Спектакль [у] сапожниковых 18-го марта 187[9] г.

Любительский спектакль в доме В. Г. Сапожникова у Красных ворот состоялся 18 марта 1879 г. В публикуемой дневниковой записи Станиславский ошибочно датирует этот спектакль 1878 г. Точная дата установлена по печатной программе и датировке Станиславского в "Художественных записях" (см. стр. 85 настоящего тома).

Публикуется впервые, по незаконченной рукописи (Музей МХАТ, КС, No 738) {При дальнейших ссылках на материалы, хранящиеся в литературном архиве К. С. Станиславского в Музее МХАТ, будет указываться только инвентарный номер документа.}. В ней дается описание исполнения любителями комедии П. Фролова "Капризница", в которой 16-летний К. С. Алексеев (Станиславский) играл роль лакея Семеныча. В тот же вечер он выступил в роли Жилкина в комедии-шутке В. Крылова "Лакомый кусочек".

1 Иван Семенович -- Кукин, главный кассир фирмы Сапожниковых.

Володя -- Сапожников Владимир Григорьевич, двоюродный брат Станиславского, фабрикант.

Лиза -- его жена Елизавета Васильевна, урожденная Якунчикова, одна из участниц данного спектакля.

2 Ушаков Алексей Сергеевич -- бухгалтер фирмы Алексеевых. Был восторженным ценителем представлений "Цирка Констанцо Алексеева" и детского кукольного театра в доме Алексеевых у Красных ворот (см. Собр. соч., т. 1, стр. 21). В спектакле "Капризница" А. С. Ушаков исполнял роль Бабичева.

3 Наташа -- Якунчикова Наталия Васильевна, в дальнейшем -- жена художника В. Д. Поленова. В "Капризнице" играла роль Софьи.

4 П. В. Ладыженский в "Капризнице" играл роль Ивана Ивановича Малеева.

5 Третьяков Николай Сергеевич -- сын С. М. Третьякова, одного из основателей картинной галлереи, художник. Участник данного спектакля. Под псевдонимом Сергеев играл впоследствии в Обществе искусства и литературы.

6 Николай Семенович -- Кукин, служащий в конторе Сапожниковых, участник данного спектакля. Был женат на гувернантке детей Алексеевых, Е. А. Сноповой.

7 Поленов Василий Дмитриевич (1844--1927) -- известный художник. Начиная с 1878 г. участвовал как актер-любитель и декоратор в спектаклях Художественного кружка в доме С. И. Мамонтова, в которых принимал участие и К. С. Станиславский.

8 Мамонтов Савва Иванович (1841--1918) -- крупный промышленник и деятель в области русского искусства. Характеристика С. И. Мамонтова дана Станиславским в книге "Моя жизнь в искусстве" (Собр. соч., т. 1, стр. 83--86), а также в воспоминаниях, написанных в 1918 г. в связи с кончиной Мамонтова (см. В. С. Мамонтов, Воспоминания о русских художниках, 1950, стр. 55--63).

С. И. Мамонтов был в родстве с Алексеевыми (он был женат на Елизавете Григорьевне Сапожниковой, двоюродной сестре Станиславского).

9 Володя -- Алексеев Владимир Сергеевич (1861--1939) -- старший брат Станиславского.

10 Репин Илья Ефимович (1844--1930) 31 декабря 1878 г. участвовал в живых картинах в доме С. И. Мамонтова, в которых выступал и Станиславский. В автобиографии, напечатанной в "Словаре Общества любителей российской словесности" (1911, стр. 270--271), Станиславский отмечает, что участие в спектаклях кружка Мамонтова сблизило его с художниками Поленовым, Репиным, Суриковым, Серовым, Коровиным и другими и что это имело для него как артиста "огромное значение".

11 Отец и мать Станиславского -- Сергей Владимирович (1836--1893) и Елизавета Васильевна (1841--1904) Алексеевы.

12 Зина -- Алексеева Зинаида Сергеевна (1865--1950), в замужестве Соколова, сестра Станиславского.

13 Яковлева Евгения Валерьяновна -- ученица Московского театрального училища, впоследствии участвовала в постановках Общества искусства и литературы под псевдонимом Иевлева.

ИЗ ДНЕВНИКА 1880 ГОДА

Отрывок из дневника, озаглавленного Станиславским: "Любимовка. Летняя вакация 1880-го года. К. Алексеев".

Публикуется впервые, по рукописи (No 740).

1 Георгий Ильич -- Кананов, инспектор Лазаревского института восточных языков, в котором с 1878 по 1881 г. учился Станиславский (первые восемь классов Лазаревского института соответствовали программе классической гимназии).

2 В имении родителей Станиславского -- Любимовке (близ станции Тарасовка, Северной железной дороги, под Москвой) в 1877 г. было оборудовано специальное помещение для домашних любительских спектаклей (двухсветный зал, сцена и уборные для артистов), где происходили выступления Алексеевского кружка.

3 В двух спектаклях, поставленных в Любимовке летом 1880 г., Станиславский играл в водевилях следующие роли: Пишо ("Полюбовный дележ, или Комната о двух кроватях"), Милостивого государя ("Покойной ночи, или Суматоха в Щербаковском переулке"), Фиша ("Аз и Ферт") и парикмахера Видаля ("Зало для стрижки волос"). Замечания об исполнении этих ролей сделаны Станиславским в его "Художественных записях" (см. стр. 86 настоящего тома).

ИЗ ДНЕВНИКА 1881 ГОДА

Эти записи восемнадцатилетнего Станиславского, охватывающие период с 1 января по 11 мая 1881 года, относятся ко времени его увлечения балетом, о чем рассказано в книге "Моя жизнь в искусстве", в главе "Междуцарствие".

Дневник 1881 года велся Станиславским в записной книжке-календаре (изд. К. Риккера, Спб., 1881). Для публикации взяты записи, связанные с его театральными впечатлениями; часть материала, носящая исключительно-бытовой и личный характер, опущена.

Публикуется впервые, по рукописи (No 742).

1 Бостанжогло -- Александра Николаевна и Елена Николаевна, двоюродные сестры Станиславского; принимали участие в спектаклях Алексеевского кружка.

Гальнбек Александр Александрович -- жених А. Н. Бостанжогло.

2 Вильборг Василий Иванович -- пианист. С 1874 по 1881 г. был преподавателем Московской консерватории. Много концертировал в Москве и за границей. Был первым учителем музыки В. С. и К. С. Алексеевых.

3 Якунчиковы -- родственники Алексеевых.

4 M-me LavХnе, Луиза Игнатьевна -- француженка, была гувернанткой двоюродной сестры Станиславского -- А. А. Алексеевой-Четвериковой.

5 Помялова Александра Ивановна (р. 1863 -- ум. в 30-х годах), окончив Московское театральное училище в 1880 г., была солисткой балета Большого театра, на сцене которого выступала с 1878 г. В течение ряда лет играла на сцене Малого театра, с 1898 по 1905 г. и с 1906 по 1909 г. была артисткой МХТ.

В опере М. И. Глинки "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") А. И. Помялова танцевала в мазурке.

6 Сергей Николаевич -- Смирнов. Преподаватель словесности во 2-й Московской мужской гимназии, специалист по западноевропейской литературе. В дальнейшем -- муж Е. Н. Бостанжогло.

7 "Дева ада" -- фантастический балет, музыка Нефкура. Был сочинен балетмейстером П. Ганзеном и поставлен им в 1879 г. в Большом театре, декорации художников Ф. Н. Наврозова (с которым К. С. Станиславский в 90-х годах работал в Обществе искусства и литературы), К. Ф. Вальца (см. прим. 10) и др.

В спектакле 2 января 1881 г. А. И. Помялова танцевала в pas du voile и танец с кубками.

8 Константин Юрьевич -- Милиоти, близкий друг отца Станиславского, был женат на балерине Большого театра П. М. Карпаковой; 2 января 1881 г. Карпакова танцевала партию принцессы Саравасты.

9 Ермолов Иван Алексеевич (1831--1914) -- дядя M. H. Ермоловой, солист балета Большого театра с 1862 по 1882 г. Преподавал танцы в Московском театральном училище и в частных домах, в том числе в доме Алексеевых (см. воспоминания А. С. Штекер в сб. "О Станиславском", стр. 27). И. А. Ермолов ежегодно устраивал в помещении Благородного собрания (ныне -- помещение Дома Союзов) балы, в которых принимали участие и его ученики.

10 Вальц Карл Федорович (1846--1929) -- машинист и декоратор Большого театра, впоследствии женился на А. И. Помяловой. Знаток театральной техники и талантливый изобретатель, Вальц был крупным мастером световых и постановочных эффектов и феерических зрелищ. В 1900 г. был привлечен Станиславским для технического осуществления сказочных превращений в "Снегурочке" А. Н. Островского и снежного обвала в "Когда мы мертвые, пробуждаемся" Г. Ибсена в Московском Художественном театре.

11 Mихайлова Мария Анемподистовна -- солистка балета Большого театра. Окончила Московское театральное училище в 1879 г.

Кувакина Екатерина Семеновна -- солистка балета Большого театра. Окончила Московское театральное училище в 1880 г.

12 Калиш Август Германович (Густя) -- товарищ Станиславского.

13 Цирк Саламонского был открыт в 1880 г. антрепренером и цирковым наездником А. Саламонским в Москве, на Цветном бульваре, в специально построенном здании (ныне -- помещение Госцирка).

14 Опера "Демон" А. Г. Рубинштейна в Большом театре впервые была поставлена в 1879 г. В спектакле 4 января 1881 г. партию Демона исполнял П. А. Хохлов. А. И. Помялова участвовала в грузинской пляске во втором действии.

15 Балет "Конек-Горбунок, или Царь-Девица", музыка Ц. Пуни, либретто по одноименной сказке П. Ершова. В Большом театре был поставлен в 1866 г.

4 января 1881 г. партию Царь-Девицы исполняла М. П. Станиславская, по свидетельству З. С. Соколовой, -- "любимица Кости".

16 Виноградова Людмила Павловна -- солистка балета Большого театра. Окончила Московское театральное училище в 1880 г.

17 Федюшка-- Кашкадамов Федор Алексеевич (1860--1886) -- один из самых близких друзей Станиславского, неизменный участник спектаклей Алексеевского кружка. Вместе со Станиславским выступал в детских представлениях "Цирка Констанцо Алексеева" и домашнем кукольном театре в доме у Красных ворот.

18 Сергей -- Кашкадамов Сергей Алексеевич, брат Федора Кашкадамова, участвовал в нескольких водевилях в Алексеевском кружке.

Густя -- А. Г. Калиш (см. прим. 12).

19 Тупиков Сергей Андреевич -- товарищ С. А. Кашкадамова. Летом 1881 г. играл в спектакле Алексеевского кружка в водевилях "Много шума из пустяков" (Польтрон) и "Слабая струна" (Тамерлан).

20 Володя -- старший брат Станиславского, В. С. Алексеев. В 1880--1881 гг. учился на физико-математическом факультете Московского университета.

21 Паппе Женни Карловна (урожденная Арно) -- родственница A. Г. Калиша.

22 Театр "Буфф" -- помещавшийся в Солодовниковском пассаже на Петровке, был основан М. В. Лентовским для постановки оперетт, феерий и комических опер. "Талантливый и ловкий антрепренер Буффа ведет свои дела с большим успехом и уважением к искусству", -- писал А Н. Островский в 1880 г. (Полн. собр. соч., т. XII, М., 1952, стр. 107).

"Иван-Царевич" -- волшебная сказка В. И. Родиславского. "Прелестная, полная волшебной фантазии фабула, костюмы, машины и декорации -- вот главное",-- писала об этой постановке театра "Буфф" газета "Голос" (1879, 6/18 января), отмечавшая, что в спектакле игра актеров была оттеснена на второй план зрелищно-постановочной стороной.

23 "Жизель, или Виллисы" -- фантастический балет А. Адана, постановка Ж. Перро. Партию Жизели исполняла Л. Н. Гейтен, выдающаяся балерина, поражавшая юных Алексеевых "изумительной мимикой" и драматическим дарованием.

"Летний праздник" -- комический балет в одном действии, музыка Лаге, постановка П. Ганзена (1880).

24 Марья Ивановна -- Помялова 2-я (род. в 1864, ум. в начале 30-х годов), сестра А. И. Помяловой. Окончила Московское театральное училище в 1881 г. и была принята солисткой балета в Большой театр. В "Летнем празднике" исполняла роль продавщицы букетов Маргариты (А. И. Помялова -- роль гризетки Ригольды). Вышла замуж за Авг. Г. Калиша -- товарища Станиславского. Вместе с мужем М. И. Калиш (Помялова) участвовала в одном из спектаклей Алексеевского кружка ("Геркулес", 1883 г.). Играла со Станиславским в любительском спектакле в театре Немчинова в комедии B. Крылова "Вокруг огня не летай" (7 февраля 1886 г.).

25 Московское театральное училище с 1864 г. помещалось на углу улиц Неглинной и Софийки (ныне -- Пушечная ул.), где находится в настоящее время Театральное училище им. М. С. Щепкина.

26 Лидия Александровна -- Гальнбек, сестра А. А. Гальнбека (см. прим. 1).

27 Стрельна -- загородный ресторан в Петровском парке.

28 Иван Николаевич -- Львов, в то время студент математического факультета Московского университета. Был репетитором В. С. и К. С. Алексеевых.

29 В Малом театре в бенефис артиста Михаила Аркадьевича Решимова (1845--1887) были показаны: "Вакантное место", комедия в четырех действиях А. Потехина; "Искорка", комедия в одном действии Пальерона, переделанная А. Н. Плещеевым; "Я именинник", картина в одном действии Оникса. В роли Астальцевой в "Искорке" дебютировала провинциальная актриса A. А. Карелина, но не была принята в труппу.

В этом спектакле Станиславский видел Акимову, Медведеву, Никулину, Рыкалову, Садовскую, Самарина, Ленского, Макшеева, Музиля, М. П. Садовского, Решимова и других. Об увлечении Станиславского Малым театром рассказывает в своих воспоминаниях его товарищ по Лазаревскому институту К. С. Аджемов: "Константин Сергеевич являлся к нам на уроки, всегда начинал разговор такой: "Аджемов, вчера я был в Малом театре, играли Музиль, Садовский, Макшеев, Акимова, Федотова" -- так он любил театр, так увлекался, когда ему было не более 15--16 лет" ("Мое знакомство с К. С. Алексеевым, впоследствии Станиславским. Школьные воспоминания". Рукопись. Музей МХАТ).

30 Ильинская Мария Васильевна -- артистка Малого театра (с 1878 по апрель 1881 г.). В "Искорке" играла роль Сашеньки. И. С. Тургенев в письме к М. Г. Савиной от 24 апреля 1880 г. писал об Ильинской, которую некоторые из критиков считали соперницей Савиной: "...я сейчас из театра, где давали "Лакомый кусочек". Ильинская, которая играла роль de l'ingИnue, подражает Вам -- и есть в ней небольшая искорка..." ("Тургенев и Савина", П., 1918, стр. 10--11). С 1881 по 1892 г. Ильинская служила в Александрийском театре.

12 октября 1897 г. в городском театре в Ялте Станиславский вместе с М. В. Ильинской участвовал в благотворительном спектакле, в комедии B. Пенькова "Несчастье особого рода" (Нилов -- Станиславский, Вера Егоровна -- Ильинская).

31 Дом Мекка -- по-видимому, имеется в виду дом Н. Ф. фон Мекк, друга П. И. Чайковского. Н. Ф. фон Мекк в это время была за границей. Дети ее, так же как и она, были любителями музыки и устраивали у себя дома концерты и музыкальные вечера.

Брат Станиславского В. С. Алексеев отличался большими музыкальными способностями. В спектаклях Алексеевского кружка принимал участие главным образом как музыкант (о В. С. Алексееве см. Собр. соч., т. 1, стр. 451).

32 Имеется в виду венчание А. Н. Бостанжогло с А. А. Гальнбек.

33 Речь идет о неосуществленном спектакле Алексеевского кружка. Упоминания о репетициях имеются в январских и февральских записях дневника Станиславского. В программу предполагавшегося спектакля входили водевили "Много шума из пустяков", "Жизнь или смерть" и "Геркулес". Кроме того, как указывает запись от 28 февраля 1881 г., готовился к постановке и водевиль "Слабая струна".

После 1 марта упоминаний о готовящемся спектакле в дневнике Станиславского нет. Летом 1881 г. в Любимовке Станиславский вновь вернулся к постановке водевилей, но вынужден был несколько изменить выбор пьес и сделать перемену в составе исполнителей, так как некоторые из прежних участников отсутствовали. Были поставлены "Много шума из пустяков" и "Слабая струна", одновременно с "Тайной женщины" и "Карлом Смелым". Сведений о постановке "Жизнь или смерть" не имеется. "Геркулес" был впервые осуществлен в Алексеевской кружке лишь в 1883 г

34 Лёня Бостанжогло -- Елена Николаевна (см. прим. 1).

35 "Наяда и рыбак" -- фантастический балет Ц. Пуни (был поставлен в Большом театре в 1857 г. в редакции Ж. Перро). Отдельные сцены из этого балета разыгрывались детьми Алексеевыми (наяду Ундину изображала З. С. Алексеева, рыбака Маттео -- Станиславский).

36 Владимир Акимович -- Якубовский, домашний врач и друг семьи Алексеевых. Возглавлял Елизаветинскую бесплатную лечебницу в деревне Комаровка (близ имения "Любимовка"), учрежденную отцом Станиславского -- С. В. Алексеевым.

37 Яралов (Иоралов) Ф. Д. и Мейнгардт В. А. -- товарищи Станиславского по Лазаревскому институту.

38 "Верховая езда... долгое время была нашим горячим увлечением. Учились мы ездить в манеже Петолетти (впоследствии Петриха) в Грохольском переулке", -- писал В. С. Алексеев в своих воспоминаниях ("О Станиславском", стр. 52).

39 Шлезингер Николай Карлович (1857--1929) -- друг Станиславского.

40 "Геркулес" -- шутка в одном действии, перевод с немецкого П. Новикова, был поставлен на сцене Алексеевского кружка в 1883 г. с Н. К. Шлезингером в роли директора цирка. В 1881 г. постановка "Геркулес" не была осуществлена (см. прим. 33).

41 Алексей Сергеевич -- Ушаков (см. прим. 2 на стр. 541 настоящего тома). В водевиле "Много шума из пустяков" репетировал, по-видимому, роль Жака Силоне, которую в спектакле в Любимовке летом 1881 г. играл отец Станиславского.

42 Станиславский был режиссером спектакля и репетировал роли Коко в "Много шума из пустяков" и Пурцлера в "Геркулесе".

43 Фиф -- прозвище Ф. А. Кашкадамова, который отличался большим остроумием и насмешливостью.

44 "Сатанилла, или Любовь и ад" -- пантомимический балет, музыка Бенуа (инструментована К. Лядовым). В Большом театре поставлен в 1849 г. Ж. Петипа.

Сцены из этого балета разыгрывались детьми Алексеевыми (графа Фабио, влюбчивого юношу и страстного игрока в карты, продавшего душу дьяволу, играл Станиславский, а Сатаниллу и крестьянскую девушку Лилию играли его сестры. См. воспоминания З. С. Соколовой в сб. "О Станиславском", стр. 15).

45 Утром 31 января 1881 г. в Большом театре состоялась репетиция балета "Арифа" (см. прим. 52).

46 Виктор Николаевич -- Мамонтов, хормейстер Большого театра с 1875 по 1896 г. Двоюродный брат Саввы Ивановича Мамонтова.

47 Хохлов Павел Акинфиевич (1854--1919) -- выдающийся оперный певец, баритон. Артист Большого театра с 1879 по 1900 г.

Климентова (Муромцева) Мария Николаевна (1856--1946) -- известная оперная певица, сопрано; впоследствии преподавательница пения. Первая исполнительница роли Татьяны в "Евгении Онегине" Чайковского (1879); артистка Большого театра с 1880 г. В 1879 г. играла со Станиславским в домашнем спектакле у С. И. Мамонтова. В 1897 и 1898 гг. Станиславский был режиссером двух ученических спектаклей оперного класса Климентовой-Муромцевой (см. Собр. соч., т. 1, стр. 423--425 и 502).

Фюрер Отто Робертович (1839--1906) -- оперный певец, бас. Артист Большого театра с 1876 по 1889г.

31 января 1881 г., одновременно с генеральной репетицией балета "Арифа", происходили спевки хора и солистов, по-видимому, в связи с подготовкой к спектаклю "Фауст" 1 февраля, в котором Климентова после долгого перерыва выступала в партии Маргариты, Хохлов пел Валентина, Фюрер -- Мефистофеля.

48 По свидетельству В. С. Алексеева, декорации для спектаклей Алексеевского кружка "заказывались или Гецману (маленькому актеру Малого театра)... или И. М. Кондратьеву. На художественность они не претендовали" (см. "О Станиславском", стр. 57).

Из печатной программы Алексеевского кружка от 24 января 1884 г. видно, что декорации к спектаклю "Графиня де ла Фронтьер" ("Камарго") были выполнены Кондратьевым.

49 За билеты на генеральную репетицию балета "Арифа".

50 Фридерикс-сын -- по-видимому, сын балетного артиста и педагога Фредерика Маловерня (1808--1872), известного в России под именем Фредерика.

51 Настасья Михайловна -- Карпакова 2-я, артистка балета Большого театра, сестра балерины П. М. Карпаковой.

52 Карпакова 1-я, Полина (Пелагея) Михайловна (1844--1920) -- балерина Большого театра с 1861 по 1883 г. Исполнительница основных партий в балетах "Конек-Горбунок", "Сатанилла", "Наяда и рыбак", "Дева ада", "Фенелла", "Корсар", "Царь Кандавл" и др.

В первой постановке "Лебединого озера" в 1877 г. в Большом театре П. М. Карпакова исполняла роль Одетты.

2 февраля 1881 г. состоялась премьера балета "Арифа -- жемчужина Адена" Г. Ю. Гербера с П. М. Карпаковой в заглавной роли.

53 "Жизнь или смерть, или Самоубийцы от любви" -- комедия-водевиль в одном действии Э. Скриба (французское название "Etre aimИ, ou mourir!").

54 "Переселенцы" -- роман Д. В. Григоровича, написан в 1855--1856 гг.

55 Елизавета Ивановна -- Леонтьева, гувернантка матери Станиславского, жившая в доме Алексеевых "на покое". Е. И. Леонтьева была подругой по институту А. О. Россет-Смирновой (фрейлины при дворе Николая I), посещала ее литературные вечера, где встречала Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Вяземского. Однажды принимала участие в спектакле Алексеевского кружка ("Денежные тузы", 1886 г.). В печатной программе против фамилии Леонтьевой (исполнявшей роль Журавлевой) имеется карандашная приписка Станиславского: "100-летняя старуха".

56 Программа спектакля Малого театра 3 февраля 1881 г. состояла из трех пьес: "Дело Плеянова", драма в четырех действиях В. Александрова (Крылова); "В камере судьи" В. Слепцова (переделка К. Шкаринь) и "Слабая струна", водевиль в одном действии, перевод с французского П. Баташева. В спектакле играли: Васильева, Медведева, Федотова, Самарин, Ленский, Макшеев, Музиль, М. П. Садовский и другие.

Несколько месяцев спустя в водевиле "Слабая струна", поставленном в Любимовке летом 1881 г., Станиславский играл роль философа Калифуршона, в которой он в спектакле Малого театра видел А. Д. Давыдова.

В драме "Дело Плеянова" Станиславский в феврале 1887 г. в любительском спектакле в театре "Парадиз" играл роль Дарского, которую в спектакле Малого театра исполнял А. П. Ленский.

57 Архиповы -- семья присяжного поверенного Николая Павловича Архипова, дружившая с семьей Алексеевых. Сын Н. П. Архипова -- впоследствии известный режиссер Николай Николаевич Арбатов. Его двоюродные сестры Мария и Сусанна Архиповы принимали участие в опереттах, ставившихся в Алексеевской кружке.

58 Жорж Калиш -- Калиш Георгий Германович, товарищ Станиславского, брат Авг. Г. Калиша.

59 Польтрон -- действующее лицо в водевиле "Много шума из пустяков". При постановке этого водевиля в Алексеевской кружке летом 1881 г. роль Польтрона играл С. А. Тупиков (см. прим. 19).

60 Беляев -- врач, специалист по болезням уха, горла и носа.

61 Виктор -- родственник Л. А. и А. А. Гальнбек.

62 Кашка -- Ф. А. Кашкадамов.

63 В "Много шума из пустяков" Станиславский репетировал роль Коко, сына Польтрона. Какую именно роль Станиславский готовил в комедии "Жизнь или смерть", установить не удалось.

64 Киргизская палатка -- первая картина третьего акта "Конька-Горбунка", изображающая "богатую спальню киргизского хана". А. И. Помялова 1-я исполняла роль одной из жен хана.

65 М. И. Помялова 2-я танцевала повелительницу нереид.

66 Барцал Антон Иванович (1847--1927) -- оперный певец, тенор, с 1882 по 1903 г. главный режиссер Большого театра. В свой бенефис 18 февраля 1881 г. в "Руслане и Людмиле" М. И. Глинки пел партии Финна и Баяна.

67 Вася Бостанжогло -- Василий Николаевич, двоюродный брат Станиславского.

68 Василий Ефимович -- Макашев, репетитор Георгия Сергеевича Алексеева. В Алексеевской кружке был сценариусом (помощником режиссера), а также принимал участие в некоторых спектаклях в качестве актера.

69 Конев Порфирий Тимофеевич окончил Московскую консерваторию, где с 1872 по 1882 г. был преподавателем по классу фортепиано. Преподавал музыку в доме Алексеевых. См. о нем в воспоминаниях З. С. Соколовой ("К. С. Станиславский. Материалы. Письма. Исследования", М., 1955, стр. 369) и А. С. Штекер (Музей МХАТ).

Под руководством Конева, при участии его учениц, шла подготовка к музыкальному вечеру (см. прим, 75) в доме Алексеевых.

70 "Африканка" -- опера Д. Мейербера.

Для музыкального вечера репетировался марш из "Африканки" в шестнадцать рук. "Помню, играли марш из "Африканки" Мейербера "с треском", как выражались братья",-- вспоминает З. С. Соколова.

71 В утреннем спектакле 22 февраля 1881 г. в Большом театре были показаны: 1) третий акт оперы А. Н. Верстовского "Аскольдова могила"; 2) балет в трех действиях "Роберт и Бертрам, или Два вора", музыка Г. Шмидта, постановка Ф. Кшесинского; 3) первая картина третьего акта балета "Конек-Горбунок" -- "богатая спальня киргизского хана".

72 Роль Иванушки исполнял В. Ф. Гельцер (1840--1908), выдающийся характерный танцовщик и мимический актер. В роли Иванушки Гельцер, в противовес трактовке постановщика балета Сен-Леона; приблизился к народному представлению об этом образе.

73 Дульгоф Эмилия -- ученица Московского театрального училища.

74 Ученицы П. Т. Конева.

75 В доме Алексеевых шла подготовка к музыкальному вечеру, назначенному на 1 марта 1881 г. В программу входили произведения Глинки, Чайковского, Бетховена, Листа, Моцарта, Шопена, Мендельсона, Верди и других композиторов. Среди участвующих были: В. С. Алексеев (романс Чайковского и рапсодия Листа), З. С. и А. С. Алексеевы (ноктюрны Шопена), Ф. А. Кашкадамов (соло для скрипки из оперы "Травиата") и другие. Арию из оперы Ш. Гуно "Царица Савская" ("La Reine de Saba") репетировала A. H. Гальнбек, которая кроме того должна была исполнять романс Чайковского "И больно и сладко" и серенаду Брага.

Станиславский в музыкальном вечере не участвовал.

76 В водевиле "Слабая струна" сестры Станиславского -- З. С. и А. С. Алексеевы -- репетировали роли Мими и Зизи.

77 Коля -- Алексеев Николай Александрович, двоюродный брат Станиславского, один из директоров Русского музыкального общества (РМО). В 1885 г. был избран московским городским головой.

78 По приговору Исполнительного комитета партии "Народная воля" 1 марта 1881 г. император Александр II был убит в Петербурге бомбой, брошенной народовольцем Гриневицким.

79 "Тангейзер" -- опера Р. Вагнера.

80 Рубинштейн Николай Григорьевич (1835--1881) -- крупный музыкальный деятель, основатель Московской консерватории и Московского отделения Русского музыкального общества, педагог, выдающийся пианист, дирижер.

81 Вася -- по-видимому, В. Н. Бостанжогло (см. прим. 67).

82 Сумбул Леонид Николаевич -- товарищ московского городского головы.

83 Пржевальский Владимир Михайлович -- присяжный поверенный (в рукописи Станиславский ошибочно пишет -- Преживальский).

84 Муромцев Сергей Андреевич -- профессор, впоследствии председатель первой Государственной думы. Муж М. Н. Климентовой (см. прим. 47).

85 Ф. А. Кашкадамов, больной туберкулезом, уезжал в Крым для лечения.

86 Причудник -- верховая лошадь Станиславского.

87 Арно Карл Карлович -- товарищ В. С. Алексеева.

88 Об участии Станиславского в похоронах Н. Г. Рубинштейна см. Собр. соч., т. 1, стр. 413--414.

89 Калмыкова 2-я Евдокия Николаевна -- балерина Большого театра. Окончила Московское театральное училище в 1881 г. (с 1877 г. выступала в спектаклях Большого театра).

90 Черепова 2-я Софья Витальевна, Полякова Анна Тимофеевна -- артистки балета Большого театра, окончили Московское театральное училище в 1881 г.

91 "Юдифь" -- опера А. Н. Серова.

92 В 1881 г. Станиславский вышел из Лазаревского института, не окончив его, и поступил на золотоканительную фабрику Товарищества "Владимир Алексеев".

Наши рекомендации