Кабинет во дворце Меншикова. ХVII в



виды композиции____________________________________________________________

жение в утяжеляемую часть, применить более грубую фактуру (матовую, шершавую) и степень ее обработки, задействовать более тяжелый по ощущению материал, более темный цвет. Попробуйте использовать направленное освещение, чтобы в этой части образо­вались глубокие тени, или облегчить противоположную часть объ­ема. При создании уравновешенной объемной композиции обяза­тельным условием является композиционное единство. Оно выра­жается единством пластической темы, формы, цвета, фактуры, цельности художественного образа и т. д. Другие необходимые ус­ловия — соподчинение частей и целого (художественный образ диктует пластическую тему, та в свою очередь форму, а форма — цвет и фактуру), соответствие приемов и средств главной задаче — созданию художественного образа произведения. Для решения этой задачи художником выбираются соответствующие средства: контраст или нюанс, ритмичный строй для организации мощного движения или же просто форма и фактура.

Творческая работа ведется в двух направлениях. Первое за­ключается в выполнении модели или макета. Если позволяет раз­мер, лучше выполнить макет в натуральную величину, если нет, применяют масштаб как проектное средство. Он должен быть удобен для работы и помогать выражению художественной идеи. Существуют следующие масштабы: 1:1, 1:2, 1:2,5, 1:4, 1:5, 1:10, 1:15, 1:20, 1:25, 1:40, 1:50 и т. д. Материалы для изготовле­ния макета применяются самые разные: глина, пластилин, воск, формопласт, пенопласт, бумага, картон, оргстекло и др.

Второе направление работы — рисование. Здесь могут использо­ваться любые графические техники, позволяющие выявить харак­терные особенности формы, ее пластический замысел, раскрыть художественный образ. Зарисовки лучше делать с разных углов зрения. Таким образом, ведется поиск масштаба объема, его про­порций, продумывается способ изготовления, материал. Если объ­ем нужно вкомпоновать в определенное пространство, то, рисуя его, проверьте возможность вашего предложения по решению объемной композиции в данной ситуации.

___________ ВИДЫ КОМПОЗИЦИИ


Кабинет во дворце Меншикова. ХVII в - student2.ru

Для выполнения практических заданий вам потребуются бумага, картон, клей ПВА, скульптурный пластилин или гли­на, пенопласт, различные нитки и шнуры, цветная бумага, ме­таллическая фольга и другая фактура. А также различные ин­струменты и приспособления: хороший режущий инструмент типа ножа, ножницы, пинцет для работы с мелкими деталя­ми, зажим, применяемый в фотоделе или бельевые прищепки для удерживания склеиваемых поверхностей, шприц с клеем ПВА, металлические линейки, всевозможные спицы, проволоч­ки, стеки и т. д.

Занимаясь изготовлением небольших макетов (15 х 20 см), вы должны проявить изобретательность, творчески отне­стись к исполнительской части работы, тщательно прорабо­тать детали. Работа ведется в два этапа. Первый состоит в поисках пластического решения и самой композиционной идеи. Они ведутся в так называемом рабочем макете, который представляет особый ряд объемных эскизов — в пластилине или бумаге, кому как удобнее. Следующий этап представляет собой чистовой макет, где уже воплощено решение, подобраны материалы для наиболее полного раскрытия пластической и образной темы.

Выполняя эти упражнения, не забывайте о решении таких постоянных творческих задач, как уравновешивание и соподчи­нение частей и целого произведения, соблюдение композиционно­го единства, применение различных приемов и средств для выра­жения одной художественной задачи. Каждый раз, создавая объ­емную композицию, продумайте, где и как она будет находить­ся (стоять, лежать или висеть). Исходя из этого, вы решите, плоскость какой конфигурации, пластики и размера вам понадо­бится.

А теперь возьмите в руки кусок пластилина, сомните его. Для того чтобы рассмотреть, что получилось, вы повернете его несколько раз в руках. Точно так же, выполняя эти упражне­ния, вы должны поворачивать композиции, как бы обходя вокруг.

Упражнение 1

Склейте два кубика размером 10 х 10 х 10 см. Положите ка­ждый из них на лист бумаги необходимого размера. Попробуйте



виды композиции_______________________________________________________________


Кабинет во дворце Меншикова. ХVII в - student2.ru

мысленно убрать освещение. Пропадут тени и эффект объем­ной формы. Подумайте, какие изобразительные средства мож­но применить для выявления объема? Реализуйте свои мысли в макете.

Второй кубик используйте для выполнения противоположно­го задания. Попробуйте чисто зрительно уничтожить ощуще­ние объемной формы, используя для этого всевозможные изобра­зительные средства.

В результате выполнения этих действий вы должны полу­чить прямо противоположные подходы к решению задачи.

Упражнение 2

Создайте объемную композицию, в которой бы явно вырази­лась пластическая тема тяжести. Композиция должна быть статичной. Затем попробуйте создать две композиции, в од­ной из которых доминировала бы пластическая тема горизон­тали, в другой — вертикали. Эти композиции — на динамику. Их темы могут быть, например, такими: «Поющие вертикали» или «Стремящиеся горизонтали». Композиции должно отли­чать образное раскрытие темы. Для их выполнения возможно использование любых изобразительных средств и материалов.

Упражнение 3

Целью этого упражнения является разрешение конфликта между объемной формой и плоскостью «земли»:

а) объемная композиция представляет собой простую по пла­-
стике форму;

б) объемная композиция представляет собой сложную по пла­-
стике форму.

Предложенные варианты требуют разных творческих ре­шений.

Упражнение 4

Создайте объемную композицию на модульной основе, инте­ресную по пластике и силуэту. Найдите масштабное отноше­ние к человеку. Для этого введите в макет фигурку человека. Выполните макет в один цвет (в бумаге или картоне). Затем введением цвета или фактуры (техника аппликации) выявите пластические особенности данной композиции, обогатив ее. Следующий этап работы заключается в том, чтобы дать



______________________________________________ виды композиции


Кабинет во дворце Меншикова. ХVII в - student2.ru

второе предложение цветом или фактурой, которое совершен­но по-новому дает прочтение данного объема, расставив дру­гие пластические акценты в композиции.

Упражнение 5

Создайте объемную композицию, оригинальную по пластике, используя основным средством гармонии контраст. Контраст может выражаться любым изобразительным средством.

Упражнение 6

Создайте объемную композицию, в которой бы четко прочи­тывались решения ритмических задач.

При выполнении этих заданий у вас должен пройти творче­ски, активно процесс повторения средств гармонизации и зако­номерностей композиции в объеме. Целью упражнений является развитие творческого воображения, фантазии и оригинально­сти мышления, чувства пластики и изобретательности.

1, 2. Упражнение 1 3. Упражнение 3 4. упражнение 2 5. упражнение 4 6. упражнение 2

Упражнение 3

Упражнение 3

Упражнение 2

10.11.упражнение 4
12. Упражнение 2



виды композиции______________________________________________________________

Наши рекомендации