Тема 12. Чайная церемония в Японии как самобытное искусство

I. Возникновение чайной церемонии (тя - но - ю).

1. Создание «Пути чая» («Дао чая») монахами Дзенс.

2. Чайная церемония как предмет светского обихода.

II. История становления и совершенствования ритула чайной церемонии.

1. Четыре принципа чайной церемоний, разработанные Мура-то Сюко.

2. Эйсай, Такэно Дзео, Фирута Орибэ, Сэн-но Соэки, Кобори Энсю и др. Их роль в разработке этикета чайной церемонии.

III. Чайная церемония как одна из форм социального общения, особая духовная процедура, способ перестройки сознания.

1. Придание всем типам и действиям чайной церемонии ду­ховного и символического смысла, концентрация внимания на каждом движении и жесте.

2. Простота схемы чайной церемонии и тщательность разра­ботки;

J.) Правила входа гостей в чайный сад:

а) природное окружение чайного дома, деление-чайного сада на внешнюю и внутреннюю части;

б) философский и этический смысл прохода гостей че­рез чайный сад;

в) омовение рук.

2) Правила вхУдаТ'Пбведея%,в,чайдцм доме:

а) ранняя форма .чайного дома тясицу'(вйлла'Есимаса'в'' Киото);

б) чайный дом стиля «сеан»;

в) использование, в строительстве чайного дома каркас­ной системы;

г) интерьер чайного дома; ,.<^,; -

д) специфичность обстановки%"еЦ|гтового оформления;

ж) символическая роль науки басира в чайном доме.

3) Разведение огня и рассаживание гостей;

4) Порядок внесения чайной утвари. Ее очищение;

5) Вода как главное условие приготовлениячая. Поэзиябурлящей воды;

6) Взвивание растертого чая. Густой чай (кой-тя) и жидкий чай (уу-тя); • , . , , .

7) Выход в чайный сад;

8) Рассматривание чайной утвари как эстетический акт:

а) чайная утварь как средство духовного общения. ,

б) использование в чайной церемонии керамики раку и техника ее создания: •> .; ;. .

• неповторимость, уникальность и своеобразие керамических изделий раку; , >

• отражение в керамике раку окружающего мира и воплощение канона прекрасного;

• естественность красок; , ;

в) Применение керамических чашей и пиал («тя-, ван»):

• яркость и оригинальность керамических чашей и пиал и своеобразие их фактуры;

,,.• лаконизм выразительных средств.

9) «Молчаливая беседа» во время чайной церемонии;

10) Созерцание токонома, художественного центра чайного

дома.

а) Сюжет, изобразительный метод и техника исполне­ния:'' " • : ' • : •' ": •'• '-" '' -- - •1 ' - ^ •

• лаконизм средств;

• поэтика недоговоренности, намеков. 11) Табана и главные правила табана.

IV. Роль мастера чая церемонии тя-но-ю. Построение чайного действа во времени.

V. Влияние чайного культа на формирование самобытной японской культуры.

Рекомендуемая литература

1. Григорьева Т. П. Японская художественная традиция. - М., 1979.

2. Гришелева Л. Д. Формирование японской национальной культуры. - М., 1986.

3. Конрад н. И. Очерки истории культуры средневековой Яцо-нии.-М., 1980. ^ •'

4. Николаева Н. С. Художественная культура Японии XVI сто­летия. - М., 1986. С. 55-105. •.^

5. Николоева Н. С. Японские сады. - М., 1975.

6. Сабуро Иэнага. История японской культуры. - М., 1972.

7. Тадзава Ю., Мацубара, Окуда С., Нагахата Я. История куль­туры Японии.-Япония, 1992.

Индивидуальные задания к изучению темы

1. Пейзаж Сэссю (1420 - 1506) в «Стиле хабоку».

2. Английская чайная церемония;

3. Правила составления букета для чайной церемонии.

4. Сорта японского чая. Способы его заваривания.

5. Цветение сакуры в японской поэзии и живописи.

6. Разработка дизайн-проекта приглашения на японскую чай­ную церемонию.

7. Искусство икэбана.

8. Японская традиция составления композиций из цветов и отражение ее в искусстве.

Глоссарий

Кама - железный котелок для чайной церемонии. Кракле - мелкие трещины в чайной керамике. Мидзукобоси - сосуд для использованной воды. Мидзусаси - сосуд для чистой холодной воды. Мидзуя - подсобная комната, где хранится чайная утварь. Нака-басира - центральная стойка в чайном доме. Нацулия - черная лаковая чайница, украшенная золотой и се­ребряной роспись.

Нидзири-гути - вход для гостей в чайном доме. Рака тнван - японская чайная пиала. Токонома - ниша в чайном доме. Тэнкому тяван - китайская пиала. Тяван - чашка. Тадзин - мастер чая.

Тя-ирэ - керамическая чайница в виде бутылки. Тянива - чайный сад. Тясицу - чайный дом.

Фукус - сложенный кусок шелковой ткани. Хана-ирэ - ваза для цветов.

ФОНДЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Наши рекомендации