Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов
Структура и содержание самостоятельной работы по дисциплине
Номер раздела ОП | Наименование тем ОП | Распределение часов по видам самостоятельной работы, час. | Формы текущего контроля успеваемости | ||||||||||||||||
Основные виды учебной и научной самостоятельной работы | Иные виды | Всего, час. | |||||||||||||||||
Работа с конспектами лекций | Подготовка к занятиям семинарского типа | Изучение и анализ рекомендованной литературы | Самостоятельное освоение тем разделов | Выполнение творческого задания | Подготовка к компьютерным тестам | Подготовка реферата | Подготовка доклада | Подготовка тезисов к публикации | Участие в НИРС | Выполнение курсовой работы/проекта | Подготовка к сдаче промежуточной аттестации | Выполнение выпускной квалификационной работы | |||||||
Эстетика как наука. Генезис, природа и сущность эстетического сознания; эстетическое отношение и деятельность; многообразие форм эстетической деятельности | СД, УО | ||||||||||||||||||
Прекрасное и безобразное, трагическое и комическое: в истории эстетической мысли, в жизни и в искусстве | СД, СБС, УО | ||||||||||||||||||
Искусство в системе культуры, функции искусства; система искусств; виды искусства | СД, УО, КНСП | ||||||||||||||||||
Творчество и творческий процесс. Личность творца.Художественный образ, искусство как текст, язык искусства | СД, УО, КНСП,СБС, ПД | ||||||||||||||||||
Эстетика античного мира и Средних веков; эстетика эпохи Возрождения | СД, ПЗРФ | ||||||||||||||||||
Эстетика ХVII– нач.ХIХ вв. Классическая эстетика | СД, ПЗРФ | ||||||||||||||||||
Русская эстетическая мысль ХVIII-нач.ХХ вв.Современные эстетические теории | СД, ПЗРФ, КР,СБС | ||||||||||||||||||
Эстетизация внешности человека в культуре и окружающей среды и повседневных практик | СД, ТЗ,СБС, ТСТ |
5.2 Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю): *
Виды учебно-методического обеспечения(пособие, рекомендации, руководство и т.д.) | Наименование | Видиздания (печатное, электронное, представленное в сети) |
Монография | Гуманитарные проблемы современного общества: человек и общество: монография. Кн.25./ Е.В.Бодров, М.В.Добрынин, С.И.Иванов и др.-Новосибирск: Издательство ЦНРС, 2015.- 250 с. | Печатное |
Учебник | История культуры повседневности / под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. М.: Проспект, 2016. 496 с. | Печатное |
Учебник | Культурология: Учебник / под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. М.: Проспект, 2010. 528 с. | Печатное |
Пособие | Москвина И.К. Государственный контроль за перемещением культурных ценностей через таможенную границу ТС: учебное пособие (вебинар) РТА ФПК электр.изд | Электронное |
Статья | Москвина И.К. Информационно-коммуникативные технологии в коммерческом обороте культурных ценностей// Коммуникативные стратегии информационного общества: труды Международной научно-теоретической конференции, СПб.: Изд.Политехнич.ун-та, 2013- 398 с | Печатное |
Статья | Москвина И.К. Культурные ценности в контексте становления национальной идентичности: к вопросу о многообразии подходов// Евразийский союз ученых (ЕСУ). ежемесячный научный журнал, №5, ч.7 Москва, 2014 | Печатное |
Учебник | Москвина И.К. Культурные ценности: таможенный аспект идентификации и регулирования перемещения. Санкт-Петербург: : Издательство Российской таможенной академии, 2015. – 145 с. | Печатное |
Статья | Москвина И.К. Проблема категоризации в совершенствовании системы защиты культурных ценностей// Актуальные направления научных исследований: от теории к практике : материалы V Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 26 июня 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – ISSN 2412-0510. 516 с. | Печатное |
Статья | Москвина И.К. Совершенствование государственного контроля культурных ценностей: опыт России и Финляндии// Научное мнение. Научный журнал/Санкт-Петербургский университетский консорциум.- Санкт-Петербург.- 2014. - №7.- 347 с. | Печатное |
Статья | Москвина И.К. Теоретические основы экспертизы культурных ценностей// Международный научный институт “Edukato”Ежемесячный научный журнал. №6 (13)/ 2015. Часть 4 | Печатное |
Статья | Москвина И.К. Традиции воспитания российской элиты как культурная ценность//Регионализация молодежной политики в России: история, опыт, практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (16-17 апреля 2013 года). Под общ. редакцией Иваненкова С.П. - СПб, ООО "Архей", 2013, 212 с. РИНЦ | Печатное |
Статья | Москвина И.К. Экспертная деятельность как элемент системы охраны культурных ценностей и культурного наследия// Национальная ассоциация ученых (НАУ). Ежемесячный научный журнал. №5(10)/2015. Ч.4 | Печатное |
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы, описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования
Компетенция или ее компонент | Вид контроля | Критерии оценивания | Показатели уровня сформированности компетенций на различных этапах их формирования (знания, практические умения, опыт деятельности, которые должен получить и уметь продемонстрировать обучающийся) | Средства и технологии оценки уровней сформированности компетенций | ||
Минимальный уровень | Базовый уровень | Высокий уровень | ||||
способностью и готовностью собирать и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-1) | Текущий контроль | Когнитивный | имеет представление об особенностях эстетического и художественного освоения мира, эстетической и художественной культуры, искусства | объясняет особенности эстетического и художественного освоения мира, эстетической и художественной культуры, искусства | выделяет специфику эстетического и художественного освоения мира, эстетической и художественной культуры, искусства | ТЗ |
Деятельностный | владеет инструментарием учебной дисциплины, умеет его использовать при решении стандартных (типовых) профессиональных или учебных задач. | владеет инструментарием учебной дисциплины (методами комплексного анализа, оценки и т.д.), умеет его использовать в постановке и решении профессиональных или научных задач. | безупречно владеет инструментарием учебной дисциплины (методами комплексного анализа, оценки и т.д.), умеет его эффективно использовать в постановке и решении профессиональных или научных задач | СД, УО | ||
Мотивационный | обладает низкой степенью стремления к обретению новых знаний и их достоверной оценки | обладает достаточной степенью стремления к обретению новых знаний и их достоверной оценки | обладает высокой степенью стремления к обретению новых знаний и их достоверной оценки | СБС |
способностью и готовностью ориентироваться в специальной литературе, как в сфере музыкального искусства, образования и науки, так и смежных областях (видах искусства) (ОК-2) | Текущий контроль | Когнитивный | воспроизводит основные факты, идеи при работе специальной и научно-популярной литературой | устанавливает связи между идеями, теориями, данными при работе со специальной и научно-популярной литературой | оценивает корректность информации в специальной и научно-популярной литературе | ТЗ, ПЗРФ |
Деятельностный | под руководством преподавателя и по образцу применяет современные информационные технологии и программные средства для решения научных и профессиональных задач при работе с разнообразными источниками в сфере музыкального искусства и смежных областях | под руководством преподавателя применяет современные информационные технологии и программные средства для решения научных и профессиональных задач при работе с разнообразными источниками в сфере музыкального искусства и смежных областях | самостоятельно применяет современные информационные технологии и программные средства для решения научных и профессиональных задач при работе с разнообразными источниками в сфере музыкального искусства и смежных областях | КР, ТЗ, ПД | ||
Мотивационный | эпизодически проявляет организованность, дисциплинированность при работе со специальной литературой | проявляет организованность, дисциплинированность при работе со специальной литературой | систематически проявляет организованность, дисциплинированность при работе со специальной литературой | УО, КР, ПД | ||
способностью и готовностью осмысливать развитие музыкального искусства и образования в историческом контексте, в том числе в связи с развитием других видов искусства и литературы, общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода (ОК-3) | Текущий контроль | Когнитивный | имеет представление о роли эстетики в культуре эпохи (исторический экскурс) и ее органичной взаимосвязи с актуальной философской проблематикой содержание основных теоретических положений эстетики, ее исторических этапов развития и основных текстов | раскрывает роль эстетики в культуре эпохи (исторический экскурс) и ее органичной взаимосвязи с актуальной философской проблематикой содержание основных теоретических положений эстетики, ее исторических этапов развития и основных текстов | осмысливает и оценивает роль эстетики в культуре эпохи (исторический экскурс) и ее органичной взаимосвязи с актуальной философской проблематикой содержание основных теоретических положений эстетики, ее исторических этапов развития и основных текстов | УО, СД, КР |
способностью и готовностью осмысливать развитие музыкального искусства и образования в историческом контексте, в том числе в связи с развитием других видов искусства и литературы, общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода (ОК-3) | Текущий контроль | Когнитивный | имеет представление о роли эстетики в культуре эпохи (исторический экскурс) и ее органичной взаимосвязи с актуальной философской проблематикой содержание основных теоретических положений эстетики, ее исторических этапов развития и основных текстов | раскрывает роль эстетики в культуре эпохи (исторический экскурс) и ее органичной взаимосвязи с актуальной философской проблематикой содержание основных теоретических положений эстетики, ее исторических этапов развития и основных текстов | осмысливает и оценивает роль эстетики в культуре эпохи (исторический экскурс) и ее органичной взаимосвязи с актуальной философской проблематикой содержание основных теоретических положений эстетики, ее исторических этапов развития и основных текстов | УО, СД, КР |
Деятельностный | имеет представление о проявлении эстетические чувства в процессе материально-предметного, социально обусловленного преобразования и освоения человеком пространственно-временного континуума в объективно-природной реальности и мире «второй природы | под руководством преподавателя выявляет эстетические чувства в процессе материально-предметного, социально обусловленного преобразования и освоения человеком пространственно-временного континуума в объективно-природной реальности и мире «второй природы | самостоятельно выявляет эстетические чувства в процессе материально-предметного, социально обусловленного преобразования и освоения человеком пространственно-временного континуума в объективно-природной реальности и мире «второй природы | ПД, ПЗРФ | ||
Мотивационный | предъявляет неадекватные требования к собственным достижениям | предъявляет умеренные требования к собственным достижениям | предъявляет высокие требования к собственным достижениям | СБС, УО | ||
способностью и готовностью работать с научной и искусствоведческой литературой, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией (ОК-4) | Текущий контроль | Когнитивный | называет и имеет общее представление об основных категориях эстетики (эстетика, эстетическое, эстетические потребности, чувства, суждения, вкус; красота, гармония, прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое; художественный образ, творчество; эстетическая картина мира; искусство) | раскрывает содержание основных категорий эстетики (эстетика, эстетическое, эстетические потребности, чувства, суждения, вкус; красота, гармония, прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое; художественный образ, творчество; эстетическая картина мира; искусство) | владеет основными категориями эстетики (эстетика, эстетическое, эстетические потребности, чувства, суждения, вкус; красота, гармония, прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое; художественный образ, творчество; эстетическая картина мира; искусство) | КР, ТСТ |
Деятельностный | под руководством преподавателя и по алгоритму отбирает и использует соответствующую научную и искусствоведческую литературу при решение научных и профессиональных задач | под руководством преподавателя отбирает и использует соответствующую научную и искусствоведческую литературу при решение научных и профессиональных задач | самостоятельно отбирает и использует соответствующую научную и искусствоведческую литературу при решение научных и профессиональных задач | ТЗ, ПД, ПЗРФ | ||
Мотивационный | демонстрирует низкое проявление познавательной потребности | демонстрирует устойчивое проявление познавательной потребности | демонстрирует устойчивое проявление познавательной потребности | УО, СБС | ||
способностью и готовностью анализировать произведения литературы и искусства (ОК-5) | Текущий контроль | Когнитивный | имеет представление о принципах обобщения информации и границах применения метода | обобщает информацию под руководством преподавателя, с опорой на освоенный материал | обобщает информацию на самостоятельно выбранной основе, с опорой на освоенный материал | УО, ПЗРФ |
Деятельностный | выявляет, описывает, группирует элементы для изучения | понимает связи между изучаемыми явлениями | умеет формулировать обоснованные выводы | ПЗРФ, ПД, ТЗ | ||
Мотивационный | обладает низкой степенью мотивации при работе с разнообразными источниками | обладает умеренной степенью мотивации при работе с разнообразными источниками | обладает высокой степенью мотивации при работе с разнообразными источниками | СБС, ТЗ | ||
способностью и готовностью использовать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности этические нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, использовать нормы социального поведения, права и свободы человека и гражданина (ОК-12) | Текущий контроль | Когнитивный | распознает объекты эстетического восприятия в повседневной жизни и профессиональной деятельности | понимает границы применения полученной в рамках дисциплины информации к человеку, обществу, окружающей среде | владеет основами теории и истории эстетики, системой эстетических категорий, осознает философско-эстетические проблемы искусства и эстетики повседневной культуры | УО, ПЗРФ, ТЗ |
Деятельностный | умеет строить межличностные и межкультурные коммуникации с учетом эстетических и этических особенностей в типовых ситуациях | умеет строить межличностные и межкультурные коммуникации с учетом эстетических и этических особенностей в разнообразных ситуациях | умеет строить межличностные и межкультурные коммуникации с учетом эстетических и этических особенностей | СД | ||
Мотивационный | имеет представление о значении эстетического развития для конкретного человека и общества в целом | раскрывает значение эстетического развития для конкретного человека и обществ в целом | осознает значение эстетического развития для конкретного человека и обществ в целом | СБС, ПД |
Образец заполнения таблицы 6.1. и примерный перечень характеристик, раскрывающих уровни сформированности компетенцийв Приложении 1.
6.2. Описание шкалы оценивания компетенции[3]
Преподаватель индивидуально оценивает каждого студента по предложенным ниже утверждениям в баллах – максимальное количество 30 баллов.
1 – максимально 5 баллов:
· систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной дисциплины, а также по основным вопросам, выходящим за её пределы........................................................................ 5 баллов;
· систематизированные, глубокие знания по всем разделам учебной дисциплины..................... 4 балла;
· недостаточно полные и систематизированные знания по программе дисциплины.................. 3 балла;
· недостаточный объём знаний в рамках программы дисциплины................................................ 2 балла;
· фрагментарные знания в рамках программы дисциплины............................................................. 1 балл;
· наличие в ответе грубых смысловых ошибок или отказ от ответа............................................ 0 баллов;
2 – максимально 5 баллов:
· точное использование профессиональной терминологии (в том числе на иностранном языке), стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы....................................................................................................................... 5 баллов;
· использование профессиональной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы.......................................... 4 балла;
· использование необходимой профессиональной терминологии, стилистически не всегда грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать выводы......... 3 балла;
· некорректное использование профессиональной терминологии, неумение делать выводы без существенных ошибок......................................................................................................................... 2 балла;
· слабое владение профессиональной терминологией, изложение ответа на вопросы с существенными лингвистическими и логическими ошибками....................................................... 1 балл;
· неумение использовать профессиональную терминологию дисциплины, наличие в ответе грубых стилистических и логических
ошибок................................................................................................................................................. 0 баллов;
3 – максимально 5 баллов:
· безупречное владение инструментарием учебной дисциплины (методами комплексного анализа, оценки и т.д.), умение его эффективно использовать в постановке и решении профессиональных и/или научных задач.......................................................................................................................... 5 баллов;
· владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в постановке и решении профессиональных и/или научных задач.......................................................................... 4 балла;
· владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать при решении стандартных (типовых) профессиональных и/или учебных задач................................................. 3 балла;
· слабое владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении стандартных (типовых) задач.............................................................................................................. 2 балла;
· слабое владение инструментарием учебной дисциплины.............................................................. 1 балл;
· отсутствие представления об инструментарии учебной дисциплины...................................... 0 баллов;
4 – максимально 5 баллов:
· творческое решение сложной проблемы в нестандартной ситуации на высоком профессиональном уровне, грамотный, доступный ответ на любой вопрос, связанный с выполняемой задачей... 5 баллов
· решение сложной проблемы в рамках учебной программы на высоком профессиональном уровне, отсутствие фактических неточностей, грамотный, доступный ответ на любой вопрос, связанный с выполняемой задачей............................................................................................................................ 4 балла
· выполнение поставленной задачи на профессиональном уровне, допущение фактических неточностей, недостаточно полный ответ на вопросы, связанные с выполняемой задачей........ 3 балла
· недостаточно высокий уровень выполнения поставленной задачи, допущение фактических неточностей, затруднения при ответе на вопросы, связанные с выполняемой задачей.............. 2 балла
· низкий уровень выполнения поставленной задачи, допущение большого количества фактических неточностей, непонимание предмета и отсутствие ориентации в материале в ответах на вопросы.... 1 балл
· очень низкий уровень выполнения поставленной задачи, большое количество фактических неточностей, примитивизм изложения предмета или отказ от ответа, некомпетентность в решении стандартных (типовых) задач............................................................................................................. 0 баллов
5 – максимально 5 баллов:
· выраженные инициативность, целеустремленность, ответственность, высокий уровень стремления овладеть знаниями, умениями и готовность применить их на практике................................... 5 баллов
· целеустремленность, ответственность, стремление овладеть знаниями, умениями и готовность применить их на практике ................................................................................................................ 4 балла
· стремление овладеть знаниями, умениями и периодическая готовность применить их на практике. 3 балла
· устойчивое стремление овладеть знаниями и умениями, неготовность применить их на практике.. 2 балла
· неустойчивое, периодическое стремление овладеть знаниями и умениями.................................. 1 балл
· безинициативность, пассивность в процессе овладения знаниями и умениями....................... 0 баллов
6 – максимально 5 баллов:
· предъявление высоких требований к собственным достижениям, поиск решения трудных профессиональных задач путем расширения глубины понимания изучаемого материала...... 5 баллов
· предъявление высоких требований к собственным достижениям, умение конструировать собственные пути решения профессиональных задач.................................................................................................... 4 балла
· слабое умение конструировать собственные пути решения профессиональных задач, неустойчивое проявление познавательной потребности........................................................................................ 3 балла
· неумение конструировать собственные пути решения профессиональных задач, слабое проявление познавательной потребности............................................................................................................. 2 балла
· неумение конструировать собственные пути решения профессиональных задач, отсутствие познавательной потребности........................................................................................................................................... 1 балл
· отсутствие познавательной и профессиональной мотивации......................................................................... 0 баллов
В зависимости от количества баллов освоение компетентности студента оценивается по уровням: от 18 до 21 балла – «минимальный уровень», от 22 до 26 баллов – «базовый уровень», от 27 до 30 баллов – «высокий уровень».
По итогам уровня сформированности компетенций при форме промежуточного контроля – экзамен – выставляется оценка:
· минимальный уровень – «удовлетворительно»;
· базовый уровень – «хорошо»;
· высокий уровень – «отлично».
Студентам, набравшим 0-17 балл, выставляется оценка «неудовлетворительно».
По итогам уровня сформированности компетенций при форме промежуточного контроля – зачет – ставится:
· 18-30 балл – «зачет».
· 0-17 балл – «незачет»
6.3. Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы[4]
(формируются в форме отдельных документов).
Вопросы к семинарским занятиям.
Семинарское занятие 1.Эстетика как наука. Генезис, природа и сущность эстетического сознания; эстетическое отношение и деятельность; многообразие форм эстетической деятельности (2 часа)
1. Многообразие подходов к пониманию эстетики
2. Имплицитное и эксплицитное развитие эстетической мысли.
3. Зарождение эстетики как науки
4. Универсальность эстетического отношения и сферы эстетического опыта: природа, культура, общество, человек
5. Онтология эстетического
6. Эстетическая гносеология
7. Эстетика и этика.
8. Эстетика и религия
9. Эстетическое сознание: генезис, функции, структура
10. Эстетические чувства, их специфика; многообразие эстетических чувств
11. Эстетические потребности
12. Эстетический вкус; историческая динамика теории эстетического вкуса;
13. Эстетический идеал
14. Эстетические суждения
Семинарское занятие 2.Прекрасное и безобразное, трагическое и комическое в истории эстетической мысли, в жизни и в искусстве (2 часа)
1. Историческая эволюция эстетических представлений человечества
2. Прекрасное как центральная категория эстетики
3. Безобразное; эстетическое содержание безобразного; эстетизация безобразного в культуре
4. Возвышенное и низменно
5. Трагическое; историческая динамика категории трагического
6. Комическое и смешное. Многообразие видов комического
Семинарское занятие 3.Искусство в системе культуры, функции искусства; система искусств; виды искусства (2 часа)
1. Произведение искусства как объект эстетического созерцания, и художественно-творческой деятельности; его критерии и атрибуты (существование, целостность, ценность); границы искусства и не искусства в современной культуре
2. Искусство и формы общественной практики и сознания – философия, религия, мораль, наука, политика, экономика.
3. Искусство и художественный рынок.Специфика торговли произведениями искусства.
Семинарское занятие 4.Творчество и творческий процесс. Личность творца. Художественный образ, искусство как текст, язык искусства(2 часа)
1. Проблема художественной одаренности
2. Образное мышление и ассоциативно-образная память
3. Вдохновение, интуиция, воображение
4. Процессы конструирования образа по законам эстетического мироотношения: «свое» пространство, время, цвето-линеарная, ритмическая структура.
5. Талант как реализованная одаренность.
6. Основные этапы социокультурной самореализации таланта
7. Гениальность как реализованная способность освобождения от «плена времени» (Б. Пастернак), интуиция «вечного».
8. Типы личности художника в зависимости от ценностных творческих установок
9. Художественный образ и реальность. Условность художественного образа.
10. Виды и жанры искусства. Стили, течения.
11. Художественные течения и направления; художественные методы
Семинарское занятие 5.Эстетика античного мира и Средних веков; эстетика эпохи Возрождения(2 часа)
1. Эстетика античного мира. Эстетика Древней Греции (пифагорейцы; Сократ; Платнон; Аристотель) и Древнего Рима
2. Эстетика Средневековья (Августин Блаженный. Фома Аквинский)
3. Эстетика Византии
4. Эстетика Нового времени. Эстетика эпохи Возрождения
5. (Д. Дидро, Э. Кондильяк, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Вольтер).
Семинарское занятие 6.Эстетика ХVII– нач.ХIХ вв. Классическая эстетика(2 часа)
1. Эстетика романтизма и сентиментализма в европейском Просвещении(Ж.-П. Рихтер, А. Шлегель, В. Шеллинг)
2. Эстетика И. Канта и Г. Гегеля.
Семинарское занятие 7.Русская эстетическая мысль ХVIII-нач.ХХ вв. Современные эстетические теории (2 часа)
1. Русская эстетическая мысль Х-Х1Х вв.
2. Эстетические идеи Серебряного века
3. Эстетика авангарда и постмодерна
4. Эстетика конца ХХ века: поиск целостности, осмысление предмета, метода, места в системе современного знания.
Семинарское занятие 8. Эстетизация внешности человека в культуре и окружающей среды и повседневных практик (2 часа)
1. Эстетизация внешности человека в культуре
2. Мода как сфера эстетической деятельности и глобальная индустрия
3. Культура повседневности как объект эстетического восприятия и творчества
4. Эстетика садов и парков. Эстетика и флористика. Цветы в культуре.
5. Дизайн как сфера эстетической деятельности. История дизайна и современные направления.
6. Эстетика природы.