Раздел 4. Западное искусство XVIII–XX вв

Тема 18. Искусство Италии XVIII в. Особенности экономики, политики и культурного развития европейских стран в период углубившегося кризиса абсолютизма и укрепления капиталистического уклада. Сосуществование двух идеологий – деградирующего феодального дворянства и стремящегося к власти буржуазного класса. Отражение в искусстве буржуазных и феодально-аристократических интересов. Противоречие стилистических концепций классицизма, рококо и реализма. Внешнее великолепие жизни итальянских городов. Позднее барокко в архитектуре и изобразительном искусстве первой половины XVIII в. Ведущее значение венецианской школы и выражение ее блестящего расцвета творчестве Джованни Баггиста Тьеполо, завершившего круг исканий барокко. Неудержимость его творческой фантазии, кажущаяся необъятность пространства, колористическая изысканность светлой красочной гаммы, сочетание настроения праздничности со своеобразной серьезностью. Росписи Тьеполо в палаццо Лабиа в Венеции. Развитие пейзажного жанра. Насыщенные влагой городские виды (ведуты) Венеции Джованни Антонио Каналетто. Завершение художественной культуры Венеции в сверкающих мастерством и темпераментом пейзажах Франческо Гварди («Венецианский дворик», «Рио деи Мендиканти»).

Тема 19. Искусство Франции и Испании XVIII в. Вырождение «академического» классицизма и вытеснение его аристократическим стилем рококо. Убранство интерьеров и изысканность прикладного искусства. «Галантный жанр» Антуана Ватто в сценах из придворной жизни. Царство чувственно-прекрасных грез, окрыленность мечтой, очарование волшебной поэзии и тоскующего веселья в произведениях Ватто («Галант­ные празднества», «Общество в парке»). Нарастание фривольности в творчестве Жана Оноре Фрагонара («Поцелуй украдкой»). Развлекательный и эротический характер произведений Франсуа Буше как показатель духовного оскудения французского дворянства.

Выход на историческую арену «третьего сословия» и отражение его в живописи. Проникновенность искусства Жана Батиста Шардена. Благоговейное отношение художника к предметам. Натюрморты Шардена («Атрибуты искусства», «Медный жбан»). Проповедь буржуазной морали в сентиментальных про­изведениях Жана Батиста Греза. Нарастание интереса передовых слоев буржуазии к греко-римскому античному искусству и переосмысление на этой почве стилистической концепции классицизма. Раннее творчество Жана Луи Давида («Клятва Горациев»). Монументальная и камерная скульптура накануне Великой французской революции. Портреты Жана Антуана Гудона.

Испанский художник Франсиско Гойя и характер его творчества. Яркость образов в портретах актрисы Ла Тирана, семьи Карла IV. Величие человека из народа в монументальных росписях церкви Антония Флоридского. Графическая серия «Капричос» и ее обличительный характер. Драматизм и экспрессив­ность в работах, направленных против военной экспансии Наполеона I («Расстрел в ночь с 2 на 3 мая 1808 года», офорты «Бедствия войны»). Последний период творчества художника, его офорты, росписи «Дома глухого».

Тема 20. Искусство Англии и Германии XVIII в. Двойственность английского искусства XVIII в., одновременно обслуживающего интересы земельной аристократии и буржуазных кругов. Уильям Хогарт, его сатирические картины и гравюры, бичевание пороков современного общества (серии «Модный брак», «Карьера мота»). Расцвет английского порт­рета. Трезвая реалистическая передача и аристократическая пышность портретов Джошуа Рейнольдса (портрет лорда Хит-филда). Музыкальное изящество и чувственность портретных образов в работах Томаса Гейнсборо («Голубой мальчик», «Портрет актрисы Сарры Сиддонс»). Интерьеры и прикладное искусство, мебель (Чиппендейл). Художественная керамика (Уэджвуд).

Основные направления в искусстве Германии: официозный «прусский» натурализм, салонное искусство, реалистическое на­правление, возглавленное Адольфом Менделем. Работа Менделя «Железопрокатный завод».

Тема 21. Искусство Франции пер. половины XIX в. Классицизм. Революционный пафос и реализм творчества Жака Луи Давида в период первой буржуазной революции («Смерть Марата»). Империя Наполеона и изменение сущности искусства. Стиль ампир. Отделка интерьеров, орнамент, посуда, ткани, мебель (так называемый «стиль жакоб»). Творчество художников академической школы Антуана Гро, Пьера Поля Прюдона, Франца Жерара. Уравновешенность, гармоничное изящество и вместе с тем холодная чопорность произведений Жана Огюста Доменика Энгра («Апофеоз Гомера», «Большая одалиска»).

Зарождение романтизма и борьба с классицизмом. Работы Теодора Жерико («Плот Медузы», «Скачки в Эпсоме») как по­пытка передать накал чувств, эмоциональность действия в противовес отвлеченным нормам классицизма. Творчество Эжена Делакруа. Драматические контрасты, динамичность композиционного построения, яркость красочного решения как основные особенности работ Делакруа («Резня на Хиосе», «Свобода, ведущая народ»). Стремление к необычности и увлечение восточной экзотикой в работах «Алжирские женщины в своих покоях» и др. Монументальная скульптура романтического направления Франсуа Рюд – «Марсельеза».

Реализм. Пейзажи и портреты Камиля Коро «Порыв ветра», «Мост в Манте», «Читающая пастушка». Их гармоничность, мягкость форм, тонкость колорита. Изучение родной природы художниками-барбизонцами. Теодор Руссо, Жюль. Дюпре, Шарль Франсуа Добиньи.

Оноре Домье как наиболее яркий представитель обличительного направления в искусстве. Монументальность живописных работ Домье («Прачка», «Дон Кихот»). Крестьянская тематика в творчестве Франсуа Милле («Сборщицы колосьев»). Широкий общественный резонанс и демократизм искусства Гюстава Курбе («Похороны в Орнане», «Каменотесы»).

Тема 22. Искусство Франции середины и посл. трети XIX в. Многообразие творческих исканий и появление новых тече­ний. Традиции реализма в творчестве Эдуарда Мане и «музейный» характер его композиций («Олимпия», «Завтрак на траве»). Свежесть восприятия, непосредственность картины «Бар в Фоли-Бержер». Эдгар Дега и его работы из жизни парижской богемы («Абсент»), балета («Голубые танцовщицы»), скачек («Жокей перед скачкой»).

Импрессионизм. Стремление художников передать свежее, непосредственное впечатление от действительности. Разработка новых средств: свободная композиция, изменчивость окружающего мира, колористические достижения на основе установле­ния прямой зависимости цветовой насыщенности и изменяемости предметов. Поиски новых пейзажных мотивов и городские виды Клода Моне («Бульвар капуцинок в Париже»). Жизнерадостность искусства Огюста Ренуара, поэтичность образов парижа­нок («Девушка с веером»), красочность сцен парижской жизни («Зонтики»). Пейзажи Камиля Писсаро («Бульвар Монмартр в Париже») и Альфреда Сислея. Импрессионистские черты в скульптуре Огюста Родена («Граждане Кале», «Мыслитель»).

Тема 23. Основные тенденции развития зарубежного искусства кон. XIX–XX вв. Закономерности развития капиталистического общества периода империализма. В. И. Ленин о двух культурах в каждой национальной культуре. Кризис буржуазной культуры. Развитие идеалистических концепций в философии, тяга к подсознательному, интуитивному. Зарождение модернистских направлений в искусстве. Переплетение различных творческих методов в искусстве художников Запада.

Дивизионизм. Своеобразие и монументальность работ Жоржа Сера («Воскресная прогулка в Гранд-Жатт») и Поля Синьяка. Разложение дивизионизма. Постимпрессионизм. Отсутствие единой программы. Поль Сезанн и его работы «Берега Марны», «Автопортрет», «Персики и груши». Поиски синтеза формы и цвета, четкость конструктивной композиции, стабильность соотношений формы и пространства, красочное богатство. Влияние Сезанна на искусство XX в. Винцент Ван Гог и его повышенный интерес к действительности, элементы субъективизма в его искусстве. Деформация, утрировка реальных форм во имя наибольшей экспрессии. Работы художника «Ночное кафе в Арле», «Прогулка заключенных», «Дорога в Овере после дождя».

Поль Гоген и его стремление уйти от вопросов современности, обращение к символизму. Поэтизация жизни обитателей острова Таити («Жена короля», «А ты ревнуешь?»). Декоративные искания Гогена.

Анри Тулуз-Лотрек, гротескный характер его образов парижской богемы. Значение художника в рождении искусства плаката.

Фовизм. Эстетические позиции. Творчество Анри Матисса. Оптимизм звучания, декоративная условность его картин («Танец», «Красные рыбы»). Примитивизм. Работы А. Руссо.

Кубизм. Желание выявить структурные особенности пластической формы. Аналитическое разложение формы совмещением различных сторон предмета на одном изображении. Работы Жоржа Брака («Черные рыбы»). Кубизм в скульптуре. Пуризм как разновидность кубизма. Упрощение формы и колорита.

Футуризм. Стремление передать ощущение движения, его скорости и темпа путем расчленения элементов предмета и их многократного повторения на плоскости. Произведения У. Боччони и Д. Северини.

Дадаизм. Отказ от художственных традиций и культуры человечества, отрицание морали в «творчестве» М. Дюшана.

Экспрессионизм. Деформация изображения предмета во имя передачи экспрессии переживания или подсознательного импульса. Картины Э. Нольде, Отто Дикса, Георга Гросса.

Сюрреализм. Причудливая комбинация натуральных и фантастических форм для выражения инстинкта и биологических импульсов «художника-творца». Бредовые, кошмарные виде­ния, подсознательный мир в работах Сальвадора Дали («Пылающий жираф»).

Абстракционизм – ведущее формалистическое течение в искусстве XX в. Геометрический абстракционизм Малевича и Мондриана. Роль Кандинского в формировании принципов абстрактного искусства. Новое ответвление – ташизм и утверждение в искусстве абсолютного произвола (на примере произведений Поллока).

Поп-арт («массовое» искусство) и оп-арт – новые формалистические течения.

Прогрессивное искусство Западной Европы и Америки. Демократические направления в искусстве как отражение идео­логии возросшего пролетарского движения. Влияние Великой Октябрьской социалистической революции на прогрессивную культуру Европы и Америки.

Пабло Пикассо и его место в искусстве XX в. Гуманистическая основа его творчества. Сочетание правдивости и обостренного восприятия действительности с драматизмом и эмоциональной силой в произведениях Кете Кольвиц. Высокий гуманизм и темперамент работ Франса Мазерееля («Расстрел», «Сирена»).

Успехи монументальной французской скульптуры. Поиски выразительности в традициях прошлого, стремление придать образам высокое напряжение в работах Антуана Бурделя («Стрелок Геракл», «Сафо», «Победа»). Творчество Аристида Майоля, его намерения выразить гуманистический идеал и вы­сокое чувство красоты («Помона», «П. Сезанн», «Река»), Лаконичность пластики Шарля Деспио. Французский реалистический пейзаж и его ведущие представители. Мечтательный, лирический характер произведений Мориса Утрилло («Улица на Монмартре»). Поэзия современного города, запечатленная в тонких по настроению и красочно-изы­сканных работах Альбера Марке («Габсбургский порт», «Везувий»).

Прогрессивное искусство США. Героические пейзажи Рокуэлла Кента, посвященные север­ной природе. Особенности работ Кента: обобщенные крупные планы, монументальные цветовые отношения, строгая уравновешенность композиции. Творчество Эндрью Уайеса. Монументальная живопись Мексики и выражение в ней идей борьбы против национального угнетения, за социальное освобождение трудящихся. Экспрессивная заостренность образов, перерастание их в символы философского звучания во фресках Хосе Клементе Ороско в Национальной школе и Дворце правосудия в Мехико. Фрески Диего Риберы, посвященные истории Мексики, борьбе народа за независимость. Сочетание росписи с объемной цветной пластикой в оформлении универ­ситетского стадиона в Мехико. Напряженность образного языка в работах Давида Альфаро Сикейроса: энергичная моделировка фигур, динамика пространственных построений.

Неореализм, его происхождение и антифашистская направленность. Социальная острота и эмоциональная яркость произведений французских неореалистов Андре Фужерона и др. Ренато Гуттузо как наиболее яркий представитель итальянской школы экспрессионизма. Его произведения («Рокко у патефона», «Пляж», «Девушка, поющая «Интернационал»). Реалистическая скульптура Джакомо Манцу («Кардинал» и рельефы для Врат смерти собора Св. Петра в Риме).

Наши рекомендации