Билет 4: Коммент. К опред.. дизайна ИКСИД
ИКСИД (ICSID, International Council of Societies of Industrial Design, Международный совет организаций индустриального Дизайна.
Дизайн – термин, обозначающий различ.. виды проектировочной деятельности, имеющий целью формир.. эстетич.. и функциональных качеств предметной среды. Дизайн – художественное конструирование. В 1604г. Междунар.. семинар дизайнеров в Бельгии дал след.. опред-е: дизайн- формотворческая деят-ть, целью кот.. явл.. опред-=е формальных качеств промышлен.. изделий. Эти кач-ва вкл.. и внеш.. черты изделий, но гл. . образом структурные и функцион.. связи, кот… превращ.. изделие в единое целое как с т.з. потребителя, так и с т.з изготовителя. В этой целостности создание и понимание вещи коренится отличие дизайна от сталинга, представляющего собой лишь коммерческое улучшение внешнего облика вещей.Диз..-термин, обознач.. нов.. вид деят-ти по проектированию предметного мира. Диз.. возник в нач 20 века как реакция на стихийное формир визуальных и функциональных св-в предметной среды. Диз разраб премеры ее рационального построения, соответствующие сложному функционированию современ общества. Диз решает соц-технич проблемы функционир производства потребления и существования людей в предметной среде. Диз нах в особом отнош ко всем традиц видам проектирования, разрешая затруднения, кот связаны с внедрением в жизнь конкр людей и общ-ва в целом нов предметных организации, создающих неравновесную ситуацию в предметном мире.
БИЛЕТ 5. Ф-ии д-на в бытии, в жизни чела, общ-ва: Эстет-я (Д-н – есть разновидность эстет. деят-ти. Практическая сторона перестает быть единственной и на первый план выходит духовные проявления создателя. Д-н взял на себя ф-ию, которое да него выполняло искусство – целенаправленно творить красоту. Наиболее ярким примером, для меня служит д-н в автомобилестроении)Гуманизирующая (Д-н позволяет «одушевить» предмет. Гл. цель этой ф-ии – создание предметной среды, соответствующей ч-ку. Пример.: Школы, в кот. отсутствуют углы. Суть: ребенок должен мягко войти в мир, обучаться без стрессов). Организующая(Д-нер организует материю и пространство. Эстет-ая деят-ть ч-ка является способом особого упорядочивания мира, т.к. само понятие гармонии неразрывно связано с понятием определенного порядка. Прим.: экспозиция. Данный вид оформительского искусства следует считать одной из сфер деят-ти д-на. С помощью экспозиц. средств можно создать таким уникальные предметно-пространственные композиции). Рационализ-щая(В д-не надо учитывать цель, для которой предназначена вещь. Форма вещи должна быть приведена в адекватное соотношение с целью. Прим: оригинальные входные группы. Форма соответствует цели (привлечь покупателя)). Созидательная (Д-н начинается там, где ч-к реализует замысел, создает нечто новое, не существовавшее прежде. Все новое – это хорошо забытое старое. То самое «забытое старое» помогает ч-ку преодолеть сложившиеся стереотипы в отношении к самому себе, навыках, движениях, поведении в целом Прим: распространенное в последнее время явление – многообразие кофеен. Это хорошо забытое старое, заимствованное у Европы. Следуя условиям заказчика, д-неры стали создавать места, с приятной, теплой обстановкой, д-ны кофеен. Таким образом, у пользователей была сформирована «кофейная культура». Сигнификативная(Это ф-ия «называния» предмета. Имя выступает в качестве концентрированной формы предоставления всей концепции. Прим: Недавно актуальным считался так называемый стиль «милитари». Незадолго до этого на весь мир гремела песня Мадонны «American life». Стать столь популярным этому направлению в моде помогли условия культуры, сложившиеся на тот момент. Клип, на мой взгляд, является своеобразным индикатором ситуации, в котором находилось общество. 2. ЧЕЛ - Антропологические ф-ии д-на: Социализирующая(какая-либо вещь появится, если у ч-ка имеются определенные потребности. А по смыслу этих вещей мы сможем сделать вывод, об обществе, которое востребовало данные предметы. Усвоение опредмеченного содержания происходит неосознанно. Не секрет, попадая в различные условия, интерьеры мы ведем себя «подстать им»). Ф-ия общения. Вещь способна становиться посредником в процессе общения людей. Ч-к считывает смыслы, заложенные д-нером. Д-н позволяет стать вещи максимально выразительной, индивидуальной. Таким образом д-н субъективирует процесс общения. Гедонистическая(контакт с продуктами д-на приносит физ-кое, интеллект. и дух.наслаждение. Нацеленность на удовольствие дает д-ну возможность компенсировать недостаточную удовлетворенность жизнью, миром, обстоятельствами и т.д. Здесь задача д-нера - по-новому взглянуть на сущность вещи, создать адекватную форму, отвечающую потребностям ч-ка, создать гармоничную среду. Прим: так называемый «прибор для плавания». Он имеет форму согнутой трубы. Изготовлен из полистирола, который не тонет в воде. Контактируя с данным предметом, ч-к принимает условия игры. 3. Ф-ии д-на в системе культуры: Актуализирующая (Часть форм, кот. создает д-н, представляет вариации с давних времен, другая часть – их комбинацию или переосмысление. В наст-ем форма должна нести социокультурное содержание, т.к. незнание судьбы формы в прошлом приводит к поверхностному обращению с ней в настоящем. Форма должна быть связана с представлениями о каком-либо явлении. Пр: форма чаши. Данная форма прошла «проверку культурой», это выверенное, актуальное решение. Сегодня мы наблюдаем различные вариации данной формы.Знаковая(Д-н создает чувственно-воспринимаемые вещи, кот. выступают как знаки, в случае, когда контакт с ними отсылает ч-ка к др. предмету или вещи. Д-н выполняет ф-ию формирования соц-х значений. На мой взгляд, с появлением д-на начала свое развитие индустрия подделок, различных имитаций. Покупая тот или иной товар «с липовым брендом», ч-к причисляет себя к какому-либо социуму.Идеологическая(Д-нер выполняет идеологическую работу, распространяя представления о моде, концепции, теории). Утопическая (д-неры забегают вперед в пространство и время, кот. еще нет. Свои прогнозы они способны воплотить в проект, а проект в вещь. Достижение «несбыточной мечты» можно наблюдать уже сегодня. Прим: д-не «хайтек» (технологии). Генеральная(наиболее полно хар-ет специфику и сущность д-на. Это ф-ия создания эстет-и-выразительных предметных форм, гармонизирующих жизнь ч-ка в условиях крупного промышленного производства.
Вывод: в большинстве вещей соединены все вышеперечисленные ф-ии д-на.
БИЛЕТ №8.ПОНЯТИЕ ПРЕДМЕТ И ВЕЩЬ. Понятия "вещь" и "предмет", которые часто употребляют как синонимы, имея в виду материальную целостность, определенность, выделяемую ч-ком в процессе познания и деят-ти. Из статьи «Реалогия» М. Эпштейна: Важно провести терминологическое разграничение "предмета" и "вещи" "Предмет" требует в качестве дополнения неодушевленного существительного, а "вещь" - одушевленного. Мы говорим "предмет чего?" - производства, потребления, экспорта, изучения, обсуждения, разглядывания... но: "вещь чья?" - отца, сына, жены, подруги, попутчика... В данном случае язык лучше, чем любое теоретическое рассуждение, показывает разницу между принадлежностью одного и того же явления к миру объектов и к миру субъектов. Вещь выступает не как объект какого-либо воздействия, но как принадлежность субъекта, "своя" для кого-либо. "Изделия", "товары", "раритеты", "экспонаты" - это, в сущности, разные виды предметов: предметы производства и потребления, купли и продажи, собирания и созерцания. Между предметом и вещью примерно такое же соотношение, как между индивидуальностью и личностью: первое - лишь возможность или "субстрат" второго. Предмет превращается в вещь лишь по мере своего духовного освоения, подобно тому как индивидуальность превращается в личность в ходе своего самосознания, самоопределения, напряженного саморазвития. Сравним еще: "он сделал хороший предмет" - "он сделал хорошую вещь". Первое означает - произвести что-то руками, второе - совершить какой-то поступок. В древнерусском яаыке слово "вещь" исконно значило "дело", "поступок", "свершение", "слово"- и это значение, привходящее и в современную интуицию вещи, В каждом предмете дремлет что-то "вещее", след или возможность какого-то человеческого свершения... По Хайдеггеру, пред-мет есть форма, которой ч-к как бы пред-писывает им измышляемые сущность и свойства, а вещь знаменует собой такое отношение к форме, которое в первую очередь прислушивается к собственной, внутренней ("потаенной") ее сущности. Предмет функционален, вещь не только такова. Предмет односторонен, вещь целостна. Более того, вещь конституирует "мирность мира", то есть через нее бытие самоопределяется в качестве мира. В этом процессе человеческое "присутствие" становится бытием-в-мире, ч-к обретает себя. Поэтому мыслить предметно может инженер, вещественно - дизайнер.
Для формирования любой вещи необходимо соединение природных и культурных обстоятельств. Культура = человек (индивидуальность/родовые хар-ки). Здесь культура – группа людей, а природа выступает со стороны вещ-ва, она представл.конкр.материал. Без чела не может вещ-во себя реализовать (глина-человек-горшок).
Что предшествует появлению вещи:
Потребность, max четко осознанная челом
Образ или понятие (те, кто мыслят понятиями, боятся начать рисовать; те, кто мыслят образами, не могут создать одно целое).
Гештальт – четкое видение целого и всех его элементов
Реализация потребности
Что способствует реализации: чел должен знать опред.технологии изобретения, навыки работы, опред.знания, обладать опред.системой ценностей, вкус (эстетическая подготовленность мастера), без него нет стиля.
В вещи чел фиксирует (опредмечивает) инфо о самом себе. Вещь явл.уникальным ср-вом передачи опыта. Для того, чтобы др.челу научиться пользоваться этой вещью, ему необходимо освоить соц.опыт.
Типология вещей:
БИЛЕТ №9 ИСТОРИКО КУЛЬТУРНЫЕ ТИПЫ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛА К ВЕЩИ:Во время первобытно-общин. строя отношение людей к вещи обезличенно-всообщее, первобыт. мышление признает вещью только употребимое, то, что полезно, «производственно» (не интересуют бесполезные игрушки). Античность пользуется вещами, выделяя лишь некот. из них, отождествляя их в обладателями (напр., лук Одиссея, бочка Диогена).При выборе вещи гл. роль играл соц.статус владельца (благородный чел-к обязат-но имеет много хороших вещей). В античности формир-тся эстетическое отношение к вещи, открываются параметры красоты (симметрия, гармония, ритм, мера). Вещь красива, потому что космична. В средневек. к-ре вещь оказывается дважды опосредованной – в причастности к Богу и к миру, что лишает ее возможности быть самодостаточной. Осознается значение труда в изготовлении вещи. Позднее каждая вещь становится символом чего-либо (щит, носов.платок, букет несут светскую инфор-цию). В 18 в. кординально меняется отношение к вещи:вещь ценится с т.зр. удобства, пользы, функц-ти.Людей охватывает страсть к собирательству вещей-эмблем, раритетов, символов. Постепенно приходит осознание, что вещью надо пользоваться с удовольствием, удовл-яя душу, тело, глаз. повседневной вещью можно любоваться, вызревают духовно-эстет. переживания вещи. 19 в.: бурное развитие тех.прогресса, тиражирование вещей обесценивает их.Вещи, мода быстро сменяют др.друга. Промыш-ть вторгается в личное пространство,быт. Происходит резкое отчуждение ч-ка от вещи. Жизнь становится пестрой из-за больш. кол-ва вещей (интерьер захламляется). Далее наступает время эклектики: богат.украшения, переизбыток декора, утрата м/у массовым и уникальным, совмещение стилей. Вещь демонстрирует своеобразие личности обладателя. Но в 1920-е гг. вещь управляется внеш.факторами, отчуждаясь от владельца. Теряется эстетика, утилитарность, вещи легко меняются на себе подобные. Наступление тоталитарного режима приводит к отсутствию выбора и необходимости выбора вещей (теперь скудный быт – благородный). Мода- не важна, главное – наши вещи. Война усиливает скудность мира вещей, привлекая к нему внимание, т.к. жить без вещей невозможно. Возрастает желание окружаться и любоваться вещами – наступает новый тип отношения к вещи – потребление. Расширяется круг вещей (выставляются на обозрение белье, предметы гигиены). Красиво и комфортно д.быть все, всего д.б. много. Постмодернизм. культура представляется ч-ку как свалка или склад. Все уже создано, остается создавать аналоги (при этом вещи предстают как известные, но по-новому звучащие). Сейчас гл. задача дизайнера- создание разнообразных индивидуализированных вещей. (Стилизация, имитация, вариация, обыгрывание – осн. приемы создания вещи.) Такие вещи задают тон окр.среде, они «подтягивают» ч-ка в эмоцион. и интеллектуальном отношении, совершенствуют его.Чем больше больше смыслов у вещи – тем дороже она ч-ку.
БИЛЕТ №10. ФИЛ. ОПРЕ-ИЕ ВЕЩИ В СТАТЬЯХ ХАЙДЕГЕРА. Нем. философ первоначально трактует вещь в ее отличии от творения; этим словом, по его мнению, "именуют все, что только не есть вообще ничто". Для него играет роль не столько материальность (облако и лист, Смерть и Суд он тоже называет "вещами"), сколько отсутствие живой души.
Вещь как феномен дается в восприятии. Это значит, что мы имеем дело не с образом вещи, а с ней самой. В своей первой данности, т.е. то, «что воспринимается в таком “естественном” восприятии, мы называем вещью окружающего мира». Вещи окр. мира это: гранит, сосна, озеро. Однако эти же самые вещи даны и как природные: камень, дерево, водоем. В этом случае мы имеем дело с прир. вещами. И наконец, эти же вещи даны как вещностивещей: твердый, высокий, прозрачный, или, как поясняет Х-ер «все это структуры, которые составляют вещность вещи, структурные моменты самой природной вещи, вещные определения, которые можно выявить в самом данном предмете»2. Так.обр., мы выявили, что одна и та же вещь трактуется Х-ером трояким образом. Если мы сведем эту троякость к некоему единому и общему виду для всех вещей, то тем самым получим понятие вещи.
Вещи окружают ч-ка раньше, чем становятся предметами. Качество вещности долгосрочнее качества предметности. Вещь - это часть бытия, а не только элемент культуры.
В качестве примера Х-ер берет чашу. Он начинает анализ вещности чаши с идеи ее изготовления. “Чаша есть вещь в качестве емкости. Однако чаша есть не потому емкость, что изготовлена, а чаша должна быть изготовлена потому, что она есть”. Далее анализируется чаша как вмещающий сосуд. “Вещественность чаши заключается в том, что она, как вмещающий сосуд, есть. Пустота – вот вмещающее в емкости. Пустота, это Ничто в чаше, есть то, чем является чаша как приемлющая емкость”. Мы видим, что Х-ер идет от изготовления вещи. Однако описание сути вещи, по Х-еру, раскрывается именно в использовании вещи, в ее применении.
Далее анализ показывает, что упущено главное – что вмещает чаша и как она вмещает. И уже учет этого помогает Х-еру прийти к сущности чаши. Чаша “вмещает, приемля то, что в нее наливают. Выливание из чаши есть поднесение. В поднесении чаши – существо ее вмещающей емкости. Существо вмещающей пустоты собрано вокруг поднесения... Поднести чашу – значит одарить кого-то ее содержимым. Назовем двоякое вмещение, собранное вокруг выливания, что вместе и составляет полное существо подносимой чаши, подношением. Чашечность чаши осуществляется в подношении налитого в нее. Пустая чаша тоже получает свое существо от этого подношения, хотя пустую чашу не поднесешь. Но эта невозможность поднести свойственна чаше и только чаше”.
Х-ер связывает бытие вещи со всем миром, из которого и в котором она возникает: источником, водой, небом и землей, которые их порождают. Х-ер доходит до истоков и первоначальных смыслов вещи. Древнейшие значения делают вещь тем, что она есть, и они же помогают ч-ку самоопределиться. В вещи пребывает - здесь и теперь - "односложность мира". Приобретая космическое значение, вещь у Х-ера собирает воедино пространства и стихии.
Билет №11. ВЕЩЬ КАК ПРОЕКТПроект, согласно определению СИ. Ожегова, - это "разработанный план сооружения, устройства чего-либо; предварительный текст какого-нибудь документа, замысел, план" (1). Проекты могут возникать во всех видах духовной деят-ти ч-ка, должны быть реализованы. Для дизайна реализация является непременным условием, иначе он не выполняет свои функции. Когда мы осмысляем вещь на стадии ее существования в качестве проекта, то понимаем, что эта вещь еще не существует, но задумана и должна появиться. Это подобно рождению и относит к области чудесного. В то же время дизайн вполне реалистичен. Форма перестанет быть веществом природы, если будет востребована. Чтобы это произошло, ей надлежит появиться в нужное время и в нужном месте, быть созвучной и гармоничной ч-ку. Следовательно, она должна обладать некоторыми обязательными свойствами и качествами, которые учитываются на этапе ее потенциального существования и осуществления: соразмерность ч-ку. Ничто в мире не воспринимается людьми абсолютно объективно, без ощущения и учета собственного присутствия. Дизайнер работает в материальном, чувственно-воспринимаемом мире, где связь ч-ка с миром подразумевается сама собой. Создавая что-либо новое, ч-к осуществляет себя в этом мире. При этом дизайнеру требуется не только адекватно выразить себя, но соответствовать потребностям других.
Представление о мере ч-ка как критерии деят-ти дизайнера связано и с ее эстетическим характером. Известно, что представпение о прекрасном, красивом, эстетически значимом всегда имеет основанием духовно—психологическое состояние ч-ка при чувственном восприятии им тех или иных форм предметного мира. Несоразмерное, непропорциональное ч-ку оценивоется главным образом и как неудобное, и как эстетически несущественное либо безобразное. Гармония рождается из телесно-чувственной соотнесенности ч-ка с той или иной вещью, формой, которая должна учитываться уже на стадии проекта.
Понятие "мера ч-ка" сегодня предполагает возрастающее внимание к индивидуальности заказчика. Но первое место выходит соответствие образу жизни, а не модной тенденции как таковой, личному вкусу, не только стереотипному представлению и т.д. Однако установка потребителя не должна сужать установку творца: соотношение единичного и общего в каждом случае следует искать отдельно.
Главное: мера ч-ка включает ч-ка в процесс проектирования. Бытующий, например, сегодня в дизайне одежды метод создания костюма на основе некоего "источника вдохновения* не может не вызывать вопросов в этой связи. Как правило, "источником' выступает объект, не имеющий связи с назначением костюма: деревянная игрушка - для коллекции летней женской одежды, предназначенной для отдыха, полотно художника-абстракциониста - для трикотажного вечернего платья. Форма объекта многократно произвольно дробится, элементы комбинируются с целью поиска наиболее выразительных линий. НЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ ДИЗ ПРОЕКТИРОВАНИЯ