Начинайте с одного источника основного освещения
Пусть Ваше освещение будет простым. Я всегда использую один и тот же осветительный прием. Делает ли это мои фотографии скучными? Я так не думаю. Я просто не вижу необходимости в дополнительных приемах освещения и предлагаю Вам потренироваться в искусстве портрета с использованием одного источника света. Вы должны научиться освещать людей правильно при помощи всего одного источника света.
Осветительный прием, который я использую во всех ситуациях, заключается в направлении света в оба глаза, при этом свет будет чуть выше и в стороне от человека. На одну сторону носа должна падать тень. Если свет установлен верно, в глазах Вашего клиента Вы увидите световые блики на 1:00 или 11:00. Еще одним признаком верно выбранного приема является небольшая тень у основания носа, слегка спускающаяся к одной стороне носа. Видоискатель камеры должен смотреть на затененную сторону лица.
Я использую Mini Apollo Soft Box для основного освещения
Мне нравится выбирать небольшие источники освещения в качестве основных. Они позволяют мне сконцентрировать свет на лицах, постепенно приглушая его по мере ухода на тело.
Mini Apollo можно использовать со всеми небольшими источниками освещения. Свет направляется прямо сквозь прозрачную переднюю панель. Кстати, единственную панель. Поскольку рефлектор света имеет круглую форму, он формирует круглые блики в глазах человека. Это, на мой взгляд, лучше, чем квадратные блики.
Я размещаю лампу вблизи передней панели Mini Apollo… но достаточно далеко, чтобы она не сожгла прозрачный материал. Что происходит далее:
Софтбоксы с дополнительным рассеивающим слоем слишком рассеивают свет. В этом случае я рекомендую убрать внутренний слой.
Установка основного света
До того, как Вы начали устанавливать основной свет, определите, зачем он нужен. В упрощенном понимании основной свет нужен для того, чтобы освещать контуры человека. Он должен привлекать внимание к переднему плану («маске») лица.
Как было сказано выше в этом руководстве, тело человека находится в Основной позе и направлено к основному свету. Тело человека в Женской позе повернуто от основного света. Ее лицо направлено в сторону основного света.
Основной свет располагается над лицом и чуть в стороне. Свет размещается так, чтобы он попадал в ОБА глаза. Мне не нужно треугольное пятно света на щеке, удаленной от камеры. На самом деле, я стараюсь избегать этого, потому что, если оно появляется, то это, скорее всего, означает, что свет не попадает в глаз на более удаленной стороне лица.
Хорошее освещение лица создаст тень на одной стороне носа. Оно также создает небольшую тень, переходящую слегка вниз и в сторону от кончика носа. Тень от носа не должна переходить на щеку, и точно также не должна заходить на область губ.
Подобное освещение должно оставаться неизменным, вне зависимости от того, с какого угла Вы фотографируете лицо. Таким образом, если Вы поворачиваете лицо, Вы точно также должны изменить и освещение, чтобы оно оставалось прежним.
Как правило, свет располагается под приблизительным углом в 45° к камере, если Вы фотографируете человека в анфас. Затем, если камера изменяет положение, чтобы сфотографировать лицо в пол-оборота, свет должен сдвинуться примерно на 90° от камеры. Хорошим решением будет сразу расположить освещение в соответствии с тем, что Вы будете фотографировать, еще до того, как Вы начнете усаживать клиента перед камерой.
Раскрытие теней
Когда Вы установите основной свет, у Вас наверняка появятся тени, которые будут выходить за пределы освещенной области и могут помешать отобразить в кадре необходимые детали. С этой проблемой легко справиться, если использовать серебряный рефлектор или рассеивающий свет. Можно комбинировать оба вспомогательных устройства.
Если Вы используете рефлектор, он должен располагаться слегка впереди лица. Старайтесь не устанавливать его позади лица. Если рефлектор окажется сзади лица, он создаст дополнительный источник света, направленный в противоположную от основного света сторону. Это не будет способствовать получению хорошего изображения. Правильно расположенный рефлектор будет забирать некоторое количество основного света и рассеивать его над затененной стороной лица… выявляя детали даже в самых затененных областях.
Я располагаю рефлектор так, что визуально тени становятся несколько резче, чем они должны быть на уже готовой фотографии. Когда фотография будет печататься, и будут выявляться детали в самых освещенных областях, тени сами лягут на лицо так, как мне нужно.