Искусство конца ху1п-х1х вв
Зарубежное искусство
Методические указания для студентов всех форм обучения
6 семестр
специальность 070906 –
Составитель М. В. Цейтлина
Санкт-Петербург
Основные темы
1. Искусство Франции XVIII в. Введение. Эпоха Просвещения: общие понятия, эстетика, темы в искусстве и литературе. Классицизм XVIII в., его принципиально основные черты, историческое место и значение.
2. Искусство интерьера и живопись эпохи рококо. А. Ватто, Н. Ланкре, Ф. Буше. Театр и театральность.
3. Реализм и сентиментализм в изобразительном искусстве эпохи Просвещения: Шарден, Грез. Классицизм в живописи Л. Давида.
4. Архитектура и скульптура эпохи французской революции. Осуществленные проекты и архитектурные утопии. Ж. Суффло, К. Леду. Классицизм в скульптуре: Ж.-А. Гудон, Ж.-Б. Пигаль.
5. Английское искусство XVIII в. Хогарт, Гейнсборо, Рейнольдс
6. Искусство Италии XVIII в. Живопись. Творчество Д.Б. Тьеполо в контексте искусства позднего барокко. Тенденции рококо в венецианской живописи. Пейзаж-ведута: А. Каналетто, А. Белотто, Ф. Гварди. Черты предромантизма в произведениях Д.Б. Пиранези.
7. Искусство Западной Европы XIX в. Культура европейского романтизма как продолжение идей эпохи Просвещения. Реализм в искусстве: общие понятия.
8. Зарождение и развитие романтического искусства в Германии. «Религиозно-философский» романтизм Германии (Ф.О. Рунге, К.Д. Фридрих). Назарейская школа и романтический культ Рафаэля в Германии.
9. Искусство европейского романтизма.«Героический» романтизм Франции: поэзия смерти, эстетика безобразного, ориентализм (Жерико, Делакруа). Романтические тенденции в классицизме: эстетизм, подражание Рафаэлю (школа Луи Давида и О.Д. Энгр). Скульптура А. Кановы.
10. Английский романтический пейзаж (Констебль, Тернер, Бонингтон).
11. Творчество испанского художника Ф. Гойи в контексте романтической эстетики.
12. Искусство середины и второй половины XIX в. Архитектура. Д. Пэкстон, Г. Эйфель и др. Живопись реализма во Франции: О. Домье, Г. Курбе. Барбизонская школа пейзажистов: Т. Руссо, К. Коро.
13. Английское искусство этого периода. Создание «Братства прерафаэлитов». Д.Г. Россети, художественная деятельность и теория У. Морриса. Его роль в развитии декоративно-прикладного искусства.
14. Западноевропейское искусство конца XIX – начала XX в. Изменение художественного мировоззрения, смысл импрессионизма как нового образа мышления в искусстве. Возникновение стиля модерн. Поиски единого стиля в архитектуре, декоративно-прикладном, отчасти в станковом искусстве. Первая декоративно-орнаментальная стадия стиля модерн.
15. Французское искусство конца XIX – начала XX в. Живопись. Эдуард Мане и истоки импрессионизма. Творчество Ренуара.
16. Импрессионистический пейзаж (К. Моне, Писсаро, Сислей). Морис Дени.
17. Живопись постимпрессионизма (Сезанн, Ван Гог, Гоген). Скульптура О. Родена.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Искусство 18 века
Арнасон Г. Г.Скульптура Гудона. М., 1982.
Аркин Д.Архитектура французской революции XVIII в. // Архитектура СССР. - 1939, № 7. - С. 70-78.
Беде Р. Каналетто: А.. Канале, 1697-1768, Бернардо Белотто, 1720-1780. Будапешт: Корвин, 1963.
Б.Р. Виппер. Проблема реализма в итальянском искусстве 17-18 веков. М., 1966.
Джонатан Нортон Леонард. Мир Гейнсборо. М., 1998.
Дьяков Л. А.Алессандро Маньяско. - М., 1978.
Дьяков Л. А.Гюбер Робер. - М., 1971.
Дьяков Л. А.Дж. Б. Пиранези. - М., 1980.
История искусства зарубежных стран 17-18 веков. Ред. В.И. Раздольской. М. Изобразительное искусство, 1988г.
Зарецкая 3. В., Косарева Н. К.Французская скульптура ХVП-ХХ вв. в Эрмитаже. Л.,1963.
Лившиц Н., Зернов Б., Воронихина Л.Искусство ХII-ХХ вв. Исторические очерки. -М., 1966. (Можно использовать в качестве учебника)
Михайлова Р.Тема сельской идиллии в английской усадебной архитектуре XVIII - первой трети XIX ст. // Пластические искусства: Исследования молодых: Сб. науч. работ аспирантов. М., 1997. - С. 62-74. / Некрасова Е. А. Томас Гейнсборо. - М., 1990.
Немшова И. С.Французская живопись XVIII века в Эрмитаже: Науч. каталог. Л., 1982.
Никитюк О.Д. Франческо Гварди. М.: Искусство, 1968.
Рославец Е. Н.Живопись Франции ХVII-ХVIII вв. - Киев, 1990.
Сабельникова С. Франческо Гварди. К 275-летию со дня рождения. // Искусство. 1987. № 8.
Федотова Е. Д.Венецианская живопись века Просвещения. — М., 1998.
ЧегодаевА.Д.Антуан Ватто. 1684-1721.-М., 1963.
Чекмарев В.Становление неоготики в английской архитектуре на рубеже ХVII-ХVШ вв. // Архитектура СССР. - 1990, № 2. - С. 96-101.
Швидковский Д. О.Архитектура Англии и России в эпоху классицизма:взаимосвязи и параллели // Россия - Европа: Из истории русско-европейских художественных связей XVIII - нач. XX вв.: Сб. статей. М., 1995.-С. 5-21.
Эстетика Хогарта и современность. -М., 1993.
Якимович А. К.Об истоках и природе искусства Ватто // Западноевропейская художественная культура XVIII в. - М., 1980.
Якимович А. К.Новое время. Азбука-классика.
Якимович А. К.Шарден и французское Просвещение. - М., 1981.
Искусство конца ХУ1П-Х1Х вв.
Бенуа Ф.Искусство Франции эпохи революции и первой империи. - М.;Л., 1940. (Луи Давид и его школа)
Вентури Л.Художники Нового времени. - М., 1956. (Гойя, Давид)
Дукельская Л. А.Искусство Англии ХУ1-Х1Х веков в Эрмитаже: Очерк путеводитель. - Л., 1983.
Кожина Е.Романтическая битва.
Классицизм и романтизм:Архитектура. Скульптура. Живопись. Рисунок. 1750-1848. –Ольденбург?, 2001.
Прокофьев В. Н.Гойя в искусстве романтической эпохи. -М., 1986.
Раздольская В.И. Европейское искусство 19 века. Азбука-классика, 2005г.
Эберт Ганс.Жан-Огюст Доминик Энгр. - Берлин, 1982.