Перечень основных знаний и умений учащихся

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование учебного предмета- искусство (музыка) 6 класс

Статус учебного предмета - обязательный

Объём учебного предмета – 34 часа в год ( 1 час в неделю)

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству, с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации, программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак, основной образовательной программы (основного общего образования), учебного плана МОУ «СОШ № 6 п. Новый Надеждинского района».

Составитель: Шкуренко Людмила Сергеевна

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании методического

объединения

Протокол №____ «____»____________2011 года

Руководитель методического объединения _______________________________(ФИО)

Согласовано:

Председатель методического совета

Протокол №____ от «____»____________2011 года

_____________________________________________

Согласно учебному плану МОУ «СОШ №6 п. Новый» на 2011 – 2012 учебный год на изучение

Предмета «Искусство (музыка)» в 6 классе отводится 1 учебный час в неделю.

Содержание 6 класса отражает проблему художе­ственного воздействия музыки. Содержание, художественный материал, разбор музыкальных произведений нацелены на общую за­дачу: раскрыть значение музыки как феномена, обла­дающего огромной силой воздействия на человека, способного оказывать облагораживающее и возвы­шающее влияние на формирование человеческой лич­ности. Программа обращена глав­ным образом к музыке, ее специфике, воплощенной в средствах музыкальной выразительности. Ритм, ме­лодия, гармония, полифонические жанры и приемы, фактура, тембры, динамика предстают не просто как средства музыкального языка, но и как выразители многообразного мира чувств, настроений и характе­ров.

Предмет «Искусство (музыка)» в 6 классе изучается в следующем режиме:

  I учебная четверть   II учебная четверть   III учебная четверть IV учебная четверть всего за год
всего часов
контрольных работ
творческих работ

Контроль осуществляется в следующих видах:

- текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

- самостоятельная работа;

- устный опрос;

- взаимоопрос;

- синквейн;

- цифровой диктант;

- тест;

- хоровое пение;

- индивидуальное пение.

Для обучения используется учебно- методический комплект:

учебник - Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка» 6 класс М «Дрофа» 2004;

рабочая тетрадь - Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка» 6 класс. «Дневник музыкальных наблюдений». М «Дрофа» 2004;

нотная хрестоматия с методическими рекомендациями для учителя - Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка» 6 класс М «Дрофа» 2004;

фонохрестоматии.

Музыка 6 класс.

«В чем сила музыки».

34 часа – 1 час в неделю.

«Музыка души». -1 (ч).

«Тысяча миров» музыки. - 8 (ч).

Наш вечный спутник. Искусство и фантазия. Искусство – память человечества. Какой бывает музыка. Волшебная сила музыки. Музыка объединяет людей. Обобщение.

Как создаётся музыкальное произведение (25 ч).

Единство музыкального произведения. – 1 (ч).

Ритм. – 6 (ч).

«Вначале был ритм». О чём рассказывает музыкальный ритм. Диалог метра и ритма. От адажио к престо.

Мелодия. – 3 (ч).

«Мелодия – душа музыки». «Мелодией одной звучат печаль и радость». Мелодия «угадывает» нас самих.

Гармония. - 4 (ч).

Что такое гармония в музыке. Два начала гармонии. Эмоциональный мир музыкальной гармонии. Красочность музыкальной гармонии.

Полифония. – 2 (ч).

Мир образов полифонической музыки. Философия фуги.

Фактура. – 1 (ч).

Какой бывает музыкальная фактура?

Тембры. – 3 (ч).

Тембры – музыкальные краски. Соло и тутти.

Динамика. – 2 (ч).

Громкость и тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков.

Чудесная тайна музыки.- 2 (ч).

По законам красоты.

В чём сила музыки (заключение). – 1 (ч).

Перечень основных знаний и умений учащихся.

Учащиеся должны знать:

- в чём состоит сила музыки;

- главные выразительные средства музыки;

- взаимодействие между музыкой и другими видами искусства;

- навыки вокально-хоровой деятельности.

Учащиеся должны уметь:

- определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства;

- отразить своё понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке;

- находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства, а также между музыкой и жизнью на основе знаний, приобретённых из учебника для 6 класса;

- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки – синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 6 КЛАСС.

«В чем сила музыки».
№ П/П РАЗДЕЛЫ. КОЛ – ВО ЧАСОВ.
1. Музыка души.
2. Тысяча миров музыки.
3. Как создаётся музыкальное произведение.
ИТОГО:

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс

№ п/п Наименование раздела. Тема урока. Кол – во часов Дата
Раздел Тема
« В чём сила музыки»
1 четверть
1. « Музыка души».  
« Тысяча миров музыки» 7 часов  
2. Наш вечный спутник.  
3. Искусство и фантазия.  
4. Искусство - память человечества.  
5. Какой бывает музыка?  
6. Волшебная сила музыки.  
7,8. Музыка объединяет людей.    
9. Обобщающий урок.  
2 четверть
Как создаётся музыкальное произведение
10. Единство музыкального произведения.  
Ритм 6 часов  
11. « Вначале был ритм».  
12,13. О чём рассказывает музыкальный ритм?    
14. Диалог метра и ритма.  
15.16. От адажио к престо.    
3 четверть
Мелодия 3 часа
17. « Мелодия – душа музыки».  
18. « Мелодией одной звучат печаль и радость».  
19. Мелодия «угадывает» нас самих.  
Гармония 4 часа  
20. Что такое гармония в музыке?  
21. Два начала гармонии.  
22. Эмоциональный мир музыкальной гармонии.  
23. Красочность музыкальной гармонии.
Полифония 2 часа  
24. Мир образов полифонической музыки.  
25. Философия фуги.
Фактура 1 часа  
26. Какой бывает музыкальная фактура?  
4 четверть
Тембры 3 часа  
27,28. Тембры – музыкальные краски.    
29. Соло и тутти.  
Динамика 2 часа  
30. Громкость и тишина в музыке.  
31. Тонкая палитра оттенков.  
Чудесная тайна музыки 2 часа  
32,33. По законам красоты.    
34. В чём сила музыки? ( заключение)  
Итого за год 34 часа  

Планируемые результаты освоения программы по искусству (музыке)

Изучение предмета «Искусство (музыка)» в 6 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов в предметном направлении:

1 четверть

тема урока тип урока, вид деятельности прогнозируемый результат
"Музыка души"   Урок нового материала, фронтальный Понимать определение «музыка души», уметь охарактеризовывать состояние и настроение; закрепить вокально-хоровые навыки
Наш вечный спутник   Комбинированный фронтальный, групповой, индивидуальный Знать о роли искусства в жизни; уметь приводить примеры воздействия музыки на человека; закрепить вокально-хоровые навыки
Искусство и фантазия   Урок нового материала, фронтальный Знать об источниках зарождения произведений искусства, уметь сформулировать собственные идеи, закрепить вокально-хоровые навыки
Искусство -память человечества   Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный Понимать и объяснять выражение, уметь приводить примеры из разных областей искусства Закрепить вокально-хоровые навыки
Какой бывает музыка? Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный Знать различные классификации музыки (исполнители, жанры, темы) Закрепить вокально-хоровые навыки
Волшебная сила музыки Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный Уметь объяснить способность музыки влиять на состояние человека Закрепить вокально-хоровые навыки
7,8 Музыка объединяет людей Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный Уметь объяснить способность музыки объединять людей ради общих благих целей Закрепить вокально-хоровые навыки
Обобщающий урок Обобщающий, групповой, индивидуальный Закрепить знания теоретического материала, музыкальных произведений, вокально-хоровых навыков
Единство музыкального произведения Урок нового материала фронтальный Знать о неразрывности и единстве составляющих сторон музыки Закрепить вокально-хоровые навыки
Единство музыкального произведения Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный Понимать значение понятия «средства музыкальной выразительности» Закрепить вокально-хоровые навыки
12, О чем рассказывает ритм? Урок нового материала фронтальный Знать определение ритма в музыке, составлять ритмические рисунки изученных произведений Закрепить вокально-хоровые навыки
Диалог метра и ритма Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный Различать понятия ритма и метра в музыке, уметь схематически оформлять ритмические рисунки Закрепить вокально-хоровые навыки
От адажио к престо Урок нового материала фронтальный Знать определение темпа в музыке, зависимость выбора темпа композитором Закрепить вокально-хоровые навыки
От адажио к престо Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный Знать виды темпов в музыке, познакомиться с латинской системой записи темпов Познакомиться с прибором измерения темпа Закрепить вокально-хоровые навыки

2 четверть

3 четверть

тема урока тип урока, вид деятельности прогнозируемый результат
«Мелодия-душа музыки» Урок нового материала фронтальный Понимать значение выражения через смысловое содержание музыкального произведения, знать определение регистра Закрепить вокально-хоровые навыки
«Мелодией одной звучат печаль и радость» Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный Определить роль мелодии в музыке, знать виды мелодий, уметь определять их. Знать определение высоты мелодии, диапазона. Закрепить вокально-хоровые навыки
Мелодия "угадывает" нас самих Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный Определять направление мелодии Повторить состав симфонического оркестра Закрепить вокально-хоровые навыки
Что такое гармония в музыке? Урок нового материала фронтальный Знать определение гармонии, значение гармонических сочетаний в музыке Закрепить вокально-хоровые навыки
Два начала гармонии Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный Знать основные гармонии, уметь различать их в музыке Закрепить вокально-хоровые навыки
Эмоциональный мир гармонии Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный Уяснить роль гармонии в создании образов музыки Закрепить вокально-хоровые навыки
Красочность музыкальной гармонии Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный Знать роль гармонии в создании образов музыки, уметь определять ведущую гармонию в произведении Закрепить вокально-хоровые навыки
Мир образов полифонии Урок нового материала фронтальный Знать определение полифонии, философское и теософское содержание полифонической музыки, уметь различать количество мелодий Закрепить вокально-хоровые навыки
Философия фуги Урок нового материала фронтальный Знать определение фактуры в музыке, её роль в создании образов Закрепить вокально-хоровые навыки
Какой бывает музыкальная фактура? Обобщающий Групповой, индивидуальный Закрепить знания теоретического материала, музыкальных произведений, вокально-хоровых навыков
4 четверть    
тема урока тип урока, вид деятельности прогнозируемый результат
27, Тембры – музыкальные краски Урок нового материала фронтальный Знать определение тембра в музыке, основные тембры голосов и инструментов Закрепить вокально-хоровые навыки
Соло и тутти.   Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный Знать тембровые особенности подбора инструментов в оркестрах, повторить виды оркестров Закрепить вокально-хоровые навыки
Громкость и тишина в музыке   Урок нового материала фронтальный Знать определение динамики, её роль в музыкальном произведении, её зависимость от характера музыки Закрепить вокально-хоровые навыки
Тонкая палитра оттенков   Комбинированный Фронтальный, групповой, индивидуальный Знать латинское обозначение, уметь определять динамические оттенки Закрепить вокально-хоровые навыки
32, По законам красоты Обобщающий Групповой, индивидуальный Знать о неразрывности и единстве составляющих сторон музыки, повторить средства музыкальной выразительности Повторить теоретический материал, музыкальные произведения Закрепить вокально-хоровые навыки
В чём сила музыки? (заключение) Обобщающий Групповой, индивидуальный Закрепить знания теоретического материала, музыкальных произведений, вокально-хоровых навыков

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Программа общеобразовательных учреждений по музыке для 5 – 8 классов. В.В.Алеев ( научный руководитель), Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак. М. «Дрофа» 2004 г.

2. Учебник «Музыка». Т.И.Науменко, В.В.Алеев. 6 класс. М. «Дрофа»

2004 г.

3. Рабочая тетрадь - Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка» 6 класс.

Дневник музыкальных размышлений. М. «Дрофа» 2004 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Методические рекомендации для учителя. Т.И.Науменко, В.В.Алеев. М. «Дрофа» 2004 г.

2. Воспитание музыкой. Т.Е.Вендрова, И.В.Пигарёва. М. «Просвещение» 1991 г.

3. Как рассказывать детям о музыке? Д.Б.Кабалевский. М. «Просвещение» 1989 г.

4. Серьёзная музыка в школе. К.П.Португалов. М. «Просвещение» 1980 г.

5. Музыкальное воспитание в школе. О.А.Апраксина. М. «Музыка».

6. Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо»,

2002 г.

7. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями.

«Си ЭТС», 2004 г.

8. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства.

«Коминфо», 1999.

9. Музыка. Поурочные планы по учебнику Т. И. Науменко, В. В.

Алеева. Волгоград 2008 г. 6 класс.

Наши рекомендации