Прямо- и криволинейные розетки (1—2.2.0), -прямолинейные сетки (1.3.0) 2 страница
Прерывистые бордюры, образованные набором фигур^ разной степени сложности, встречались на мансийской берестяной утвари, женских вышитых рубахах и на бисерных украшениях. Этот же круг предметов фигурирует и у хантов.
Симпатии мансийских и хантыйских исполнительниц оказались сходными и при выборе орнаментальной соразмерности: on;s несет на себе печать двойной симметрии — а:т-т, симметрии,
сочетающейся с плоскостью скользящего отражения а:т-а. По симметрическим преобразованиям мансийские узоры ближе всего, примыкают к северным хаптам, поскольку среди тех и других заметное положение занимали виды симметрии а • т и а.
Общехантыйский фонд элементов, наполняющих описанные композиционные схемы орнаментальной плотью, включает в себя ряды из ромбов, ромбы с уголками, решетчатые ромбы и ромбы
с прямыми отростками на сторонах; косой крест, косой крест с перекрестьями, крест из ромбов; зигзаг, простой или с отростками на сторонах. Лишь шевроны олицетворяют собой иной вид симметрии — а • т. Весь ' этот архаичный элементный состав без исключения представлен и в мансийских бордюрах. Более того, t- здесь он предстает в своем исключительно первозданном виде, г так 'как мастерицы нечасто стремились разнообразить мотив за счет усложнения конфигурации основных элементов или введения дополнительных. Общность симметрических характеристик и кон-| кретных форм их воплощения обусловила и сходство композиционного пространства мотивов. У хантов и манси в прерывистых бордюрах господствует ромбическо-треугольная и зигзагово-тре-' угольная структуры построения мотивов.
Далеко не равнозначное отражение орнаментального творчества манси'по этническим группам не позволяет ставить вопрос I об общем н особенном на этом уровне. Культура западных и юж-| ных манси не запечатлена в этнографических материалах. Тем не менее, имея на руках данные по северной и восточной группам народа, можно соотнести эти сведения со спецификой узоров у различных групп хантыйского этноса.
На примере прерывистых бордюров открывается особая близость декоративного искусства северных групп обских угров. Она выражается в схожести усложненных форм мотивов, единых для обско-угорского орнаментального творчества. Ромб с уголками претерпевает следующие изменения .в выскобленных узорах на бересте: ключевая фигура снабжается внутренними отростками, а уголки принимают очертания «заячьих ушей»; окаймляющие бордюры из вертикальных полос по мере развития дополняются элементом в виде приумноженного птичьего .следа. Самая замысловатая конфигурация прерывистых бордюров наблюдается у обеих групп па бересте и создается здесь за счет зигзаговой линии, ерошенной со сложными меандрообразными отростками. Правда,
у северных хантов бордюры подчиняются симметрии а-а, а у манси — а:2, но следует указать, что использование различных симметрических преобразований создает в данном случае сходный эффект. Общей является и оригинальная узорная структура, £ задаваемая усеченными сотовыми ячейками, а наполняющий ее элемент «лягушка» знаком и восточным хантам. Еще один мотив — сложнооформленный угол с продленной вершиной и загнутыми сторонами — подключает к; северным группам южных хантов. Основной сферой приложения прерывистых бордюров у северных групп хантов и манси служит береста.
Общие декоративные традиции манси и восточных хантов проходят через использование в бордюрах простых фигур: прямо-
угольников и квадратов, ф л аркообразных мотивов. При этом лишь в последнем случае совпадает декоративно-предметная сфера — профилировка краев у костяных пряжек. Квадраты н прямоугольники у восточных хантов зафиксированы па бисерных лентах, а у манси —на бересте и в вышивке.
Орнаментальное своеобразие северных манси в области про рывистых бордюров заключается в предельной простоте мотивов, порой доходящей до скудности. Обоко-угорский фонд несложных орнаментальных форм подвергался здесь нехитрой переработке, и одним из основных средств при этом являлось внедрение в мотив основополагающих непрерывных бордюров: «сухариков» н «заячьих ушей», что .характерно для выскабливания на бересте В узорах, нашиваемых из бисера, встречался иной прием: разноцветный повтор мотива, за счет чего возникали многослойные зигзаг, ромбы, уголки. Этот способ разнообразия мотивов составлял мансийскую специфику.
Орнамент южных хантов и восточных манси па первый взгляд кажется единым, но при более внимательном рассмотрении обнаруживает разночтения. Господство, вышивки среди технических приемов орнаментации было связано у южных хантов с четырьмя видами шва: «продернутый», «хантыйский», «квадратный» и «плетеный», т. е\ крест. На мансийских изделиях присутствуют лишь два первых -способа—«продернутый» и «мансийский»,— а соответственно этому сужается и круг самих орнаментированных предметов, поскольку из него выпадают «татарские косынки», женская распашная одежда из сукна и мужские атрибуты одежды, украшенные «квадратной вышивкой» и крестом. Зато у манси хорошо представлены большие квадратные платки, поверхность которых сплошь покрыта вышивкой. У хантов подобные предметы не зафиксированы, хотя нельзя исключать возможность их бытования в прошлом и у этого народа [см.: Vah-tcr Т., 1953]1. Если в хантыйской вышивке превалирует бордюрным строй орнамента, то в мансийской сильны позиции и сетчатой структуры. Это единственная область обско-угорского орнамента, где орнаментальные сетки потеснили бордюры. Нет полного .сов падения и в мотивах: облик южнохантыйской вышивки определял орнитоморфный сюжет, .а у манен он не получил такого распространения. Достаточно-сказать, что из трех видов симметрии, в которых обильно представлен мотив из птиц и деревьеп у хантов, два практически не отражены в мансийском искусстве вышивки. Зато в мансийских вышитых узорах более ощутимы мотивы, построенные на основе ступенчатых фигур, прежде всего ромба, н именуемые «выемкой в берегу реки Пелымка».
Криволинейные очертания не привились в мансийских бордюрах. Их появление обусловлено внедрением в бордюрный строи
орнамента орнитоморфных мотивов, чья криво линейность была
хорошо знакома .мастерицам по стилизованным изображениям на
бересте, а также переработкой некоторых популярных прямоли
нейных форм: декоративного уголка и непрерывного бордюра,
давшего аналогичные узоры у северных манси и казымских хан
тов «сказочницы весло».
Таким образом, мансийские прерывистые бордюры в своей основной массе воспроизводят простые и архаичные обско-угор-ские формы, их развитие обнаруживает как сходство, так и несовпадение с процессами орнаментального генезиса у отдельных групп хантов. Вышивка выбивается из общей массы прерывистых бордюров своими мотивами и их композиционным решением.
Прямолинейные формы розетчатых орнаментов отражают обско-угорское орнаментальное единство: фигуры из креста с уголками, нередко соединенными перемычками, выскабливавшиеся па крышках берестяных коробок; крест с перекрестьями, исполненный мозаикой (аппликацией) из ткани на игольниках; ро-зетчатые структуры, созданные из мотивов непрерывных бордюров и украшающие мозаичные сумочки из меха или берестяные вместилища,— все это составляет ту меру общности, которая не позволяет расчленить без остатка своеобразное искусство двух родственных народов н их этнических групп.
К такого рода сквозным орнаментальным формам принадлежит изображение «медведя», но при этом его декоративные аналоги имели различные формы проявления и степень распространенности в орнаментальном творчестве обских угров. Наиболее "'сильно указанная сторона представлена в мансийских материалах, где выявляются три варианта изображения. Следы первого проступают в орнаментальном искусстве на бересте почти у всех групп обских угров. Исключение составляли южные ханты и восточные манси, где по этнографическим данным узорная береста почти не фиксируется. Однако влияние медвежьей тематики ощущается в конфигурации и номинации вышитых бордюрных узоров. Подобная широта географии определенной канонизированной формы с устойчивым осмыслением позволяет поставить вопрос о глубокой архаике как собственно изображения, так и его се-. мантики. Очевидно, корни данного орнаментального сюжета уходят в тот культурный пласт, который согласно концепции Черне-цова—Штейница был образован местным арктическим компонентом рог и связан с почитанием медведя [см.: Steiniz W., 1938; •Чернецов В. Н., 1939]. .Возможно также, что номинативная триада «медведь—выдра—бобр», отраженная в северомансийских материалах, отнюдь не является случайной я может быть объяснима не столько с точки зрения динамики в переосмыслении образа, сколько п свете фольклорных данных манси, рисующих
троичную структуру социальной организации обских угров на разных хронологических срезах их истории [см.: Соколова 3. П. 1987"!.
Второй вариант изображения «медведя» предстает как локальный путь орнаментальной трансформации первого. Этот пуп, прошло искусство северных манси и казымских хантов.
Третий вариант стилизованного изображения несет в себе черты зоо, и антропоморфного осмысления, и это выглядит вполне закономерным, если учесть религиозно-мифологические основы обско-угорского общества. Тотемный предок у манси принимал облик как животного, так и человека, что, по Штейницу, свидетельствует о совмещении двух различных культурных ступеней: более ранней, связанной с тотемными животными, и более поздней, когда особое развитие получило почитание предков и героев [Steiniz W., 1938]. Несколько раньше, чем Штейниц, к подобному выводу на хантыйских материалах пришел Б. Н. Чернецов: верховное божество Ну ми-Торум, несмотря па свое высокое положение, является никем иным, как медведем (1939). О более позднем возникновении изображения медведя-человека свидетельствует и его слабое присутствие в хантыйском искусстве: данное стилизованное изображение чуждо восточным хантам. Не удалось выявить ни начальные, ни более поздние стадии изображения и у северных хантов, исключая жителей реки Казым. Лишь в вышивке у южной группы этноса улавливаются слабые отзвуки, связанные даже не столько с самим стилизованным изображением, сколько с его орнаментальными модификациями.
Уже на примере «медведя» обнаруживается особенно з.амет-ное сходство северных манси с северными хантами, что проявлялось в создании сходных орнаментальных форм на базе указанного стилизованного изображения (рис. 17, 4, 6, 13, 14), а также в широком использовании мотивов непрерывных бордюров для образования розетчатых структур (рис. 17, 18, 19). Мозаичные орнаменты на стенках женских меховых сумочек имеют у северных- манси и северных хантов описанную природу. .Если же сопоставить орнаментальное искусство хантов реки Казым с северными манси, то количество и природа общих точек соприкосновения позволит вести речь о тождественности. Уже само преобладание в берестяном декоре стилизованных изображений в различной стадии их орнаментальной эволюции роднит узоры обеих групп. К аналогичным формам, производным от «медведя», здесь добавляются фигуры птиц, оленя и «всадника на лошади». Две первые характерны для выскабливания на бересте, а последняя—для сакрального комплекса вещей, выполненных в технике мозаики (аппликации) ио сукну. При этом следует учесть, что тождественность не предполагает полного совпадения. Так, у хантов
Казыма основной акцент среди стилизованных изображений приходится па птиц, выскобленных на бересте, а у северных манси большее внимание уделялось художественной обработке «медвежьих» форм в меховой мозаике и антропоморфному сюжету в аналогичной технике по сукну.
'В области розеток у манси наметилась весьма любопытная тенденция соотношения прямо- и криволинейностн. Берестяные изображения «медведя», даже обильно снабженные отростками, тяготеют к первой, а тс же самые орнаментальные формы, перенесенные в суконную мозаику наволочек, приобретали округление 0 изломах. Стилистика, птиц неизменна и за исключением «коршуна» описывается плавными изгибами орнаментальной линии как на бересте, так и па сукне.
Сетчатые орнаменты имели в мансийском декоративном искусстве тройственное проявление. -Две первые формы: шахматное расположение квадратиков меха на женских сумках и ромбическое переплетение бисеринок в женских украшениях, просты и присущи хантыйским узорам. Третья разновидность сетчатых орнаментов строилась на основе ромбических ячеек, заполненных сложными мотивами из птиц и деревьев, ступенчатых ромбов и других фигур. Эти конфигурационно насыщенные сетки придавали своеобразие облику мансийской в'ышивки по сравнению с хантыйской. Вместе с тем формирование отличительных черт у данных сеток может быть понято лишь в обско-угорском орнаментальном контексте. Сплошное, без пропусков заполнение мотивами орнаментальной поверхности, во-первых, согласуется с жестко детерминированным правилом построения непрерывных бордюров, где понятия фона и узора относительны вследствие равнозначности их конфигурации, а во-вторых, прекрасно сопоставимо с бордюрами, построенными на основе зигзага, в каждом изломе которого размещается мотив. Будучи состыкованными, несколько рядов подобных бордюров дают точное воспроизведение мансийских сеток. Симметрические несоответствия между мотивом и параметрами ячейки также объяснимы при обращении к квадратным сеткам, имеющим обско-угорскую привязку. Подробнее об этом речь шла выше.
Итак, мансийское орнаментальное искусство сохранило в себе следы тех же самых исходных позиций, что и хантыйское. Непрерывные и прерывистые бордюры, розетки и сетчатые орнаменты у обоих этносов обнаруживают внушительный общий запас, вобравший в себя изначальную простоту узоров. Однако стартовые позиции, восходящие к общей обско-угорской основе, реализовались далеко не равнозначно на орнаментальном финише, зафиксированном этнографическими материалами XIX—XX вв. Если у хантов пышно расцвели почти все ответвления от основного ор-
наментального ствола и межгрупповые различия были во многом обусловлены различной сферой приложения -орнамента, то мансийские узоры сохранили в себе больший запас архаики; оказались законсервированными во многих своих изначальных формах. В ряде случаев история конкретных орнаментальных форм восстанавливается лишь с привлечением мансийских данных, так как в хантыйском творчестве более ранние эволюционные фазы подчас вытеснены или скрыты сложными итоговыми формами. Большее число «генов угорского этноса» обнаруживается и в других областях мансийской культуры, а объяснение этому усматривается в особенностях этногенеза их предков [Соколова 3. П., 1979]. 'Пути развития орнаментального наследия выявили тяготение хантыйской и мансийской культур друг к другу на уровне крупных этнических групп. Так, северные группы обских угров имеют в своем декоративном арсенале целый ряд общих черт, включающих в себя конфигурацию мотивов, технику их исполнения и сферу приложения. То же самое можно сказать и об орнаментальном творчестве восточных манси и южных хантов. Подобная ситуация, обнаруживаемая в декоративном творчестве, не удивительна в свете этнической истории самих носителей орнаментальных традиций. Северные и восточные манси сформировались при активнейшем участии хантыйского компонента, тесные культурные контакты сохранились и в последующем [см.: Минеп-ко Н. А., 1975; Берет Петер, 1978; Соколова 3. П., 1979Q. Ведя речь о большом сходстве хантыйских и мансийских орнаментов, нельзя забывать и о своеобразии последнего, которое наиболее наглядно воплотилось в сетчатой структуре вышитых орнаментов и в развитии зоо- и антропоморфных сюжетов на мозаичных изделиях из сукна. Видимо, активное усвоение и переработка указанных орнаментальных направлений способствовали замораживанию и переводу в декоративный пассив обско-угорских традиций.
РАЗДЕЛ 3
ГЕНЕЗИС ОБСКО-УГОРСКОГО ОРНАМЕНТА
При рассмотрении орнаментации конкретных вещей у х-антов и манси можно было заметить, что ее приемы охватывают не одно, а несколько предметных категорий. Ознакомление с конкретными мотивами также показало их «кочующий» характер: узор одной и той же конфигурации равновозможен для нескольких техник и сопряженных с ними материалов. Вместе "с тем нельзя не обратить внимания и на противоположную тенденцию: отдельные виды орнаментов тяготеют к определенным предметным областям. Наиболее наглядным подтверждением тому является превалирующая форма реализации непрерывных бордюров— мозаика на меховой женской одежде и утвари. Очевидно, декоративные каноны зарождаются в каком-то определенном материально-предметном центре, имеют свою историю развития, но не замыкаются в первоначальной области, а постепенно охватывают иные сферы. Соединение таких центров в рамках единой орнаментальной культуры народа обусловливает многогранность п вариабельность ее проявлении. Попытаемся выявить закономерности в развитии декоративного искусства обских угров с учетом материала и техники, а также соотнести эти закономерности с историей самого народа.
Глава 1МОЗАИКА ПО МЕХУ
Вопросы происхождения непрерывных бордюров, в значительной степени определивших облик хантыйских и мансийских мозаичных узоров на меху, а также их соотношение с вышивкой находились в поле зрения исследователей угорского орнамента на протяжении всего XX в. Мнения при этом разделились. Авторы работы «Изделия остяков...» (1911), а также Т. Вахтер [Vah-ter Т., 1953] рассматривали непрерывные бордюры как более
ранний орнаментальный пласт в декоративном угорском искусстве, нежели вышитые прерывистые узоры. Их суждения, однако, во многом носили априорный характер. Оппонентом данной точке зрения выступил С. В. Иванов (1963), создавший наиболее аргументированную концепцию происхождения непрерывных бордюров. Исследователь видел в них более поздний вариант южноугорского вышитого орнамента, обособившийся вследствие перехода на другой материал — мех. Положение о более позднем появлении непрерывных бордюров доказывалось их возникновением от вышитых сетчатых орнаментов. Группировка непрерывных бордюров, осуществленная в рамках настоящего исследования, предоставила возможность еще раз вернуться к проблеме истоков данного орнаментального стиля в плане сопоставления с южноугорской вышивкой.
Простейшие из непрерывных бордюров — полоса пз треугольников и «головки»,— отнесенные в первую группу (1.1.1.1) и не учитываемые при "вторичной систематизации материала, принадлежат к числу древнейших, возникших с неолита и бронзы у разных народов Сибири [Иванов С. В., 1961]. Широко представлены они и в орнаментальном творчестве обских угров на протяжении всего XX столетия. Оба бордюра занимают особое положение среди непрерывных бордюров в силу правил построения последних. Эти правила таковы: во-первых, непрерывность орнаментальной линии, создающей узор; во-вторых, ее изгиб лишь под прямым углом; в-третьих, соразмерность всех изломов орнаментальной линии и, в-четвертых, наклонное, под углом в 45°, расположение к осп переносов ломаных, отрезков орнаментальной линии.
Первые три правила объяснимы особенностями техники мозаики, с которой теснее всего связаны непрерывные узоры; они обеспечивают безотходность технологии благодаря сплошной орнаментальной полосе и равенству площадей фона и узора, а также удобную для сшивания стыковку двух частей орнаментальной полосы. Четвертое правило технически не детерминировано, но именно оно придает характерный облик хантыйским непрерывным бордюрам. ,В силу наклонного расположения изломов орнаментальной линии бордюр получается составленным из ромбиков, а в основе узора лежит треугольный ряд, от которого начинается изгиб орнаментальной линии и к которому она возвращается, описав мотив. Нетрудно заметить, что при данных изобразительных постулатах «головки» и бордюры пз треугольников можно вычленить в каждой из групп при всем разнообразии их элементов и композиционных схем. Видимо, этим обстоятельством объясняется исследовательская избирательность в пользу «щучьих зубов» и «головок» при определении истокбв
для обско-угорских непрерывных бордюров [см.: Иванов С. В., 1963; Федорова Н. Н., 1992].
Полученные мною результаты анализа не согласуются с такой точкой зрения. Во-первых, выяснено, что в основе подавляющего большинства непрерывных узоров находятся не рассматриваемые, а иные элементы: полоса с отростком, крест, Г- и крючкообразный элемент, а также их усложненные варианты. Замечу, что ни один из них не включен в монографии С. В. Иванова в число тех, что, по его мнению, .образовали базу для дальнейшего развития многих обско-угорских орнаментальных мотивов (1963, рис. 82). Во-вторых, усложненных вариантов, непосредственно связанных с «щучьими зубами» и «головками», очень мало; псе зафиксированные и изложенные направления в их развитии представлены, как правило, одним или двумя мотивами (см. рис. 7}. В-третьих, при участии обоих бордюров в развитии достаточно сложных мотивов они мало задействованы в тех симметрических преобразованиях, которые предполагает композиционная схема узора, а служат лишь простым дополнением.
Исходя из вышеизложенного представляется правомерным ограничить роль бордюров из треугольников и «головок» в генезисе непрерывного орнамента у об'скнх угров. На каком-то из его этапов, очевидно раннем, оба бордюра оказались законсервированными (что, однако, не повлияло на широту их распространения) н в таком виде дошли до наших дней. Таким образом, они, скорее, сыграли роль одного из средств в развитии непрерывного орнамента, нежели его основы. Текущее столетне обнаружило тенденцию к уменьшению декоративной роли описываемых мотивов в орнаменте. Функция «щучьих зубов» н «головок» как декоративной доминанты на орнаментированном предмете сошла па нет, и в настоящее время они присутствуют в качестве окаймления к более сложным мотивам.
Уменьшение значимости треугольного ряда связано еще и с исчезновением резной орнаментации на костяных и деревянных изделиях —наиболее показательной области приложения для данного узора. О том, что ряды из треугольников прочно связаны с резьбой, свидетельствуют фор-мы их воплощения на коробках из бересты и кор'ы. Окаймляющий бордюр из треугольников исполняется здесь резьбой по коре на черемуховых обручах; принимает вид аппликативиой полосы с резным краем, вставляемой под обруч; выскабливается сверху и снизу от основного узора. Очевидно, перечисленные приемы исполнения орнамента отражают технические этапы его внедрения в берестяную утварь. «Головки» характерны для мозаики пз мягких материалов, которая не померкла в декоративном творчестве обских угров, так что современное приглушенное звучание данного мотива в общем ор-
наментальном хоре не сопряжено с техническими моментами. Как окаймляющие бордюры ряды из треугольников и «головки» были известны и в южноугорской вышивке. На кукольной меховой одежде у этой группы также зафиксированы мозаичные «головки».
Одним из самых популярных среди непрерывных бордюров манси и хантов являются «заячьи уши», служащие одновременно самым типичным образцом I разряда (ил. 18, 10). По мнению С. В. Иванова, этот бордюр произошел от сетчатого южноугорского орнамента путем рассечения последнего. Однако первичность сетчатых орнаментов но отношению к бордюрам не подтверждается обско-угорскими материалами. Для хантыйского декоративного искусства сетка не характерна и не встречается даже там, где орнаментируемая поверхность благоприятствует ее структуре. Это касается и вышивки: вертикально . разросшиеся бордюры часто заменяли собой сетчатые орнаменты на верхних полотнищах рукавов у женских рубах. Бордюрное строение узоров господствует и в мансийском орнаменте за исключением вышивки. В последней превалировали сетки. Таким образом, вряд ли правомерно в основу развития общераспространенного мозаичного бордюра обских угров, давшего целую серию усложненных модификаций, класть сетчатую структуру орнамента, не свойственную искусству хзнтов и манси. Собственно говоря, нуждается в разъяснении сам факт ограниченного распространения сетчатого орнамента, главным образом в мансийской вышивке. Тем более что приверженность к определенной орнаментальной структуре отличается устойчивостью, в чем убеждает рассмотрение орнаментированных предметов.
Исходная, по мнению С. В. Иванова, орнаментальная южноугорская сетка состоит из мотивов (крест из квадратиков) и ромбической рамки с отростками по обе стороны. Но именно такого вида сетчатые орнаменты практически отсутствуют в южнохантыйских материалах и в ограниченном количестве встречаются лишь на мансийских вышитых платках. Далее, если опираться на мнение С. В. Иванова, то вторичный мотив «заячьи уши» — оказался образованным из половины квадратной рамки (ил. 18. /). При этом неясно, почему рассечение произошло именно таким образом и почему мотив не мог образоваться из всей ячейки квадратной рамки. Следует отметить, что в обско-угорском непрерывном орнаменте, вплоть до недавнего времени, не встречался и мотив креста из квад-ратиков. Появление его связано с новейшей тенденцией в развитии орнамента — превращением фона в узор после утраты соотношения между ними в виде зеркального равенства. То есть переработка сетчатого орнамента в бордюрный произошла таким образом, что собственно
Ил. 18. Узоры вышивки и соответствующие им мозаичные бордюры I разряда
мотив сетки оказался полиостью из нее исключенным. Данная избирательность также требует объяснений, которых нет в монографии С. В. Иванова (1963).
На его позициях по данному вопросу трудно оставаться еще и потому, что они не раскрывают истоков для иных мотивов: квадрат, крест и Г-образные элементы из южнохантыйского сетчатого орнамента не выводимы путем его рассечения. Однако почти все простейшие формы мотивов, созданные перечисленными элементами, присутствовали в южноугорской вышивке (ил. 18, 2, 5, 8—Я 11, 13). Правда, здесь они играли явно подчиненную роль — в качестве лишь окаймляющих бордюров — и почти не заметны на о'бщем фоне орнаментируемой поверхности. Единственное исключение составляли «заячьи уши», которые не только образовывали окаймляющие бордюры, но и активно вошли в состав основных узоров из птиц и деревьев (ил. 18, 9). Следует отметить, что в вышивке фиксируются не исходные ф.ор-мы непрерывных бордюров, а их видоизмененные варианты, что естественно при ином техническом исполнении орнамента. Между тем варианты южноугорской трансформации мотивов в ряде случаев оказались тождественны вариантам северной, западной и восточной групп этносов (ил. 18, 2, 4, 11, 13).
Итак, гипотеза возникновения основополагающего мозаичного мотива «заячьи уши» из гожноугорской вышивки, во-первых, не учитывает характерные черты структурной организации обско-угорского орнамента и новацпонные процессы в области собственно мозаичных бордюров, а во-вторых, неприменима к целому ряду мозаичных орнаментов, построенных по тем же композиционным правилам, что и «заячьи уши». Образование этих мотивов, объединенных мною в I разряд, не рассматривается в работе С. В. Иванова (1963). Для определения возможного пути .их возникновения нужно попытаться объяснить композиционную схему н состав элементов, ее наполняющих. В построении мотивов данного разряда участвуют, как отмечалось выше, ромб, полоса с отростком, крест, Г-образный элемент и их усложненные варианты. Основу композиции составляют боковые оси и центральная плоскость симметрии, а зигзаг организует пространство при формировании мотива.
Оставаясь в рамках За па дно-Сибирского региона, с поставленной задачей не справиться, поэтому возникает необходимость сопоставить имеющиеся орнаментальные данные по обским угра.\: с сибирскими материалами в целом. Меховая мозаика широки представлена у обитателей Севера: самодийцам, палеоазиатам, эскимосам н звспам хорошо знакомы простейшие узоры, сшитые из шахматных квадратиков — «сухариков» (ил. 19, /). Корпи этого орнамента, очевидно, уходят в столь же широко предстон-
ленную традицию сборного меха. Маленькие кусочки чаще под-прямоугольной формы, сообразно эстетическим нормам, сшивались шахматио и содержали в себе все основные свойства «сухариков». Возникнув на стыке утилитарной потребности, продиктованной необходимостью безотходной технологии, и чувстве прекрасного, мозаичные узоры постепенно оформились в самостоятельную систему с собственными закономерностями внутреннего развития. Стержнем орнаментальной эволюции в рамках этой системы являлись «сухарики»: линия из квадратиков поднималась над горизонтальной полосой, лежащей в основании, отражалась в вертикальной плоскости симметрии, создавая полосу с отростками на одной иди обеих сторонах, F- и Г-образные мотивы, вильчатые (ил. 19, 2). Этот этап развития мозаичных орнаментов из меха прослеживается у энцев и нганасан [см.: Иванов С. ,В., 1962; Симченко Ю. Б.. 1963; Kortt Ij R., Simcenko Ju. В., 19'88], а также у обских угров. В виде слабых отголосков далекого прошлого подобные узоры встречались на бересте ваховских хантов, и несколько сильнее они звучат в орнаментах северных мапсы. Следовательно, весь набор элементов, представленных в I разряде непрерывных обско-угорских бордюров, можно рассматривать как результат саморазвития орнаментальной системы, выработанной на основе архаичной сибирской традиции.