Елисаветы.

Канонические и апокрифические источники. Создание композиции целования как варианта иконографической формулы встречи.

Литература:

1. Грабар А. Император в византийском искусстве. С. 216-235.

2. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии… С. 89-130.

3. Grabar A. Les voies de la creation en iconographie chretienne. Paris, 1994. P. 219-226

4. Айналов Д.В. Мозаики IV и V веков. СПб., 1898. С. 73-77.

5. Ouspensky L., Lossky V. The Meaning of Icons. Р. 153-157, 168-172.

6. Chorr D.S. The icon. Developpement of the Presentation in the Temple // Art Bulletin 28 (1946). P. 17-32.

7. Millet G. Recherches sur l’iconographie de l’Evangile au XIV-e et XVI-e siecles d’apres les monuments de Mistra, de la Macedonie et du Mont-Athos. Paris, 1916. P. 67-93.

8. Беляев Н.М. Благовещение. Новый памятник греческой иконописи // Seminarium Kondakovianum 1 (1927). P. 215-224.

9. Шмит Ф.И. Благовещение // Известия Русского археологического института в Константинополе. София, 1911. Т. 15.

Тема 11 (16). Иконография Воскрешения Лазаря.

Ин. 11: 38-44.

Первые изображения на саркофагах и во фресках катакомб: двухфигурная композиция, Спаситель в типе Чудотворца, спеленатый Лазарь, меньший по размеру, стоит на пороге погребальной эдикулы.

Дальнейшее развитие иконографии по схеме встречи: введение сестер Лазаря в позе проскинезы перед Христом, группы учеников и иудеев, эдикула заменяется пещерой.

Включение композиции Воскрешения Лазаря в состав праздничного цикла в палеологовскую эпоху.

Литература:

1. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. С. 339-346.

2. Ouspensky L., Lossky V. The Meaning of Icons. Р. 165-176

3. Millet G. Recherches sur l’iconographie de l’Evangile au XIV-e et XVI-e siecles d’apres les monuments de Mistra, de la Macedonie et du Mont-Athos. Paris, 1916. P. 67-93.

4. Патр. Сергий Старгородский. Воскресение Христово в отличие от Воскрешения Лазаря // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата 10 (1952). С. 15-23.

5. Male E. La resurrection de Lszare dans l’art // Revue des arts 1 (1951). P. 44-52

6. Delbruck R. Probleme der Lipsanothek in Brescia // Theophania 7 (1952). P. 29-96.

7. Gothier M. La resurrection de Lazare dans l’art romain francaise // L’ information d’histoire de l’art 7 (1962). P. 80 sq.

8. Grabar A. Les voies de la creation en iconographie chretienne. Paris, 1994. P. 17-60

9. Grabar A. Le premier art chretien (200-395). Gallimard, 1966.

Тема 12 (17).Иконография праздника Вход Господень в Иерусалим.

Мф. 21: 1-9; Мк. 11: 1-10; Лк. 19: 29-38; Ин. 12: 12-15.

Иконографическая схема – одна из наиболее удачных адаптаций античной иконографии: композиции Adventus императорского триумфального цикла. Антитеза χωρα и πολις, направление движения слева направо.

Первые изображения на раннехристианских саркофагах и иллюминированных рукописях (Россанский кодекс). Закхей на дереве – контаминация входа Спасителя в Иерихон (по пути в Иерусалим). Изображение за стеной Иерусалима кувуклия с крестом – анахроническое изображение константиновского храма Анастасис, как конечная цель шествия (литургический ракурс времени). «Историзация» поздневизантийского варианта иконографии.

Литература:

1. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. С. 347-354.

2. Грабар А. Император в византийском искусстве. С. 64-72; 238-241.

3. Ouspensky L., Lossky V. The Meaning of Icons. Р. 176-180.

4. Sakopulo M. Les linteaux coptes // Cahiers Archeologiques 9 (1957), 99-115.

5. Millet G. Recherches sur l’iconographie de l’Evangile au XIV-e et XVI-e siecles d’apres les monuments de Mistra, de la Macedonie et du Mont-Athos. Paris, 1916. P. 255-290.

Тема 13 (18). Иконография композиции «Жены-мироносицы у гроба Господня»: первое изображение Воскресения Христова.

Мф. 28:1-7; Мк. 16:1-6.

Четыре иконографические версии этого сюжета по общей формуле встречи и их периодизация.

Особенности изображений в Дура-Европос, на саркофагах, на ампулах Монцы. Иконографическая эволюция формы гроба (от периптера и кувуклии храма Анастасис к саркофагу).

Сочетание композиции «Жены-мироносицы» с другими темами: Распятие, Вознесение, Положение во гроб; включение в цикл Страстей и праздничный цикл.

Сосуществование в византийском и древнерусском искусстве композиций «Жены-мироносицы» и «Анастасис».

Литература:

1. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. С.482-489.

2. Ouspensky L., Lossky V. The Meaning of Icons. Р. 189-193.

3. Grabar A. Les fresques des Saintes femmes au tombeau a Doura // Cahiers Archeologiques 8 (1956). P. 9-26.

4. Grabar A. Ampules de Terre Sainte. Paris, 1958

5. Millet G. Doura et Baqauat. La parable des Vierges // Cahiers Archeologiques 8 (1956). P. 1-8.

6. Louis R. La visite des Saintes femmes au tombeau dans le plus ancien art chretien // Memoires de la Societe des antiquaries de France. №9 (3), 1954.

7. Frolow A. Une sculpture pre-romane du cloitre d’Elne // Cahiers Archeologiques 4 (1949). P. 61-70.

Праздники с общей иконографической формулой трапезы.

Тема 14 (19). Иконография Евхаристии: историческое изображение Тайной Вечери и мистагогическая композиция «Причащение апостолов».

Раннехристианские образы Евхаристии: символико-аллегорические (рыба с пятью хлебами и т.д.) и типологические (Жертвоприношение Исаака, Авель и Мельхиседек, Чудо в Кане, Умножение хлебов).

Комплекс изображений в катакомбах заупокойных и евхаристических трапез. Иконографическая формула трапезы. Влияние иконографии эллинистических симпосиев: стол в виде сигмы с возлежащими вокруг него сотрапезниками, место председательствующего слева от зрителя.

Изображения Тайной вечери (Россанский кодекс и др.). Усвоение иконографической формулы трапезы. Вариации расположения ап. Иоанна и Иуды.

Одновременное возникновение мистагогического изображения Евхаристии – композиции «Причащение апостолов». Первые изображения: дискосы из Риа и Стумы, миниатюры Евангелия Раввулы. Двусторонняя композиция, основанная на евхаристической практике.

Сосуществование композиций «Тайная вечеря» и «Причащение апостолов» в византийском и древнерусском искусстве. Место изображений Евхаристии в интерьере храма.

Литература:

1. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии… С. 355-384.

2. Grabar A. Le premier art chretien (200-395). Gallimard, 1966.

3. Wessel K. Abendmahl und Apostelcommunion // Ikonographia Ecclesiae Orientalis. Recklinghausen, 1964.

4. Archipr. Nicolas Ozoline. Quelques remarques sur l’image de la patene de Riha // Conferences Saint-Serge 1994. P. 303-308.

Тема 15 (20). Иконография теофании у Мамврийского дуба: от Гостеприимства Авраама до Ветхозаветной Троицы.

Быт. 18.

Три варианта святоотеческой экзегезы ветхозаветного гостеприимства Авраама с соответствующие им изображения этого события по иконографической формуле трапезы, их происхождение и периодизация.

Доиконоборческий этап иконографии: изокефалия, фронтальность, ангелы без крыльев.

Постиконоборческий этап иконографии: пирамидальная композиция. Появление крестчатого нимба и надписания IC XC у среднего ангела. Лицевые псалтири. Надпись ο Άγιος Τρίας Лондонской псалтири и др.

Поздневизантийская горизонтальная композиция Гостеприимства Авраама.

«Троица» преп. Андрея Рублева и «круговая» композиция. Новое осмысление Гостеприимства Авраама как изображение Св. Троицы.

Иконография Троицы Ветхозаветной в послерублевское время. Сосуществование различных изводов Троицы в XV-XVI вв.

Литургическая практика полагания иконы «Ветхозаветной Троицы» праздничной иконой Троицына дня.

Собор 1551 года и его решения относительно иконографии Троицы.

Литература:

1. Малицкий Н.В. К истории композиции Ветхозаветной Троицы // Seminarium Kondakovianum 2 (1928). 33-48

2. Вздорнов Г.И. Троица (антология). М., 1989.

3. Вздорнов Г.И. Новооткрытая икона «Троицы» из Троице-Сй лавры (1928ной Трпозиция Гостеприимства Авраама. ьез крыльев.ветсвующие трапезниками, место председательствергиевой лавры и «Троица» Андрея Рублева» // Древнерусское искусство. М., 1970. С. 115-155.

4. Прот. Александр Салтыков. Иконография «Троицы» Андрея Рублева // Древнерусское искусство. М., 1984. С. 77-86.

5. Прот. Александр Салтыков. Вопросы церковного искусства на Стоглавом Соборе 1551 года // Искусство христианского мира: сборник статей. М., ПСТБИ, 1999. Вып. 3. С. 32-52

6. Прот. Николай Озолин. «Троица» или «Пятидесятница»? // Философия русского религиозного искусства (антология). М., 1993. С. 375-385.

Праздники с общей иконографической формулой успения, кончины.

Тема 16 (21).Иконография композиции «Положение во гроб».

Новозаветные источники и литургическая традиция празднования Великой Субботы.

Два варианта композиции:

1. Шествие ко гробу (Хлудовская псалтирь, Par. Gr. 510): трехфигурная композиция, Иосиф Аримафейский и Никодим, иногда Богоматерь, несут спеленатое тело Спасителя к гробу в скале согласно древнему типу изображения погребений (Венский Генезис и др).

2. Положение во гроб и оплакивание Христа. К XI веку композиция такова: тело Спасителя лежит на прямоугольном саркофаге, у изголовья Богоматерь, у ног Иосиф Аримафейский и Никодим, Иоанн Богослов целует руку Христа, жены оплакивают Его.

Историческое происхождение композиции Оплакивания на литургических предметах: воздухах, палащаницах, антиминсах. Мистагогические толкования Евхаристии Феодора Мопсуэстийского, Германа Константинопольского, Симеона Солунского.

Литература:

1. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии… С. 477-481.

2. Millet G. Recherches sur l’iconographie de l’Evangile au XIV-e et XVI-e siecles d’apres les monuments de Mistra, de la Macedonie et du Mont-Athos. Paris, 1916. P. 489-516

3. Panowsky E. Imago pietatis // Festschrift M.J. Friedlander. Leipzig, 1927. S. 261-308

4. Weitzmann K. The origin of the Threnos // Festschrift Panowsky 1. S. 476-490, 161-166.

5. Leroy J. Les manuscripts syriaques a peinture. Paris, 1964. P. 355-368.

Тема 17 (22). Иконография праздника Успение.

Литургическая традиция празднования.

Литературные источники.

Иконографическая формула успения, кончины.

Два иконографических извода Успения: «краткий» и «облачный».

Дальнейшее нарративное развитие композиции: введение эпизодов Вознесения Богоматери, чуда с поясом и т.д.

Топография Успения в системе храмовой росписи.

Литература:

1. Кирпичников А.И. Успение Богородицы в легенде и в искусстве // Труды VI Археологического съезда в Одессе. Одесса, 1888. С. 191-249

2. L. Wratislaw-Mitrovič et N. Okunev. La Dormition de la Saint Vierge dans la peinture medievale orthodoxe // Byzantinoslavica. III. 1931. P. 34-80.

3. Wenger A. L’Assomption de la Vierge dans la tradition Byzantine de VI-X siecles // Archives de l’Orient chretien, 1955.

4. Apokriphica Syriaca. London, 1903.

Иконографическая формула крещения.

Тема 18 (23). Иконография праздников Богоявление и Собор Иоанна Предтечи.

Литературные источники. Литурическая традиция празднования единого эпифанического цикла.

Иконографическая формула крещения. Связь иконографии с раннехристианской литургической практикой таинства крещения (возложения рук).

Изображения таинства крещения в раннехристианском искусстве.

Первые изображения Крещения Господня в катакомбах: иконографические особенности (Христос-младенец) и их гипотетические объяснения. Фигуративное выражение троичного характера эпифании: Божественная десница (глас Отца), Святой Дух в виде голубя, Спаситель в водах Иордана.

Утверждение изображения Спасителя «взрослым». Дальнейшая эволюция исходной иконографической схемы. Аллегорические персонажи в иконографии Богоявления, связь с чином великого водоосвящения.

Изображение крещения народа апостолами и Иоанном Крестителем. Сложение иконографии Собора Иоанна Крестителя как «Крещения иудеев» по аналогии с иконографией Крещения Господня.

Литература:

1. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. С.251-284.

2. Ouspensky L., Lossky V. The Meaning of Icons. Р. 164-168.

3. Jerphanion G. de. Epiphanie et theophanie. Le Bapteme de Jesus dans la liturgie et dans l’art chretien // La Voix des Monuments. Paris, 1930. P. 165-188.

4. Ristow G. Die Taufe // Ikonographia Ecclesiae Orientalis. Recklinghausen, 1965.

5. Sdrakas E.D. Johannes der Taufer in der Kunst des christlichen Ostens. Munchen, 1943.

Праздники с самостоятельными иконографическими формулами.

Тема 19 (24). Иконография Распятия.

Отсутствие раннехристианских изображений распятия: возможные причины. Первые изображения (двери церкви Санта Сабина, ампулы Монцы, миниатюра Евангелия Раввулы и др.). Особенности иконографии в доиконоборческий период: стоящий на кресте Спаситель в колобии с открытыми глазами, разбойники, предстоящие, сочетание с темой Воскресения. Эволюция композиции в постиконоборческий период: богословская интерпретация изображения умершего Христа в терминах православного теопасхизма.

Появление неканонической композиции «Распятие в лоне Отчем» в XVI веке под влиянием западного искусства.

Литература:

1. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. С.401-476.

2. Ouspensky L., Lossky V. The Meaning of Icons. Р. 180-185.

3. Овчинников А.Н. Шиферное «Распятие» XIII века // Символика христианского искусства. М., 1999. С. 206-223.

4. Kartsonis A. The Emancipation of the Crucifiction // Byzance et les images. Louvre, 1994. P. 151-189.

5. Meyendorff J. Dieu a souffert dans la chaire // Le Christ dans la theologie Byzantine. Paris, 1969. P. 91-120

6. Grillmeier A. Der Logos am Kreuz. Munchen, 1956.

6. Wessel K. Die Kreuzigung // Ikonographia Ecclesiae Orientalis. Recklinghausen, 1966.

7. Martin J.B. The Dead Christ on the Cross in Byzantine Art // Late Classical and Medieval Studies in Honour of A. Friend. Princeton, 1955. P. 189 sq.

Тема 20 (25). Иконография Воскресения Господня – Сошествия во ад.

Литургическая традиция празднования.

Канонические, апокрифические и гимнографические литературные источники о Сошествии во ад.

Сложение иконографии Анастасис в византийском искусстве. Артикуляция ядра иконографической формулы в греческих иллюминированных псалтирях: Христос, окруженный мандорлой, попирает персонификацию ада (влияние композиции «Император, попирающий побежденного врага» из триумфального императорского цикла) и поднимает восстающих Адама и Еву. Надпись: «Η Ανάστασις του Άδαμ» и ее интерпретация. Хронология дальнейшего развития исходного ядра: введение ветхозаветных царей и праведников: Давида, Соломона, Предтечи и др.

Введение изображения ангелов с добродетелями и демонов с пороками под влиянием аскетической литературы в палеологовский период.

Литература:

1. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. С.489-519.

2. Грабар А. Император в византийском искусстве. С. 248-251.

3. Grabar A. L’essai sur les plus anciennes de la “Resurrection du Christ” // monuments et Memoires. №63. Р.105-141

4. Kartsonis Anna D. Anastasis. The making of an Image. Princeton University Press, 1986.

5. Lange A. The Ressurection // Pictural Library of Eastern Church Art, 1967. Vol. 16

6. Костецкая Е.А. К иконографии Воскресения Христа // Seminarium Kondakovianum. Praha, 1928. T.2. 61-70.

7. Шалина И.А. Псковские иконы «Сошествия во ад». О литургической интерпретации иконографических особенностей // Восточно-христианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994.

8. Dufrenne S. L’Illustration des Psaultiers grecs du Moyen Age. Paris, 1966.

Тема 21 (26). Иконография Крестовоздвижения.

Исторические свидетельства об обретении Животворящего Креста. Установление празднования Воздвижения Креста в связи с обновлением константиновской базилики Анастасис в Иерусалиме, последующая константинопольская литургическая традиция после персидских войн Ираклия III.

Первые изображения на ставротеках: равноапостольные Константин и Елена по сторонам от Креста, как апостолы Петр и Павел в аналогичных композициях на саркофагах.

Последующая иконографическая схема праздника как отражение чинопоследования воздвижения Креста. Усложнение композиции сценами из истории обретения Креста.

Литература:

1. Саенкова Е.М. Чин Воздвижения Креста Успенского собора и московская интерпретация иконографии праздника // Искусство христианского мира, 7 (2003). С. 184-195.

2. Ouspensky L., Lossky V. The Meaning of Icons. Р. 180-185.

3. Frolow A. La relique de la Vraie Croix. Recherches sur le developpement d’une culte. Paris, 1961

4. Idem. Les reliquaries de la Vraie Croix. Paris, 1965.

5. Ставрографический сборник. Вып. 1-2. М., 2002, 2003.

Наши рекомендации