Системы патентования. Зарубежное патентование.
Явочная система выдачи охранных документов остается широко распространенной. Многие страны азиатского, африканского и южно-американского регионов используют эту систему. Некоторые страны Европы продолжают применять явочную систему (Бельгия, Греция, Испания, Италия, и т. д.). Список стран, использующих ту или иную систему, постоянно изменяется. Например, в США вначале использовалась явочная система, а сейчас — проверочная.
Во многих странах явочная система используется для выдачи патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и охранных свидетельств на топологии интегральных микросхем и т. д. В других странах явочная система не используется для выдачи патентов на изобретения, но применяется для иных объектов интеллектуальной собственности.
Сущность явочной системы выражается хорошо известной фразой: «Кто первым подал заявку на охранный документ, тот его и получил». Подача заявки на выдачу охранного документа в патентное ведомство означает, что заявитель считает заявляемый объект соответствующим условиям патентоспособности, установленным законодательством. Конечно, заявитель может быть необъективным и заявленный объект в действительности не удовлетворяет признакам охраноспособности.
Как и любая иная система выдачи охранных документов, явочная система имеет достоинства и недостатки. К ее достоинствам относят простоту, быстроту и дешевизну выдачи охранных документов. Однако это формальное достоинство. Дело в том, что с точки зрения баланса интересов общества и правообладателей легкость получения патента нельзя считать достоинством. Огромное количество патентов, часть из которых не соответствуют ни одному условию патентоспособности, могут существенным образом осложнять и даже парализовать научно-исследовательскую, опытно-конструкторскую и производственную деятельность. Отсутствие гарантий соответствия признакам охраноспособности заявленного объекта ведет к множеству апелляций на неправомерность выданных патентов. Явочная система создает идеальные условия для появления «зонтичных патентов».
Недостатком явочной системы является и то, что заявитель может использовать описание зарубежного патента на изобретение и преобразовать его в заявку на «свое изобретение», на которое национальный заявитель может получить патент. На первый взгляд это может показаться достоинством системы, поскольку позволяет законным образом использовать чужие достижения. Однако в действительности такая возможность является недостатком явочной системы не только потому, что «закрывает глаза» на заимствование чужих творческих достижений, а скорее потому, что она подрывает и подавляет творческую деятельность в своей стране. Зачем заниматься научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельностью, если самые лучшие достижения других стран можно «использовать»?
Для того чтобы до некоторой степени ослабить недостатки явочной системы, в законодательство ряда стран вводятся нормы, которые позволяют заинтересованным лицам ходатайствовать о проведении экспертизы по существу заявки для оценки охраноспособности изобретения.
Проверочная система. Недостатки явочной системы привели к появлению проверочных систем, которые стали использовать экспертизу по существу, прежде всего для установления новизны изобретения, в частности отсутствия патента на заявленное или схожее изобретение. Вначале такая экспертиза велась только внутри страны. Однако с расширением международных связей и международной торговли возникла необходимость оценки новизны изобретений на международном уровне. При подготовке к международной выставке изобретений в Вене в 1873 г. многие изобретатели отказывались демонстрировать свои достижения, опасаясь их заимствования «конкурентами». Для решения этой проблемы был созван Венский конгресс по патентным реформам, а затем — Международный конгресс по промышленной собственности. В результате такой подготовительной работы в 1883 г. была принята Парижская конвенция по охране промышленной собственности накануне Всемирной выставки 1889 г. в Париже.
Парижская конвенция установила положения, которые помогли в некоторой степени упорядочить оценку заявляемых изобретений. В соответствии со ст. 12 «каждая страна Союза обязуется создать специальную службу по делам промышленной собственности и центральное хранилище для ознакомления общественности с патентами на изобретения, полезными моделями, промышленными образцами и товарными знаками. Зарубежное патентование основывается на принципе конвенционного приоритета, установленного Парижской конвенцией, в соответствии с которымзаявитель может подать заявки в разные страны в течение одного го да. Только в таком случае приоритет будет установлен по дате подачи самой ранней заявки. Для подачи заявок в разные страны необходимо подготовить документы на разных языках, оплатить пошлины и услуги па тентных поверенных без гарантий получения патентов. По этой причине традиционное зарубежное патентование представляет собой дорогостоя щую и весьма сложную процедуру, поскольку патентное законодательство большинства стран не является унифицированным и подготовка заявок в национальные патентные ведомства разных стран требует учета соответствующего национального законодательства, правил и процедур.
В основе современной системы международного патентования лежи i Договор о патентной кооперации (см. § 5.2). Данная система позволяет получить патенты в любой из стран-участниц с помощью единственной международной заявки, подаваемой в одно получающее патентное ведомство на одном из установленных языков. Договор о патентной кооперации по зволил упростить и удешевить зарубежное патентование, хотя оно осталось финансово обременительным для заявителей стран с переходной экономикой, развивающихся стран и физических лиц этих стран.
Международная заявка. Заявитель может подать в национальное или региональное получающее патентное ведомство, а также в Международное бюро ВОИС международную заявку, в том числе и в электронной форме. После оплаты заявителем патентной пошлины получающее ведомство проводит формальную проверку международной заявки. Форма и содержание международных заявок должны соответствовать установленным стандартам2, причем национальное законодательство не может устанавливать иных требований.
В случае соответствия международной заявки установленным требованиям один экземпляр заявки направляют в Международное бюро ОИС, а другой — в Международный поисковый орган по выбору заявителя. Дальнейшая обработка заявки осуществляется в несколько стадий.
22. Распоряжение исключительным правом на объекты промышленной собственности.
1. Договор об отчуждении патента, лицензионный договор, другие договоры, посредством которых осуществляется распоряжение исключительным правом на изобретение, полезную модель или промышленный образец, заключаются в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора.
2. Отчуждение и залог исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец, предоставление по договору права их использования подлежат государственной регистрации в порядке, установленном статьей 1232 настоящего Кодекса. По лицензионному договору одна сторона - патентообладатель (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) удостоверенное патентом право использования изобретения, полезной модели или промышленного образца в установленных договором пределах. Заявитель, являющийся единственным автором изобретения, до принятия по заявке решения о выдаче патента, либо об отказе в выдаче патента, либо о признании заявки отозванной может подать заявление о том, что в случае выдачи патента он обязуется заключить договор об отчуждении патента на условиях, соответствующих установившейся практике, с любым гражданином Российской Федерации или российским юридическим лицом, кто первым изъявил такое желание и уведомил об этом патентообладателя и федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. При наличии указанного заявления патентные пошлины, предусмотренные настоящим Кодексом, в отношении заявки на выдачу патента на изобретение и в отношении патента, выданного по этой заявке, с заявителя не взимаются. Уплаченные до подачи указанного заявления пошлины не возвращаются.
(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности публикует в официальном бюллетене сведения об указанном заявлении.
2. Лицо, заключившее с патентообладателем на основании его заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, договор об отчуждении патента на изобретение, обязано уплатить все патентные пошлины, от уплаты которых был освобожден заявитель (патентообладатель). В дальнейшем патентные пошлины уплачиваются в установленном порядке.
Государственная регистрация перехода исключительного права к приобретателю по договору об отчуждении патента осуществляется в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности при условии уплаты всех патентных пошлин, от уплаты которых был освобожден заявитель (патентообладатель).
(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Если в течение двух лет со дня публикации сведений о выдаче патента на изобретение, в отношении которого было сделано заявление, указанное в пункте 1 настоящей статьи, в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности не поступило письменное уведомление о желании заключить договор об отчуждении патента, патентообладатель может подать в указанный федеральный орган ходатайство об отзыве своего заявления. В этом случае предусмотренные настоящим Кодексом патентные пошлины, от уплаты которых заявитель (патентообладатель) был освобожден, подлежат уплате. В дальнейшем патентные пошлины уплачиваются в установленном порядке.
Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности публикует в официальном бюллетене сведения об отзыве заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи.